Массовая и элитарная культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 11:28, контрольная работа

Описание

В рамках отдельного общества можно выделить:

• высокую (элитарную)

• народную (фольклорную) культуру, в их основе - различный уровень образованности индивидов и

• массовую культуру, к формированию которой привело активное развитие СМИ.

В данной контрольной работе мы рассмотрим основные понятия массовой и элитарной культуры, отметим основные проявления и направления массовой культуры.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 37.38 Кб (Скачать документ)

     • система национальной (государственной) идеологии и пропаганды, "патриотического" воспитания и пр., контролирующая и

                                                10

формирующая политико-идеологические ориентации населения  и его отдельных групп (например, политико-воспитательная работа с военнослужащими), манипулирующая сознанием людей  в интересах правящих элит, обеспечивающая политическую благонадежность и  желательное электоральное поведение  граждан, "мобилизационную готовность" общества к возможным военным  угрозам и политическим потрясениям  и т.п.;

     • массовые политические движения (партийные и молодежные организации, манифестации, демонстрации, пропагандистские и выборные кампании и т.п.), инициируемые правящими или оппозиционными элитами с целью вовлечения в политические акции широких слоев населения, в большинстве своем весьма далекого от политических интересов элит, мало понимающего смысл предлагаемых политических программ, на поддержку которых людей мобилизуют методом нагнетания политического, националистического, религиозного и иного психоза;

     • массовая социальная мифология (национал-шовинизм и истерический "патриотизм", социальная демагогия, популизм, квазирелигиозные и пара научные учения и движения, экстрасенсорика, "кумиромания", "шпиономания", "охота на ведьм", провокативные "утечки информации", слухи, сплетни и т.п.), упрощающая сложную систему ценностных ориентаций человека и многообразие оттенков миропонимания до элементарных дуальных оппозиций ("наши – не наши"), замещающая анализ сложных многофакторных причинно-следственных связей между явлениями и событиями апелляциям к простым и, как правило, фантастическим объяснениям (мировой заговор, происки иностранных спецслужб, "барабашки", инопланетяне и пр.), партикуляризирующая сознание (абсолютизирующее единичное и случайное, игнорируя при этом типичное, статистически преобладающее) и т.п. Это в конечном счете освобождает людей, не склонных к сложным интеллектуальным рефлексиям, от усилий по рациональному объяснению волнующих их проблем, дает выход эмоциям в их наиболее инфантильном проявлении;

     • индустрия развлекательного досуга, включающая в себя массовую художественную культуру (практически по всем видам литературы и искусства, быть может, за определенным исключением архитектуры), массовые постановочно-зрелищные представления (от спортивно-цирковых до эротических), профессиональный спорт (как зрелище для болельщиков),

                                                11

структуры по проведению организованного развлекательного досуга (соответствующие типы клубов, дискотеки, танцплощадки и пр.) и  иные виды массовых шоу. Здесь потребитель, как правило, выступает не только в роли пассивного зрителя (слушателя), но и постоянно провоцируется  на активное включение или экстатическую  эмоциональную реакцию на происходящее (порой не без помощи допинговых стимуляторов), что является во многих отношениях эквивалентом все той  же "субкультуры детства", только оптимизированным под вкусы и  интересы взрослого или подросткового  потребителя. При этом используются технические приемы и исполнительское  мастерство "высокого" искусства  для предачи упрощенного, инфантилизированного смыслового и художественного содержания, адаптированного к невзыскательным вкусам, интеллектуальным и эстетическим запросам массового потребителя. Массовая художественная культура достигает эффекта психической релаксации нередко посредством специальной эстетизации вульгарного, безобразного, брутального, физиологического, т.е. действуя по принципу средневекового карнавала и его смысловых "перевертышей". Для этой культуры характерно тиражирование уникального, культурно значимого и сведение его к обыденно-общедоступному, а порой и ирония над этой общедоступностью и т.п. (опять-таки на основе карнавального принципа профанирования сакрального);

     • индустрия оздоровительного досуга, физической реабилитации человека и исправления его телесного имиджа (курортная индустрия, массовое физкультурное движение, культуризм и аэробика, спортивный туризм, а также система хирургических, физиотерапевтических, фармацевтических, парфюмерных и косметических услуг для исправления внешности), что, помимо объективно необходимой физической рекреации человеческого организма, дает индивиду возможность "подправить" свою внешность в соответствии с актуальной модой на тип имиджа, со спросом на типажи сексуальных партнеров, укрепляет человека не только физически, но и психологически (поднимает его уверенность в своей физической выносливости, гендерной конкурентоспособности и т.п.);

     • индустрия интеллектуального и эстетического досуга ("культурный" туризм, художественная самодеятельность, коллекционирование, интеллектуально или эстетически развивающие кружки по интересам, разнообразные общества собирателей, любителей и поклонников чего бы то ни было, научно-просветительские учреждения и

                                               12

объединения, а также все, что попадает под  определение "научно-популярное", интеллектуальные игры, викторины, кроссворды и т.п.), приобщающая людей к  научно-популярным знаниям, научному и  художественному любительству, развивающая  общую "гуманитарную эрудицию" у  населения, актуализирующая взгляды  на торжество просвещенности и гуманности, на "исправление нравов" посредством  эстетического воздействия на человека и т.п., что вполне соответствут еще сохраняющемуся в культуре западного типа "просвещенческому" пафосу "прогресса через знание";

     • система организации, стимуляции и управления потребительским спросом на вещи, услуги, идеи как индивидуального, так и коллективного пользования (реклама, мода, имиджмейкерство и т.п.), формулирующая в общественном сознании стандарты социально престижных образов и стилей жизни, интересов и потребностей, имитирующая в массовых и доступных по ценам моделях формы элитных образцов, включающая рядового потребителя в ажиотажный спрос как на престижные предметы потребления, так и модели поведения (особенно проведения досуга), типы внешности, кулинарные предпочтения, превращающая процесс безостановочного потребления социальных благ в самоцель существования индивида;

     • разного рода игровые комплексы от механических игровых автоматов, электронных приставок, компьютерных игр и т.п. до систем виртуальной реальности, развивающие определенного рода психомоторные реакции человека, приучающие его к быстроте реакции в информационно недостаточных и к выбору в информационно избыточных ситуациях, что находит применение как в программах подготовки определенных специалистов (летчиков, космонавтов), так и в общеразвивающих и развлекательных целях:

     • всевозможные словари, справочники, энциклопедии, каталоги, электронные и иные банки информации, специальных знаний, публичные библиотеки, "Интернет" и т.п., рассчитанные не на подготовленных специалистов в соответствующих областях знаний, а на массовых потребителей "с улицы", что также развивает просвещенческую мифологему о компактных и популярных по языку изложения компендиумах социально значимых знаний (энциклопедиях), а по существу возвращает нас к средневековому принципу "реестрового" построения знания.

                                                       13

     1.3. Особенности массовой культуры

          Научно-технический прогресс способствовал  возникновению досуга не только  у избранных, как это было  прежде, а у самых широких слоев  общества. Заполнение досуга становится  прерогативой массовой культуры.  Но слияние культуры с развлечением  не может не подорвать ее  устоев: развлечение не предполагает  ни созерцания, ни размышления,  оно мимолетно, несерьезно и  нацелено не на вечное, а на сиюминутное. Не глубиной идеи, но броскостью формы должен выделяться продукт массовой культуры для того, чтобы быть востребованным, рентабельным: только в этом случае ему удастся добиться успеха у значительного количества потребителей.  Типичное произведение массовой культуры должно быть занимательным по содержанию и эффектным, и в то же время, незамысловатым по форме – изыски здесь не приветствуются. Массовая культура отвергает любые эксперименты, она ориентируется на предельно простые, уже отработанные в культуре приемы, она традиционна и консервативна. Любая новация может привести к тому, что произведение станет понятным не всем и каждому, а это неминуемо повлечет за собой утрату части потребителей. Произведение массовой культуры всегда имеет четкий сюжет, непременно с интригой, и оно всегда принадлежит конкретному жанру: любовный роман, детектив, приключения. По началу фильма легко угадать его конец, по тембру голоса актера – является он по сюжету героем или злодеем (для облегчения этой задачи в первых американских вестернах дело доходило до того, что белую шляпу мог носить лишь положительный персонаж, а отрицательный – вынужден был довольствоваться черной).

         В произведении массовой культуры  потребителя волнует, прежде всего,  внятная сюжетная канва без  особых художественных излишеств,  рассказ, наподобие мифа или  сказки, в котором он, тем не  менее, ищет иллюзию жизненности,  достоверности воображаемых героев. Сюжет позволяет радоваться вместе  с героями, сострадать перипетиям  их судеб.  Одна из особенностей  восприятия массовой культуры  состоит в том, что зритель  или читатель идентифицирует  себя с героями художественного  произведения. В основе подобной  идентификации лежит стремление  к идеалу, который и воплощает  в себе произведение массовой  культуры, реализующее чьи-то несбывшиеся  мечты. Массовая культура не  только развлекает, она выступает  в качестве иллюзорной компенсации  за

                                                 14

несправедливости  жизни, за отсутствие денег, здоровья, любви, успеха, признания и т.д. Потребитель  получает возможность на время отвлечься  от своих проблем, отождествить себя с благополучным героем, разнообразить, хотя бы и иллюзорно, эмоционально бедное или исполненное только отрицательных  эмоций существование.

            Сюжеты массовой культуры часто  повторяются. "Описание драматической  формулы... – "попасть в беду  и вновь выпутаться из нее"  приложимо ко всей массовой  культуре целиком, начиная со  слабоумных дамских сериалов  и кончая самыми высокими достижениями", - писали Адорно и Хоркхаймер еще в начале 1940-х гг. С тех пор в массовой культуре в содержательном плане мало что изменилось. Те же формулы, те же вечные истории, типа истории Золушки. В этом смысле произведения массовой культуры являются своеобразным источником социального оптимизма. Редкий голливудский фильм обходится без фразы: "Я сделал это!". Мультипликационный Дональд Дак, равно как и неудачники в реальности, получает свою порцию побоев не только для того, чтобы зрители смогли свыкнуться с теми, которые ожидают их самих - писали Адорно и Хоркхаймер, - но и для того, чтобы продемонстрировать зрителям возможность благополучного выхода из любой ситуации, внушить надежду, силы жить дальше. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                 15

     1.4. Элитарная культура  как антипод массовой

         Элитарная культура (от франц.  elite – лучшее, избранное) рассматривается в культурологии как антипод массовой культуры. Х.Ортега-и-Гассет пишет: "Под поверхностью всей современной жизни кроется глубочайшая и возмутительнейшая неправда – ложный постулат реального равенства людей. В общении с людьми на каждом шагу убеждаешься в противоположном...".

         Идея была не нова – еще  С. Кьеркегор утверждал, что  историей должно руководить меньшинство.  А. Шопенгауэр в работе "Мир  как воля и представление"  разделил человечество на две  неравные части: "людей пользы" и "людей гения", способных  к чистому созерцанию, а не  ориентированных только на утилитарную  деятельность; равнодушных как к  практике, так и к своему жизненному  пути, который в большинстве случаев  "проходят весьма неискусно", но способных при этом к  философско-художественной деятельности. "Людям гения" нелегко приходится  среди "людей пользы": они  имеют множество врагов. "Людей  пользы" раздражает в них несомненное  умственное превосходство. Массовая  культура тоже относится к элитарной с крайним раздражением, неосознанно подозревая, что в свете последней все ее собственные достижения несостоятельны и убоги.

Информация о работе Массовая и элитарная культура