Массовая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 11:13, курсовая работа

Описание

Цель работы — исследовать массовую культуру в современном мире.
Задачи работы:
1. рассмотреть понятие «массовая культура»;
2. изучить историю развития массовой культыры, начиная с ее истоков и отметить ее особенности в современном мире;
3. исследовать проблемы, связанные с массовой культурой;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ. 6
1.1 Понятие массовой культуры 6
1.2 Истоки массовой культуры 6
1.3 Становление массовой культуры 7
1.4 Эко¬но¬ми¬че¬ские пред¬по¬сыл¬ки и со¬ци¬аль¬ные функ¬ции “мас¬со¬вой” куль¬ту¬ры 9
1.5 Про¬бле¬ма ти¬по¬ло¬гии куль¬ту¬ры 11
1.6 Лич¬ность как тво¬рец куль¬ту¬ры, ее цен¬но¬стей 14
1.7 Фи¬ло¬соф¬ские ос¬но¬вы мас¬со¬вой куль¬ту¬ры ………………………….....16
1.8 Эли¬тар¬ная куль¬ту¬ра как ан¬ти¬под мас¬со¬вой куль¬ту-ры…………………21
2 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 28

Работа состоит из  1 файл

Текст записки.doc

— 171.00 Кб (Скачать документ)

1.4 Эко­но­ми­че­ские пред­по­сыл­ки и со­ци­аль­ные функ­ции “мас­со­вой” куль­ту­ры

Ис­то­ки ши­ро­ко­го рас­про­стра­не­ния мас­со­вой куль­ту­ры в со­вре­мен­ном ми­ре кро­ют­ся в ком­мер­циа­ли­за­ции всех об­ще­ст­вен­ных от­но­ше­ний, на ко­то­рую ука­зы­вал еще К. Маркс в “Ка­пи­та­ле”. В этом со­чи­не­нии К. Маркс рас­смот­рел че­рез приз­му по­ня­тия “то­вар” все мно­го­об­ра­зие со­ци­аль­ных от­но­ше­ний в бур­жу­аз­ном об­ще­ст­ве.

Стрем­ле­ние ви­деть то­вар в сфе­ре ду­хов­ной дея­тель­но­сти в со­че­та­нии с мощ­ным раз­ви­ти­ем средств мас­со­вой ком­му­ни­ка­ции и при­ве­ло к соз­да­нию но­во­го фе­но­ме­на — мас­со­вой куль­ту­ры. За­ра­нее за­дан­ная ком­мер­че­ская ус­та­нов­ка, кон­вей­ер­ное про­из­вод­ст­во — все это во мно­гом оз­на­ча­ет пе­ре­не­се­ние в сфе­ру ху­до­же­ст­вен­ной куль­ту­ры то­го же фи­нан­со­во-ин­ду­ст­ри­аль­но­го под­хо­да, ко­то­рый ца­рит п в дру­гих от­рас­лях ин­ду­ст­ри­аль­но­го про­из­вод­ст­ва. К то­му же мно­гие твор­че­ские ор­га­ни­за­ции тес­но свя­за­ны с бан­ков­ским и про­мыш­лен­ным ка­пи­та­лом, что из­на­чаль­но пре­до­пре­де­ля­ет их (будь-то ки­но, ди­зайн, ТВ) на вы­пуск ком­мер­че­ских, кас­со­вых, раз­вле­ка­тель­ных про­из­ве­де­ний. В свою оче­редь по­треб­ле­ние этой про­дук­ции — это мас­со­вое по­треб­ле­ние, ибо ау­ди­то­рия, ко­то­рая вос­при­ни­ма­ет дан­ную куль­ту­ру -это мас­со­вая ау­ди­то­рия боль­ших за­лов, ста­дио­нов, мил­лио­ны зри­те­лей те­ле­ви­зи­он­ных и ки­но­эк­ра­нов.

В со­ци­аль­ном пла­не мас­со­вая куль­ту­ра фор­ми­ру­ет но­вый об­ще­ст­вен­ный слой, по­лу­чив­ший на­зва­ние “сред­ний класс”. Про­цес­сы его фор­ми­ро­ва­ния и функ­цио­ни­ро­ва­ния в об­лас­ти куль­ту­ры наи­бо­лее кон­кре­ти­зи­ро­ван­но из­ло­же­ны в кни­ге фран­цуз­ско­го фи­ло­со­фа и со­цио­ло­га Э. Мо­ре­на “Дух вре­ме­ни” (1962 г.). По­ня­тие “сред­ний класс” ста­ло ос­но­во­по­ла­гаю­щим в за­пад­ной куль­ту­ре и фи­ло­со­фии. Этот “сред­ний класс” стал и стерж­нем жиз­ни ин­ду­ст­ри­аль­но­го об­ще­ст­ва. Он же и сде­лал столь по­пу­ляр­ной мас­со­вую куль­ту­ру.

Мас­со­вая куль­ту­ра ми­фо­ло­ги­зи­ру­ет че­ло­ве­че­ское соз­на­ние, мис­ти­фи­ци­ру­ет ре­аль­ные про­цес­сы, про­ис­хо­дя­щие в при­ро­де и в че­ло­ве­че­ском об­ще­ст­ве. Про­ис­хо­дит от­каз от ра­цио­наль­но­го на­ча­ла в соз­на­нии. Це­лью мас­со­вой куль­ту­ры яв­ля­ет­ся не столь­ко за­пол­не­ние до­су­га и сня­тия на­пря­же­ния и стрес­са у че­ло­ве­ка ин­ду­ст­ри­аль­но­го и по­стин­ду­ст­ри­аль­но­го об­ще­ст­ва, сколь­ко сти­му­ли­ро­ва­ние по­тре­би­тель­ско­го соз­на­ния у ре­ци­пи­ен­та (т. е. у зри­те­ля, слу­ша­те­ля, чи­та­те­ля), что в свою оче­редь фор­ми­ру­ет осо­бый тип — пас­сив­но­го, не­кри­ти­че­ско­го вос­при­ятия этой куль­ту­ры у че­ло­ве­ка. Все это и соз­да­ет лич­ность, ко­то­рая дос­та­точ­но лег­ко под­да­ет­ся ма­ни­пу­ли­ро­ва­нию. Дру­ги­ми сло­ва­ми, про­ис­хо­дит ма­ни­пу­ли­ро­ва­ние че­ло­ве­че­ской пси­хи­кой и экс­плуа­та­ция эмо­ций и ин­стинк­тов под­соз­на­тель­ной сфе­ры чувств че­ло­ве­ка, и пре­ж­де все­го чувств оди­но­че­ст­ва, ви­ны, вра­ж­деб­но­сти, стра­ха, са­мо­со­хра­не­ния.

Фор­ми­руе­мое мас­со­вой куль­ту­рой мас­со­вое соз­на­ние мно­го­об­раз­но в сво­ем про­яв­ле­нии. Од­на­ко, оно от­ли­ча­ет­ся кон­сер­ва­тив­но­стью, инерт­но­стью, ог­ра­ни­чен­но­стью. Оно не мо­жет ох­ва­тить все про­цес­сы в раз­ви­тии, во всей слож­но­сти их взаи­мо­дей­ст­вия. В прак­ти­ке мас­со­вой куль­ту­ры мас­со­вое соз­на­ние име­ет спе­ци­фи­че­ские сред­ст­ва вы­ра­же­ния. Мас­со­вая куль­ту­ра в боль­шей сте­пе­ни ори­ен­ти­ру­ет­ся не на реа­ли­сти­че­ские об­ра­зы, а на ис­кус­ст­вен­но соз­да­вае­мые об­ра­зы (имидж) и сте­рео­ти­пы. В мас­со­вой куль­ту­ре фор­му­ла (а в этом и есть сущ­ность ис­кус­ст­вен­но соз­да­вае­мо­го об­раза — имид­жа или сте­рео­ти­па) — это глав­ное. По­доб­ная си­туа­ция сти­му­ли­ру­ет идо­ло­по­клон­ст­во. Се­го­дня но­во­мод­ные “звез­ды ис­кус­ст­вен­но­го Олим­па” на­счи­ты­ва­ют не мень­ше фа­на­тич­ных по­клон­ни­ков, чем ста­рые бо­ги и бо­ги­ни.

Мас­со­вая куль­ту­ра в ху­до­же­ст­вен­ном твор­че­ст­ве вы­пол­ня­ет спе­ци­фи­че­ские со­ци­аль­ные функ­ции. Сре­ди них глав­ной яв­ля­ет­ся ил­лю­зор­но-ком­пен­са­тор­ская: при­об­ще­ние че­ло­ве­ка к ми­ру ил­лю­зор­но­го опы­та и не­сбы­точ­ных грез. И все это со­че­та­ет­ся с от­кры­той или скры­той про­па­ган­дой гос­под­ствую­ще­го об­раза жиз­ни, ко­то­рое име­ет сво­ей ко­неч­ной це­лью от­вле­че­ние масс от со­ци­аль­ной ак­тив­но­сти, при­спо­соб­ле­ния лю­дей к су­ще­ст­вую­щим ус­ло­ви­ям, кон­фор­мизм.

От­сю­да и ис­поль­зо­ва­ние в мас­со­вой куль­ту­ре та­ких жан­ров ис­кус­ст­ва как де­тек­тив, вес­терн, ме­ло­дра­ма, мю­зикл, ко­микс. Имен­но в рам­ках этих жан­ров соз­да­ют­ся уп­ро­щен­ные “вер­сии жиз­ни”, ко­то­рые сво­дят со­ци­аль­ное зло к пси­хо­ло­ги­че­ским и мо­раль­ным фак­то­рам. Это­му слу­жат и та­кие ри­ту­аль­ные фор­му­лы мас­со­вой куль­ту­ры, как “доб­ро­де­тель все­гда воз­на­гра­ж­да­ет­ся”, “лю­бовь и ве­ра (в се­бя, в Бо­га) все­гда по­бе­ж­да­ет все”.

Не­смот­ря на свою ка­жу­щую­ся бес­со­дер­жа­тель­ность, мас­со­вая куль­ту­ра име­ет весь­ма чет­кую ми­ро­воз­зрен­че­скую про­грам­му, ко­то­рая ба­зи­ру­ет­ся на оп­ре­де­лен­ных фи­ло­соф­ских ос­но­ва­ни­ях.

1.5 Про­бле­ма ти­по­ло­гии куль­ту­ры

Для ре­ше­ния слож­ной про­бле­мы ти­по­ло­гии куль­ту­ры не­об­хо­ди­мо най­ти объ­ек­тив­ные за­ко­но­мер­но­сти раз­ви­тия это­го важ­но­го со­ци­аль­но­го фе­но­ме­на. Для это­го ис­поль­зу­ет­ся кон­цеп­ция сме­ны об­ще­ст­вен­но-эко­но­ми­че­ских фор­ма­ций. Ка­ж­дая та­кая фор­ма­ция по­ро­ж­да­ет осо­бый тип куль­ту­ры со сво­ей сис­те­мой ма­те­ри­аль­ных и ду­хов­ных цен­но­стей и спо­со­бов дея­тель­но­сти для их соз­да­ния Об­щую схе­му ис­то­ри­че­ских ти­пов куль­ту­ры мож­но пред­ста­вить сле­дую­щим об­ра­зом: пер­во­быт­ная куль­ту­ра, куль­ту­ра ра­бо­вла­дель­че­ско­го строя, куль­ту­ра ази­ат­ско­го дес­по­ти­че­ско­го об­ще­ст­ва, куль­ту­ра фео­даль­но­го об­ще­ст­ва, куль­ту­ра ка­пи­та­ли­сти­че­ско­го об­ще­ст­ва, со­циа­ли­сти­че­ская куль­ту­ра. Ка­ж­дая об­ще­ст­вен­но-эко­но­ми­че­ская фор­ма­ция, яв­ля­ясь ка­че­ст­вен­но свое­об­раз­ным ис­то­ри­че­ским эта­пом в про­цес­се по­сту­па­тель­но­го раз­ви­тия об­ще­ст­ва, соз­да­ет свой тип куль­ту­ры, свою спе­ци­фи­че­скую, т. е. толь­ко ей при­су­щую, со­во­куп­ность ма­те­ри­аль­ных и ду­хов­ных цен­но­стей и спо­со­бов дея­тель­но­сти для их соз­да­ния.

Пер­во­быт­ная куль­ту­ра воз­ник­ла вме­сте с вы­де­ле­ни­ем че­ло­ве­ка из цар­ст­ва жи­вот­ных и про­су­ще­ст­во­ва­ла до сме­ны пер­во­быт­но­об­щин­ной фор­ма­ции клас­со­вым об­ще­ст­вом, ко­то­рая про­ис­хо­ди­ла в раз­лич­ных ре­гио­нах в раз­ное вре­мя (от IV ты­ся­че­ле­тия до на­шей эры в древ­нем Егип­те до I ты­ся­че­ле­тия до на­шей эры в Древ­ней Гре­ции).

В рам­ках пер­во­быт­ной куль­ту­ры скла­ды­ва­ют­ся и раз­ви­ва­ют­ся нрав­ст­вен­ные нор­мы и са­ма мо­раль как ис­то­ри­че­ски пер­вая фор­ма об­ще­ст­вен­но­го соз­на­ния. Фор­ми­ру­ют­ся ма­ги­че­ские и ми­фо­ло­ги­че­ские воз­зре­ния, на ба­зе ко­то­рых на позд­ней ста­дии пер­во­быт­но­об­щин­ной фор­ма­ции воз­ни­ка­ет ис­кус­ст­во и ре­ли­гия.  Ве­ли­чай­шим дос­ти­же­ни­ем пер­во­быт­но­го об­ще­ст­ва бы­ло фор­ми­ро­ва­ние са­мо­го че­ло­ве­ка, его вы­де­ле­ние из цар­ст­ва жи­вот­ных, что при­да­ло мощ­ный на­чаль­ный им­пульс все­му раз­ви­тию ми­ро­вой куль­ту­ры.

Куль­ту­ра ра­бо­вла­дель­че­ско­го об­ще­ст­ва от­ли­ча­ет­ся боль­шим ди­на­миз­мом. Экс­плуа­та­ция ог­ром­ных масс ра­бов, по­влек­шая за со­бой зна­чи­тель­ный рост при­ба­воч­но­го про­дук­та, да­ет воз­мож­ность ря­ду пред­ста­ви­те­лей клас­са ра­бо­вла­дель­цев со­сре­до­то­чить­ся на соз­да­нии ду­хов­ных цен­но­стей, на ос­мыс­ле­нии важ­ней­ших за­ко­но­мер­но­стей при­ро­ды, об­ще­ст­ва и мыш­ле­ния. Круп­ные дос­ти­же­ния ха­рак­тер­ны здесь для мно­гих об­лас­тей куль­ту­ры - эти­ки, пра­ва, по­ли­ти­ки, фи­ло­со­фии, нау­ки, ис­кус­ст­ва. Впер­вые по­яв­ля­ют­ся тра­ге­дия, дра­ма, по­эзия и ху­до­же­ст­вен­ная про­за как са­мо­стоя­тель­ные ви­ды от­ра­же­ния эс­те­ти­че­ской дей­ст­ви­тель­но­сти. Фор­ми­ру­ет­ся на­уч­ная ме­то­до­ло­гия, по­знан­ные за­ко­но­мер­но­сти ок­ру­жаю­ще­го ми­ра обос­но­вы­ва­ют­ся с по­мо­щью тща­тель­но раз­ра­бо­тан­ной и ло­ги­че­ски обос­но­ван­ной сис­те­мы до­ка­за­тельств. Ес­ли в про­шлые ис­то­ри­че­ские эпо­хи лич­ность бы­ла рас­тво­ре­на в пер­во­быт­ном кол­лек­ти­ве или об­щи­не, то при ра­бо­вла­дель­че­ском строе она (ра­зу­ме­ет­ся, лич­ность сво­бод­но­го че­ло­ве­ка, а не ра­ба) по­лу­ча­ет боль­шие воз­мож­но­сти для все­сто­рон­не­го раз­ви­тия и ста­но­вит­ся пред­ме­том фи­ло­соф­ских раз­мыш­ле­ний. Ха­рак­тер­но так­же то, что ре­ли­гия, вы­пол­няя свои со­ци­аль­ные функ­ции, на­хо­дит­ся под кон­тро­лем го­су­дар­ст­ва.

В эпо­ху фео­да­лиз­ма куль­ту­ра ба­зи­ру­ет­ся на на­ту­раль­ном хо­зяй­ст­ве, ко­то­ро­му бы­ло свой­ст­вен­но про­стое вос­про­из­вод­ст­во, тес­ное со­еди­не­ние ра­бот­ни­ка со сред­ст­ва­ми про­из­вод­ст­ва, ори­ен­та­ция на са­мо­удов­ле­тво­ре­ние ос­нов­ных по­треб­но­стей, связь ин­ди­ви­да с груп­пой и от­но­си­тель­ная не­от­де­ли­мость его от при­род­ной сре­ды. Эти осо­бен­но­сти спо­со­ба про­из­вод­ст­ва опи­ра­ют­ся на ос­вя­щен­ные вре­ме­нем тра­ди­ции, для ду­хов­ной куль­ту­ры в дан­ный пе­ри­од ха­рак­тер­но не­до­ве­рие ко все­му но­во­му. Гла­вен­ст­вую­щее по­ло­же­ние в куль­ту­ре за­ня­ла ре­ли­гия, под­чи­нив­шая се­бе все ос­таль­ные фор­мы об­ще­ст­вен­но­го соз­на­ния. Ма­те­риа­ли­сти­че­ская фи­ло­со­фия, на­уч­ные зна­ния раз­ви­ва­ют­ся здесь под­спуд­но, идут на раз­лич­ные ком­про­мис­сы с ре­ли­ги­оз­ным ми­ро­воз­зре­ни­ем. Но, хо­тя ре­ли­гия на­ло­жи­ла за­мет­ный от­пе­ча­ток на раз­ви­тие ис­кус­ст­ва, в эту эпо­ху бы­ли дос­тиг­ну­ты боль­шие ус­пе­хи, на­при­мер, в об­лас­ти ар­хи­тек­ту­ры - се­го­дня мы лю­бу­ем­ся не толь­ко го­ти­че­ски­ми со­бо­ра­ми, но и це­лы­ми ан­самб­ля­ми сред­не­ве­ко­вых го­ро­дов Куль­ту­ра ка­пи­та­ли­сти­че­ско­го об­ще­ст­ва во мно­гих сво­их чер­тах фор­ми­ру­ет­ся в эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния. В это вре­мя про­ис­хо­дит бур­ная лом­ка об­ще­ст­вен­ных от­но­ше­ний и ос­нов ми­ро­воз­зре­ния фео­да­лиз­ма. Куль­ту­ра ак­тив­но при­об­ре­та­ет свет­ский ха­рак­тер, че­ло­век рас­смат­ри­ва­ет­ся мно­ги­ми мыс­ли­те­ля­ми как су­ще­ст­во, рав­ное бо­гу. Эпо­ха Воз­ро­ж­де­ния бы­ла вре­ме­нем ти­та­нов, ос­та­вив­ших глу­бо­кий след в раз­ви­тии раз­лич­ных об­лас­тей куль­ту­ры. Дос­та­точ­но вспом­нить толь­ко име­на Ра­фа­эля, Шек­спи­ра, Ле­о­нар­до да Вин­чи.

При ка­пи­та­лиз­ме фор­ми­ру­ет­ся но­вая со­ци­аль­но-эт­ни­че­ская общ­ность - на­ция. Это на­кла­ды­ва­ет свой от­пе­ча­ток на раз­ви­тие куль­ту­ры, при­об­ре­таю­щей те­перь силь­ное на­цио­наль­ное свое­об­ра­зие.

Та­ким об­ра­зом, тео­рия об­ще­ст­вен­но-эко­но­ми­че­ских фор­ма­ций по­зво­ля­ет уло­вить об­щую ло­ги­ку раз­ви­тия ми­ро­вой куль­ту­ры, по­нять при­чи­ны сме­ны од­них ти­пов куль­ту­ры дру­ги­ми, вы­явить слож­ные взаи­мо­от­но­ше­ния ме­ж­ду ни­ми.

1.6 Лич­ность как тво­рец куль­ту­ры,  ее цен­но­стей

Кто же дей­ст­ви­тель­ный тво­рец ма­те­ри­аль­ных цен­но­стей, яв­ляю­щих­ся ос­то­вом, кар­ка­сом лю­бой куль­ту­ры? Пре­ж­де все­го, та часть об­ще­ст­ва, ко­то­рая с по­мо­щью сво­их тру­до­вых на­вы­ков при­во­дит в дей­ст­вие сред­ст­ва про­из­вод­ст­ва, т. е. тру­дя­щие­ся мас­сы. Оп­ре­де­лим ос­нов­ные ас­пек­ты уча­стия тру­дя­щих­ся масс в раз­ви­тии куль­ту­ры.

Тру­дя­щие­ся со­став­ля­ют глав­ный эле­мент про­из­во­ди­тель­ных сил. Толь­ко бла­го­да­ря их дея­тель­но­сти че­ло­ве­че­ст­во мо­жет су­ще­ст­во­вать и нор­маль­но функ­цио­ни­ро­вать. Ес­ли они пре­кра­тят свою дея­тель­ность по соз­да­нию ма­те­ри­аль­ных цен­но­стей, нач­нет­ся со­ци­аль­ная де­гра­да­ция. Итак, имен­но тру­дя­щие­ся мас­сы лю­бой ис­то­ри­че­ской эпо­хи и при лю­бом по­ли­ти­че­ском ре­жи­ме иг­ра­ют ре­шаю­щую роль в соз­да­нии ма­те­ри­аль­ных куль­тур­ных цен­но­стей.  Ре­шаю­щая роль тру­дя­щих­ся масс про­яв­ля­ет­ся и в раз­ви­тии ду­хов­ной куль­ту­ры. Здесь мож­но вы­де­лить ряд важ­ных мо­мен­тов. Не­смот­ря на то, что боль­шин­ст­во ду­хов­ных цен­но­стей бы­ло соз­да­но про­фес­сио­наль­ны­ми твор­ца­ми (ар­хи­тек­то­ра­ми, ху­дож­ни­ка­ми, скульп­то­ра­ми, пи­са­те­ля­ми, по­эта­ми и т. д.), сле­ду­ет пом­нить, что тру­дя­щие­ся мас­сы, соз­да­вая ма­те­ри­аль­ные цен­но­сти, обес­пе­чи­ва­ли их су­ще­ст­во­ва­ние и тем са­мым да­ва­ли им воз­мож­ность для за­ня­тий ду­хов­ным твор­че­ст­вом. А так­же тру­дя­щие­ся мас­сы не­по­сред­ст­вен­но тво­рят ду­хов­ные цен­но­сти, соз­да­вая язык и фольк­лор, ко­то­рые ста­но­вят­ся не­ис­ся­кае­мым ис­точ­ни­ком для твор­че­ской дея­тель­но­сти про­фес­сио­наль­ных твор­цов ду­хов­ных цен­но­стей.

Ну а как же быть с лич­но­стью? Зна­чи­тель­ная часть ду­хов­ных цен­но­стей соз­да­ет­ся про­фес­сио­наль­ны­ми твор­ца­ми. Да и в об­лас­ти ма­те­ри­аль­ной куль­ту­ры твор­че­ской лич­но­сти при­над­ле­жит мно­гое.  Во­шел в ис­то­рию во­до­про­вод, сде­лан­ный ра­ба­ми в Ри­ме, но ведь и он был спро­ек­ти­ро­ван древ­ни­ми рим­ски­ми ар­хи­тек­то­ра­ми, хо­ро­шо знав­ши­ми свое де­ло. По­это­му, твор­че­ская лич­ность иг­ра­ет весь­ма за­мет­ную роль в раз­ви­тии куль­ту­ры. Но, пре­ж­де чем лич­ность смо­жет на­чать ак­тив­ные дей­ст­вия, она долж­на сфор­ми­ро­вать­ся в об­ще­ст­ве. Это влия­ние об­ще­ст­ва на лич­ность ха­рак­те­ри­зу­ет­ся мно­ги­ми об­стоя­тель­ст­ва­ми. Во-пер­вых, ка­ж­дый ис­то­ри­че­ский тип куль­ту­ры соз­да­ет свой ос­нов­ной тип лич­но­сти. Он раз­ли­чен в раз­ных со­ци­аль­ных груп­пах, но име­ет и не­что об­щее, обу­слов­лен­ное свя­зя­ми лич­но­сти с об­ще­ст­вом в це­лом и его куль­ту­рой. Во-вто­рых, раз­лич­ные ти­пы куль­ту­ры пре­дос­тав­ля­ют раз­ные воз­мож­но­сти для фор­ми­ро­ва­ния и раз­ви­тия лич­но­сти.

Ка­ко­вы ос­нов­ные на­прав­ле­ния влия­ния лич­но­сти на ход ми­ро­вой ис­то­рии и раз­ви­тие куль­ту­ры? Здесь мож­но ука­зать три ос­нов­ные воз­мож­но­сти, пре­дос­тав­ляе­мые лич­но­сти ис­то­ри­че­ским про­цес­сом.

Во-пер­вых, сво­ей дея­тель­но­стью, ес­ли эта дея­тель­ность сов­па­да­ет с на­прав­ле­ни­ем об­ще­ст­вен­но­го про­грес­са, она мо­жет  зна­чи­тель­но ус­ко­рить тем­пы ис­то­ри­че­ско­го раз­ви­тия, вне­сти за­мет­ный вклад в ми­ро­вую куль­ту­ру. В та­ком слу­чае го­во­рят о про­грес­сив­ном воз­дей­ст­вии лич­но­сти на ход ис­то­рии.

Во-вто­рых, ее дея­тель­ность мо­жет иметь на­прав­ле­ние, про­ти­во­по­лож­ное на­прав­ле­нию об­ще­ст­вен­но­го про­грес­са. То­гда она в за­ви­си­мо­сти от мо­щи со­ци­аль­ных сил, стоя­щих за ее спи­ной, и от сво­их соб­ст­вен­ных ка­честв мо­жет ока­зать зна­чи­тель­ное тор­мо­зя­щее воз­дей­ст­вие на ход ис­то­рии и раз­ви­тие ми­ро­вой куль­ту­ры. В та­ком слу­чае го­во­рят об от­ри­ца­тель­ном воз­дей­ст­вии лич­но­сти на ис­то­рию.

В-треть­их, лич­ность мо­жет ока­зать про­ти­во­ре­чи­вое воз­дей­ст­вие на ис­то­ри­че­ский про­гресс. Су­ще­ст­ву­ет не так уж мно­го лич­но­стей, дея­тель­ность ко­то­рых мо­жет быть оце­не­на од­но­знач­но - ли­бо по­зи­тив­но, ли­бо не­га­тив­но. Го­раз­до ча­ще лич­но­сти на од­них эта­пах сво­ей дея­тель­но­сти ус­ко­ря­ют ход ис­то­рии, а на дру­гих - за­мед­ля­ют. Час­то встре­ча­ет­ся си­туа­ция, ко­гда лич­ность в од­но и то же вре­мя од­ни­ми сто­ро­на­ми сво­ей дея­тель­но­сти ока­зы­ва­ет про­грес­сив­ное воз­дей­ст­вие на об­ще­ст­во, а дру­ги­ми - рег­рес­сив­ное.

1.7 Фи­ло­соф­ские ос­но­вы мас­со­вой куль­ту­ры

           Од­ной из ста­рей­ших фи­ло­соф­ских школ про­шлых ве­ков бы­ла гре­че­ская шко­ла — ки­ре­наи­ков, ос­но­ван­ная в V ве­ке до н. э. дру­гом Со­кра­та — Ари­сти­пом. Это шко­ла соз­да­ла эти­че­ское уче­ние — ге­до­низм. Ге­до­ни­сты ут­вер­жда­ют, что чув­ст­во на­сла­ж­де­ния яв­ля­ет­ся це­лью все­го по­ве­де­ния че­ло­ве­ка. Идеи ге­до­низ­ма раз­ви­ли эпи­ку­рей­цы. На­ли­чие у мас­со­вой куль­ту­ры столь древ­них идей­ных ис­точ­ни­ков яв­ля­ет­ся ар­гу­мен­том про­тив тех тео­рий, ко­то­рые ут­вер­жда­ют, что толь­ко од­ни тех­ни­че­ские сред­ст­ва по­ро­ди­ли, яко­бы, в XX ве­ке но­вый тип “гло­баль­ной куль­ту­ры”. Но, ко­неч­но, наи­бо­лее ин­тен­сив­но ми-ро­воз­зрен­че­ско-ме­то­до­ло­ги­че­ские ос­но­вы фе­но­ме­на мас­со­вой куль­ту­ры на­чи­на­ют фор­ми­ро­вать­ся с мо­мен­та вос­хо­ж­де­ния на ис­то­ри­че­скую аре­ну бур­жуа­зии. Имен­но с это­го мо­мен­та раз­вле­ка­тель­ная ветвь ге­до­ни­сти­че­ской функ­ции ху­до­же­ст­вен­ной куль­ту­ры ста­но­вит­ся од­ной из оп­ре­де­ляю­щих в мас­со­вой куль­ту­ре.

Информация о работе Массовая культура