Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 11:13, курсовая работа
Цель работы — исследовать массовую культуру в современном мире.
Задачи работы:
1. рассмотреть понятие «массовая культура»;
2. изучить историю развития массовой культыры, начиная с ее истоков и отметить ее особенности в современном мире;
3. исследовать проблемы, связанные с массовой культурой;
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ. 6
1.1 Понятие массовой культуры 6
1.2 Истоки массовой культуры 6
1.3 Становление массовой культуры 7
1.4 Эко¬но¬ми¬че¬ские пред¬по¬сыл¬ки и со¬ци¬аль¬ные функ¬ции “мас¬со¬вой” куль¬ту¬ры 9
1.5 Про¬бле¬ма ти¬по¬ло¬гии куль¬ту¬ры 11
1.6 Лич¬ность как тво¬рец куль¬ту¬ры, ее цен¬но¬стей 14
1.7 Фи¬ло¬соф¬ские ос¬но¬вы мас¬со¬вой куль¬ту¬ры ………………………….....16
1.8 Эли¬тар¬ная куль¬ту¬ра как ан¬ти¬под мас¬со¬вой куль¬ту-ры…………………21
2 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 28
В своем основополагающем труде “Мир как воля и представление”, завершенном в 1844 году, А. Шопенгауэр в социологическом плане разделяет человечество на две части: “людей гения” (т. е. способных к эстетическому созерцанию и художественно-творческо
В культурологических концепциях Ф. Ницше, сформулированных им в известных трудах:” Рождение трагедии из духа музыки” (1872), “Человеческое, слишком человеческое” (1878), “Веселая наука” (1872), “Так говорил Заратустра” (1884), элитарная концепция проявляет себя в идее “сверхчеловека”. Этот “сверхчеловек”, имеющий привилегированное положение в обществе, наделен, по мысли Ф. Ницше и уникальной эстетической восприимчивостью.
В XX веке идеи А. Шопенгауэра и Ф. Ницше были резюмированы в элитарной культурологической концепции X. Ортега-и-Гассета. В 1925 году выходит в свет самое известное сочинение испанского философа, получившее название “Дегуманизация искусства”, посвященное проблемам различия старого и нового искусства. Основное отличие нового искусства от старого — по Ортеге — заключается в том, что оно обращено к элите общества, а не к его массе. Поэтому совершенно не обязательно искусство должно быть популярным, то есть оно не должно быть общепонятным, общечеловеческим. Более того “...радоваться или сострадать человеческим судьбам, — пишет Орте-га, — есть нечто очень отличное от подлинно художественного наслаждения” (Ортега-и-ГассетХ. Эстетика. Философия культуры. М., 1991. С. 224). Новое искусство, наоборот, должно отчуждать людей от реальной жизни. “Дегуманизация” — и есть основа нового искусства XX века. “Вот почему новое искусство разделяет публику на два класса — тех, кто понимает, и тех, кто не понимает его, то есть на художников и тех, которые художниками не являются.
Элита — по Ортеге — это не родовая аристократия и не привилегированные слои общества, а та часть общества, которая обладает особым “органом восприятия”. Именно эта часть общества способствует общественному прогрессу. И именно к ней должен обращаться своими произведениями художник. Новое искусство и должно содействовать тому, “...чтобы “лучшие” познавали самих себя,... учились понимать свое предназначение: быть в меньшинстве и сражаться с большинством”.
Культурологические теории, противопоставляющие друг другу массовую и элитарную культуры, являются реакцией на сложившиеся в искусстве процессы. Типичным проявлением элитарной культуры является теория и практика “чистого искусства” или “искусства для искусства”, которая нашла свое воплощение в ряде течений отечественной и западноевропейской художественной культуры. Так, например, в России на рубеже XIX-XX веков идеи элитарной культуры активно развивало и внедряло художественное объединение “Мир искусства”. Лидерами “мирискусников” были редактор одноименного журнала С. П. Дягилев и талантливый художник А. Н. Бенуа. Дягилев прямо и открыто заявлял о “самоцельности” и “самополезности” искусства, считая одновременно “правду в искусстве ”, декларируемую Л. Толстым, проявлением односторонности. Акцентируя внимание на человеческой личности, лидеры “мирискусничества” в духе элитарных культурологических концепций К. Леонтьева и Ф. Ницше приходили к абсолютизации личности творца. Считалось строго обязательным наличие в любом живописном и музыкальном произведении особого авторского видения действительности. Причем это воззрение понималось как совестливое понимание художественного в человеке. Под совестью искусства, однако, подразумевалось лишь субъективная искренность индивидуального творца в выражении им красоты. Именно отсюда берет свое начала “мирискусническая” декадентская претензия на вне-классовость и надклассовость своей идеологической позиции.
Лидер “мирискусников” А. Бенуа многое сделал для пропаганды нового русского искусства и у нас в стране и за рубежом. При всей элитарной деятельности членов этого объединения оно получило мировое признание. Аналогичных идейных установок придерживались представители западноевропейского модернизма и постмодернизма, о которых пойдет речь в соответствующем разделе данного пособия.
2 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ
В качестве исследования был проведен опрос среди населения разных возрастных категорий и социальных статусов. Вопрос звучал следующим образом: «Каково влияние современной массовой культуры на общество?» Варианты ответов на данный вопрос: 1) положительное, 2) отрицательное, 3) современная массовая культура не оказывает особого влияния на общество в целом.
Результаты опроса таковы: 34% опрошенных заявили, что массовая культура оказывает отрицательное влияние на общество, подрывает его моральное и нравственное здоровье. Положительное ее влияние обнаруживают 29%, которые считают, что массовая культура помогает людям отдохнуть и развлечься. Еще четверть опрошенных (24%) полагают роль шоу-бизнеса и массовой культуры сильно преувеличенной и убеждены, что серьезного влияния на общество они не оказывают.
Наиболее критично в отношении масскульта настроены люди старших возрастов, тогда как молодежь, напротив чаще оценивает его позитивно. Так, если среди респондентов старше 60 лет об отрицательной роли этой культуры говорят 47%, то среди молодежи таких оценок втрое меньше – 15%. И наоборот: 47% молодежи видят в ней элемент досуга и отдыха; сходной точки зрения придерживается втрое меньше - 16% пожилых респондентов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение несколько слов о возможных социальных перспективах массовой культуры. По всей видимости, она прочно укрепилась в современном обществе, и ожидать ее спонтанного исчезновения, по крайней мере, в ближайший исторический период, не приходится. Очевидно, что если она продолжит свое существование в настоящем виде, то общий культурный потенциал цивилизации не только не возрастет, но может понести и существенный ущерб. Псевдо-ценности массовой культуры все же слишком обременительны и даже разрушительны для личности и общества. Поэтому необходима идейная трансформация мас-культуры через ее наполнение более возвышенными идеями, социально значимыми сюжетами и эстетически совершенными образами. Мы полагаем, что решающую роль в такой позитивной трансформации мас-культуры может и должна сыграть мировая духовная культура во всем многообразии своих видов и форм.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1992.
2. Асафьев Б. В. Русская живопись. М., 1965.
3. Гуревич П. С. Философия культуры. М., 1995.
4. Ницше Ф. Так говорил Заратустра /Ницше Ф. Соч. В 2-х. Т. 2., М,1990.
5. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.
6 Стернин Г. Ю. Художественная жизнь России. 1890-1910 гг. М., 1988.
|
|
|
|
| ЮУрГУ.261001.2011.007 ПЗ КР | Лист |
|
|
|
|
| ||
3 | ||||||
Изм | Лист | № докум. | Подп. | Дата |