Материальная культура Кказахстана в 5-13 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 21:09, контрольная работа

Описание

Типология кочевого хозяйства. Возникновение кочевого скотоводства в евразийских степях - результат адаптации обществ с производящей экономикой в определенных экологических нишах. Это явилось следствием синхронного действия различных факторов естественно-географического, социально-экономического и конкретно-исторического порядка.

Содержание

• Кочевое хозяйство
• Оседлое хозяйство и земледелие
• Городская культура
• Ремесла и торговля
• Жилище и одежда

Работа состоит из  1 файл

материальная культура 5-13 века.docx

— 44.25 Кб (Скачать документ)

          План

  • Кочевое хозяйство
  • Оседлое хозяйство и земледелие
  • Городская культура
  • Ремесла и торговля
  • Жилище и одежда
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                             1 

 

                                        Кочевое хозяйство

     Типология кочевого хозяйства. Возникновение кочевого скотоводства в евразийских степях - результат адаптации обществ с производящей экономикой в определенных экологических нишах. Это явилось следствием синхронного действия различных факторов естественно-географического, социально-экономического и конкретно-исторического порядка. К числу особенностей, определяющих специфику кочевого общества, относятся:

      1. Скотоводство как преобладающий  род хозяйственной деятельности;

      2. Экстенсивный характер хозяйства;

      3. Периодически сезонная подвижность;

      4. Участие в перекочевках большей  части населения;

      5. Преобладание натуральных форм  хозяйства. Следовательно, кочевничество  можно определить как особый  род производящего хозяйства,  где преобладающим занятием является  экстенсивное подвижное скотоводство, а большая часть населения  вовлечена в периодические перекочевки.

      На общих просторах евразийских  степей кочевое скотоводство  всегда было представлено типами  и вариантами - от таборного кочевания  с незамкнутым циклом до замкнутых циклических кочевании по определенным маршрутам и с более или менее постоянными зимниками, но без постоянных жилищ на них. Из всех критериев для систематизации кочевничества рациональным представляется характер кочевания, поскольку, с одной стороны, определяется экологией конкретных районов, с другой -тесной связью с социальными процессами, происходящими в кочевых обществах. Специалисты, ориентируясь на ряд таких разграничивающих факторов, выделяют несколько основных типов кочевания на территории евразийских пустынь и полупустынь:

      1. Все население кочует, не имея  стабильных маршрутов перекочевок,  поэтому нигде, подолгу не задерживается. Это экстраординарный случай, известный лишь при миграции, завоеваниях и последующем освоении новых территорий.

      2. Все население кочует круглогодично  по относительно неустойчивым  меридианальным или радиально-круговым маршрутам, из-за отсутствия зимника. В новое время такой тип кочевания был отмечен в наиболее засушливых районах Казахстана, Туркмении и Монголии.

      3. Все население кочует по стабильным  маршрутам, имея постоянные зимники.  Как такового земледелия у  них нет. Примером может служить  большое количество средневековых  этносов. В новое время так  кочевали калмыки и часть казахов.

     

2

       4. Все население кочует весной, летом и осенью в меридианальном и вертикальном направлении, возвращаясь на зиму к постоянным жилищам. Наряду с кочевым скотоводством практикуется земледелие, но лишь как подсобный вид хозяйства. Яркий пример - хозяйство казахов.

      5. Часть населения кочует в  меридианальном или вертикальном  направлениях, тогда как другая  живет оседло и в основном  занимается земледелием.

      Два последних типа кочевания  являются собственно разновидностью  не кочевого, а полукочевого хозяйства.  Но именно они были наиболее  характерны для населения степной  зоны Евразии. Таким образом,  многие из тех, кого называют  кочевниками, в строго научном  смысле являлись полукочевниками,  хотя скотоводство у них часто  играло более значительную роль, чем земледелие. Вывод о преобладании  в евразийских степях полукочевого  хозяйства распространялся не  только на новое время, но  и на средневековье и древность.

      Скотоводство в V-XII вв. В V-XII вв. на территории Казахстана оформляются несколько хозяйственных зон, отличающихся направлением кочевания, природно-климатическими условиями.

      1. Жетысу. 

      2. Среднее течение Сырдарьи.    

      3. Нижнее течение Сырдарьи.   

      4. Северное Приаралье и Мангыстау. 

      5. Южное Приуралье и тургайская степь.

      Меридианальное направление кочевания  не соблюдалось, летние и зимние  кочевья находились недалеко  друг от друга и местоположение  их зависило от местных условий. Зимние пастбища располагались в защищенных от ветра местах, в низинах, приречных тугаях и песках, а летние - на открытых богатых водопоем пастбищах.

      6. Аналогичные условия кочевания  были и в самой большой зоне - Сарыарке, Северном и Восточном Казахстане, где обитали кангарские, кимакские и кыпчакские племена.

      "Чисто кочевых" народов  никогда не было, и большинство  т.н. "кочевых" обществ были  на самом деле полукочевыми, т.е.  на зимних кочевьях были стационарные  жилища. Зачастую часть рода, не  имеющая возможности кочевать, оставалась  на зимних пастбищах и в  поймах рек занималась поливным  земледелием. Такие формы хозяйства  были особо распространены в  бассейне Сырдарьи, в Центральном  Казахстане. Отдельные очаги земледелия  были в Жетысу и Северном  Казахстане. Постоянное, круглогодичное  кочевание было редкостью, исключением  из правил и было связано  с экстремальными условиями - войнами, потерями основных пастбищ  вследствие резких климатических  перемен и т.п. Так, некоторое  время круглогодичным кочеванием  занимались огузы-сельджуки а во время переселения в Хорасан - западные кангары, - после потери зимних пастбищ на северном берегу Каспия из-за затопления в IX-X вв.

3

Маршруты  кочевания и пастбищ были устойчивыми  на протяжении долгого времени и  формировались в процессе длительного  освоения степных просторов. Так, Гильом Рубрук отмечал, что "всякий начальник знает границы своих пастбищ, а также, где он должен пасти свои стада зимою, летом, весной и осенью". В качестве транспорта во время кочевания использовались двух- и четырехколесные повозки - кюиме. В эти повозки запрягались быки, лошади или верблюды. Как отмечал Плано Карпини, для перевозки некоторых из них "было достаточного одного быка, для больших - три, четыре или даже больше".

      Состав стада. Средневековые авторы отмечают, что тюр-коязычные племена степей разводили лошадей, овец, коз, коров, верблюдов. В условиях кочевого быта лошадь была незаменимым животным благодаря исключительной подвижности и выносливости. У кочевников существовали правила совместного и последовательного выпаса скота в зимний период, когда после прогона лошадей на пастбищах выпасались другие виды животных. Этот метод обусловил преобладание в стаде лошадей и овец. Крупный рогатый скот и коз содержало полуоседлое население. Верблюд был распространен на всей территории Казахстана, кроме северных районов с холодным климатом.

      Благодаря "Диван лугат ат-турк" Махмуда Кашгари и арабо-кыпчакским словарям XIII-XIV вв. до нас дошли многие термины и лексические обороты, отражающие хозяйственно-животноводческие реалии, существовавшие в эту эпоху. В частности, в них приводится большое количество кыпчакских слов, связанных с коневодством, овцеводством, верблюдоводством и другими видами хозяйства: койун - овца, козы - ягненок, кочкар - баран, токлы -годовалый ягненок, сыгыр - корова, огуз - вол, буга - бык, бузагу - теленок, теве - верблюд, нген - верблюдица, бота - верблюжонок, ат - лошадь, айгыр - жеребец, кысрак - молодая кобылица, бес -кобыла, тай -двухлетняя лошадь, кулунчак - годовалый жеребенок, кунан - трехлетний и т.д.

      Животноводческая продукция шла  не только для удовлетворения  внутренних потребностей, но и  на продажу в соседние земледельческие  области. Кочевники Сарыарки и Жетысу были экономически связаны с городами Мавераннахра. Западный Казахстан - с Хорезмом, городами Едиля, кыпчаки и кангары Причерноморья - с городами Руси и Крыма. 

                               Оседлое хозяйство  и земледелие

     Южные районы Казахстана и  Жетысу издавна были местом  распространения оседло-земледельческой  культуры. О развитом земледелии  у усуней и кангаров мы уже говорили. Традиции оседлого хозяйства продолжают развиваться и у народов, населявших Казахстан в V-XIII вв.

      В IX-X вв. часть тюркских племен переходит к оседлости и земледелию, приобщается к городской культуре. 
 

4

     Оседание было вызвано главным образом, сокращением поголовья скота у части населения, сосредоточением у кочевой знати огромного количества скота, лучших пастбищ и источников воды. Часть населения Западно-тюркского каганата занималась земледелием, главным образом в долинах Шу и Таласа, предгорьях Алатау. Здесь земледелие было поливным. В долинах для посева использовались речные поймы. Возделывались просо и пшеница, разводили виноград. Китайский посол Сюань Цзань, посетивший в 630 г. долину Шу, отмечал в своих записках: "В городах одна половина населения обрабатывает землю, а другая занимается торговлей". Характеризуя карлыкские племена, ал-Идриси пишет: "Люди кочевые... Однако они обрабатывают землю, сеют и жнут".

      Земледелие было распространено и по берегам Сырдарьи, главным образом в районе ее среднего течения. Получило развитие зерновое хозяйство. Земледельцы сеяли такие культуры, как просо, пшеницу и ячмень. О традиционном возделывании этих культур позволяют судить термины, употреблявшиеся для их обозначения огузами и кыпчаками: экин - посев, бугдай - пшеница, тарыг -просо, арпа - ячмень, тутарган - рис, мержамак - чечевица.

 В  оседло-земледельческих районах  развивались садовод-чество, виноградарство, огородничество, бахчеводство. Посол французского короля Рубрук, сообщая о Жетысу, отмечал: "Я видел там лозы и дважды пил там вино". Это подтверждается также археологическими находками. При раскопках Тараза обнаружены косточки фруктовых деревьев-абрикосов, слив, вишни, бахчевые - дыни, арбузы, а также винограда и подсолнечника.

      Земледельческие районы Казахстана. Климатические условия позволяли  развивать только лишь поливное  земледелие. В этих условиях главную  роль в хозяйстве играли ирригационные,  оросительные сети. При этом использовались  каналы, прорытые в предшествующие  времена. Кроме магистральных  каналов и арыков строились  водохранилища.Особо широкое распространение они получили в среднем течении Сырдарьи в VII-XII вв

.      В X-XII вв. были сооружены магистральные каналы, питавшие водой округи кыпчакских городов Сыгнак и Сауран. Зарегистрированы каналы длиной до 20-30 км. Очень сложная оросительная система была в Отрарском оазисе. В нее входили магистральные каналы, распределители воды, водохранилища, керамические трубопроводы, чигири - устройства для подъема воды с более низких уровней на верхние.

      В долинах Таласа и Шу процесс развития земледелия был ускорен проникновением согдийцев и расселением их по трассе Великого Шелкового пути. Здесь появились согдийские колонии - Навакерт, Хамукат и др. Одновременно шел процесс оседания тюркоязычных кочевников. Ирригационные системы плохо сохранились, однако о наличии их говорится в исторических источниках.

     

5

  Древние  каналы сохранились и в низовьях  реки Или. Кроме магистральных каналов, обнаружены остатки плотины для поднятия воды в реке, мелкие каналы-оросители и устройства для направления воды по нужному руслу.

      XI-XII вв. - время расцвета земледельческой культуры Центрального Казахстана. Оазисы существовали в бассейнах Торгая, Жыланчика, Кенгира, Нуры, Сарысу. Ирригационные системы обнаружены на реке Жезды, в долине реки Коктас.

      В целом, оседло-земледельческая  культура была тесно связана  с кочевой. Земледельцы часто занимались отгонно-пастбищным скотоводством, кочевники - земледелием на зимних кочевьях. Естественный обмен продуктами хозяйственной деятельности еще более укреплял эту связь. 

Информация о работе Материальная культура Кказахстана в 5-13 века