Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 21:09, контрольная работа
Типология кочевого хозяйства. Возникновение кочевого скотоводства в евразийских степях - результат адаптации обществ с производящей экономикой в определенных экологических нишах. Это явилось следствием синхронного действия различных факторов естественно-географического, социально-экономического и конкретно-исторического порядка.
• Кочевое хозяйство
• Оседлое хозяйство и земледелие
• Городская культура
• Ремесла и торговля
• Жилище и одежда
План
Типология кочевого хозяйства. Возникновение кочевого скотоводства в евразийских степях - результат адаптации обществ с производящей экономикой в определенных экологических нишах. Это явилось следствием синхронного действия различных факторов естественно-географического, социально-экономического и конкретно-исторического порядка. К числу особенностей, определяющих специфику кочевого общества, относятся:
1. Скотоводство как
2. Экстенсивный характер
3. Периодически сезонная
4. Участие в перекочевках
5. Преобладание натуральных форм
хозяйства. Следовательно,
На общих просторах
1. Все население кочует, не имея
стабильных маршрутов
2. Все население кочует
3. Все население кочует по
2
4. Все население кочует весной, летом и осенью в меридианальном и вертикальном направлении, возвращаясь на зиму к постоянным жилищам. Наряду с кочевым скотоводством практикуется земледелие, но лишь как подсобный вид хозяйства. Яркий пример - хозяйство казахов.
5. Часть населения кочует в
меридианальном или
Два последних типа кочевания
являются собственно
Скотоводство в V-XII вв. В V-XII вв. на территории Казахстана оформляются несколько хозяйственных зон, отличающихся направлением кочевания, природно-климатическими условиями.
1. Жетысу.
2. Среднее течение Сырдарьи.
3. Нижнее течение Сырдарьи.
4. Северное Приаралье и
5. Южное Приуралье и тургайская степь.
Меридианальное направление
6. Аналогичные условия кочевания были и в самой большой зоне - Сарыарке, Северном и Восточном Казахстане, где обитали кангарские, кимакские и кыпчакские племена.
"Чисто кочевых" народов
никогда не было, и большинство
т.н. "кочевых" обществ были
на самом деле полукочевыми, т.е.
на зимних кочевьях были
3
Маршруты кочевания и пастбищ были устойчивыми на протяжении долгого времени и формировались в процессе длительного освоения степных просторов. Так, Гильом Рубрук отмечал, что "всякий начальник знает границы своих пастбищ, а также, где он должен пасти свои стада зимою, летом, весной и осенью". В качестве транспорта во время кочевания использовались двух- и четырехколесные повозки - кюиме. В эти повозки запрягались быки, лошади или верблюды. Как отмечал Плано Карпини, для перевозки некоторых из них "было достаточного одного быка, для больших - три, четыре или даже больше".
Состав стада. Средневековые авторы отмечают, что тюр-коязычные племена степей разводили лошадей, овец, коз, коров, верблюдов. В условиях кочевого быта лошадь была незаменимым животным благодаря исключительной подвижности и выносливости. У кочевников существовали правила совместного и последовательного выпаса скота в зимний период, когда после прогона лошадей на пастбищах выпасались другие виды животных. Этот метод обусловил преобладание в стаде лошадей и овец. Крупный рогатый скот и коз содержало полуоседлое население. Верблюд был распространен на всей территории Казахстана, кроме северных районов с холодным климатом.
Благодаря "Диван лугат ат-турк" Махмуда Кашгари и арабо-кыпчакским словарям XIII-XIV вв. до нас дошли многие термины и лексические обороты, отражающие хозяйственно-животноводческие реалии, существовавшие в эту эпоху. В частности, в них приводится большое количество кыпчакских слов, связанных с коневодством, овцеводством, верблюдоводством и другими видами хозяйства: койун - овца, козы - ягненок, кочкар - баран, токлы -годовалый ягненок, сыгыр - корова, огуз - вол, буга - бык, бузагу - теленок, теве - верблюд, нген - верблюдица, бота - верблюжонок, ат - лошадь, айгыр - жеребец, кысрак - молодая кобылица, бес -кобыла, тай -двухлетняя лошадь, кулунчак - годовалый жеребенок, кунан - трехлетний и т.д.
Животноводческая продукция
Оседлое хозяйство и земледелие
Южные районы Казахстана и
Жетысу издавна были местом
распространения оседло-
В IX-X вв. часть тюркских племен переходит
к оседлости и земледелию, приобщается
к городской культуре.
4
Оседание было вызвано главным образом, сокращением поголовья скота у части населения, сосредоточением у кочевой знати огромного количества скота, лучших пастбищ и источников воды. Часть населения Западно-тюркского каганата занималась земледелием, главным образом в долинах Шу и Таласа, предгорьях Алатау. Здесь земледелие было поливным. В долинах для посева использовались речные поймы. Возделывались просо и пшеница, разводили виноград. Китайский посол Сюань Цзань, посетивший в 630 г. долину Шу, отмечал в своих записках: "В городах одна половина населения обрабатывает землю, а другая занимается торговлей". Характеризуя карлыкские племена, ал-Идриси пишет: "Люди кочевые... Однако они обрабатывают землю, сеют и жнут".
Земледелие было распространено и по берегам Сырдарьи, главным образом в районе ее среднего течения. Получило развитие зерновое хозяйство. Земледельцы сеяли такие культуры, как просо, пшеницу и ячмень. О традиционном возделывании этих культур позволяют судить термины, употреблявшиеся для их обозначения огузами и кыпчаками: экин - посев, бугдай - пшеница, тарыг -просо, арпа - ячмень, тутарган - рис, мержамак - чечевица.
В
оседло-земледельческих
Земледельческие районы
. В X-XII вв. были сооружены магистральные каналы, питавшие водой округи кыпчакских городов Сыгнак и Сауран. Зарегистрированы каналы длиной до 20-30 км. Очень сложная оросительная система была в Отрарском оазисе. В нее входили магистральные каналы, распределители воды, водохранилища, керамические трубопроводы, чигири - устройства для подъема воды с более низких уровней на верхние.
В долинах Таласа и Шу процесс развития земледелия был ускорен проникновением согдийцев и расселением их по трассе Великого Шелкового пути. Здесь появились согдийские колонии - Навакерт, Хамукат и др. Одновременно шел процесс оседания тюркоязычных кочевников. Ирригационные системы плохо сохранились, однако о наличии их говорится в исторических источниках.
5
Древние
каналы сохранились и в
XI-XII вв. - время расцвета земледельческой культуры Центрального Казахстана. Оазисы существовали в бассейнах Торгая, Жыланчика, Кенгира, Нуры, Сарысу. Ирригационные системы обнаружены на реке Жезды, в долине реки Коктас.
В целом, оседло-
Информация о работе Материальная культура Кказахстана в 5-13 века