Материальная культура Кказахстана в 5-13 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 21:09, контрольная работа

Описание

Типология кочевого хозяйства. Возникновение кочевого скотоводства в евразийских степях - результат адаптации обществ с производящей экономикой в определенных экологических нишах. Это явилось следствием синхронного действия различных факторов естественно-географического, социально-экономического и конкретно-исторического порядка.

Содержание

• Кочевое хозяйство
• Оседлое хозяйство и земледелие
• Городская культура
• Ремесла и торговля
• Жилище и одежда

Работа состоит из  1 файл

материальная культура 5-13 века.docx

— 44.25 Кб (Скачать документ)

      В городах особое развитие  получили гончарное ремесло и  стеклоделие. Из глины лепили  не только посуду, но и готовили  светильники и водопроводные  трубы. Стекло шло на изготовление  различных видов посуды, причем  использовались цветные стекла. Высокого уровня достигло кузнечное дело.  

10

Из железа производили различные инструменты, гвозди, топоры, шлемы, а также превосходное оружие - мечи, сабли, кольчуги, наконечники  стрел и копий. Ювелиры мастерили из серебра и золота кольца, браслеты, серьги и броши, пользовавшиеся огромным спросом в степи. Специализация ремесленного производства вела к увеличению роли обмена и торговли, что особенно ярко прослеживается в средние века.

      Торговля. Древнее население Казахстана имело торговые связи с Византией, Ираном, Средней Азией, Кавказом, Алтаем, Восточным Туркестаном и Сибирью. На важнейших караванных путях стояли караван-сараи, местом торговли и наиболее оживленной точкой в городе был базар.

      Большая роль во внешней торговле  принадлежала городам, занимавшим  узловое положение на караванных  путях -Таразу, Отрару, Сыгнаку, Койлыку. Через них шел основной поток грузов из Средней Азии, Ближнего Востока в Китай и обратно. Из Средней Азии возили стекло, драгоценности, изделия прикладного искусства, лошадей, из Китая - шелк, керамику. Находки привозных изделий - бусы из перламутра, лазурита, кораллов - встречаются в городах долины Шу и Таласа.

      Отдельные города специализировались  на изготовлении и торговле  теми или иными предметами. Оживленно  шла торговля между городами  и степью. Население оазисов и  городов покупали лошадей, скот, шерсть, кожу, кошмы, войлок, молочные  продукты, в обмен кочевники получали  ткани, хлеб, посуду.

      Денежное обращение. Торговля  требовала развитого денежного  обращения. В VI-VIII вв. представители влиятельных родов уже чеканили монету со своими тамгами. В начале VII в. известны монетные выпуски туркешских каганов. В VII-VIII вв. в городе Суябе существовал монетный двор, выпускавший деньги с именем и тамгой местных правителей.

      Монеты туркешей, выпущенные в Таразе, отличались единообразием, на лицевой стороне они имели тамгу в виде лука, на оборотной - легенду с согдийским письмом "Туркещ кагана теньга" или "тюркского небесного хана теньга".

      На внутреннем рынке использовались  медные монеты - самое массовое  средство обращения и платежа,  а в качестве валюты при  международной торговле - серебрянные монеты, являющиеся также средством накопления. В первой половине XI в. известны два казахстанских монетных двора- Тараз и Испиджаб, монеты которых обнаружены при раскопках городов Средней Азии и сопредельных территорий.

      В IX-X вв. в обиходе жителей Казахстана находились монеты государства Саманидов. Высокопробные серебряные дирхемы, называемые "исмаили", а также золотые динары и медные фельсы являлись средством международной торговли. Они часто встречаются при раскопках памятников средневековья Восточной Европы, Прибалтики и даже Скандинавских стран.

      

11

 На  внутреннем рынке имели хождение  разного рода знаки стоимости,  чаще всего так называемые "черные  дирхемы". Они различались составом металла и курсом.                                                                                                   
 

                                           Жилище и одежда

     Жилище. Одна из наиболее важных  составляющих материальной культуры - предметы быта, обихода и в  первую очередь жилище и одежда. Жилище представляет собой комплекс  построек, обслуживающих различные  нужды семьи, и в первую очередь,  бытовые и хозяйственные. У  кочевников Казахстана в средние  века было два типа жилище-мобильные и стационарные. Самой известной формой мобильного жилища была юрта. Она появилась еще в первом тысячелетии до н.э. и в средние века приобрела современный вид. Юрта является плодом народного творчества, наиболее приспособленной и удобной при кочевом способе производства формой жилища. Юрта состояла из двух основных компонентов –

деревянного каркаса и войлочного покрытия. В  свою очередь каркас составляется из нескольких частей - основы, купола и  купольного навершия. Юрта быстро собиралась и разбиралась, средняя юрта могла транспортироваться двумя лошадьми или одним верблюдом.

      В книге анонимного автора "Худуд-ал-Алем" отмечается, что кимаки "живут в юртах летом и зимой". Побывавший среди тюрок китайский поэт Бо-Цзюй посвятил ей стихотворное описание. Он описывал обыкновенное жилище кочевника среднего достатка. Ханская юрта поразила воображение придворного византийского императора Менандра Протектора. Он описывал шатер с золотым троном, который был настолько легок, что его могла тащить одна лошадь.

      Преимущества юрты перед другими  видами мобильного жилища (шатры,  палатки и т.д.) были отмечены  соседями. Так, юрты были широко  распространены в армии средневекового  Китая, у народов Средней Азии.

      Кроме юрты широко использовался  другой вид мобильного жилища - повозка-кибитка. Итальянский путешественник  Плано Карпини писал: "Иные жилища скоро разбираются и опять складываются и навьючиваются на скотину (юрта), другие же разбирать нельзя, а ставят их на повозки. Куда бы они не ходили на войну или с места на место, всегда берут их с собой". В такую повозку в зависимости от величины впрягали от двух и более быков, а иногда и верблюда. Устроена она была по аналогии с юртой, но не разбиралась. Повозки, составленные вокруг, образовывали защитное сооружение.

      Как пишет Иби-Батута, повозки кыпчакской знати обтягивались шелком, сукном. При перекочевке повозки выстраивались в такие длинные ряды, что занимали огромное пространство, представляя причудливую картину движущегося города. 

12

      В походах и на охоте и  в некоторых других случаях  кочевники использовали более  простые виды жилища-шалаши из  различных частей каркаса юрты, шатры, войлочные палатки.

      На местах зимовок кочевники  Казахстана строили стационарные  жилища и хозяйственные помещения.  Одним из древнейших видов  постоянного жилища был "тошала" или "шоша-ла", построенный по принципу юрты. Стены его сооружались либо из камня, либо из бревен, восьмиугольным срубом. Коническая крыша делалась из жердей, тальника и покрывалась войлоком, камышом, обмазывалась глиной. Хозяйственные помещения сооружались из плетня в два слоя. Промежуток между ними заполнялся золой для теплоизоляции. Были распространены различные виды землянок и полуземлянок. В районах, где не было леса, стены возводили либо из камня, либо из необожженного саманного кирпича.

      Одежда. Одежда кочевников была  также приспособлена к жизни  в степи и способам хозяйствования  степняков. В средние века в  одежде продолжают развиваться  традиции, заложенные в усуньское и кангарское время. Традиционным видом верхней одежды у тюрок, туркешей и карлыков был длинный халат с высоким воротником, запахивающийся на правую сторону. Головной убор напоминал современный казахский тымак. Халат перепоясывался наборным поясом, либо кушаком. Мягкие замшевые или кожаные штаны заправлялись в войлочные сапоги без каблуков.

      Зимой тюрки и карлыки носили меховые шубы, а летом вместо тымака - легкую войлочную шляпу с узкими полями. Женщины одевали платья и халаты, которые шились из привозной хлопчатобумажной или шелковой ткани.

      Своеобразной была одежда кангар-печенегов и кыпчаков. В отличие от тюрок и карлыков они носили короткие кафтаны без рукавов, поверх которых одевали легкие халаты из замши и кожи, либо из тканей. Обувь чаще всего была на высоком каблуке, очень неудобная при ходьбе, но прекрасно приспособленная к верховой езде - каблуки позволяли крепко держать стремя. Широкие штаны кыпчаки и кангары не заправляли в сапоги, а носили навыпуск. Самым распространенным видом головного убора были войлочные колпаки с широкими полями и высокой тульей. Зимой носили меховые круглые шапки и тымаки. Женщины одевали платья из цветных тканей, короткие кафтаны из замши и кожи. Знать одевалась более богато, чем простые кочевники.

      Некоторое представление о богатстве  каганского рода может дать описание буддийского монаха Сюань-Цзаня, посетившего в начале VII в. ставку западно-тюркского Ябгу кагана. Встретив кагана во время охоты, путешественник был поражен роскошной одеждой охотников. "Каган был одет в халат из зеленого шелка,- пишет он. - Его сопровождали более двухсот тарханов, одетых в халаты из парчи, заплетенными в косы волосами. Остальные воины, облаченные в одежды, подбитые мехом, и мягкие головные уборы, держали бердыши, луки и знамена.

13

Их лошади были прекрасны. Едущих на верблюдах  и лошадях было столько, что невозможно охватить взглядом". Говоря далее  о юрте кагана, он сообщает, что "рябило в глазах".

      Вся эта роскошь не могла  дойти до нас. Дерево и меха  истлели, золото и серебро переплавлены. Но письменные источники пронесли  сквозь века сведения о богатой  и неповторимой культуре, и они  заслуживают большего доверия,  чем немногочисленные археологические  находки.

      Таким образом, мы видим, что  в V-XII вв. на территории Казахстана развивалась не только скотоводческая кочевая культура, но и оседло-земледельческая и городская, они взаимовлияли друг на друга и взаимообогащались.

      Мы видим, что материальная  культура народов Казахстана  была максимально приспособлена  к требованиям адаптации к  природной среде и полностью  отвечала функциям жизнеобеспечения  и материального производства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

14

Литература

  • Абдакимов А. История Казахстана. Алматы, 2007.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

15

Информация о работе Материальная культура Кказахстана в 5-13 века