В городах особое развитие
получили гончарное ремесло и
стеклоделие. Из глины лепили
не только посуду, но и готовили
светильники и водопроводные
трубы. Стекло шло на изготовление
различных видов посуды, причем
использовались цветные стекла.
Высокого уровня достигло кузнечное
дело.
10
Из железа
производили различные инструменты,
гвозди, топоры, шлемы, а также превосходное
оружие - мечи, сабли, кольчуги, наконечники
стрел и копий. Ювелиры мастерили
из серебра и золота кольца, браслеты,
серьги и броши, пользовавшиеся огромным
спросом в степи. Специализация ремесленного
производства вела к увеличению роли обмена
и торговли, что особенно ярко прослеживается
в средние века.
Торговля. Древнее население Казахстана
имело торговые связи с Византией, Ираном,
Средней Азией, Кавказом, Алтаем, Восточным
Туркестаном и Сибирью. На важнейших караванных
путях стояли караван-сараи, местом торговли
и наиболее оживленной точкой в городе
был базар.
Большая роль во внешней торговле
принадлежала городам, занимавшим
узловое положение на караванных
путях -Таразу, Отрару, Сыгнаку, Койлыку.
Через них шел основной поток грузов из
Средней Азии, Ближнего Востока в Китай
и обратно. Из Средней Азии возили стекло,
драгоценности, изделия прикладного искусства,
лошадей, из Китая - шелк, керамику. Находки
привозных изделий - бусы из перламутра,
лазурита, кораллов - встречаются в городах
долины Шу и Таласа.
Отдельные города специализировались
на изготовлении и торговле
теми или иными предметами. Оживленно
шла торговля между городами
и степью. Население оазисов и
городов покупали лошадей, скот,
шерсть, кожу, кошмы, войлок, молочные
продукты, в обмен кочевники получали
ткани, хлеб, посуду.
Денежное обращение. Торговля
требовала развитого денежного
обращения. В VI-VIII вв. представители
влиятельных родов уже чеканили монету
со своими тамгами. В начале VII в. известны
монетные выпуски туркешских каганов.
В VII-VIII вв. в городе Суябе существовал
монетный двор, выпускавший деньги с именем
и тамгой местных правителей.
Монеты туркешей, выпущенные в Таразе,
отличались единообразием, на лицевой
стороне они имели тамгу в виде лука, на
оборотной - легенду с согдийским письмом
"Туркещ кагана теньга" или "тюркского
небесного хана теньга".
На внутреннем рынке использовались
медные монеты - самое массовое
средство обращения и платежа,
а в качестве валюты при
международной торговле - серебрянные
монеты, являющиеся также средством накопления.
В первой половине XI в. известны два казахстанских
монетных двора- Тараз и Испиджаб, монеты
которых обнаружены при раскопках городов
Средней Азии и сопредельных территорий.
В IX-X вв. в обиходе жителей Казахстана
находились монеты государства Саманидов.
Высокопробные серебряные дирхемы, называемые
"исмаили", а также золотые динары
и медные фельсы являлись средством международной
торговли. Они часто встречаются при раскопках
памятников средневековья Восточной Европы,
Прибалтики и даже Скандинавских стран.
11
На
внутреннем рынке имели хождение
разного рода знаки стоимости,
чаще всего так называемые "черные
дирхемы". Они различались составом
металла и курсом.
Жилище и одежда
Жилище. Одна из наиболее важных
составляющих материальной культуры
- предметы быта, обихода и в
первую очередь жилище и одежда.
Жилище представляет собой комплекс
построек, обслуживающих различные
нужды семьи, и в первую очередь,
бытовые и хозяйственные. У
кочевников Казахстана в средние
века было два типа жилище-мобильные
и стационарные. Самой известной формой
мобильного жилища была юрта. Она появилась
еще в первом тысячелетии до н.э. и в средние
века приобрела современный вид. Юрта
является плодом народного творчества,
наиболее приспособленной и удобной при
кочевом способе производства формой
жилища. Юрта состояла из двух основных
компонентов –
деревянного
каркаса и войлочного покрытия. В
свою очередь каркас составляется из
нескольких частей - основы, купола и
купольного навершия. Юрта быстро собиралась
и разбиралась, средняя юрта могла транспортироваться
двумя лошадьми или одним верблюдом.
В книге анонимного автора "Худуд-ал-Алем"
отмечается, что кимаки "живут в юртах
летом и зимой". Побывавший среди тюрок
китайский поэт Бо-Цзюй посвятил ей стихотворное
описание. Он описывал обыкновенное жилище
кочевника среднего достатка. Ханская
юрта поразила воображение придворного
византийского императора Менандра Протектора.
Он описывал шатер с золотым троном, который
был настолько легок, что его могла тащить
одна лошадь.
Преимущества юрты перед другими
видами мобильного жилища (шатры,
палатки и т.д.) были отмечены
соседями. Так, юрты были широко
распространены в армии средневекового
Китая, у народов Средней Азии.
Кроме юрты широко использовался
другой вид мобильного жилища
- повозка-кибитка. Итальянский путешественник
Плано Карпини писал: "Иные жилища скоро
разбираются и опять складываются и навьючиваются
на скотину (юрта), другие же разбирать
нельзя, а ставят их на повозки. Куда бы
они не ходили на войну или с места на место,
всегда берут их с собой". В такую повозку
в зависимости от величины впрягали от
двух и более быков, а иногда и верблюда.
Устроена она была по аналогии с юртой,
но не разбиралась. Повозки, составленные
вокруг, образовывали защитное сооружение.
Как пишет Иби-Батута, повозки кыпчакской
знати обтягивались шелком, сукном. При
перекочевке повозки выстраивались в
такие длинные ряды, что занимали огромное
пространство, представляя причудливую
картину движущегося города.
12
В походах и на охоте и
в некоторых других случаях
кочевники использовали более
простые виды жилища-шалаши из
различных частей каркаса юрты,
шатры, войлочные палатки.
На местах зимовок кочевники
Казахстана строили стационарные
жилища и хозяйственные помещения.
Одним из древнейших видов
постоянного жилища был "тошала"
или "шоша-ла", построенный по принципу
юрты. Стены его сооружались либо из камня,
либо из бревен, восьмиугольным срубом.
Коническая крыша делалась из жердей,
тальника и покрывалась войлоком, камышом,
обмазывалась глиной. Хозяйственные помещения
сооружались из плетня в два слоя. Промежуток
между ними заполнялся золой для теплоизоляции.
Были распространены различные виды землянок
и полуземлянок. В районах, где не было
леса, стены возводили либо из камня, либо
из необожженного саманного кирпича.
Одежда. Одежда кочевников была
также приспособлена к жизни
в степи и способам хозяйствования
степняков. В средние века в
одежде продолжают развиваться
традиции, заложенные в усуньское
и кангарское время. Традиционным видом
верхней одежды у тюрок, туркешей и карлыков
был длинный халат с высоким воротником,
запахивающийся на правую сторону. Головной
убор напоминал современный казахский
тымак. Халат перепоясывался наборным
поясом, либо кушаком. Мягкие замшевые
или кожаные штаны заправлялись в войлочные
сапоги без каблуков.
Зимой тюрки и карлыки носили
меховые шубы, а летом вместо тымака - легкую
войлочную шляпу с узкими полями. Женщины
одевали платья и халаты, которые шились
из привозной хлопчатобумажной или шелковой
ткани.
Своеобразной была одежда кангар-печенегов
и кыпчаков. В отличие от тюрок и карлыков
они носили короткие кафтаны без рукавов,
поверх которых одевали легкие халаты
из замши и кожи, либо из тканей. Обувь
чаще всего была на высоком каблуке, очень
неудобная при ходьбе, но прекрасно приспособленная
к верховой езде - каблуки позволяли крепко
держать стремя. Широкие штаны кыпчаки
и кангары не заправляли в сапоги, а носили
навыпуск. Самым распространенным видом
головного убора были войлочные колпаки
с широкими полями и высокой тульей. Зимой
носили меховые круглые шапки и тымаки.
Женщины одевали платья из цветных тканей,
короткие кафтаны из замши и кожи. Знать
одевалась более богато, чем простые кочевники.
Некоторое представление о богатстве
каганского рода может дать описание буддийского
монаха Сюань-Цзаня, посетившего в начале
VII в. ставку западно-тюркского Ябгу кагана.
Встретив кагана во время охоты, путешественник
был поражен роскошной одеждой охотников.
"Каган был одет в халат из зеленого
шелка,- пишет он. - Его сопровождали более
двухсот тарханов, одетых в халаты из парчи,
заплетенными в косы волосами. Остальные
воины, облаченные в одежды, подбитые мехом,
и мягкие головные уборы, держали бердыши,
луки и знамена.
13
Их лошади
были прекрасны. Едущих на верблюдах
и лошадях было столько, что невозможно
охватить взглядом". Говоря далее
о юрте кагана, он сообщает, что "рябило
в глазах".
Вся эта роскошь не могла
дойти до нас. Дерево и меха
истлели, золото и серебро переплавлены.
Но письменные источники пронесли
сквозь века сведения о богатой
и неповторимой культуре, и они
заслуживают большего доверия,
чем немногочисленные археологические
находки.
Таким образом, мы видим, что
в V-XII вв. на территории Казахстана развивалась
не только скотоводческая кочевая культура,
но и оседло-земледельческая и городская,
они взаимовлияли друг на друга и взаимообогащались.
Мы видим, что материальная
культура народов Казахстана
была максимально приспособлена
к требованиям адаптации к
природной среде и полностью
отвечала функциям жизнеобеспечения
и материального производства.
14
Литература
- Абдакимов
А. История Казахстана. Алматы, 2007.
15