Миф и религия как метод и способ философской рефлексии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 18:42, контрольная работа

Описание

Целью настоящего исследования является осмысление феномена религии и мифа, как метода и способа философской рефлексии.
Основные задачи исследования:
1. Выяснить, основу понятий миф и религия.
2. Рассмотреть их исторический путь развития и выявить наиболее существенные моменты для данного исследования.
3. Выявить их связь с философской рефлексией.
4. Сделать выводы.

Работа состоит из  1 файл

миф и религия.doc

— 122.00 Кб (Скачать документ)

Рефлексивный  анализ как новое качество интеллектуальной деятельности возникает в связи с тем, что для понимания изменяющего мира необходим тип мышления, который характеризуется использованием абстракций. Поэтому человек должен научиться мыслить в категориях не только реально существующего, но и того, что могло бы быть. В этой связи анализу подлежит не только сущее, но и бесконечный ряд возможностей, который может быть сокращен до обозримых размеров путем применения обобщений, законов причинности и других абстракций. Все должно считаться возможным, пока не доказано обратное. Как результат рефлексивных процессов критическое мышление способно гораздо ближе подойти к познанию действительности, чем традиционное мышление, которое в своем распоряжении имеет лишь одну интерпретацию. Для ситуации меняющегося мира критическое мышление обнаруживает свои преимущества и перед догматическим. Благодаря рефлексии десакрализуются основания, которые детерминировали системы ценностных ориентаций. Рефлексивный выход позволяет осуществлять прогнозирование и проектирование тех общественных и духовных структур, которые могут стать институциональными основаниями будущего развития культуры. Тем самым выявляются новые ресурсы и возможности саморазвития. Но попытки адекватно оценить современность всегда встречали на своем пути массу препятствий, ведь настоящее анализировать всегда сложнее, чем прошлое. И дело здесь не только в том, что мы сами принадлежим к этому настоящему, а, соответственно, не застрахованы от его заблуждений, но и в том, что оно меняется слишком быстро и содержит слишком много самой разнообразной информации, охватить которую полностью невозможно. Помимо этого, далеко не каждый способен мыслить глобально, в мировом масштабе, даже если и претендует на это. Здесь очень важным является умение обнаружить проблему там, где большинство людей ее не замечает, пока она еще не обернулась катастрофой. И в этом контексте особую актуальность обретает философское видение мира, отвечающее требованиям всесторонности, глобальности, всеобщности, а, соответственно, рассмотрение проблемы рефлексии как принципа философского мышления.

Философскую рефлексию  чаще всего определяют как мышление о мышлении, т.е. как мысль, обращенную на саму себя, М.К. Мамардашвили выразил  это в словах «Я думаю, что думаю». Философия как форма мышления, таким образом, рефлективна по определению, она строится исключительно на абстрактных понятиях, которые имеют рефлективную природу. Как рефлективная форма мысли философия делает своим предметом общественное сознание во всем его многообразном богатстве, а потому она есть самосознание конкретной исторической эпохи.

Философская рефлексия - это особое понимание мира, через  его познание и переживание, когда  познанные закономерности преломляются сквозь призму интересов человека, а ценностно-эмоциональное восприятие мира подвергается рациональному осмыслению. По сути дела рефлексия возникает как соотнесение разного опыта.

Первым отрефлексированным способом деятельности сознания была оценка - способ нравственного сознания. В дальнейшем структура рефлексии  усложнилась, в ней появилась «Рефлексия с позиций веры» и «Рефлексия с позиций разума». Вторая неразрывна с первой - развитие сознания как системы способов деятельности сознания и системы его смыслов. Сознание постепенно становится целостной дифференцированной внутри себя системой. И задача философской рефлексии обозначить структуру, основания данной целостности и ее пределы.  
 
 

Заключение 

Многие величайшие умы всех времен и народов пытались разобраться в данной проблеме и  её отдельных аспектах. В числе таковых авторов можно назвать: Платона, Аристотеля, Августина, Ф. Аквинского, Н. Кузанского, Дж. Бруно, Ф. Бэкона, Р. Декарта, Б. Б. Спинозу, Г. В. Лейбница, И. Канта, Д. Юма, И.Г. Фихте, Ф.В. Шеллинга, Г.В.Ф. Гегеля, А. Шопенгауэра, Э. Гуссерля, М. Шелера, Вл. Соловьева, Н.С. Арсеньева, Н. Бердяева, С. Булгакова. Из русских религиозных философов особенно показательно исследование И. Ильина "Аксиомы религиозного опыта".

Феноменом религии  в целом, занимались: Р. Отто, П. Бергер, Г. Шолем, Е. Торчинов.

Особое внимание на феномен мистицизма обращали психологи: З. Фрейд, К.Г. Юнг, Дж. Кэмпбелл, Э. Фромм, В. Франкл, А. Маслоу, В.М. Аллахвердов и др. Религиозный мистицизм как психопатологию, одним из первых рассмотрел итальянский криминалист Чезаре Ломброзо.

Соотношение между "мистическим опытом" и наркотическими состояниями сознания рассматривались в работах современных визионеров: А. Хофмана, А. Уотса, О. Хаксли, Рам Даса, Т. Лири, Дж. Лили, Т. Маккенны и др.

Из античных критиков христианства необходимо выделить: Лукиана, Цельса, Цецилия, Порфирия, Гиерокла, Юлиана, Либания. Древнюю традицию критики религии возобновили и продолжили: Т. Гоббс, Д. Локк, Дж. Пристли, а также французские материалисты: Д. Дидро, Ф.М. Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Монтескье, П.А. Гольбах, К.А. Гельвеций и др., а также Л. Фейербах, К. Маркс и Ф. Энгельс. Из русских ученых и исследователей придерживались критических взглядов на религию: М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев. Из русских революционных демократов – В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов и др.

Мною было изучено  множество материалов в связи  с подготовкой данного реферата, но лишь единственное мнение полностью  совпало с моим собственным: “мифология - средство самовыражения человека. Это древнейшая и вечная форма  проявления творческих способностей человека. Именно поэтому система мифов, мифологии разного типа обнаруживают себя в основе всех форм и типов человеческой  культуры”6.

Я полагаю, что надо в корне менять отношение к религии, мифологии, атеизму. Но я осознаю, что ни ничего из вышеперечисленного не может полностью изменить мировоззрение человека в лучшую сторону. Ведь мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира. А мое понимание мира состоит в том, что этот мир нужно менять. 
 

Литература 

  1. Дулуман Е.К. Конспект курса лекций по философии (для студентов высших учебных  заведений), ТЕМА 3. Античная философия.
  2. Нейхардт А. А. «Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима», Москва, 1990 г.
  3. Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Яcперс К. Смысл и назначение истории. - Москва, 1991 г.
  4. Немировская Л. З. Культурология. История и теория культуры. М., 1992 г.
  5. Сорос Д. Советская система: к открытому обществу. — М., 1991. С. 59-60.
  6. Римский В.П. Миф и религия: К проблеме культурно-исторической специфики архаических религий / Белгор. гос. ун-т. - Белгород: Крестьян. дело, 2003. - 184 С.
  7. Штоль Г. В. Мифы классической древности.
  8. Ильина И. Аксиомы религиозного опыта.
  9. Есенкулов Б.А  Кантовские чтения в КРСУ (22 апреля 2004 г.); Общечеловеческое и национальное в философии: II международная научно-практическая конференция КРСУ (27-28 мая 2004 г.). Материалы выступлений / Под общ.ред. И.И. Ивановой. — Бишкек, 2004. — С. 356-362.
  10. Калашникова Н.А. Рефлексия как принцип философского мышления. 2003 г.
  11. www.velikanov.ru
  12. www.Intellectuals.ru

Информация о работе Миф и религия как метод и способ философской рефлексии