Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 17:22, реферат
Современная наука видит в мифах не плод фантазии или интеллектуальную схему, но акцентирует их действенную природу и ценностный характер. Касаясь проблемы так называемого мифологического мышления, можно с полной определенностью утверждать: для того, чтобы впасть в мифологию, совершенно не обязательно обладать каким-то особым типом мышления. Мифология коренится не в сознании человека, а в его отношении к миру, в системе ценностей, в механизмах социальной регуляции поведения, формах и способах мировидения.
Мифы
и мифология ХХ
века: традиция и
современное восприятие
Современная наука
видит в мифах не плод фантазии
или интеллектуальную схему, но акцентирует
их действенную природу и
Говоря о месте
мифа в культурной традиции и о
психологии мифа, мы прежде всего должны
определить, что нас интересуют не
сами мифы как определенные представления,
верования или
Надо отчетливо
понимать, что миф для носителя
традиции и миф для постороннего
наблюдателя (в частности, и для
ученого исследователя) - это две
принципиальные разные вещи. И для
постижения психологии мифа важно не
столько то, что представляет собой
сам миф, сколько то, чем он является
для носителя традиции. Своеобразный
конфликт внешнего и внутреннего
восприятия мифа обусловлен тем, что
сторонний наблюдатель видит
несоответствие мифа реальности, носитель
же традиции не сравнивает миф с
реальностью, а стремится воплотить
его в ней; миф для него более
важен и обладает большей ценностью,
чем реальность. Последней еще
предстоит уподобиться мифу; она
еще просто недостаточно совершенна
для этого. В пределе миф упраздняет
реальность и создает на ее место
новую, куда более совершенную и
привлекательную.
Для носителя традиции
миф является также объектом веры,
и как таковой не нуждается в верификации;
скорее, наоборот, миф всячески оберегается
от тех явлений действительности, которые
могли бы посеять в нем сомнение. Мифологический
объект выше критики, выше всего, что окружает
человека в повседневной жизни, и в то
же время он придает ей смысл и приобщает
к сакральным ценностям. Таким мифологическим
объектом в архаическом обществе могут
быть сверхъестественные существа, духи
умерших предков, позднее - Бог с окружающими
его небесными силами. В политической
мифологии ХХ в. это вожди, лидеры наций,
а также такие собирательные образы, как
Родина, партия, народ.
Отношения мифа
к традиции сложны и многообразны.
Перечислим 4 основные позиции.
1. Мифы лежат в основании
культурной традиции; они дают санкцию
существующим обрядам и социально-общественным
отношениям, объясняют происхождение
мира и мироустройство. Смысл мифов как
повествовательных текстов в значительной
степени сводится к рассказам о первособытиях,
перворитуалах, появлении первых людей
и первых культурных объектов.
2. Мифология проникает
в самые различные сферы жизни и может
быть извлечена не только из текстов повествовательного
характера, но и из наблюдений над праздниками
и обрядами, из способов обращения с материальными
предметами и т.д.
3. Традиционность
является глубоким внутренним свойством
мифологии, ибо мифы не создаются людьми,
но достаются им по традиции. Мифология
унаследована человеком от предков и перейдет
от него к потомкам. Это то, что дает индивиду
ощущение его единства со своим народом,
его прошлым и будущим. В традиционности
этого знания уже заложена его высокая
оценка: оно прошло проверку временем,
оно уже было опробовано нашими предками,
которые не глупее нас были. Не случайно,
что важнейшая часть этого мифологического
комплекса связана с миром мертвых (почитание
умерших, сохранение памяти о них, забота
о местах захоронений, сохранение семейных
преданий и реликвий и т. п.).
4. Мифология является
не только частью культурной традиции
определенного народа или племени, но
и частью мифологической (или мифопоэтической)
традиции всего человечества. Сравнивая
мифологии разных народов, мы постоянно
встречаем сходные образы, повторяющиеся
сюжеты и ситуации. Собственно, наука о
мифологии и занята главным образом тем,
чтобы объяснить природу этой повторяемости:
то ли она результат независимого появления
одних и тех же мифов у разных народов,
то ли результат распространения мифов
из единого центра (или нескольких центров),
то ли результат культурных контактов.
Во всяком случае все мифы, о которых мы
говорим: и архаические, и религиозные,
и политические - имеют свойство повторяться.
Понятия мифа и
мифологии в ХIХ в. разрабатывались
по отношению к древним и
Мифология требует,
чтобы в нее верили безоговорочно,
просто принимали ее как должное,
без рассуждений. Для мифологических
образов и символов характерна высокая
степень эмоциональной насыщенности.
Они вызывают у человека не размышления,
а смешанное чувство любви и страха, обожания
и ужаса. Характерные примеры таких мифологических
символов - это образы вождей (например,
Сталина или Гитлера), образ Родины-матери,
знамя воинской части. Человек мечтает
о том, чтобы хотя бы издали, хоть на мгновение
прикоснуться взглядом к вождю; он видит
смысл своего существования в том, чтобы
сохранять свою кровную связь с Родиной;
он готов пожертвовать жизнью, чтобы вынести
знамя с поля боя.
Политическая
мифология не отражает реальность и
не стремится ее объяснить; она призвана
управлять коллективным сознанием
и поведением человеческих масс. В условиях
тоталитарного государства мифология
стремится не только заместить собой реальность,
но и физически ее уничтожить. Так, например,
революция, совершенная именем народа,
привела к массовому уничтожению того
самого народа, во имя которого она якобы
совершалась. Отметим попутно, что столь
милая К. Марксу идея революционного преобразования
мира несет в себе глубокий мифологический
потенциал.
Политическая
мифология должна
быть проста и понятна, она оперирует
не отвлеченными представлениями, а доходчивыми,
визуально представимыми образами ("враг",
"товарищ" и др.). Вообще она апеллирует
не столько к разуму человека, сколько
к его чувствам и эмоциям, к его личному
психологическому опыту (не случайно так
значимы в политической мифологии образы
отца, матери, брата, сына). Она мало проницаема
для опыта и для критики извне. Напротив,
именно стойкая убежденность,
готовность умереть
за свои идеалы считаются
наивысшим подвигом
и достоинством.
Политическая
мифология становится
важнейшим средством
консолидации общества
и противопоставления "своих"
и "чужих". Она дает человеку силы
преодолевать житейские трудности и надежду
на то, что все его лишения окупит счастливое
будущее всего человечества. В этом отношении
политический миф глубоко дегуманизирован;
он внушает человеку мысль о том, что его
индивидуальная жизнь ничтожна по сравнению
с теми задачами, которые стоят перед партией
и государством.
Наиболее благоприятны
для политической мифологии эпохи
тоталитарного правления. Тоталитаризм
превращает свою идеологию в своеобразную
мифологию, поскольку приписывает ей абсолютную
истинность, считая любые другие взгляды
в лучшем случае ложными, а в худшем - враждебными.
Такое отношение распространяется и на
науку, которая призвана подтвердить на
конкретном материале справедливость
данной идеологии и ложный характер любого
другого взгляда на вещи.
Государство утверждает
свою идеологию с помощью
репрессий и распространяет
ее посредством внешней
агрессии, вмешательства
в дела других государств.
Закономерно формируется
образ своего государства как
осажденной крепости, со всех сторон окруженной
врагами. При этом и внутренние проблемы
объясняются происками внешнего
врага, а несогласные объявляются
шпионами иноземных держав. Своему
же государству придается мессианс
С политической
мифологией связан особый механизм управления
людьми: они должны
не просто бояться наказания
и подчиняться приказам,
но искренне и глубоко
верить в необходимость
и справедливость такого
положения вещей, которое
обрекает их на жертвы
и лишения. Советская литература и искусство
талантливо разработали такую тему, как
этика и даже эстетика жертвы, необходимой
для достижения великой цели - светлого
будущего всех трудящихся. Отсюда образ,
известный во множестве литературных
и изобразительных воплощений: отряд уходит
вдаль, не заметив потери убитого бойца.
Предполагалось, что жертвы не только
оправданны, но и необходимы, причем более
всего ценилось принесение в жертву самого
себя - самопожертвование.
Ту идеологию,
которая была создана в нашей
стране в сталинский период, вполне
обоснованно можно назвать
Тоталитарная
мифология, как бы ни относился к
ней простой человек, абсолютно
доминировала в масштабах
государства. Она была замкнутой и монологической;
она требовала не столько понимания, сколько
запоминания и веры, убежденности. Она
не терпела критики, которую непременно
считала враждебной, и делала ставку на
физическое устранение оппонентов.
Идеи,
которые провозглашало
государство, разительно
не соответствовали
повседневной жизни
людей, однако тоталитарная
мифология находила
воплощение в символической
реальности военных
парадов и массовых
шествий, всенародных
праздников и партийных
съездов, в гигантских
стройках и в искусстве
социалистического
реализма. В то же время колоссальные
фрагменты реальности (например, ГУЛАГ)
не покрывались тоталитарной мифологией
и в этом отношении как бы не существовали
для официальной культуры.
Советская идеология
рассматривала себя не просто как
теоретическую концепцию, но как
единственно правильное учение. Характерно,
что марксизм недостаточно было просто
знать, в него нужно было верить.
Нельзя было и разувериться в марксизме:
это автоматически исключало
человека из круга "своих" и выталкивало
его в реальное небытие или
в небытие символическое, т.е. в
эмиграцию. Отказ от марксизма оценивался
не как смена убеждений, а как
предательство.
В различных
мифологиях известно представление
о священной книге, которая продиктована
Богом или упала с неба; эту
книгу никто не может прочитать
до конца, но тем не менее в ней
заключена истина. Нечто подобное
представляли собой собрания сочинений
классиков марксизма-ленинизма, которые
стояли на видном месте в каждой
библиотеке.
Миф о православном
царстве возродился в мифе о первом
в мире социалистическом государстве
трудящихся. Это государство имело свой
пантеон, состоящий из основоположников
идеологии и государства, свой некрополь
и свою историю, которая осмыслялась исключительно
мифологично (подлинная история начиналась
как бы только с момента Революции; все,
что было до этого, рисовалось как многовековое
царство мрака и несправедливости).
Мифы
изображают не конкретные
случаи, произошедшие
в прошлом, но события,
сохраняющие актуальное
значение для современности. Поэтому,
например, в советской идеологии такое
значение приписывалось годовщине Великой
Октябрьской социалистической революции
и дню рождения Ленина. В каждом городе
и даже поселке обязательно должен был
стоять памятник Ленину, и это символизировало
незыблемость и вечную жизнь его учения.
Мавзолей стал
зримым образом преодоления смерти, материализацией
личного бессмертия, к которому может
приобщиться каждый, кто отстоит очередь
и войдет внутрь. Во время демонстраций
и парадов весь народ и особенно армия
показывают свою верность ленинскому
делу, а руководители Партии и правительства,
стоя на Мавзолее, символизируют то, что
они являются продолжателями дела великого
Ленина.
Одно из важнейших
средств консолидации социума связано
с оппозицией мы - они. Эта оппозиция
имеет универсальный
характер, ибо любая группа людей, любое
общество осмысляет себя в противопоставлении
другим группам людей и другим обществам.
Она имеет и свою позитивную составляющую,
сплачивая народ в борьбе против внешнего
агрессора, давая человеку чувство причастности
к судьбе своего народа, помогая ему преодолевать
трудности.
Информация о работе Мифы и мифология ХХ века: традиция и современное восприятие