Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 17:22, реферат
Современная наука видит в мифах не плод фантазии или интеллектуальную схему, но акцентирует их действенную природу и ценностный характер. Касаясь проблемы так называемого мифологического мышления, можно с полной определенностью утверждать: для того, чтобы впасть в мифологию, совершенно не обязательно обладать каким-то особым типом мышления. Мифология коренится не в сознании человека, а в его отношении к миру, в системе ценностей, в механизмах социальной регуляции поведения, формах и способах мировидения.
Однако мифологический
взгляд на вещи имеет свою специфику. Он
проявляется в том, группа, объединяемая
местоимением мы, осмысляется не просто
как одна из многих, но как единственная
в своем роде, а те, кто ей противопоставляются,
наделяются звериными или демоническими
чертами, им приписываются нечеловеческие
пороки и жестокость. Именно такое архаическое
осмысление оппозиции мы - они актуализируется
в политической мифологии ХХ в.
В результате вырабатывается
отношение к врагам как к нелюдям,
которые не заслуживают жалости;
их можно только ненавидеть, а при
возможности - уничтожать. В качестве
них на протяжении ХХ в. могли выступать
в разных ситуациях капиталисты,
коммунисты, евреи, немцы, русские, славяне
и т.д.
Образ врага
имеет визуальный характер; ему приписываются
черты зверей или физические уродства.
Этот мифический образ призван заместить
собой в коллективном сознании реальный
образ представителя другой страны или
другой национальности. Он прост
для восприятия, легко
опознается и запоминается. В то же время
его нелегко забыть; он западает в подсознание,
продолжает тревожить даже тогда, когда
о нем не думаешь. От него постоянно исходит
потенциальная опасность. Образ врага
вызывает целую гамму эмоций - от ненависти
и ужаса до презрения и желания с ним разделаться,
уничтожить.
В условиях тоталитарного государства оппозиция мы - они становится важным элементом государственной идеологии. Образ врага поддерживается СМИ(см.рекламный миф), получает свое воплощение в литературе и искусстве. Да и реальные события дают богатый материал для его формирования. Важно отметить, что образ врага создается параллельно и нами и ими: только мы создаем врагов из них, а они создают его же из нас. Так, например, если мы возьмем советский и американский кинематограф эпохи холодной войны, то увидим, что образ русского в американском кино и образ американца в советском кино создавался по весьма сходным моделям.
Тоталитарная
мифология подверглась
Тем не менее крах
тоталитарной мифологии не привел к демифологизации
общественного сознания. Скорее, наоборот,
он стал мощным стимулом ремифологизации
общественной жизни. В основе этого явления
прежде всего лежат, как мне представляется,
социально-экономические причины. Реформы
проводились непоследовательно и наспех,
так что для большинства населения так
и осталось неясным, в чем смысл этих реформ
и что за общество строится в нашей стране.
На наших глазах
возникали финансовые империи, фонды
и банки, которые проводили шумные
рекламные компании в СМИ, собирали
деньги у миллионов людей, а потом
в один день оказывались мыльными
пузырями. Деятельность создателей финансовых
пирамид - это, пожалуй, наиболее яркий
пример современного мифотворчества.
Аналогичная ситуация
сложилась и в области общественно-политической.
Вчерашние демократы оказывались заурядными
взяточниками, вчерашние воинствующие
атеисты вставали в очередь за благословением
у батюшки, первый всенародно избранный
президент постепенно превращался в общее
посмешище и т.д. Новая власть активно
занялась созданием новых символов, и
разоренная страна, в который рабочие
и учителя годами не получают зарплаты,
стала покрываться отстроенными заново
православными храмами и скульптурными
монстрами, поражающими своими размерами
и нелепостью.
Социальное расслоение,
этнические конфликты, локальные войны
и террористические акты, ложь политиков
и их бездарность - все это те дрожжи,
на которых поднимается
Для
нынешней ситуации характерно
соединение общего неверия
в глобальные ценности
и доверчивость ко
всякого рода слухам
и скандальным
разоблачениям. Лишенное ясных ориентиров,
общественное сознание готово принять
на веру любую гипотезу о близком конце
света или о тотальной коррупции в высших
эшелонах власти. Тем более что эти гипотезы,
по-видимому, не так уж далеки от истины.
Чем более невероятна сплетня, тем легче
она становится сенсацией и тем охотнее
тиражируется СМИ.
Если тоталитарная
мифология была компактной, легко
обозримой, замкнутой и достаточно
простой для понимания, то мифология
современная характеризуется аморфностью,
распыленностью, полицентризмом и неустойчивостью
(что, кстати, отчетливо выдает ее переходный
характер).
Можно наметить
4 группы современных мифов.
1. Это мифы
политической и общественной жизни, которые
создаются политиками, партиями, журналистами.
2. Мифы, связанные
с этнической и религиозной самоидентификацией
(например, различные мифы о России и православии,
их прошлом и современном состоянии).
3. Мифы, связанные
с внерелигиозными верованиями (например,
мифы об НЛО и инопланетянах, о снежном
человеке, о всесильных экстрасенсах-целителях
и т.д.).
4. Мифы массовой
культуры и среди них, несомненно, центральный
- миф об Америке и американском образе
жизни.
Гонения на народную
старину, столь характерные для
советского периода, сменились ее апологетикой(неумеренное
восхваление чего-либо
или кого-либо, необъективная
попытка доказать истинность,
справедливость чего-либо). Переиздаются
большими тиражами дореволюционные книги,
посвященные обрядам и верованиям, гаданиям
и суевериям русского народа. Одна за другой
появляются книги, посвященные славянской
мифологии. В рекламных объявлениях предлагают
свои услуги маги и колдуны; книжные прилавки
заполнены популярной литературой, сборниками
заговоров, суеверий, советов на все случаи
жизни. Сеансы экстрасенсов одно время
передавали на всю страну по телевидению.
Старинные
обряды и верования
стали оцениваться
не как предрассудки,
подлежащие искоренению,
а как важнейшая
часть исконных русских
традиций. При этом народная традиция
уже не противопоставляется христианской,
как это было раньше, а рассматривается
с ней в единстве.
На наших глазах
из различных элементов
Техника в ХХ
в. не только радикально изменила соотношение
возможного и невозможного, но и
сделала вполне реальным то, для
чего ранее требовалось
Благодаря кинематографу
появилась возможность не только
представить себе умственно, но и
реально увидеть, а увидев, прочувствовать,
как выглядит душа человека после
смерти, как прилетают космические
пришельцы и вступают в контакт
с землянами, как монстры и
вурдалаки разрывают людей или
пьют из них кровь и т.д. Для
сотен миллионов людей
Такие категории
мифологического мышления, как сверхъестественное
и чудо, своеобразно актуализировались
в ХХ в. Благодаря техническим достижениям
многое из того, что еще 150 лет назад казалось
чистой фантастикой, стало повседневной
реальностью. Например, телевизор или
видеомагнитофон - это своеобразные модификации
сказочного волшебного зеркальца, самолет
как бы воплотил в жизнь мечту о ковре-самолете
и т.д.
В фольклоре
многих народов существовало представление
о том, что в мифические времена
люди обладали чудесными способностями:
они умели летать, знали секреты
вечной молодости и т.д., а потом
лишились этих способностей, так как
утратили магические приемы. Можно сказать,
что научно-техническая революция вернула
человека в мифические времена, и он снова
может летать, мгновенно передавать сообщения
на гигантские расстояния и т.д.
Технические
достижения многократно
увеличили возможности
человека, но не сделали
его умнее. Напротив,
они создали предпосылки
для еще более
изощренного подавления
личности и оболванивания
человеческой массы.
Техногенные катастрофы,
войны с применением
новейших средств
уничтожения противника,
стихийные бедствия (в
частности, и те, которые
связаны с деятельностью
человека), - все это
способствует росту
эсхатологических настроений. Эти настроения
подогреваются слухами о том, что люди
погибнут то ли от спида, то ли от озоновой
дыры, то ли от потопа, вызванного потеплением
климата.
Человечество
как бы вернулось
к ситуации первых
веков христианства,
когда вот-вот, буквально
со дня на день ожидалось
Пришествие Господне
и Страшный Суд. Земля давно оплетена
железной паутиной, небо бороздят железные
птицы, в городах всю ночь горят электрические
солнца - и трудно назвать, какое еще из
предсказаний Апокалипсиса мы не увидели
своими глазами.
Род человеческий еще никогда не смотрел так осязаемо в лицо смерти. И это, кстати, придает особый характер современным политическим дебатам, ибо в конечном счете речь идет о том, кто получит возможность управлять ядерными ракетами, которые в силах уничтожить все живое.
В свое время
Бердяев описал "душу России" с
помощью антиномий. Мы вынуждены
констатировать, что и на исходе
столетия сознание России остается столь
же разорванным и противоречивым,
как это было в начале века.
Такое состояние
сознания поддерживается социальным неравенством,
неожиданной нищетой миллионов,
оставшихся без средств существования,
выброшенных на обочину жизни. Отчаяние
и нищета не могут долго уживаться
рядом с сытостью и вседозволенностью.
Нетрудно догадаться, какие чувства
вызывает реклама нового шампуня
у человека, лишенного возможности
накормить своих детей. Это ощущение
нестабильности, неуверенности в
завтрашнем дне также становится
питательной почвой для мифологии.
Борьба с тоталитарной
идеологией, развернувшаяся с конца
1980-х гг., как известно, имела непоследовательный
и неокончательный характер. В
значительной степени она свелась
к разрушению символов тоталитарной
мифологии, таких как памятник Ф.Э.
Дзержинскому на Лубянской площади.
Однако даже это дело не было доведено
до логического конца и до сих
пор сохраняется пантеон на Красной
площади, как бы символизируя собой,
что прошлое нашей страны еще
живо и может вернуться.
За последние
10 лет ситуация многократно менялась,
и мы будем говорить только о том,
что происходит непосредственно
в момент проведения нашей конференции,
т.е. в сентябре 1999 г. (мы легко допускаем,
что к моменту публикации сборника
ситуация уже совершенно изменится).
Мы живем в
поле полнейшей правовой и идеологической
неопределенности. Эта общая неразбериха
наиболее наглядно проявляется в области
символики: чего стоит, например, сочетание
на одном околыше звездочки с двуглавым
орлом! Другой характерный пример - паралелльное
существование таких дефиниций, как "Великая
Октябрьская социалистическая революция"
и "октябрьский переворот".
Столь же противоречива
оценка самого русского народа, степени
его религиозности, характера народного
православия. Одни видят в народных верованиях
славянское язычество, чуть прикрытое
легким флером христианских воззрений,
другие пишут о полной православной ортодоксии
народа, его благочестии и религиозной
праведности . Оба взгляда тщательно аргументируются,
обосновываются крупными специалистами,
обременными всеми мыслимыми учеными
степенями.
И что уже
совсем странно - столь же противоречиво
оцениваются и те события, которые
произошли буквально у нас
на глазах, в которых многие так
или иначе сами участвовали - распад
СССР, путчи 1991 и 1993 гг., приватизация, экономические
реформы.
За последние
годы не был доведен до конца ни
один политический процесс, ни один раз
политические преступники (в том
числе и те, кто виновен в
гибели людей) не понесли наказания.
Однако это не означает и того, что эти
люди оправданы и доказана их невиновность.
Скандальные разоблачения
и частые смены правительства
порождают уверенность во всеобщей
коррумпированности и вседозволенности.
Политик еще только назначен на высокий
пост и приступает к ответственной деятельности,
а публика уже предчувствует, что вскоре
он окажется героем разоблачительного
скандала с какими-нибудь банковскими
счетами или с девочками в бане.
Информация о работе Мифы и мифология ХХ века: традиция и современное восприятие