Молодежные субкультуры в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2011 в 19:08, курсовая работа

Описание

Молодежные субкультуры для России – явление молодое. В традиционном обществе их не было, поскольку не было «молодежи» в нашем понимании. Ребенок – отрок или девица – сразу вырастал во взрослого человека со всеми его обязанностями и особенностями поведения. Обычно это было связано с браком, срок которого на Руси, как и в иных традиционных обществах, наступал с половым созреванием. Женщина чуть старше 30 лет часто уже была бабушкой и нянчилась с внуками, а ее муж (или свекор) распоряжался большой семьей, состоявшей из нескольких поколений родственников.

Содержание

Введение ……………………………………………………...2 - 5

1. Понятие и направления молодежной субкультуры………5

2.Причины появления и развития в современном обществе молодежной субкультуры………………………………………………………….5- 7

3.Молодежная субкультура современной России…………..7-23

Заключение…………………………………………………….23-25

Список использованной литературы………………….……..25

Работа состоит из  1 файл

Молодежные субкультуры в России.docx

— 1.94 Мб (Скачать документ)
 

     Содержание 

     Введение ……………………………………………………...2 - 5

     1. Понятие и направления молодежной субкультуры………5

     2.Причины  появления и развития в современном  обществе молодежной субкультуры………………………………………………………….5- 7

     3.Молодежная субкультура современной России…………..7-23

     Заключение…………………………………………………….23-25

     Список  использованной литературы………………….……..25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение.

     Молодежные  субкультуры, или неформальные сообщества, — своеобразный социокультурный  феномен ХХ века, меняющийся во времени. Первые молодежные движения возникли на Западе в 60-е годы, и одним из основных тезисов манифестируемой  ими идеологии было противопоставление себя обществу потребления, протест против буржуазной системы  ценностей. В таком виде эти направления молодежного андеграунда попали в советское общество, где их протестное мировоззрение подпитывалось диссидентским пафосом свободомыслия, неприятием тоталитарного строя и культуры. Хиппи, панки, металлисты, толкинисты и другие сообщества 70-х — начала 90-х ставили себя, свои ценности и свою деятельность вне политики,социального строя, коммерческих отношений.

     Молодежные  субкультуры для России – явление  молодое. В традиционном обществе их не было, поскольку не было «молодежи» в нашем понимании. Ребенок –  отрок или девица – сразу вырастал во взрослого человека со всеми его  обязанностями и особенностями  поведения. Обычно это было связано  с браком, срок которого на Руси, как  и в иных традиционных обществах, наступал с половым созреванием. Женщина чуть старше 30 лет часто  уже была бабушкой и нянчилась  с внуками, а ее муж (или свекор) распоряжался большой семьей, состоявшей из нескольких поколений родственников. Юноша 15 лет верстался на воинскую службу – так заканчивалось детство. Подобное общество при его ценностном консерватизме было крайне мобильно – каждый его член играл важную социальную роль. Более того, не было нужды в какой-то нарочито выдуманной «государственной идеологии» или «национальной  идее»: чувство ответственности  прививалось с пеленок, а оно  почти всегда гарантировало от непатриотического  или эгоистического поведения. «Береги  честь смолоду», – гласила старая русская пословица.

     Освобожденные в 1762 году от обязательной службы дворяне, быстро проникшиеся чувством собственной  исключительности, субкультуры, тем  не менее, не образовали. Сословный строй вообще исключает субкультуры: он построен на соподчинении всех групп населения. В России это еще и сопрягалось с ярко выраженным государственным патернализмом. Кроме того, субкультура – явление преимущественно городское, а Россия в целом оставалась обществом аграрным. Сельские хозяева были достаточно разобщены между собой. Городское дворянское общество было слишком сильно привязано к государственным интересам. Дворянское общественное мнение основывалось на представлениях всероссийского масштаба: судьба страны, по их собственным представлениям, была в их руках и непосредственно вершилась «первым дворянином» – самодержцем. В начале XIX века молодое дворянство восприняло английский дендизм, но субкультурой это вряд ли назовешь: молодых денди в столицах были единицы. П.Я. Чаадаев, ставший воплощением этого явления, был личностью исключительной и самодостаточной. Герой пушкинского романа Евгений Онегин был лишь, «как денди лондонский, одет». Налицо лишь имитация западного образца.

     Распад  традиционных общественных связей всегда порождает неформальные объединения. Часто они имеют возрастную особенность. В России первой «молодежной субкультурой», можно назвать студенческое сообщество. Окончательное его оформление произошло  во второй половине XIX века. Оно не было узкосословным, власть не способна была регулировать его жизнь законодательно, ценности студенчества имели неформальный характер. Необходимо было отличаться от всего вокруг – «серого и  унылого», и приобретенные научные  знания подсказывали: выход кроется  в новой социальной реальности, в  царстве тотальной справедливости. Радикальные мировоззренческие  особенности сочетались с отличиями  наружными. Настоящий студент и  в безмундирную эпоху был заметен  по внешним признакам – подчеркнутому  и намеренно вызывающему пренебрежению  к внешнему виду. Введенный в 1880-е  годы студенческий мундир тут ничего не изменил: верхние пуговицы застегнуты не были, фуражка всегда носилась набекрень, из-под нее вылезал нечесаный вихор. Настоящие адепты студенческой субкультуры превращались в «вечных студентов», их возраст переставал иметь значение.

     Система современного образования породила некоторый искусственный процесс  социализации человека: выйдя из семьи, он должен в течение длительного времени обретать общепринятый уровень знаний, профессию для того чтобы стать полноправным членом общества. И чем более сложным становится общество, тем более трудным и болезненным становится этот процесс, который имеет тенденцию удлиняться во времени.

     Именно  в промежутке между детством и  взрослостью, когда ребенок становится школьником, или молодой человек – студентом, и возникают субкультуры как механизм безболезненной социализации. Ведь жизнь недавнего ребенка во взрослом мире невероятно трудна (она трудна и для взрослых). К тому же в связи с интенсивным развитием общества опыт отцов зачастую неприменим для детей. У молодого человека нет необходимых знаний, духовных и моральных сил, а если к тому же у него нет четких нравственных ориентиров, заложенных в семье, то жизнь может стать плаванием по безбрежному океану на утлом судне без управления и знания цели. Выжить в этих сложных условиях, выработать смысловую и мировоззренческую структуру, совместными усилиями разрешить стоящие перед молодым человеком задачи помогает субкультура. Это своего рода тихая заводь и бухта среди вод океана, в которой он спасается, когда семья родителей не может помочь решать его проблемы. Здесь удовлетворяется его потребность в формировании представлений о мире, в выработке ценностей.

     Но  субкультура - это еще и альтернативная система координат, выполняющая  роль компенсации: молодые люди, совершенно не успешные и слабые в большом  мире, в субкультуре могут стать  героями или получить признание. Общность с единомышленниками дает молодому человеку ощущение силы, которого он не имеет в одиночестве. 

     1. Понятие и направления  молодежной субкультуры

     Итак, субкультура с научной точки  зрения – всего форма социализации молодежи. Разрушительной или созидательной  для общества ее делает система ценностей, образующая ее структуру. До шестидесятых годов ХХ века субкультуры воспринимались как явление сугубо положительное  на фоне все уменьшающейся в обществе роли семьи в воспитании человека. Считалось, что в субкультуре  молодежь сможет воспринять «моральный код общества».

       Субкультуры могут в своей основе содержать различные интересы: от музыкальных стилей и направлений искусства до политических убеждений и сексуальных предпочтений. Какая-то часть молодёжных субкультур произошла от различных фэндомов. Другие субкультуры, например, уголовная, происходящая вследствие конфликта основной культуры и лиц, преступивших закон, образуются на иной основе.

     Чаще  всего субкультуры носят замкнутый  характер и стремятся к изоляции от массовой культуры. Это вызвано  как происхождением субкультур (замкнутые  сообщества по интересам), так и стремлением  отделиться от основной культуры, противопоставить ее субкультуре. Входя в конфликт с основной культурой, субкультуры  могут носить агрессивный и иногда даже экстремистский характер. Такие  движения, вступающие в конфликт с  ценностями традиционной культуры, называют контркультурой. В молодёжных субкультурах характерен как протест, так и  эскапизм (бегство от реальности), что  является одной из фаз самоопределения. 

     2.Причины  появления и развития  в современном  обществе молодежной  субкультуры  

     Развиваясь, субкультуры вырабатывают единый стиль  одежды (имидж), язык (жаргон, сленг), атрибутику (символику), также общее мировоззрение  для своих членов. Характерный  имидж и манера поведения является маркером, отделяющим "своих" (представителей субкультуры) от посторонних людей. В этом проявляется сходство новых субкультур 20-го века и традиционных народных культур. Поэтому методы изучения субкультур схожи с методами изучения культур традиционных. А именно, это историко-лингвистический анализ, анализ предметов культуры и мифо-поэтический анализ.

     Имидж для представителя субкультуры - это не только одежда, это демонстрация своим видом убеждений и ценностей, которые пропагандирует субкультура. Наиболее известный пример - денди XIX века. Со временем отдельные элементы и целые стили одежды вливаются в общую культуру. Например, высокие ботинки Dr. Martens, первоначально популярные среди скинхедов, давно уже стали общепринятыми у многих неформалов, а стили одежды Готическая лолита и Готический аристократ уже не только элемент субкультуры готов, но также элемент японской моды.

     У представителей субкультур со временем вырабатывается свой язык. Частично он наследуется от субкультуры прародителя, частично вырабатывается самостоятельно. Многие элементы сленга - неологизмы.

     С культурологической точки зрения символ и символизм являются определяющими  в описании той или иной культуры и культурного произведения. Символы  субкультур - это с одной стороны  самоопределение субкультуры среди  множества других культур, с другой стороны связь с культурным наследием  прошлого. Например, знак анкха в  субкультуре готов - это с одной  стороны символ вечной жизни, как  наследие Египта, с другой - символ, самоопределяющий культуру в настоящее  время.

     Молодежная  субкультура – порождение предпринятой рядом стран национализации системы образования и науки, что привело к распространению в этих до сих пор свободных сферах «третьего времени», отличающегося от рабочего времени и досуга, бюрократической централизации и жесткой регламентации. Как показывает анализ, в большинстве своем сюда вошли люди с высшим образованием или получающие высшее образование. Отсюда можно определить начальную фазу субкультуры как «бунт против утилитарного отношения к молодежи».  

     3. Молодежная субкультура современной России

     Рассмотрим  наиболее яркие и распространенные субкультуры настоящего времени.

     Классификация молодежных субкультур, разработанная  применительно к США, Канаде и  Западной Европе, в российских условиях должна быть несколько модифицирована. Исследователями молодежных движений была предложена следующая их типология:

     ·романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, индианисты, толкинисты);

     ·  гедонистическо-развлекательные (мажоры, рэйверы, рэпперы и т.п.);

     ·  криминально-делинквентные («гопники», «люберы»);

     ·  анархо-нигилистические (панки);

     · экстремистские политизированные субкультуры «левого» и «правого» толка, некоторые из которых можно также определить как радикально-деструктивные.  

     Основные  молодежные субкультуры 

     Хи́ппи  (англ. hippy или hippie; от разг. hip или hep, - "понимающий, знающий" (hipster - старое название субкультуры поклонников бибопа)

     - философия и субкультура, изначально  возникшая в 1960-х годах в  США.

     Субкультура хиппи – одна из старейших молодежных субкультур в России.

     Движение  хиппи развивалось «волнами»: первая волна относится к концу 60 –  началу 70 гг., вторая – к 80 гг. Примерно с 1989 г. наблюдается резкий спад, выражавшийся в резком уменьшении числа приверженцев данного движения. Однако в середине 90 гг. неожиданно заявила о себе «третья волна» хиппи. Внешний вид хиппи «третьей волны» достаточно традиционен: длинные распущенные волосы, джинсы или джинсовая куртка, иногда балахон неопределенного цвета, на шее – «ксивник» (небольшая кожаная сумочка), украшенная бисером или вышивкой. На руках – «феньки» (от англ. thing – вещь), т.е. самодельные браслеты или бусы, чаще всего из бисера, дерева или кожи. Данный элемент атрибутики хиппи вышел за субкультурные рамки, распространившись среди молодежи: «феньки» могут украшать руки и школьницы, и преподавательницы вуза. От «классических» хиппи «третью волну» отличают такие атрибуты, как рюкзак и три-четыре колечка в ушах, реже в носу (пирсинг). Движение хиппи следует отнести к субкультурам, которым свойственно стремление к самопознанию и самоосознанию. Работая в школе, а затем в вузе, хиппи делают глубокие и информативные сообщения (или рефераты) о ценностях хиппи, психологии хиппи, их социологии и философии, что довольно плохо согласуется со стереотипом волосатого и ленивого бездельника.                          
 
 

Информация о работе Молодежные субкультуры в современной России