Молодежные субкультуры в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2011 в 19:08, курсовая работа

Описание

Молодежные субкультуры для России – явление молодое. В традиционном обществе их не было, поскольку не было «молодежи» в нашем понимании. Ребенок – отрок или девица – сразу вырастал во взрослого человека со всеми его обязанностями и особенностями поведения. Обычно это было связано с браком, срок которого на Руси, как и в иных традиционных обществах, наступал с половым созреванием. Женщина чуть старше 30 лет часто уже была бабушкой и нянчилась с внуками, а ее муж (или свекор) распоряжался большой семьей, состоявшей из нескольких поколений родственников.

Содержание

Введение ……………………………………………………...2 - 5

1. Понятие и направления молодежной субкультуры………5

2.Причины появления и развития в современном обществе молодежной субкультуры………………………………………………………….5- 7

3.Молодежная субкультура современной России…………..7-23

Заключение…………………………………………………….23-25

Список использованной литературы………………….……..25

Работа состоит из  1 файл

Молодежные субкультуры в России.docx

— 1.94 Мб (Скачать документ)

     Индианисты 

     Молодежной  субкультурой, относимой нами к числу  романтическо-эскапистских, являются индианисты. Они изучают культуры индейцев, преимущественно североамериканских, стремясь к точному воспроизведению  их обычаев и обрядов. По наблюдению Т. Щепанской, индианисты — нечто  среднее между клубом любителей  американских индейцев и религиозно-мистическим  движением. При всей «этнографической»  атрибутике индианистской субкультуры  ценности ее: коллективизм (общинность), экологизм, космизм.

       

     Толкинисты  и ролевики

     В молодежной культуре 90 гг. появились  толкинистское движение и связанная  с ним, порожденная им же толкинистская  субкультура. Известный английский филолог и писатель Дж. P.P. Толкин (на сленге толкинистов – Профессор) родился в 1892 и умер в 1973 г. Его  книги «Хоббит», «Властелин колец» и «Сильмариллион» относятся  к жанру fantasy – сказочной фантастики. Толкин – мастер особой, завораживающей атмосферы повествования, так что  читатель начинает отождествлять себя с героями книги. Это стало  одним из факторов, вызвавших к  жизни неожиданный для самого автора социокультурный феномен  – ролевые игры по книгам Толкина. Ролевая игра (roleplaying) близка к импровизированной  театральной постановке. Готовится реквизит (безопасное оружие, одежда, соответствующая толкиновскому условному средневековью). Мастера – режиссеры игры – распределяют роли, игроки проходят нечто вроде экзамена на знание фантастического мира Толкина и предыстории своего персонажа, намечается сюжетная линия. В начале 90 гг. толкинисты появляются и в России, прежде всего в Москве и С.-Петербурге. Толкинистское субкультурное движение стало частью и продолжением советской романтико-эскапистской традиции, находившей в разное время выражение и в хиппизме, и в туристическом движении. В 90-х гг. отечественные толкинисты стремительно вовлекли в свою «сферу влияния» и ассимилировали часть представителей других молодежных субкультур (хиппи, рокеров и даже панков). Появляются продолжения Толкина, написанные с иных мировоззренческих позиций, издается обширная фэн-пресса, есть масса web-ресурсов, созданных и поддерживаемых толкинистами. Это существенно отличается от движения западных почитателей Толкина: известно, что там преобладают узость, изолированность, деятельность толкинистов сводится к компьютерным играм, переписке по E-mail и узкоакадемическим студиям.

     В 1993—94 гг. движение толкинистов переживает кризис роста. Он был преодолен путем  расширения диапазона ролевых сюжетов, включения в них не только произведений Толкина, но и других писателей-фантастов, а также исторических сюжетов. В  это же время организационно отделилось движение ролевых игр, хотя по атрибутике, ценностным ориентациям ролевики близки к толкинистам. Впрочем, организационное  размежевание, кажется, никогда не было абсолютным. Можно заметить, что  в России субкультура толкинистов  и ролевиков развивается в  последние годы наиболее активно и динамично.                             

     Байкеры

     С определенными оговорками можно  отнести к романтическо-эскапистским субкультурам также байкеров и хакеров. Традиционно их относят к субкультурам соответственно спортивной и интеллектуальной направленности.

     Байкеры (от англ. bicycle – сокр. bike) – мотоциклисты, которых у нас часто именовали  рокерами, что неточно: рокеры это  любители рок-музыки.

     Сообщество  байкеров нельзя определять как сугубо молодежное. Первых «настоящих» байкеров называли «харлеистами» – по известной  марке мотоцикла «Harley-Davidson» (основана в 1903 г. Уильямом Харли и братьями Девидсон). Подлинное признание эти  мотоциклы получили в 30-х годах  ХХ века в США. В 40-х годах ряды байкеров солидно пополнились за счет ветеранов Второй мировой войны. Отечественная субкультура байкеров, как и хиппи, пережила по крайней  мере два подъема: один в конце 70 – начале 80 гг., другой – уже в 90 гг.

       

     Растафари

     Субкультура, возникшая в 20-е гг. XX в. на Ямайке и уходящая корнями в синкретические культы стран Африки и Карибского бассейна, на российской почве выглядит весьма экзотичным растением. Красно-желто-зеленые (цвета флага Эфиопии) береты, волосы, заплетенные в косички (дреды) –  вот наиболее броские черты внешнего облика «растаманов». Можно смело  утверждать, что мало кто из молодых  россиян, примеривших на себя подобный стиль, глубоко знаком с идеологией национально-религиозного движения афро-американского  населения Ямайки, увидевшего в эфиопском  императоре Хайле Селассие мессию, своего рода собирателя «пребывающих в рассеянии» выходцев из Африки. В 1930 г. далекая Ямайка представляла гремучую смесь африканских сект с трудно выговариваемыми названиями. Высланный  из США Маркус Мосайя Гарви активно  проповедовал идею о том, что Иисус Христос был черным, поэтому следует ждать пришествия из Африки великого царя – избавителя черной расы. 2 ноября 1930 г. принц (рас) Тафари Маконен (или Рас Тафари – отсюда и название движения) короновался императором Эфиопии. Тысячи людей сочли пророчества сбывшимися. Так зародилось растафарианство.

     С самого первого дня своего существования  оно было призвано помочь африканским  нациям обрести потерянный рай и  восстановить справедливость на Земле. Джа (иск. англ. Jesus) – главный Бог  растафарианства. Растафари считают, что изначально Библия была написана на амхарском языке (язык Эфиопии) и только потом переведена на древнееврейский.

     Растафари считают, что все ценное для человечества зародилось в Африке. Африка – это  рай на Земле, где живут растафари, согласно воле великого Джа. Вавилон  с их точки зрения – ад, губительный  город, родина греха и смерти. Они  объявляют Вавилону (белой культуре) войну. С их точки зрения, можно: любить людей, курить траву, бездельничать, постигать  смысл жизни, рассказывать другим о  растафари, философствовать, играть на барабанах, бороться с Вавилоном, носить дреды и слушать регги; нельзя: есть свинину, моллюсков, соль, уксус, рыб  без чешуи, коровье молоко, курить табак, пить ром и вино, носить вещи с чужого плеча, есть приготовленную другими пищу, играть в азартные игры, касаться мертвых, проповедовать  недостойным. Растафари любят праздники. Их жизнь можно смело определить как «праздник каждый день». Обычно они подрабатывают музыкой или  любым другим творчеством, живут  в квартирах своих знакомых.

     Во  внешнем облике, помимо маек с листом каннабиса, вязаных балахонов и  шапок (самодельных) и расцвеченных под эфиопский флаг, у растафари  имеются и другие знаки отличия. Например, расточки. Это несколько  длинных волосков с вплетенными  в них нитками, камушками, шариками или еще чем-нибудь и, конечно  же, дреды – длинные локоны, натертые воском для волос и скрученные в плотные тяжи. Возвращаясь к  субкультуре растафарианства в  России, следует отметить, что молодые  растафари, будучи практически не знакомы  с идеологией национально-религиозного движения афро-американского населения, в большинстве своем являются просто поклонниками музыки регги (зародилось в 60-е гг. на Ямайке).                

         

     Хакеры (компьютерные фанаты)

     — Впервые благодаря Голливуду мир узнал о «хакере» и о его возможностях. Часть молодежи подхватила художественный образ, как противопоставление обществу взрослых и обратило свой взор (и «кошелек») на бурно развивающуюся отрасль информационных технологий. Появились сотни подростков-любителей, которые пытались стать «хакерами», воплотить в себя первый образ «героя-бунтаря» созданного Голливудом. Однако все таки  это в основном студенты технических факультетов вузов, старшеклассники школ с физико-математическим уклоном. Установить точно численность хакеров затруднительно еще и потому, что общаются они преимущественно посредством компьютерных сетей. Кроме того, далеко не все компьютерные фанаты осознают себя некоей общностью со своими ценностями, нормами, специфическим стилем.  

     Рэйверы

     Хотя  обычно рэйверов относят к музыкантам, а роллеров – к спортивным субкультурам, общность базовых ценностей, лежащих  в основе этих субкультур: легкое, беззаботное  отношение к жизни, стремление жить сегодняшним днем, быть одетым по последней  моде, — достаточное основание  для их сближения при типологизации.

     Субкультура рэйверов (rave – англ. бред, бессвязная речь) возникает в 80 гг. в США и  Великобритании. В России распространяется с начала 90-х гг. В музыкальном  отношении стиль рэйв — преемник стилей техно и эйсид. Неотъемлемая часть рэйверского стиля жизни — ночные дискотеки с мощным звуком, компьютерной графикой, лучами лазеров. Для одежды рэйверов характерны яркие краски и использование искусственных материалов (винил, пластик). Развитие субкультуры рэйва шло параллельно с распространением наркотиков, в частности психостимуляторов амфетаминового ряда («экстази», «скорость»). Принятие стимуляторов и галлюциногенов с целью «расширения сознания» стало, к сожалению, практически неотъемлемой частью рэйверской субкультуры. Вместе с тем многие деятели молодежной культуры, в том числе и ди-джеи – ключевые фигуры рэйв-субкультуры — высказывали и высказывают крайне негативное отношение к приему наркотиков.                                  

     Роллеры

     Роллерами называют любителей роликовых коньков. Они предпочитают спортивную одежду ярких расцветок, часто повседневно  носят наколенники и налокотники. В основном роллеры – школьники  обоего пола или студенты начальных курсов (13—19 лет). Роллеры, как правило, дети из обеспеченных семей.  

     Панки

     Панк, па́нки (англ. punk - перен. разг. плохой, дрянной) - молодёжная субкультура, возникшая  в середине 60-х годов в Великобритании, США, Канаде и Австралии, характерными особенностями которой являются критическое отношение к обществу и политике. С панк-роком тесно  связано имя известного американского  художника Энди Уорхола и продюсированной  им группой Velvet Underground. Их солист Лу Рид  считается отцом-основателем альтернативного  рока, течения, которое тесно связано  с панк-роком.

     Американская  группа Ramones считается первой группой, игравшей музыку в стиле "панк-рок". Первыми британскими панк-группами признаны Sex Pistols, The Damned и The Clash.

     Некоторые направления панка сейчас:

     ·   Гетеро-панки - обычно нигде не работают, не учатся. Внешний вид классический: Ирокез, рваные штаны, клепки, шипы.

     ·    Поп-панки - широкие штаны, модная футболка, пирсинг, кеды. Мало интересуются идеями, отдают предпочтение больше быстрой, лёгкой музыке.

     ·    Наципанки-панки - нацисты (абсурд, но они есть).

     ·   Ска-панки - панки слушающие СКА. Носят клетчатые штаны, дреды.

     · Киберпанки - уделяют в текстах много внимания экологии, урбанизации и т.д. (например группа «Purgen»), внешность см. гетеро-панки.

     ·  Стрейт-эйджеры – панки, ведущие  здоровый образ жизни.

     Субкультуры, относимые нами к анархо-нигилистическим  или даже радикально-деструктивным  – маргиналы среди молодежных субкультур. Это, в частности, относится  к панкам. Влияние панковской субкультуры  в СССР и постсоветской России никогда не было значительным. Панки  в ортодоксальном смысле слова –  для России скорее редкость, чем  норма. Обычно люди, называющие себя панками, во многом используют и элементы атрибутики других субкультур, футбольных и хоккейных фанатов, рокеров или ролевиков, – так или иначе «мигрируют» в направлении этих субкультур. Подобная культурная диффузия особенно характерна для неформальных молодежных групп российской провинции. Но не только для нее. В 90 гг. на Западе такая диффузия, например, охватила субкультуры панков и металлистов (музыка стиля хэви-металл или трэш-метал).

     Среди рок-музыкантов и их слушателей появляются люди, называющие себя панк-трэш-металлистами. На Западе панк-культура оказала огромное влияние на развитие других течений  и породила множество собственных. Среди таких ответвлений есть и относительно «просоциальные»  – например straight edge (SXE).

     Философия панка главным образом заключается  в борьбе с серостью, агрессией  и однообразием. Главный абстрактный  враг панка – корпорация, промывающая  мозги людей (главным образом  СМИ), и превращающая людей в муравьев.

       

     Готы 

     В самом конце 70-х панк-волна в  Англии стала затихать, панк, как  стиль, стал видоизменяться, что вызвало  изменения и в аудитории. Тогда  и возник пост-панк, изначально декадентское музыкальное течение, которое не ставило перед собой никаких  задач и целей, просто часть панк-групп  сменила свое звучание на более депрессивное и имидж на более декадентский, и таким образом сформировала готическую пост-панк волну. Аудитория  не отставала от своих кумиров  в плане имиджа и общую эстетику этого периода можно описать  как «темный панк». «Темные панки», предшественники современных готов, были близки по идеологии к своим  прямым предтечам – панкам, только тотальный нигилизм панков был несколько  смягчен и приобрел более декадентские черты. На прямую связь указывает  хотя бы то, что до сих пор используемый девиз готов “Goth’s Undead” напрямую перекликается с девизом панков “Punks Not Dead”. Имидж готов также  возник путем трансформации панковского  имиджа - на головах остались ирокезы (выбритые виски до сих пор - отличительный  признак готов), только ирокезы приобрели  черный цвет и иногда уже не ставились  торчком, а зачесывались на одну сторону (отсюда и происходит существующая до сих пор основная прическа готов). В одежде тоже стал доминировать черный цвет.

Информация о работе Молодежные субкультуры в современной России