Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2011 в 19:08, курсовая работа
Молодежные субкультуры для России – явление молодое. В традиционном обществе их не было, поскольку не было «молодежи» в нашем понимании. Ребенок – отрок или девица – сразу вырастал во взрослого человека со всеми его обязанностями и особенностями поведения. Обычно это было связано с браком, срок которого на Руси, как и в иных традиционных обществах, наступал с половым созреванием. Женщина чуть старше 30 лет часто уже была бабушкой и нянчилась с внуками, а ее муж (или свекор) распоряжался большой семьей, состоявшей из нескольких поколений родственников.
Введение ……………………………………………………...2 - 5
1. Понятие и направления молодежной субкультуры………5
2.Причины появления и развития в современном обществе молодежной субкультуры………………………………………………………….5- 7
3.Молодежная субкультура современной России…………..7-23
Заключение…………………………………………………….23-25
Список использованной литературы………………….……..25
Индианисты
Молодежной
субкультурой, относимой нами к числу
романтическо-эскапистских, являются
индианисты. Они изучают культуры
индейцев, преимущественно
Толкинисты и ролевики
В молодежной культуре 90 гг. появились толкинистское движение и связанная с ним, порожденная им же толкинистская субкультура. Известный английский филолог и писатель Дж. P.P. Толкин (на сленге толкинистов – Профессор) родился в 1892 и умер в 1973 г. Его книги «Хоббит», «Властелин колец» и «Сильмариллион» относятся к жанру fantasy – сказочной фантастики. Толкин – мастер особой, завораживающей атмосферы повествования, так что читатель начинает отождествлять себя с героями книги. Это стало одним из факторов, вызвавших к жизни неожиданный для самого автора социокультурный феномен – ролевые игры по книгам Толкина. Ролевая игра (roleplaying) близка к импровизированной театральной постановке. Готовится реквизит (безопасное оружие, одежда, соответствующая толкиновскому условному средневековью). Мастера – режиссеры игры – распределяют роли, игроки проходят нечто вроде экзамена на знание фантастического мира Толкина и предыстории своего персонажа, намечается сюжетная линия. В начале 90 гг. толкинисты появляются и в России, прежде всего в Москве и С.-Петербурге. Толкинистское субкультурное движение стало частью и продолжением советской романтико-эскапистской традиции, находившей в разное время выражение и в хиппизме, и в туристическом движении. В 90-х гг. отечественные толкинисты стремительно вовлекли в свою «сферу влияния» и ассимилировали часть представителей других молодежных субкультур (хиппи, рокеров и даже панков). Появляются продолжения Толкина, написанные с иных мировоззренческих позиций, издается обширная фэн-пресса, есть масса web-ресурсов, созданных и поддерживаемых толкинистами. Это существенно отличается от движения западных почитателей Толкина: известно, что там преобладают узость, изолированность, деятельность толкинистов сводится к компьютерным играм, переписке по E-mail и узкоакадемическим студиям.
В
1993—94 гг. движение толкинистов переживает
кризис роста. Он был преодолен путем
расширения диапазона ролевых сюжетов,
включения в них не только произведений
Толкина, но и других писателей-фантастов,
а также исторических сюжетов. В
это же время организационно отделилось
движение ролевых игр, хотя по атрибутике,
ценностным ориентациям ролевики близки
к толкинистам. Впрочем, организационное
размежевание, кажется, никогда не было
абсолютным. Можно заметить, что
в России субкультура толкинистов
и ролевиков развивается в
последние годы наиболее активно и
динамично.
Байкеры
С
определенными оговорками можно
отнести к романтическо-
Байкеры (от англ. bicycle – сокр. bike) – мотоциклисты, которых у нас часто именовали рокерами, что неточно: рокеры это любители рок-музыки.
Сообщество
байкеров нельзя определять как сугубо
молодежное. Первых «настоящих» байкеров
называли «харлеистами» – по известной
марке мотоцикла «Harley-
Растафари
Субкультура, возникшая в 20-е гг. XX в. на Ямайке и уходящая корнями в синкретические культы стран Африки и Карибского бассейна, на российской почве выглядит весьма экзотичным растением. Красно-желто-зеленые (цвета флага Эфиопии) береты, волосы, заплетенные в косички (дреды) – вот наиболее броские черты внешнего облика «растаманов». Можно смело утверждать, что мало кто из молодых россиян, примеривших на себя подобный стиль, глубоко знаком с идеологией национально-религиозного движения афро-американского населения Ямайки, увидевшего в эфиопском императоре Хайле Селассие мессию, своего рода собирателя «пребывающих в рассеянии» выходцев из Африки. В 1930 г. далекая Ямайка представляла гремучую смесь африканских сект с трудно выговариваемыми названиями. Высланный из США Маркус Мосайя Гарви активно проповедовал идею о том, что Иисус Христос был черным, поэтому следует ждать пришествия из Африки великого царя – избавителя черной расы. 2 ноября 1930 г. принц (рас) Тафари Маконен (или Рас Тафари – отсюда и название движения) короновался императором Эфиопии. Тысячи людей сочли пророчества сбывшимися. Так зародилось растафарианство.
С самого первого дня своего существования оно было призвано помочь африканским нациям обрести потерянный рай и восстановить справедливость на Земле. Джа (иск. англ. Jesus) – главный Бог растафарианства. Растафари считают, что изначально Библия была написана на амхарском языке (язык Эфиопии) и только потом переведена на древнееврейский.
Растафари считают, что все ценное для человечества зародилось в Африке. Африка – это рай на Земле, где живут растафари, согласно воле великого Джа. Вавилон с их точки зрения – ад, губительный город, родина греха и смерти. Они объявляют Вавилону (белой культуре) войну. С их точки зрения, можно: любить людей, курить траву, бездельничать, постигать смысл жизни, рассказывать другим о растафари, философствовать, играть на барабанах, бороться с Вавилоном, носить дреды и слушать регги; нельзя: есть свинину, моллюсков, соль, уксус, рыб без чешуи, коровье молоко, курить табак, пить ром и вино, носить вещи с чужого плеча, есть приготовленную другими пищу, играть в азартные игры, касаться мертвых, проповедовать недостойным. Растафари любят праздники. Их жизнь можно смело определить как «праздник каждый день». Обычно они подрабатывают музыкой или любым другим творчеством, живут в квартирах своих знакомых.
Во внешнем облике, помимо маек с листом каннабиса, вязаных балахонов и шапок (самодельных) и расцвеченных под эфиопский флаг, у растафари имеются и другие знаки отличия. Например, расточки. Это несколько длинных волосков с вплетенными в них нитками, камушками, шариками или еще чем-нибудь и, конечно же, дреды – длинные локоны, натертые воском для волос и скрученные в плотные тяжи. Возвращаясь к субкультуре растафарианства в России, следует отметить, что молодые растафари, будучи практически не знакомы с идеологией национально-религиозного движения афро-американского населения, в большинстве своем являются просто поклонниками музыки регги (зародилось в 60-е гг. на Ямайке).
Хакеры (компьютерные фанаты)
—
Впервые благодаря Голливуду мир узнал
о «хакере» и о его возможностях. Часть
молодежи подхватила художественный образ,
как противопоставление обществу взрослых
и обратило свой взор (и «кошелек») на бурно
развивающуюся отрасль информационных
технологий. Появились сотни подростков-любителей,
которые пытались стать «хакерами», воплотить
в себя первый образ «героя-бунтаря» созданного
Голливудом. Однако все таки это в основном
студенты технических факультетов вузов,
старшеклассники школ с физико-математическим
уклоном. Установить точно численность
хакеров затруднительно еще и потому,
что общаются они преимущественно посредством
компьютерных сетей. Кроме того, далеко
не все компьютерные фанаты осознают себя
некоей общностью со своими ценностями,
нормами, специфическим стилем.
Рэйверы
Хотя обычно рэйверов относят к музыкантам, а роллеров – к спортивным субкультурам, общность базовых ценностей, лежащих в основе этих субкультур: легкое, беззаботное отношение к жизни, стремление жить сегодняшним днем, быть одетым по последней моде, — достаточное основание для их сближения при типологизации.
Субкультура
рэйверов (rave – англ. бред, бессвязная
речь) возникает в 80 гг. в США и
Великобритании. В России распространяется
с начала 90-х гг. В музыкальном
отношении стиль рэйв — преемник
стилей техно и эйсид. Неотъемлемая
часть рэйверского стиля жизни — ночные
дискотеки с мощным звуком, компьютерной
графикой, лучами лазеров. Для одежды рэйверов
характерны яркие краски и использование
искусственных материалов (винил, пластик).
Развитие субкультуры рэйва шло параллельно
с распространением наркотиков, в частности
психостимуляторов амфетаминового ряда
(«экстази», «скорость»). Принятие стимуляторов
и галлюциногенов с целью «расширения
сознания» стало, к сожалению, практически
неотъемлемой частью рэйверской субкультуры.
Вместе с тем многие деятели молодежной
культуры, в том числе и ди-джеи – ключевые
фигуры рэйв-субкультуры — высказывали
и высказывают крайне негативное отношение
к приему наркотиков.
Роллеры
Роллерами
называют любителей роликовых коньков.
Они предпочитают спортивную одежду
ярких расцветок, часто повседневно
носят наколенники и
Панки
Панк,
па́нки (англ. punk - перен. разг. плохой, дрянной)
- молодёжная субкультура, возникшая
в середине 60-х годов в Великобритании,
США, Канаде и Австралии, характерными
особенностями которой являются
критическое отношение к
Американская
группа Ramones считается первой группой,
игравшей музыку в стиле "панк-рок".
Первыми британскими панк-
Некоторые направления панка сейчас:
· Гетеро-панки - обычно нигде не работают, не учатся. Внешний вид классический: Ирокез, рваные штаны, клепки, шипы.
· Поп-панки - широкие штаны, модная футболка, пирсинг, кеды. Мало интересуются идеями, отдают предпочтение больше быстрой, лёгкой музыке.
· Наципанки-панки - нацисты (абсурд, но они есть).
· Ска-панки - панки слушающие СКА. Носят клетчатые штаны, дреды.
· Киберпанки - уделяют в текстах много внимания экологии, урбанизации и т.д. (например группа «Purgen»), внешность см. гетеро-панки.
· Стрейт-эйджеры – панки, ведущие здоровый образ жизни.
Субкультуры, относимые нами к анархо-нигилистическим или даже радикально-деструктивным – маргиналы среди молодежных субкультур. Это, в частности, относится к панкам. Влияние панковской субкультуры в СССР и постсоветской России никогда не было значительным. Панки в ортодоксальном смысле слова – для России скорее редкость, чем норма. Обычно люди, называющие себя панками, во многом используют и элементы атрибутики других субкультур, футбольных и хоккейных фанатов, рокеров или ролевиков, – так или иначе «мигрируют» в направлении этих субкультур. Подобная культурная диффузия особенно характерна для неформальных молодежных групп российской провинции. Но не только для нее. В 90 гг. на Западе такая диффузия, например, охватила субкультуры панков и металлистов (музыка стиля хэви-металл или трэш-метал).
Среди рок-музыкантов и их слушателей появляются люди, называющие себя панк-трэш-металлистами. На Западе панк-культура оказала огромное влияние на развитие других течений и породила множество собственных. Среди таких ответвлений есть и относительно «просоциальные» – например straight edge (SXE).
Философия
панка главным образом
Готы
В
самом конце 70-х панк-волна в
Англии стала затихать, панк, как
стиль, стал видоизменяться, что вызвало
изменения и в аудитории. Тогда
и возник пост-панк, изначально декадентское
музыкальное течение, которое не
ставило перед собой никаких
задач и целей, просто часть панк-групп
сменила свое звучание на более депрессивное
и имидж на более декадентский,
и таким образом сформировала
готическую пост-панк волну. Аудитория
не отставала от своих кумиров
в плане имиджа и общую эстетику
этого периода можно описать
как «темный панк». «Темные панки»,
предшественники современных
Информация о работе Молодежные субкультуры в современной России