Национальное самосознание: особенности формирования и проявления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 02:28, реферат

Описание

Целью работы является проследить, как формируется описываемое нами явление, и выявить, что является его проявлениями.
Для достижения поставленной цели требуют решения следующие задачи:
выявить сущность нашего явления, дав ему определение, выявив его отличительные черты, функции и компоненты;
описать под действием каких факторов формируется национальное самосознание;
дать описание элементам национального самосознания, которые и являются его проявлениями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ……………………………………………………..4
Понятие национального самосознания……………………….4
Отличие национального сознания и национального самосознания………………………………………………………..7
Функции и компоненты национального самосознания……8
ГЛАВА 2 ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ……………………………………………………12
ГЛАВА 3 ПРОЯВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ……………………………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………......28
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………….30

Работа состоит из  1 файл

Нац самосознание.doc

— 163.50 Кб (Скачать документ)

     Национальное  самосознание — ядро национального сознания. Оно выступает в качестве стержневой системы оценочных отношений и рационально-ценностных представлений, необходимых для соответствующего самоопределения человека в духовной и социально-политической жизни. В отличие от национального сознания, отражающего обобщенные представления национально-этнической группы, национальное самосознание является более индивидуализированным понятием, выражающим прежде всего степень усвоения тех или иных компонентов общенационального сознания индивидами-членами национальной общности. [8] 

     1.3 Функции и компоненты  национального самосознания

    Природу национального самосознания можно  исследовать через познание тех  функций, которые оно выполняет.

  1. Регулятивная функция национального самосознания осуществляется за счет преимущественного влияния национальной специфики мышления на характер восприятия и оценки обстановки деятельности. Заключается в выполнении самосохранения, подчинения деятельности достижению определенной цели, механизма регуляции жизнедеятельности. Суть регулятивной функции национального самосознания выражается в направлении воли нации к достижению определенной цели, в том числе самоопределению.
  2. Познавательная функция национального самосознания выражается в наличии специфических познавательных и интеллектуальных качеств, отличных от аналогичных у представителей других национальных общностей. Познавательная функция национального самосознания проявляется в отношении индивида, группы, всей нации к национальной истории, языку, системе ценностей, сложившихся в течение жизни многих поколений. Также она заключается в осознании «мы», своей реальности, отсюда начинается процесс интенсификации познавательной активности самосознания.
  3. Эмоционально-ценностная - в складывании системы оценочной информации о культурных традициях, их развитии.
  4. Приспособительная функция национального самосознания выражается не только в адаптации организма к специфическим условиям деятельности, но и в фиксированных способах поведения и деятельности. Благодаря этой функции обеспечивается вхождение личности в мир национально окрашенных и духовных ценностей, норм, установок, привычек [4, с. 47 - 49].

     Феномен  национального самосознания связан с процессом выделения этноспецифических элементов материальной, социальной и духовной культуры. Функции национального самосознания – в фиксации специфических, национально-психологических черт и психологического отделения или противопоставления на этой основе одной национальной общности другой. Таким образом, национальное самосознание влияет на характер и специфику выполняемой деятельности, на поступки и поведение представителей определенной этнической общности [4, с. 50].

     Феномен национального самосознания в форме  этнической мифологии возникает на ранних ступенях человеческой истории. Его основная функция заключается в создании ментального и социально-политического единства этнических образований. Национальное самосознание является очень сложным интеллектуальным продуктом. Отличают как рациональные компоненты национального самосознания (собственно осознание своей принадлежности к нации), так и эмоциональные (напр., сопереживание своего единства с другими членами социально-этнической общности). В его структуру входят элементы бессознательного, включая различные архетипы и стереотипы. Подобное сознание хранит массу традиционных элементов и переживаний. Значительная связь многонационального самосознания носит символическую форму. Кроме «традиционной» части в него входят моменты идеологического и сверхнационального характера. Моменты идеологии отражают национальную исключительность, отделяют людей данной национальности от всех остальных. Сверхнациональное сознание направлено на осознание нации в единстве с ее окружением.

     Национальное  самосознание  является сложным  духовным  образованием. Оно состоит из:

  • национальной  самоидентификации, т.  е.  осознания  представителями социально-этнической  общности  своей национальной принадлежности;
  • представлениий  об  этноконсолидирующих  и этнодифференцирующих признаках;
  • самовосприятия и самоотношения;
  • национальных чувств и настроений;
  • национальных стереотипов.

     К этноконсолидирующим или  этноинтегрирующим  признакам  национального  самосознания  относится «этническая  самоидентификация» и ее уровень. Она включает в себя  следующие компоненты  структуры этнического самосознания:

  • осознание тождественности со своим этносом;
  • осознание  собственных  этнопсихологических особенностей;
  • осознание  себя  субъектом  своей  этнической  общности, т. е.  представителем своего этноса.

     К этнодифференцирующим признакам относятся:

  • этноним (самоназвание);
  • происхождение  и  историческое прошлое членов этноса;
  • этническая территория;
  • язык;
  • религия и культура;
  • экономика;
  • антропологические  и  этнопсихологические  особенности (психический склад, обладающий наибольшей статичностью и включающий в свое содержание  национальный  характер  и национальный  темперамент),  специфические особенности направленности личности (моральные  убеждения,  ценностные  ориентации,  взгляды,  идеалы,  и  т.  д.),  способности, специфичные для этноса.

     На  наш  взгляд,  значимый  элемент  национального самопознания – это  национальные  чувства  и  настроения. Они  составляют эмоционально  окрашенные  отношения  людей к своей этнической общности, к ее интересам,  к  другим  народам  и  их  ценностям. Этот  важный  элемент  национального  самосознания  включает  в  себя  также  различные эмоциональные реагирования на то или иное внешнее  явление или  событие. Таким  образом,  в  национальных  чувствах  отражаются ценностные  отношения  субъекта  к  объекту, т.  е.  происходит  эмоционально-психическая оценка тех или иных общественных процессов ситуаций, фактов, идейных принципов с позиции «по-своему  понятны»  субъектом интересов данной нации. [3, с. 149]

     Многостронность культуры и политики являются основой  многоформности и многоуровневости национального самосознания. Для представителей других наций многое в этом самосознании непонятно и чуждо. В то же время каждый представитель нации осознает себя как ее часть (самоидентификация), с момента рождения становится носителем национальной культуры. Для каждого человека это сознание является основой для включения в систему политических и общественных связей, для социализации. 

 

     ГЛАВА 2 ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ 

     Национальное  самосознание - один из основных компонентов социализации в условиях многонационального региона. Процесс формирования национального самосознания как отдельного индивида, так и национального сознания представителей различных национальностей в целом, включает следующие этапы: 1) национальную самоидентификацию (осознание индивидом своей национальной принадлежности); 2) развитие национального и интернационального компонентов: а) формирование патриотического сознания индивида - осознание отношения к Родине, своему народу, усвоение определенной шкалы ценностей и установок, становление ценностных ориентации, развитие патриотизма на основе национальной гордости, исторического самосознания, обычаев, традиций, нравов; б) формирование отношения к представителям др. национальностей на основе повседневного опыта, сложившихся национальных стереотипов, системы воспитания (под воздействием окружающей среды: семьи, родственников, сверстников, представителей своей национальности; воспитательное воздействие государственных институтов: детских дошкольных заведений, школы, внешкольных воспитательных учреждений, средств массовой коммуникации), цель действия которой - формирование культуры межнационального общения; 3) формирование политической культуры, в т. ч. и в сфере национальных отношений, включающей оценку политической ситуации, отношение к системе политической власти и ее институтам, формирование политических взглядов, симпатий и антипатий, убеждений и подготовку к реализации этих убеждений в гражданской деятельности. [7]

     Национальное  самосознание формируется под влиянием ряда факторов (этническая среда, этнокультурные традиции, этносоциальная ситуация, миграции населения, активные межэтнические  контакты, государство и его институты, система образования, СМИ, учреждения культуры, семья и т. д.), а также особых коллективных представлений этноса. Наиболее существенно на уровень осознания идеалов и интересов нации влияют этнические приоритеты. Они обусловлены коллективной идентичностью на базе общности «крови и почвы», т.е. представлениями о едином этнониме (самоназвании народа), общем происхождении членов этноса, его едином историческом прошлом, этнической территории, а также некритическим отношением к сложившимся традициям, идеалам, ценностям. На формирование национального самосознания влияют также религиозные воззрения этноса, являющиеся одним из значительнейших факторов менталитета народа и связанные с его мировосприятием в контексте мировой цивилизации. Определенное воздействие на формирование самосознания народа оказывают социальные идеи, складывающиеся в процессе экономического развития государства, его институтов и коммуникаций, культурной жизни, а также политические чувства и представления, отражающие восприятие людей реальных властно-распределительных отношений в их собственной стране и в мире в целом. Обозначенные выше факторы представляют собой компоненты национального самосознания, значение которых зависит от конкретных условий и особенностей развития определенного этноса. С одной стороны, эти компоненты способны сформировать позитивную идентичность этноса, развить высокие чувства патриотизма, долга, любви к родной земле, благоприятствовать росту межгруппового уважения и взаимной ответственности людей. С другой — эти структурные составляющие национального самосознания могут разжечь вражду и ненависть между народами, распространить недоброжелательность к представителям других этносов, расистские и фашистские настроения, придать национальному движению деструктивный для общества характер. [10]

     Генезис национального самосознания представляет собой длительный исторический процесс, многоуровневый и весьма неравномерный по ходу своего развития. Первоначально, в историческом плане, появление зачатков национального самосознания происходило на обыденном этнопсихологическом уровне. Оно было связано с действием уже упоминавшегося в предыдущей главе одного из базовых социально-психологических механизмов развития человеческого сознания в целом, с формированием и укоренением в психике представителей той или иной общности антитезы «мы» и «они». Осознание себя как члена некой группы, целостности («мы») как раз и строится через противопоставление представителям иной группы — неким «они».

     Основу  антитезы «мы» — «они» обычно составляют один или несколько наиболее ярко выраженных внешних признаков, характерных для «них» в отличие от «нас». Это может быть физический облик (иная внешность, черты лица и т. п.) или социокультурные признаки (иной язык, обычаи, традиции и т. п.). Могут быть религиозные верования (иные идолы, тотемы боги, религия) или социально-экономический уклад (иной способ общественного производства и способ жизни, кочевой или оседлый, земледельческий или скотоводческий и т. п.). Такими признаками могут становиться и политическое устройство (иные способы устройства власти и управления) или идеологическая доктрина (иные системы ценностей), и т. д. фиксация одного или нескольких таких непривычных и потому удивляющих, бросающихся в глаза признаков сопровождается их наделением негативной оценкой («они» всегда «плохие» по определению, поскольку отличаются от «нас», по тому же определению, безусловно «хороших»). Свойственные «им» качества, обычно, оцениваются аналогично. Их внешность, обычаи, традиции, способ жизни и т. д,, как правило, «неправильные». В отношении языка они «немые», т. е. «не мы», «немцы» —поскольку не говорят по-нашему. В отношении богов и религии они — «неверные», в отличие от «нас», всегда либо «правоверных», либо «православных», и т. д. «Им» приписываются все возможные негативные, «нам» же — все возможные позитивные качества. На этом всегда базировалось и до сих пор держится национальное самосознание. Эти механизмы функционируют практически во всех националистических и расистских идейно-политических концепциях.

     В действии антитезы «мы» и «они» проявляется  влияние естественного психологического механизма, посредством которого человек осознает свою национально-этническую (а первоначально родовую, клановую и племенную), а затем и иные, уже сугубо социальные принадлежности. С ее помощью он идентифицирует себя со своей группой, разделяя ее ценности и отождествляя себя со всем положительным, «эталонным», свойственным именно своей группе. Противопоставление собственной общности иным группам всегда способствовало фиксации и активному закреплению своих этнических отличий, их осмыслению и созданию на этой основе самых разных (от экономических — к духовным, идеологическим и политическим) способов укрепления своей общности. Причем противостоять можно не только аналогичным, национально-этническим, но и иным социальным группам.

     На  политическом уровне примеров этого  масса. Рассмотрим менее известный, но не менее типичный. Так, свой переворот  в Аргентине в 1944 г. Х. Перон осуществил, опираясь на лозунг «национальной революции», которая построит общество справедливости, имеющее силы противостоять как американскому империализму, так и международному большевизму. Он говорил об особом «обществе вертикальных профсоюзов», подчиненных национальному, а не классовому принципу, и достиг победы.

Информация о работе Национальное самосознание: особенности формирования и проявления