Наскальная
летопись Северной Европы
В Европе наскальное
искусство представлено во всех важнейших
регионах. Точнее во всех, где есть скалы.
Или хотя бы крупные камни.
Северная Европа
— не исключение. Наскальное искусство
встречается во всех частях
Северной Европы — в Скандинавии,
Финляндии и на севере России.
Причем как в прибрежных зонах,
так и по берегам озер и
рек.
Сразу обратим
внимание на важную особенность
петроглифов и древней живописи
этого региона — большинство
подобных «картинных галерей»
привязано к воде. Причем изначально
эти изображения наносились у
самого уровня воды — их
создатели жили (и кормились) у
моря или внутренних водоемов,
а к тому же в прибрежной
зоне всегда было много удобных
для работы художника гладких
скал.
Это обстоятельство
весьма важно — по изменению
уровня воды можно (пусть и
примерно) определить и возраст
некоторых петроглифов. И наоборот
— расположение древних изображений
помогает воссоздать облик ландшафта
во времена, когда его населяли
древние люди, оставившие нам
свои картины.
Первые охотники
и собиратели появились в Скандинавии
более 10 тысяч лет назад, сразу
после ухода ледников. Погода
теплела, а снег отступал. Люди
жили на краю обитаемого мира.
Но о тех временах сохранилось
мало свидетельств.
Во времена палеолита
(8000—4000 гг. до н.э.) в Скандинавии уже прочно
утвердились охотники и рыболовы, которые
и стали создавать первые наскальные изображения.
На юге Скандинавии
условия были более благоприятными
и способствовали развитию сельского
хозяйства. К 1500 году до н.э. в Дании
и южной Швеции климат стал таким же теплым,
как в сегодняшнем Средиземноморье. Примерно
к этому времени там началось использование
бронзы, а еще тысячу лет спустя — железа.
Таким образом, когда север полуострова
еще жил в каменном веке, юг вступил в бронзовую
и железную эру.
И самая большая
концентрация петроглифов в Скандинавии
связана именно с сельскохозяйственными
обществами бронзового века, которые
жили на юге западной Швеции,
в нынешнем северном Бохуслене. Вторая
группа — петроглифы в районе Альты, в
северной Норвегии, которые связывают
с еще бесклассовыми сообществами каменного
века, чье существование основывалось
на охоте и рыбной ловле.
Петроглифы Альты
и Танума в Бохуслене внесены в почетный
список Всемирного наследия ЮНЕСКО, что
говорит о мировом значении этих памятников
культуры древних веков. Однако исследование
наскального искусства европейского Севера
началось гораздо раньше, чем на них обратило
внимание мировое сообщество.
Первые описания
наскальных картин Швеции были
сделаны еще в 1627 году, Норвегии
— в 1823 году, Дании — в 1830-м,
Финляндии — в 1911-м и Северной
России — в 1848-м.
Наскальное искусство
Северной Европы представлено
тремя типами, или точнее техниками.
Это петроглифы, то есть вырезанные
на камне изображения, «выскобленные»
фигуры и, наконец, живопись. Несколько
панелей с « выскобленными» фигурами встречаются
только в ограниченном географическом
регионе вдоль побережья северной Норвегии,
в то время как примерно сто скальных панелей
с живописью встречаются во всех странах
региона. Любопытно и то, что в Финляндии,
наоборот, представлена практически только
живопись (61 комплекс изображений против
всего одного петроглифа). В России же,
наоборот, обнаружен всего один небольшой
комплекс древних картин, нанесенных краской,
при том, что петроглифы весьма многочисленны.
Не случайно, что
именно петроглифы Северной Европы
исследованы лучше всего —
в общей сложности в регионе
выявлено две тысячи панелей
с древними гравюрами. Большинство
из них выполнены на цельных
скалах, за исключением Дании,
где они помещены на валунах,
часто на насыпях могильников
эпохи неолита и бронзового
века.
Отсутствие петроглифов
на территории Финляндии представляет
собой определенную загадку. Ведь
если в Дании для создания
вырезанных изображений были
в распоряжении лишь отдельные
валуны, принесенные ледником, то
в Финляндии, богатой скалами,
для этого были просто идеальные
условия.
Наскальное искусство
южной части Скандинавии и
севера принадлежит не только
двум разным эпохам, но и двум
совершенно разным культурам.
На севере художниками
были рыболовы и охотники каменного
века (5000—1800 лет до н.э.), в то
время как на юге — земледельцы
бронзового века (1800—500 лет до н.э.).
Поэтому неудивительно, что изображения
из двух этих регионов так различаются
по сюжетам и мотивам. На севере это в основном
олени, лоси, лодки, человеческие фигуры,
сцены охоты и рыбной ловли, а также геометрические
знаки, на юге — лодки, человеческие фигуры,
иногда со вполне идентифицируемым оружием,
животные, сцены пахоты, колесные повозки,
ладони, ступни, диски, круги и чашеобразные
отметки.
Здесь стоит заметить,
что обилие «чашек», а также изображений
ступней, дисков, кругов и других абстрактных
знаков и символов весьма роднит древнее
искусство южной Скандинавии
с Северо-Западной Россией и Прибалтикой,
что, безусловно, должно наталкивать
на мысль об определенной общности
культур этих регионов или хотя бы
об их взаимодействии.
В позапрошлом
веке ученые, пытаясь найти истоки
наскального искусства южной
Скандинавии, связывали его с
изображениями лодок и людей
с топорами, найденными в Бретани
и Ирландии. Другие обращались
за сравнением к Средиземноморью
и даже Ближнему Востоку. Третьи
же вообще не видели в наскальных
изображениях юга Швеции и
Дании ничего необычного и
считали, что сюжеты и мотивы
этих петроглифов имеют свои
корни в ритуалах местных жителей.
В настоящее
время поиск истоков скандинавского
наскального искусства уже мало
занимает ученых, больше они обращают
внимание на взаимовлияние двух
культур — севера, которая развилась
в саамскую, и юга, ставшую культурой викингов,
а затем разделившуюся на датскую, шведскую
и норвежскую.
В начале, в
XIX веке, наскальное искусство южной
Скандинавии интерпретировали как
попытку зафиксировать реальные исторические
события, сражения, войны. И в изображениях
лодок пытались увидеть прототипы кораблей
викингов. Затем в петроглифах стали искать
и отображение различных культов, например,
погребальных.
Датировка петроглифов
строилась на сравнении изображенных
на них оружия и лодок с археологическими
находками или изображениями лодок на
бронзовых изделиях. Также датировка проводилась
по послеледниковому поднятию суши.
Лучше всего
этот метод показал себя в
Альте, где петроглифы тянутся
над береговой линией на разной
высоте, и эта линия может представлять
основу для сравнительной хронологии.
Конечно,подобный метод датировки не очень
точен, однако благодаря нему можно с уверенностью
утверждать, что древнейшие петроглифы
в Альте не старше конца V тысячелетия
до н.э., в Немфорсене в северной Швеции
— немногим старше конца IV тысячелетия
до н.э., а в Бохуслене — максимум 1800 года
до н.э.
Именно в Альте,
а также в Вингене в Норвегии,
а также в Нем-форсене в Швеции мы находим
самые большие и сложные панно, связанные
с охотой каменного века.
Имя Немфорсен
петроглифы северной Швеции (примерно
3000—1000 гг. до н.э.) получили по названию
водопада, по скалам вдоль которого и тянутся
изображения. Здесь обращает на себя внимание
обилие фигур лося.
Сегодня для
посетителей этих мест главная
доминанта — шум водопада. И
лишь в 10 часов вечера, когда
плотина над водопадом закрывается,
наступает густая тишина. Рыбаки,
которые создавали картины на
скалах, не могли себе вообразить,
что здесь когда-либо может
затихнуть водопад. Зато когда
плотина перекрывает реку и
русло ее под водопадом «пересыхает»,
можно попасть на острова, где
как раз и найдено больше всего петроглифов.
Считается, что
петроглифы Альты связаны с
шаманизмом, который практиковался
на протяжении каменного века
и позже. Наличие целых композиционных
групп среди изображений роднит
петроглифы Альты с беломороскими,
хотя сами композиции в северной Норвегии
и Карелии имеют мало общего.
Существует также
вопрос о связи доисторических
стоянок с локализацией петроглифов.
Такая связь достаточно очевидна
в Альте и Эстфольде в Норвегии,
Немфорсене в Швеции и Залавруге на Белом
море в России.
Значительный
интерес с точки зрения истории
представляют петроглифы в Сольбакке,
обнаруженные в 1923 году на территории
фермы Наг в Странде, Норвегия. Они датируются
примерно серединой I тысячелетия до н.э.
Таких скал с изображениями в Странде
много, но панель, которая находится в
Сольбакке, самая большая и знаменитая.
Группа картин
там состоит из 40 фигур, в основном
лодок и колец. Подобные петроглифы
отражают религиозные воззрения
и выполнялись в бронзовом
веке.
Изображения колец
представлены двумя типами —
концентрическими кругами и спиралями.
По всей видимости, это своего
рода солярные знаки, и отражают
они характер верований древних
предков норвежцев.
Как и в других
местах Скандинавии, особое внимание
исследователей в Сольбакке привлекали
изображения лодок.
Лодка — самый
распространенный и самый важный
сюжет в наскальных изображениях
бронзового века. Короткие вертикальные
линии на лодках, вероятно, обозначают
команду или пассажиров.
Лодки представлены
в Сольбакке двумя типами. Одни имеют
закругленный корпус, и черточки (люди?)
поставлены на них вертикально. Такие
изображения характерны для южной Норвегии.
Другой тип лодок — короче и более угловатый.
Некоторые считают, что это лодки, сделанные
из шкур, а их изображения родственны старейшим
петроглифам Норвегии (например тем, что
обнаружены в Альте). Если это так, то значит,
эти рисунки сделаны на несколько веков
ранее, чем остальные, и, возможно, принадлежат
представителям другой культуры.
Что касается
«выскобленных» изображений, то
их находят только в северной
Норвегии, в приполярных районах.
Они относятся ко временам мезолита
или раннего неолита. В основном это весьма
натуралистичные изображения оленей,
лосей. Самое же крупное из «выскобленных»
там изображений — это рисунок касатки.
Наскальная живопись
в основном представлена в Финляндии,
хотя встречается и в Норвегии,
Швеции и России. Она датируется
периодом от 5000 до 100 лет до н.э. Больше
всего рисунков, выполненных краской,
в южной и центральной Финляндии,
в южной Швеции, в Норвегии (в
основном на севере) и в северо-западной
России — исключительно на полуострове
Рыбачий на Баренцевом море.
В Норвегии
живописные изображения встречаются
в основном в пещерах, иногда
на укрытых вертикальных поверхностях.
Причем если тут доминируют
человеческие фигуры, то на открытых
скалах — и человеческие фигуры,
и животные (олень, лось). Считают,
что пещерные изображения связаны
с обрядами инициации.
В Швеции и
Финляндии изображения, нанесенные
краской, встречаются только вне
пещер. Они, как и петроглифы,
могут быть интерпретированы
как часть ритуалов, связанных
с охотой, духами и шаманизмом.
Обобщая все
вышесказанное, можно сделать
вывод, что наскальные изображения
юга и севера Скандинавии принадлежат
двум различным культурам (протосаамам
и предкам современных скандинавов). Судя
по некоторым из них, эти культуры известное
время сосуществовали в одних и тех же
местах. Причем «южное» наскальное искусство
исчезло как таковое во времена викингов,
в то время как «северное», саамское, продолжало
существовать и позже. Несколько особняком
стоит наскальная живопись Финляндии
— как по технике, так и по сюжетам она
во многом отличается от древнего искусства
остальной Скандинавии. Отдельного разговора
заслуживают и следы художественного
творчества древних людей, обнаруженные
на севере России.
Художники-охотники
и рыболовы
В нескольких часах
езды от знаменитого мыса Нордкап
— самой северной точки Европы,
лежит городок Альта. Он совсем небольшой,
однако его слава давно уже перешагнула
границы провинции Финнмарк. Не только
в Норвегии, но и во всем мире Альта известна
своими древними, прекрасно сохранившимися
петроглифами.
Первые изображения
здесь были открыты осенью 1972
года. Около 4 тысяч из них распознаны и
идентифицированы. Они нанесены примерно
на 60 участках скал в четырех отдельных
зонах вокруг Альты. Крупнейшая находится
в местности Йепмалуотка.
Это место,
название которого в переводе
с саамского означает «тюлений
залив», расположено у самой «головы»
Альта-фьорда. Как определили ученые,
когда первые изображения высекались
там на скалах, уровень моря был на 8—26
метров выше, чем сегодня, а климат — гораздо
мягче, примерно такой, как ныне в южной
Норвегии. Но, как и повсюду в Северной
Европе, по мере отступления ледяной шапки,
земля поднималась, открывая все новые
поверхности скал для работы древних художников.