Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 06:42, реферат
В Европе наскальное искусство представлено во всех важнейших регионах. Точнее во всех, где есть скалы. Или хотя бы крупные камни.
Северная Европа — не исключение. Наскальное искусство встречается во всех частях Северной Европы — в Скандинавии, Финляндии и на севере России. Причем как в прибрежных зонах, так и по берегам озер и рек.
Сегодня петроглифы
окрашены в красный цвет, чтобы
их лучше было видно.
Йепмалуотка — единственная площадка с петроглифами, открытая для посещения публики. Рядом создан и музей петроглифов. Вокруг древних гравюр, нанесенных на плоские горизонтальные скалы, сооружены дощатые настилы, так что рассматривать их можно безо всякого вреда для самих изображений. А в Альте их больше, чем где бы то ни было еще в Европе.
Наскальные изображения вырезались в течение долгого периода времени: самые древние были созданы более 6200 лет назад, в то время как самым последним «всего» 2500 лет. Рядом с «картинной галереей» были обнаружены следы поселения примерно 4200—500 годов до н.э.
Петроглифы Альты
созданы охотниками и
Картины изображают людей, животных — оленей, лосей, медведей, рыб и птиц, лодки и оружие. На некоторых запечатлены, видимо, сцены охоты, а также музыканты с «рунебоммен» — шаманским барабаном, который саамы используют при исполнении своих ритуалов.
Благодаря прекрасной
сохранности петроглифов Альты,
Здесь много любопытных картин: напоминающие лестницы ограды (или загоны-ловушки?), люди в лодках, вероятно, забрасывающие сети.
Иногда можно
увидеть и фигуру медведя,
Более крупные лодки
с местных петроглифов
Некоторые петроглифы
нелегко поддаются
Или, например,
в одной из сцен охоты олень
изображен с полосками. Что
означают эти полоски: места,
в которые будут воткнуты
В расположенном
рядом с петроглифами музее,
помимо реконструкции лодки,
А вот в местности Амтманнснас, на скале, находящейся среди леса в окрестностях Альты, странные фигуры ведьм (2700— 1700 лет до н.э.) можно увидеть лишь благодаря белой краске, нанесенной на изображения. «Ведьмы» — название условное. Но можно предположить, что эти петроглифы каким-то образом отображают религиозные представления древних обитателей этих мест — предков саамов — и их видение мироздания.
Бохуслен: петроглифы под угрозой
Петроглифов в
Швеции насчитывается
Самые ранние из них относятся к 8000 годам до н.э., но большая часть была создана во времена бронзового века (1800—500 гг. до н.э.). В это же время — примерно в 1300-х годах до н.э. — стали появляться каменные могильники в виде груды камней. Такие мо-гилы-кэрны встречаются как на побережье, так и во внутренних районах южной Швеции. Порой петроглифы соседствуют с такими могильниками бронзового века.
Некоторые из петроглифов Южной Швеции, как и те, что находят севернее, изображают быт древних людей: животных, оружие и лодки. Но также множество символов: как конкретных, так и абстрактных. Наиболее распространенные сюжеты шведских петроглифов — это люди обоих полов, домашний скот, олени, лоси, лодки, повозки, колеса, круги и особенно «чашечные» отметки. Ученые до сих пор еще не пришли к единому мнению о значении этих изображений.
Другое распространенное
изображение — лодки.
А не так давно астроном Геран Хенрикссон из Упсальской обсерватории выдвинул, например, предположение, что наскальные знаки и картины связаны с движением небесных тел, появлением комет, затмениями. А лодки — некие календари, каждая из которых обозначает два месяца в году.
Некоторые вообще
считают, что каменные картины
представляют собой некий
В двух часах езды на север от Гетеборга вдоль западного побережья Швеции в провинции Бохуслен находится знаменитый комплекс наскальных изображений, известный как Танум. Он расположен около поселка Танумсхеде, в 5 километрах от берега моря. Как и Альта в
Норвегии, Танум внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО: количество и качество наскальных изображений делает это место исключительным даже в богатом аналогичными находками Бохуслене.
На значительной
охраняемой территории можно
видеть тысячи изображений,
Неподалеку от
расположения наскальных
На петроглифах Бохуслена в Тануме можно видеть изображение кораблей с солнечными дисками и с людьми, размахивающими боевыми топорами, а также крылатых коней, кругов, спиралей и других символов солнца.
Видимо, подразумевается,
что лошади должны были везти
солнечные колесницы по небу
в дневное время (это весьма
напоминает миф о Фаэтоне), а
корабли доставлять солнце
Все же специалисты сходятся в одном: Танум представляет собой художественный взлет европейской культуры бронзового века.
Петроглифы Танума были предметом изучения на протяжении более двух веков. В последние годы фокус работ был перенесен с попыток интерпретации изображений на документацию и консервацию. Но не потому, что к интерпретации пропал интерес, наоборот.
Однако для
объяснения смысла картин
Исследования
показывают, что более половины
здешних петроглифов
Петроглифы Танума располагаются на отшлифованных ледником гранитных поверхностях. В целом гранит весьма устойчив к любым погодным условиям. Однако он состоит из нескольких основных минералов, которые по-разному реагируют на воздействие окружающей среды. И если полупрозрачный кварц и красноватый полевой шпат очень устойчивы, то некоторые другие составляющие гранита — более подвержены негативному влиянию климатический условий. Поэтому отполированные ледником и открытые поверхности разрушаются под воздействием химических выделений лишайников и мхов.
В дневное время
солнце прогревает гранитную
поверхность, поэтому суточные
колебания температуры могут
быть весьма значительными.
Негативное воздействие
на петроглифы оказывает и
деятельность человека —
НАСКАЛЬНАЯ ЛЕТОПИСЬ СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ
Ставится под вопрос
и практика «обрисовки» вырезанных
углублений красной краской с
целью сделать изображения
Чтобы спасти
ценнейшие петроглифы, был запущен
проект по их спасению, который
частично финансируется
Парусники гор Сарек
Шведская Лапландия
— край редконаселенный. Не
мудрено, что петроглифы
Горы Сарек и район Падъеланты — одно из самых диких мест в Швеции. Горы со сглаженными вершинами здесь перемежаются с долинами, где прячутся чистые озера и бегут бурные реки, леса сменяются тундрой, зеленые пустоши соседствуют со скалами. Вот в этих-то краях, которые были, благодаря их нетронутости и сохранности, в первозданном виде естественной среды жизни и деятельности саамов, объявлены заповедной зоной, и были обнаружены петроглифы.
Большинство изображений
расположено на скале,
На скальных картинах Падъеланты — типичные для Северной Европы сюжеты: животные, включая оленей, антропоморфные фигуры, знаки и символы, которые с трудом поддаются интерпретации. Самый же яркий сюжет — это лодки. Причем три из них — парусные, из которых две изображены весьма детально: с рулями, якорем, мачтами, парусами и людьми, сидящими в них.
Изображение парусных
лодок для наскального
Например, в шведской провинции Уппланд, где зафиксированы почти 2 тысячи наскальных изображений лодок, с парусом нет ни одной. То же относится к петроглифам шведского Севера — Лапландии. В самом известном «скоплении» петроглифов на севере Швеции, у водопада Немфорсен, ни одна из 336 изображенных лодок также не имеет парусов.
Изображения парусных
лодок и судов появляются на
петроглифах значительно позже
— во времена викингов, и подобные
картины «привязаны» к
Любопытно то, что Падъеланта расположена в почти пустынной местности, в горах, на высоте 700—800 метров (выше линии леса), на расстоянии 10 километров от ближайшей крупной реки или озера и в 40 километрах от фьордов побережья северной Норвегии.
Ныне район Падъеланты используется саамами как летнее пастбище. А до того, как саамы вступили в эру интенсивного разведения оленей, здесь жили мобильные группы охотников — горных саамов, чьи зимовья располагались в лесной зоне восточнее. И лодки, для быстрого передвижения по этим местам, саамам были крайне необходимы. Но вряд ли большие, парусные...
В этих горах
были обнаружены также
Любопытно, что
в одной из лодок можно
И все-таки
самое интересное в
В древности
лодки саамы делали из шкур
оленей, и они имели одно широкое
весло. Переход к деревянным
лодкам произошел, вероятно, под
влиянием предков современных
норвежцев — по крайней мере,
большая часть саамской