Наскальная летопись Северной Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 06:42, реферат

Описание

В Европе наскальное искусство представлено во всех важнейших регионах. Точнее во всех, где есть скалы. Или хотя бы крупные камни.
Северная Европа — не исключение. Наскальное искусство встречается во всех частях Северной Европы — в Скандинавии, Финляндии и на севере России. Причем как в прибрежных зонах, так и по берегам озер и рек.

Работа состоит из  1 файл

Наскальная летопись Северной Европы КУРУТОЙ.docx

— 34.48 Кб (Скачать документ)

 Сегодня петроглифы  окрашены в красный цвет, чтобы  их лучше было видно. Маловероятно, что то же делали изначально первобытные люди. Однако тем не менее петроглифы были хорошо видны на рассвете и закате.

 Йепмалуотка — единственная площадка с петроглифами, открытая для посещения публики. Рядом создан и музей петроглифов. Вокруг древних гравюр, нанесенных на плоские горизонтальные скалы, сооружены дощатые настилы, так что рассматривать их можно безо всякого вреда для самих изображений. А в Альте их больше, чем где бы то ни было еще в Европе.

Наскальные изображения  вырезались в течение долгого  периода времени: самые древние  были созданы более 6200 лет назад, в то время как самым последним  «всего» 2500 лет. Рядом с «картинной галереей» были обнаружены следы  поселения примерно 4200—500 годов  до н.э.

 Петроглифы Альты  созданы охотниками и рыболовами  — их образ жизни и занятия,  а также ритуалы и мифология  отражены на этих картинах.

 Картины изображают  людей, животных — оленей, лосей,  медведей, рыб и птиц, лодки и  оружие. На некоторых запечатлены,  видимо, сцены охоты, а также  музыканты с «рунебоммен» — шаманским барабаном, который саамы используют при исполнении своих ритуалов.

 Благодаря прекрасной  сохранности петроглифов Альты,  их обилию и ценности, в 1985 году  ЮНЕСКО внесло их в Список  Всемирного наследия.

 Здесь много  любопытных картин: напоминающие  лестницы ограды (или загоны-ловушки?), люди в лодках, вероятно, забрасывающие  сети.

 Иногда можно  увидеть и фигуру медведя, который  был самым священным животным: считалось, что он может переходить  из одного мира в другой. Любопытны  и изображения лодок — судя  по некоторым из них, можно  сделать предположение, что у  древних обитателей этих мест  часть лодок предназначалась  специально для перевозки грузов (кстати, рядом, в музее, можно  увидеть реконструкцию старинных  лодок). Каркас их делали из  дерева и обтягивали оленьими  шкурами. На носу некоторых  суденышек можно увидеть некое  подобие «головы». «Дизайн» лодки  родился 6 тысяч лет до н.э., и петроглифы с ее изображением относятся к числу старейших в Альте.

Более крупные лодки  с местных петроглифов появились  примерно четыре с половиной тысячи лет до н.э. Судя по их реконструкции из музея, они напоминают нечто среднее между каяком и каноэ, до сих пор используются на соседних реках Альта и Тана (только, естественно, снабженны теперь еще и мотором). Они действительно идеальны для плавания по рекам и небольшим фьордам.

 Некоторые петроглифы  нелегко поддаются интерпретации:  в одной из сцен охоты, где  изображены люди с луками и  стрелами, можно увидеть некий  «воздушный шар» с «веревкой»  — то ли это якорь, то  ли надутый пузырь, плавающий  на воде с « леской», то  ли что-то еще?

 Или, например, в одной из сцен охоты олень  изображен с полосками. Что  означают эти полоски: места,  в которые будут воткнуты копья?  как олень будет разделан? Или  же в древности здесь обитали  полосатые олени?

 В расположенном  рядом с петроглифами музее,  помимо реконструкции лодки, конечно  же, представлена и вся другая  необходимая информация, как о  регионе, так и о его истории  и наскальном искусстве.

 А вот в местности  Амтманнснас, на скале, находящейся среди леса в окрестностях Альты, странные фигуры ведьм (2700— 1700 лет до н.э.) можно увидеть лишь благодаря белой краске, нанесенной на изображения. «Ведьмы» — название условное. Но можно предположить, что эти петроглифы каким-то образом отображают религиозные представления древних обитателей этих мест — предков саамов — и их видение мироздания.

 Бохуслен: петроглифы под угрозой

 Петроглифов в  Швеции насчитывается несколько  тысяч, и большинство из них  обнаружены в южной части страны: в Сконе, в Упп-ланде, в районе Норчёпинга и в Бохуслене.

Самые ранние из них  относятся к 8000 годам до н.э., но большая  часть была создана во времена  бронзового века (1800—500 гг. до н.э.). В это же время — примерно в 1300-х годах до н.э. — стали появляться каменные могильники в виде груды камней. Такие мо-гилы-кэрны встречаются как на побережье, так и во внутренних районах южной Швеции. Порой петроглифы соседствуют с такими могильниками бронзового века.

 Некоторые из  петроглифов Южной Швеции, как  и те, что находят севернее, изображают  быт древних людей: животных, оружие  и лодки. Но также множество  символов: как конкретных, так и  абстрактных. Наиболее распространенные сюжеты шведских петроглифов — это люди обоих полов, домашний скот, олени, лоси, лодки, повозки, колеса, круги и особенно «чашечные» отметки. Ученые до сих пор еще не пришли к единому мнению о значении этих изображений.

 Другое распространенное  изображение — лодки. Исследователи  и в этом случае расходятся  во мнении, являются ли они  картинами реальных судов, или  же это символы неких абстрактных  понятий — жизни, смерти, торговли.

 А не так  давно астроном Геран Хенрикссон из Упсальской обсерватории выдвинул, например, предположение, что наскальные знаки и картины связаны с движением небесных тел, появлением комет, затмениями. А лодки — некие календари, каждая из которых обозначает два месяца в году.

 Некоторые вообще  считают, что каменные картины  представляют собой некий примитивный  язык, имеющий волшебное или магическое  значение.

 В двух часах езды на север от Гетеборга вдоль западного побережья Швеции в провинции Бохуслен находится знаменитый комплекс наскальных изображений, известный как Танум. Он расположен около поселка Танумсхеде, в 5 километрах от берега моря. Как и Альта в

Норвегии, Танум внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО: количество и качество наскальных изображений делает это место исключительным даже в богатом аналогичными находками Бохуслене.

 На значительной  охраняемой территории можно  видеть тысячи изображений, нанесенных  на открытые поверхности скал  — как в лесу, так и среди  лугов. Тропа приводит в конце  к могильнику-кэрну на вершине холма Танум.

 Неподалеку от  расположения наскальных изображений  находится музей Витлюке, открытый в 1988 году. В нем, с помощью муль -тимедийных методов, посетители могут понять значение наскальных картин бронзового века. Позади музея, действующего с июня по август, воссоздана ферма того же, что и петроглифы, периода.

 На петроглифах  Бохуслена в Тануме можно видеть изображение кораблей с солнечными дисками и с людьми, размахивающими боевыми топорами, а также крылатых коней, кругов, спиралей и других символов солнца.

 Видимо, подразумевается,  что лошади должны были везти  солнечные колесницы по небу  в дневное время (это весьма  напоминает миф о Фаэтоне), а  корабли доставлять солнце обратно  на восток через подземный  мир — ночью. Похожая мысль,  кстати, прослеживается в древних  скандинавских легендах.

 Все же специалисты  сходятся в одном: Танум представляет собой художественный взлет европейской культуры бронзового века.

 Петроглифы Танума были предметом изучения на протяжении более двух веков. В последние годы фокус работ был перенесен с попыток интерпретации изображений на документацию и консервацию. Но не потому, что к интерпретации пропал интерес, наоборот.

 Однако для  объяснения смысла картин необходимо  иметь самые четкие изображения.  И для этого их сохранность  необходима. Дело в том, что несмотря на создание музея, внесение в престижный список ЮНЕСКО и вообще заботу и охрану со сторону шведского правительства, специалисты бьют тревогу: наскальным изображениям Танума угрожает опасность.

 Исследования  показывают, что более половины  здешних петроглифов повреждены  — как в результате природного  воздействия (климат, лишайники), так  и из-за деятельности человека. При этом анализ, проведенный  в 1988—1996 годах, говорит о том,  что почти 75% петроглифов страдают  от загрязнения окружающей среды.  Хотя данные, собранные тогда,  еще не полностью обработаны, можно предсказать, что некоторые  древние гравюры исчезнут уже  при жизни нынешнего поколения.

 Петроглифы Танума располагаются на отшлифованных ледником гранитных поверхностях. В целом гранит весьма устойчив к любым погодным условиям. Однако он состоит из нескольких основных минералов, которые по-разному реагируют на воздействие окружающей среды. И если полупрозрачный кварц и красноватый полевой шпат очень устойчивы, то некоторые другие составляющие гранита — более подвержены негативному влиянию климатический условий. Поэтому отполированные ледником и открытые поверхности разрушаются под воздействием химических выделений лишайников и мхов.

 В дневное время  солнце прогревает гранитную  поверхность, поэтому суточные  колебания температуры могут  быть весьма значительными. Особенно  осенью и весной, когда заморозки  и оттепель сменяют друг друга  в течение одного дня. В результате  частицы поверхности гранита  могут отслаиваться.

 Негативное воздействие  на петроглифы оказывает и  деятельность человека — разработка  камня, обилие транспорта на  дорогах и сельскохозяйственной  техники по соседству, как,  впрочем, и грубая чистка петроглифов.

НАСКАЛЬНАЯ ЛЕТОПИСЬ СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ

Ставится под вопрос и практика «обрисовки» вырезанных углублений красной краской с  целью сделать изображения более  четкими и видимыми для посетителей. Дело в том, что если делать это  неквалифицированно, подобный метод  приводит к «деформации» картин и  тогда, действительно, у туристов исчезает возможность по-настоящему оценить  мастерство древних художников. Также  это способно разрушить основу скальной поверхности, по которой можно делать датировку изображений.

 Чтобы спасти  ценнейшие петроглифы, был запущен  проект по их спасению, который  частично финансируется Еврокомиссией.  Однако ученые продолжают бить  тревогу: положение петроглифов  ухудшается — в том числе  и из-за близости автомобильной  дороги.

 Парусники гор  Сарек

 Шведская Лапландия  — край редконаселенный. Не  мудрено, что петроглифы Падъеланты на отрогах гор Сарек были обнаружены оленеводами сравнительно недавно. Наскальные изображения были описаны, однако еще далеко не изучены. А они ставят перед учеными немало вопросов.

 Горы Сарек и район Падъеланты — одно из самых диких мест в Швеции. Горы со сглаженными вершинами здесь перемежаются с долинами, где прячутся чистые озера и бегут бурные реки, леса сменяются тундрой, зеленые пустоши соседствуют со скалами. Вот в этих-то краях, которые были, благодаря их нетронутости и сохранности, в первозданном виде естественной среды жизни и деятельности саамов, объявлены заповедной зоной, и были обнаружены петроглифы.

 Большинство изображений  расположено на скале, обращенной  к югу. При этом петроглифы  нанесены на протяжении четырех  метров на высоте почти от  самой земли до полутора метров.

На скальных картинах Падъеланты — типичные для Северной Европы сюжеты: животные, включая оленей, антропоморфные фигуры, знаки и символы, которые с трудом поддаются интерпретации. Самый же яркий сюжет — это лодки. Причем три из них — парусные, из которых две изображены весьма детально: с рулями, якорем, мачтами, парусами и людьми, сидящими в них.

 Изображение парусных  лодок для наскального искусства  Севера крайне нехарактерно. В  Скандинавии известны тысячи  картин лодок, однако на всех  них представлены весьма примитивные  суденышки — сделанные из шкур, либо выдолбленные из дерева.

 Например, в шведской  провинции Уппланд, где зафиксированы почти 2 тысячи наскальных изображений лодок, с парусом нет ни одной. То же относится к петроглифам шведского Севера — Лапландии. В самом известном «скоплении» петроглифов на севере Швеции, у водопада Немфорсен, ни одна из 336 изображенных лодок также не имеет парусов.

 Изображения парусных  лодок и судов появляются на  петроглифах значительно позже  — во времена викингов, и подобные  картины «привязаны» к побережью  и торговым путям.

 Любопытно то, что Падъеланта расположена в почти пустынной местности, в горах, на высоте 700—800 метров (выше линии леса), на расстоянии 10 километров от ближайшей крупной реки или озера и в 40 километрах от фьордов побережья северной Норвегии.

 Ныне район  Падъеланты используется саамами как летнее пастбище. А до того, как саамы вступили в эру интенсивного разведения оленей, здесь жили мобильные группы охотников — горных саамов, чьи зимовья располагались в лесной зоне восточнее. И лодки, для быстрого передвижения по этим местам, саамам были крайне необходимы. Но вряд ли большие, парусные...

 В этих горах  были обнаружены также несколько  доисторических стоянок, которые,  как теперь общепризнано, были  временными лагерями для предков  горных саамов, которые охотились  на диких оленей.

 Любопытно, что  в одной из лодок можно разглядеть  животных — с рогами и четырьмя  ногами, но точно идентифицировать  их невозможно.

 И все-таки  самое интересное в падъелантских картинах — это сами лодки.

 В древности  лодки саамы делали из шкур  оленей, и они имели одно широкое  весло. Переход к деревянным  лодкам произошел, вероятно, под  влиянием предков современных  норвежцев — по крайней мере, большая часть саамской лексики,  связанной с лодками, заимствована  из архаичного норвежского.Вероятно, в районе Падъеланты когда-то проходил торговый путь с верховьев реки Луле к норвежскому побережью — к Грунн-фьорду и Тюс-фьорду. А вся эта область была местом, где взаимодействовали горные саамы, прибрежные саамы и норвежцы.

Информация о работе Наскальная летопись Северной Европы