Нравственная культура личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 21:23, контрольная работа

Описание

Нравственная культура личности – это характеристика нравственного развития личности, в которой отражается степень освоения ею морального опыта общества, способность последовательного осуществления в поведении и отношения с другими людьми ценностей, норм и принципов, готовность к постоянному самосовершенствованию. Нравственная культура выступает как сложная программа, включающая освоенный опыт человечества, который помогает поступать нравственно в традиционных ситуациях, а также творческие элементы сознания, такие как нравственный разум, интуиция, способствующие принятию морального решения в проблемных ситуациях.

Содержание

Содержание:................................................................................................. 1
1. Введение................................................................................................. 2
2. Понятие нравственной культуры личности…...................................... 3
2.1. Мораль................................................................................................... 5
2.2 Категории добра и зла......................................................................... 9
2.3. Совесть, вина, покаяние, прощение как духовно-нравственные
регулятивы культурологического процесса…………………………….
2.4. Культура этического мышления и этикет..................................... 15
3. Заключение.......................................................................................... 26
5. Список использованной литературы..............................

Работа состоит из  1 файл

Культурология к.р 1 к сдаче.doc

— 175.50 Кб (Скачать документ)

НОУ ВПО Вологодский институт бизнеса

Кафедра Гуманитарных и социальных наук

Фамилия, инициалы преподавателя АГАФОНОВА Е.В.

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

по  дисциплине 

______________________КУЛЬТУРОЛОГИЯ_____________________

(наименование  дисциплины) 
 

  Номер (вариант)___№ 25, 5, 15___
  Выполнил студент ____I___ курса,
  специальности Финансы и кредит
  группы _______61 Ф__шифр 165_
 
 
 
 

ПАКШИНА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА

фамилия, имя, отчество студента

 

160017, г. Вологда, ул. Возрождения, д. 2, кв. 101; тел.: 8-911-537-55-76_

(индекс, домашний адрес,  телефон)

 
 

Вологда

2011

 

     Содержание:

     Содержание:................................................................................................. 1

     1. Введение................................................................................................. 2

     2. Понятие нравственной культуры личности…...................................... 3

     2.1. Мораль................................................................................................... 5

     2.2 Категории добра и зла......................................................................... 9

     2.3. Совесть, вина, покаяние, прощение  как духовно-нравственные 

     регулятивы  культурологического процесса…………………………….

     2.4. Культура этического мышления и этикет..................................... 15

     3. Заключение.......................................................................................... 26

     5. Список использованной литературы............................................. 28

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Введение

     На  протяжении многих столетий философы, религиозные мыслители, культурологи пытались понять смысл и назначение нравственности. Что такое добро и зло? Что такое мораль? Возможна ли жизнь общества без морали?

     Нравственная культура личности – это характеристика нравственного развития личности, в которой отражается степень освоения ею морального опыта общества, способность последовательного осуществления в поведении и отношения с другими людьми ценностей, норм и принципов, готовность к постоянному самосовершенствованию. Нравственная культура выступает как сложная программа, включающая освоенный опыт человечества, который помогает поступать нравственно в традиционных ситуациях, а также творческие элементы сознания, такие как нравственный разум, интуиция, способствующие принятию морального решения в проблемных ситуациях.

     Личность  аккумулирует в своём сознании и  поведении достижения нравственной культуры общества. Отсюда, нравственная культура личности – это степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества, показатель того, насколько глубоко и органично требования нравственности воплотились в поступках человека благодаря формирующему влиянию на него общества. Нравственный человек обычно соотносит свое поведение с ценностями, т.е. с жизненными и практическими установками, которые он воспринимает как святыни.

     Задача  формирования нравственной культуры личности заключаются в достижении оптимального сочетания традиций и новаций, в  соединении конкретного опыта личности и всего богатства общественной морали.

 

     2. Понятие нравственной культуры личности

     Понятие нравственной культуры складывается из двух понятий – «культура» и «нравственность», в своем сочетании подчеркивающих, с одной стороны, значение нравственности как самого чуткого индикатора культуры, с другой – собственно культуры, насыщающей нравственность высокой духовностью. Анализ нравственного потенциала культуры, способов и путей освоения ею нравственного опыта поколений предполагает, прежде всего, рассмотрение понятий этики, морали, нравственности, выяснение их места в системе культуры и роли в жизни человека и общества.

     Нравственная  культура общества конкретизируется и  персонализируется прежде всего  в нравственной культуре личности. Она представляет собой совокупность и меру развитости нравственного  сознания и мировоззрения, нравственных качеств, полноту и последовательность их проявления в саморегуляции, в поведении, общении и деятельности личности.

     Структуру нравственной культуры личности составляют:

     а) развитость нравственного сознания (нравственные знания о добре; чести и т.д.; нравственные чувства и эмоции, нравственная воля, нравственные ценности);

     б) развитость нравственного мировоззрения (нравственные идеалы, нормы и принципы, нравственные ориентации и интересы, убеждения и верования);

     в) совершенство нравственных качеств (человеколюбие, уважительное отношение к людям, сострадание, сочувствие, справедливость, совестливость, доброта, честность, достоинство, чувство и понимание долга, ответственность и другие);

     г) последовательное проявление нравственных качеств, соблюдение норм и принципов морали.

     По  содержанию нравственная культура личности во многом совпадает с нравственной культурой общества или группы. Но она может существенно отличаться от них субъективностью осмысления и выражения, доминированием тех или иных нравственных ценностей, направленностью. Так, «золотое правило» нравственности повелевает и рекомендует: «относись к другим людям так, как ты желал бы, что бы относились к тебе». Оно может быть выражено и другими суждениями. Но каждый человек по-своему понимает данный императив.

     Один  трансформирует его только к семейным отношениям, другой – к неофициальным межличностным отношениям, третий – к профессионально-служебным. Таких вариантов может быть достаточно много. Тем не менее, ценность и смысл данного правила-нормы сохраняются, остаются понятными и востребованными.

     Отличие нравственной культуры личности от культуры общества состоит и в том, что  антикультурные, безнравственные позиции, поведение и проступки имеют  место прежде всего у отдельного человека. Большие массы людей переходят к безнравственным действиям или, поддаваясь влиянию отрицательно направленных лидеров, или когда они доведены до крайней нужды и бесправия.

     Совесть, честность, доброта… Понятия, которые  всегда так много значили для человека. Без них немыслимо представление о нравственности и нравственном идеале. Во все времена народ превыше всего ценил верность долгу, любовь к Родине, душевную чистоту и бескорыстную помощь. Человек в своем духовном развитии проделал долгий и чрезвычайно сложный путь. Однако наивысшим выражением развития человеческого духа всегда становилось прежде всего нравственное сознание в самых его гуманистических, исторически прогрессивных проявлениях. Иначе говоря, историческое становление личности можно рассматривать и как становление ее нравственного сознания – специфического и свойственного только человеку способа понимания им своего места в мире, в обществе, его отношений с другими людьми.

     2.1 Мораль

     Слово «мораль» (от латинского mos, mores – нрав, нравы, обычаи) означает в современном языке то же самое, что и слово «нравственность». Поэтому большинство специалистов не проводят строгого разграничения между моралью и нравственностью и считают эти слова синонимами. Другое значение этого слова – закон, правило, предписание. В современной философской литературе под моралью понимается нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм.

     Мораль  возникает и развивается на основе потребности общества регулировать поведение людей в различных сферах их жизни. Мораль считается одним из самых доступных способов осмысления людьми сложных процессов социального бытия. Коренной проблемой морали является регулирование взаимоотношений и интересов личности и общества.

     Моральные идеалы, принципы и нормы возникли из представлений людей о справедливости, гуманности, добре, общественном благе  и т.п. Поведение людей, которое  соответствовало этим представлениям, объявлялось моральным, противоположное – аморальным. Иными словами, морально то, что, по мнению людей, отвечает интересам общества и индивидов. То, что приносит наибольшую пользу. Естественно, что эти представления менялись со временем, и, кроме того, они были различны у представителей различных слоев и групп. Отсюда же – специфичность морали у представителей различных профессий. Все сказанное дает основание говорить, что мораль имеет исторический, социально-классовый и профессиональный характер.

     Понятие «мораль» чрезвычайно многозначно. Существует несколько десятков определенной морали, но чаще всего под моралью понимают один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе, а также особую форму общественного сознания и вид общественных отношений.

     Мораль  по большому счету это система  ценностей характерная определенному  человеку и обществу в определенный момент времени. Мораль, регулируя человеческие отношения, опирается не на силу государственной  власти, а на силу сознания, на убеждение. Термин «Мораль» - используют как отдельное нравственное практическое наставление, нравоучение. (Мораль сей басни такова…) Слова «моральный» и «моральность» применяют скорее как качественное определение поступка, в контексте пристойно и достойно ли это.

     Можно сказать, что мораль держится на трех важнейших основаниях.

     Во-первых, это традиции обычаи, нравы, которые  сложились в данном обществе, в  среде данного класса, социальной группы. Человек усваивает эти  нравы, традиционные нормы поведения, которые входят в привычку, становятся достоянием духовного мира личности. Они реализуются в его поведении, мотивы которого при этом формулируются следующим образом: «так принято» или «так не принято», «так все делают», «как люди, так и я», «так исстари велось», «наши отцы и деды так поступали и мы будем так же». Важность подобных мотивов несомненна. Ведь без усвоения того, что принято или не принято в данном обществе, нельзя понять, «что такое хорошо» и «что такое плохо».

     Во-вторых, мораль опирается на силу общественного  мнения, которое с помощью одобрения одних поступков и осуждения других регулирует поведение личности, приучает ее соблюдать моральные нормы. Орудиями общественного мнения являются с одной стороны, честь, доброе имя, общественное признание, которые становятся следствием добросовестного выполнения человеком своих обязанностей, неуклонного соблюдения им моральных норм данного общества; с другой стороны, стыд, пристыжение человека, нарушившего нормы морали.

     В-третьих, мораль основывается на сознательности каждой отдельной личности, на понимании ею необходимости согласования личных и общественных интересов. Этим определяется добровольный выбор, добровольность поведения, что имеет место тогда, когда прочной основой нравственной поведения личности становится совесть.

     О реальности названия трех обоснований морали говорит вся ее история. Зафиксировано это и народной мудростью. Ведь недаром говорят об очень плохом, аморальном, безнравственном человеке: «Ни стыда, ни совести». Значит, общественное мнение на него не действует, а совесть неразвита. Такого человека моралью не проймешь, приходится применять более жесткие средства воздействия, рассчитанные на низкий уровень сознательности. («Кого честь не берет, того палка проймет», – говорит одна из пословиц).

     Таким образом, мораль включает в себя совокупность норм и правил поведения и является важным способом раскрытия возможностей человека, становления и утверждения человеческой личности.

 
 

     2.2 Категории добра и зла

     Категории добра и зла являются основополагающими, фундаментальными категориями нравственного сознания. Наука о морали не определяет, что добро, а что – зло. Этим занимается этика. Добро и зло – основные категории этики, употребляемые при нравственных оценках отдельных явлений, поступков, мотивов деятельности людей и т.д.

Информация о работе Нравственная культура личности