Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 21:23, контрольная работа
Нравственная культура личности – это характеристика нравственного развития личности, в которой отражается степень освоения ею морального опыта общества, способность последовательного осуществления в поведении и отношения с другими людьми ценностей, норм и принципов, готовность к постоянному самосовершенствованию. Нравственная культура выступает как сложная программа, включающая освоенный опыт человечества, который помогает поступать нравственно в традиционных ситуациях, а также творческие элементы сознания, такие как нравственный разум, интуиция, способствующие принятию морального решения в проблемных ситуациях.
Содержание:................................................................................................. 1
1. Введение................................................................................................. 2
2. Понятие нравственной культуры личности…...................................... 3
2.1. Мораль................................................................................................... 5
2.2 Категории добра и зла......................................................................... 9
2.3. Совесть, вина, покаяние, прощение как духовно-нравственные
регулятивы культурологического процесса…………………………….
2.4. Культура этического мышления и этикет..................................... 15
3. Заключение.......................................................................................... 26
5. Список использованной литературы..............................
Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями.
Различают несколько видов этикета, но большинство правил различных видов этикета в той или иной мере совпадают.
По мере изменений условий жизни человечества, роста образований и культуры одни правила поведения сменяются другими. То, что раньше считалось неприличным, становиться общепринятым, и наоборот. Но требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, может быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах.
Нормы этикета, в отличие от норм морали, являются условными, они носят как бы характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения. Современный этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях – приемах, церемониях, переговорах.
Итак, этикет – очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, выработанная на протяжении многих веков.
Основные составляющие этикета:
Хорошие манеры. Одним из основных принципов современной жизни является поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. В свою очередь уважение и внимание можно заслужить лишь при соблюдении вежливости и сдержанности. Поэтому ничто не цениться окружающими нас людьми так дорого, как вежливость и деликатность.
Манеры – способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми, употребляемые в речи выражения, тон, интонация, характерные для человека походка, жестикуляция и даже мимика. В обществе хорошими манерами считаются скромность и сдержанность человека, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми.
Вежливость. Определить вежливость можно как «сумму маленьких жертв», приносимых нами окружающим нас людям, с которыми мы вступаем в те или иные жизненные отношения. К сожалению, совершенно затерто прекрасное высказывание Сервантеса: «Ничего не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость». Вежливость – одно из проявлений искренней, бескорыстной благожелательности по отношению ко всем другим людям, с которыми человеку приходится встречаться на работе, дома, в общественных местах.
Тактичность и чуткость. Содержание этих двух благородных человеческих качеств внимание, глубокое уважение к внутреннему миру тех, с кем мы общаемся, желание и умение их понять, почувствовать, что может доставить им удовольствие, радость или наоборот, вызвать у них раздражение, досаду, обиду. Тактичность, чуткость - это и чувство меры, которую следует соблюдать. Уважение к другим – обязательное условие тактичности. Требуя уважительного отношения к себе, задавайтесь почаще вопросом: отвечаете ли вы им самим тем же.
Скромность. Скромный человек никогда не стремится показать себя лучше, способнее, умнее других, не подчеркивает свое превосходство, свои качества, не требует для себя никаких привилегий, особых удобств, услуг. Вместе с тем, скромность не должна ассоциироваться ни с робостью, ни с застенчивостью. Это совершенно разные категории.
В наше время почти повсеместно отмечается стремление к упрощению многих условностей, предписывавшихся общегражданским этикетам. Это – одно из знамений времени: темпы жизни, изменившиеся и продолжающие быстро меняться, социально бытовые условия сильнейшим образом влияют на этикет. Поэтому, очень много из того, что было принято, может сейчас показаться абсурдным. Тем не менее, основные, лучшие традиции общегражданского этикета, даже видоизменившись по форме, остаются жить по своему духу.
3. Заключение
Итак, нравственная культура личности – целостная система элементов, охватывающая культуру этического мышления («способность морального суждения», умение пользоваться этическим знанием, различать добро и зло, применять нравственные нормы к особенностям сложившейся ситуации), культуру чувств, способности человека к сочувствию, сопереживанию; совесть – высшую инстанцию, определяющую меру ответственности человека за все доброе и злое, совершенное им в жизни, культуру поведения, этикет как уровень приверженности к правилам, регламентирующим форму, манеры поведения личности в общении. Усвоение всех элементов нравственной культуры личности способствует формированию моральной надежности индивида. Ее высший уровень можно характеризовать, как способность обеспечить оптимальность и гармонию нравственной деятельности, готовность к достойным поступкам в любых ситуациях.
Нравственно культурным и воспитанным человеком, утверждает народная мудрость, считается тот человек, который умеет найти своё место среди людей и не услышит в свой адрес: «подвинься».
Современное общество изменилось, и мы находимся в процессе перестройки нравственной культуры личности. В 20 веке человечество сделало огромный скачок в общем развитии, поэтому нравственное развитие просто не успело за прогрессом. В наше время традиционное общество просто переполнено безнравственностью и бездуховностью, включая жесткое насилие по отношению к женщинам и детям, ко всем инакомыслящим и «нарушителям традиций», высокий градус нетерпимости по отношению к иноверцам и т.п.
Все это говорит о том, что человек оказался неподготовленным к столь стремительному прогрессу. Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество – духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.
Но, с другой стороны, в современном мире все чаще поднимаются вопросы о нравственной культуре личности. И сейчас наше общество пытается сделать упор на нравственную культуру. Нормы уже есть, осталось каждой личности в отдельности их принять, осознать и следовать им.
Человеку свойственно прислушиваться к своим действиям и расценивать их с разных позиций. Пока это происходит, мораль, приспосабливаясь по реалии своего времени, трансформируясь и обрубая тупиковые ветви, будет существовать.
Подводя итог, можно также сказать, что не только нравственность современного общества зависит от нравственной культуры каждой отдельной личности, но и нравственная культура личности также в какой-то мере зависит от культуры общества.
Задание 2
Лесли Уайт – (19 января 1900 г., Салида, штат Колорадо – 31 марта 1975 г., Лон-Пайн, штат Калифорния) – выдающийся американский антрополог, этнолог и культуролог. Ввел в науку термин «культурология» и выделил ее как самостоятельную дисциплину, один из лидеров неоэволюционизма.
Первые годы студенческой жизни Уайта прошли в Луизианском и Колумбийском университетах, где он специализировался в психологии и философии. Написал магистерскую диссертацию по психологии под руководством профессора Р. Вудворта. Первый курс по антропологии слушал в 1922-24 гг. у А. Гольденвейзера, в Новой школе социальных исследований (Нью-Йорк Сити). Там же, прослушал курсы по истории, экономике, бихевиористской психологии и психиатрии. Долгое время колебался в выборе профессиональной сферы, пытался круто изменить свою жизнь и заняться клинической психологией (в рамках психиатрии). Однако, в 1924 г. он принимает решение поступить в Чикагский университет для изучения социологии, с тем, чтобы найти ответы на давно мучивший его вопрос: чем определяется поведение людей? Вскоре Уайт понял, что сфере его интересов в большей степени соответствует антропология. В 1927 г. Уайт получил докторскую степень за диссертацию “Медицинские сообщества Юго-запада”.
С 1927 г. он поступает преподавателем социологии и антропологии в университет г. Буффало, затем, в 1930 г. переходит на отделении антропологии в Мичиганский униветситет, где остается до выхода на пенсию, в 1944 г. возглавляет это отделение. За время работы Уайта кафедра антропологии Мичиганского университета стала одной из наиболее сильных в США. Однако продвижение по службе шло очень медленно, особенно первые десять лет, несмотря на то, что это были годы интенсивных полевых исследований, теоретической работы, массовых публикаций. Дело было не столько в критическом отношении коллег к попыткам Уайта возродить концепцию эволюции культуры, сколько в откровенном преследовании со стороны консервативно настроенных религиозных групп штата за его приверженность эволюционизму. Признание коллегами научных достижений и деятельности Уайта как организатора учебной работы приходит к концу 50-х гг. Высокая оценка ученого подтверждалась тем, что его постоянно приглашали в ведущие университеты США (Колумбийский, Гарвардский и Калифорнийский) для чтения курсов по антропологии. А в 1964 г. был избран на пост президента Американской антропологической ассоциации.
Основным вкладом Уайта в развитие общественных наук стало обоснование трех следующих положений: создание новой концепции понятия культуры; переосмысление концепции эволюции культуры и применение его для анализа культуры человечества; обоснование науки о культуре – культурологии.
По определению Уайта, культура представляет собой класс предметов и явлений, зависящих от способности человека к символизации, и рассматриваемых в экстрасоматическом контексте.
Анализируя культуру как организованную, интегрированную систему, Уайт выделяет внутри этой системы три подсистемы культуры: технологическую, социальную и идеологическую. Эти три категории составляют культурную систему как целое, они взаимосвязаны; каждая влияет на другие и, в свою очередь, испытывает на себе их влияние. Но сила воздействия в разных направлениях неодинакова. Уайт приходит к выводу, что технологическая система первична и наиболее важна по значению; от нее зависят жизнь человека и его культура.
Найдя ключ к пониманию роста и развития культуры в технологической подсистеме, функционирование которой является динамическим и связано с затратами энергии, он приходит к выводу, что всё - космос, человека, культуру - можно описать, исходя из понятий материи и энергии.
Проследив историю культурного развития до эпохи атомной энергетики, Уайт выявляет некоторые закономерности этого развития. В итоге Уайт ввел так называемый энергетический критерий сопоставления культур (закон эволюции культуры - «закон Уайта»): по Уайту, культура развивается по мере того, как увеличивается количество энергии, расходуемой в год на душу населения.
Ответ на вопрос, поставленный в молодости, что же определяет поведение людей, Уайт находит, анализируя культуру как объект исследования новой для 20 в. науки – культурологии. Можно с уверенностью говорить о том, что его книга “Наука о культуре” стала поворотным пунктом в становлении новой традиции гуманитарного знания. Она не была первой в ряду изданий, возникших в ходе дискуссии, посвященной необходимости и возможности выделения самостоятельной науки о культуре, но Уайту именно в ней удалось впервые определить предметное поле культурологии, обосновать использование термина “культурология” для науки о культуре и предложить основной подход, позволяющий исследовать культуру человечества как целое - системный. Убеждение Уайта в том, что культурология – перспективная наука, необходимая для познания всего, что определяло человеческое в человеке, в полной мере отразилось и в его последней работе «Концепция культурных систем»
Основные свои идеи и общую концепцию изучения культуры Лесли Уайт изложил в трех фундаментальных работах: "Наука о культуре" (1949 г.), "Эволюция культуры" (1959 г.), "Понятие культурных систем: ключ к пониманию племен и нации" (1975 г.). Большое значение для распространения его концепции имел и ряд программных статей. Наиболее известные из них – "Культурология", опубликованная в американском журнале "Сайенс" (1958 г.) и вошедшая в международную энциклопедию социальных наук, и статья "Энергия и эволюция культуры" (Американский антрополог. 1943 г. № 3).