Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 21:23, контрольная работа
Нравственная культура личности – это характеристика нравственного развития личности, в которой отражается степень освоения ею морального опыта общества, способность последовательного осуществления в поведении и отношения с другими людьми ценностей, норм и принципов, готовность к постоянному самосовершенствованию. Нравственная культура выступает как сложная программа, включающая освоенный опыт человечества, который помогает поступать нравственно в традиционных ситуациях, а также творческие элементы сознания, такие как нравственный разум, интуиция, способствующие принятию морального решения в проблемных ситуациях.
Содержание:................................................................................................. 1
1. Введение................................................................................................. 2
2. Понятие нравственной культуры личности…...................................... 3
2.1. Мораль................................................................................................... 5
2.2 Категории добра и зла......................................................................... 9
2.3. Совесть, вина, покаяние, прощение как духовно-нравственные
регулятивы культурологического процесса…………………………….
2.4. Культура этического мышления и этикет..................................... 15
3. Заключение.......................................................................................... 26
5. Список использованной литературы..............................
В последних работах ученый развивал намечавшиеся и в более ранний период идеи культурного детерминизма. В книге «Концепция культурных систем» (1975 г.) он рассматривает культуру как саморазвивающуюсю систему, обуславливающую поведение человека и развитие социальных связей.
Неосуществленным замыслом ученого осталось написать продолжение книги «Эволюция культуры», в которой он собирался всесторонне рассмотреть развитие культуры капитализма и ее воздействие на разные стороны жизни общества. Книга «Концепция культурных систем» должна была стать первой частью задуманной ученым работы.
Юрий Михайлович Лотман (1922–1993 гг.) - русский литературовед, семиотик, культуролог. Член Академии наук Эстонии, член-корреспондент Британской академии наук, член Норвежской академии наук. Создатель широко известной Тартуской семиотической школы и основатель целого направления в литературоведении в университете Тарту в Эстонии.
Лотман родился в Петрограде 28 февраля 1922 г. В 1939–1940 гг.учился на филологическом факультете ЛГУ. В 1940 г. был призван в армию, демобилизован в 1946 г. В 1946–1950 гг. возобновил учебу на филологическом факультете ЛГУ, где возглавлял студенческое научное общество факультета. По окончании университета не смог получить работу в Ленинграде, поскольку в то время началась известная «борьба с космополитизмом». В 1950 получил место старшего преподавателя Педагогического института в Тарту, где впоследствии стал заведующим кафедрой русской литературы Тартуского университета. В 1952 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «А.Н. Радищев в борьбе с общественно-политическими воззрениями и дворянской эстетикой Н.М. Карамзина». В 1960 г. защитил докторскую диссертацию: «Пути развития русской литературы преддекабристского периода». В конце 1980-х годов создал серию познавательных телевизионных передач «Беседы о русской культуре».
Рано заинтересовавшись семиотикой и структурализмом, применив эти новые науки к изучению русской культуры, Лотман, несмотря на замалчивание его трудов, сумел объединить вокруг себя многих независимо мыслящих ученых и стал общепризнанным основателем Тартусско-московской семиотической школы, получившей широкое международное признание.
Как культурологу Россия обязана Лотману глубокими исследованиями отечественных традиций, духовной жизни и быта, преимущественно XIII-XIX вв., в частности таких фигур, как Радищев, Карамзин, Пушкин, Лермонтов, декабристы и многих других. Здесь главная заслуга Лотмана в том, что он способствовал очищению этих имен от пропагандистского идеологического грима, накладывавшегося на них в течение десятилетий официальной советской наукой.
Однако основным вкладом ученого в культурологию стали его труды по русской культуре во всех ее проявлениях под углом зрения семиотики, равно как и разработка собственной общей теории культуры. Лотман рассматривает ее как открытую знаковую систему и структуру, включающую помимо основного «штампующего» компонента – естественного языка – множество других знаковых систем, которыми являются, в частности, все виды искусства.
Одновременно культура для Лотмана – это и «текст», всегда существующий в определенном «контексте», и механизм, создающий бесконечное многообразие культурных «текстов», и долгосрочная коллективная память, избирательно передающая во времени и пространстве интеллектуальную и эмоциональную информацию.
Перед смертью, уже потерявший зрение, ученый надиктовал ученикам свою последнюю работу – «Культура и взрыв» (1992 г.). Обдумывая свою последнюю монографию, Ю.М. Лотман обнаружил, что все противоречивые модели культурной современности укладываются «в одну общую тенденцию: непрерывного исторического расширения, в ходе которого организация в пределах одного поселения движется в сторону глобальности. Это и была «точка поворота» как русской, так и мировой культуры, отмеченная Ю.М. Лотманом. С нее и начиналось «движение в сторону глобализации».
«Точка поворота» в истории культуры, замеченная Ю.М. Лотманом, давала повод задуматься о том, насколько различаются между собой разные «повороты истории» - например, в России и Европе. Выяснилось, что такие культуры, как, например, русско-российская, развивается посредством взрыва, в то время как остальные – путем диалога и поиска компромисса.
Последняя прижизненная книга Ю.М. Лотмана «Культура и взрыв», ставшая невольно научным завещанием ученого, была в то же время и культурологическим открытием. Обоснованная Ю.М. Лотманом категория «культурного взрыва» во многом изменила сами параметры науки о культуре как поступательной, «линейной» структуре и перевели культурологию в разряд прогностического знания с сильным элементом вероятности.
Основные труды Ю.М. Лотмана:
- Лекции по структуральной поэтике (1964 г.);
- Статьи по типологии культуры: Материалы к курсу теории литературы. Выпуск 1 (1970 г.), выпуск 2 (1973 г.);
- Структура художественного текста (1970 г.);
- Анализ поэтического текста. Структура стиха (1972 г.) (монография);
- Семиотика кино и проблемы киноэстетики (1973 г.);
- Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий (1980 г.);
- Александр Сергеевич Пушкин: биография писателя (1981 г.);
- Культура и взрыв (1992 г.);
- Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). (1993 г.)
«Беседы о русской культуре». В свое время автор заинтересованно откликнулся на предложение «Искусства-СПБ» подготовить издание на основе цикла лекций, с которыми он выступал на телевидении. Работа велась с огромной ответственностью – уточнялся состав, главы расширялись, появлялись новые их варианты. Автор подписал книгу в набор, но вышедшей в свет ее не увидел – 28 октября 1993 г . Ю.М. Лотман умер. Его живое слово, обращенное к многомиллионной аудитории, сохранила эта книга.
Перед зданием библиотеки Тартуского университета открыт памятник Юрию Михайловичу Лотману.
Задание 3
Культура - понятие культуры многозначно. Этимологически восходит к латинскому термину «cultura» (возделывание, обрабатывание). В теологическом толковании его соотносят с «культом», верой, полагая, что культ - это бутон, из которого произрастает культура.
Насчитывается несколько сотен теоретических определений культуры. Ее определяют как систему знаков, символическую оболочку человеческой деятельности; как то, что содеяно человеком, противостоит натуре (природе), как мир искусственных фактов (артефактов); как процесс прогрессирующего самоосвобождения человека; как форму традиционного поведения, программу образа жизни и так далее.
Наличие такого множества определений демонстрирует сложность того, что именуют Культурой. Это зависит от того, что пестр и противоречив, неисчерпаем и многогранен сам человек, ее творец и потребитель. Многие из этих определений (как бы они ни отличались друг от друга) вполне правомерны, но только во взаимодополнении, в интегративном единстве они могут высветить ее сферический полнокровный облик.
И хотя до сих пор, как в отечественной, так и зарубежной науке не выработано единого определения феномена культуры, все же наметилось некоторое сближение позиции – многие исследователи подошли к пониманию культуры как сложного многокомпонентного явления, связанного со всем многообразием жизни и деятельности человека.
Достаточно краткое и наиболее емкое определение может быть следующим: Культура по внутренней сущности – это технология (способ созидательной деятельности) общественного человека, это надприродный способ накопления и передачи человеческого родового и индивидуального опыта, его оценивания и осмысления, это то, что выделяет человека из внешнего мира и открывает путь самобытного свободного развития. Культура включает в себя и деятельность, и ее результаты, смыслы и оценки.
Тоталитарная Культура – политическая культура, ориентированная на принудительное «монолитное единство» как результат полного подчинения личности коллективу, а общества – государству, объединяющему экономическую, политическую и духовную власть. Это официальная культура тоталитарных режимов, исторически сложившихся в 20-30-е и 40-50-е гг. (Россия/СССР, Италия, Германия, Китай, Сев. Корея, Вьетнам; в меньшей степени это относится к странам, где тоталитарный режим носил более умеренные и мягкие по отношению к культурным процессам формы). Несмотря на глубокие географические, политические и этнонациональные различия классических тоталитарных режимов, порожденная ими тоталитарная культура принципиально сходна.
Тоталитарная культура отличается жесткой управляемостью сверху и опорой на массовый, аффектированный энтузиазм снизу; политико-идеологизированной заданностью, апелляцией к простейшим архетипам сознания; преданностью (как правило, вынужденной и показной) правящему режиму и его вождям. Тоталитарная культура в любом ее историческом, политическом или национальном варианте преследует главную цель – консолидацию и сплочение нации вокруг властных структур государства. Тоталитарная культура держится на пропаганде монополизированной партийной идеологии.
Ее любимые образы – атлет, борец, вооруженный воин, готовые к преодолению трудностей, выполнению почетного задания или подвига; дородная мать-героиня, воплощающая плодородие земли и продолжение рода; умиротворенный и величественный вождь, снисходящий до общения с простым народом или взирающий на него с высоты; ликующие и воодушевленные массы, объединенные в торжественном шествии, военном или спортивном параде, в боевом строю или трудовом порыве; семейная идиллия как символ всеобщего счастья и прочие.
Нагнетание идеологической лжи, помпезности, преувеличенного оптимизма требовало от официальной тоталитарной культуры (в ее непосредственно политико-идеологических, литературно-художественных, архитектурных, философских, научных и иных формах) столь же преувеличенного жизнеподобия, показной «правдивости» и самоочевидной наглядности, понятности и доступности для самого непросвещенного, малограмотного, идеологически одурманенного субъекта культуры, что создавало в результате характерный эффект неразрывной спаянности правды и лжи в искусстве и пропаганде, в философии и науке, в повседневной жизни и политических доктринах.
Отвергалось, изгонялось, а подчас и обрекалось на уничтожение все то, что противоречило художественно-политическому проекту идеального государства, мешало его функционированию, препятствовало его неограниченному росту и величию.
Именно те компоненты культуры и те культурные деятели, которые определялись тоталитарными режимами как «лишние» и «ненужные», «вредные» или «опасные», в конечном счете становились носителями антитоталитарных тенденций в истории культуры и способствовали внутреннему распаду и кризису тоталитаризма. Так рождались антифашизм или антисоветизм, развивавшиеся и в условиях эмиграции, за пределами тоталитарных государств, вынуждавших оппозиционные силы выехать за границу, и внутри страны – в качестве диссидентского или иного обществ, движений, принимавших политические и культурные формы сопротивления тоталитаризму.
Все тоталитарные режимы – правого (фашистского) и левого (коммунистического) толка во многих отношениях почти неотличимо походят друг на друга и взаимно обучаются приемам и методам “культурной работы” (в декретировании культурных инноваций, управлении культурными учреждениями, манипулировании сознанием, организации культурно-идеологических кампаний и т.д.). Этим объясняется типологическое сходство всех явлений и процессов в культуре тоталитарного общества.
Задание 4 Тест