Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 16:22, курсовая работа
Музыка – это едва ли не первое явление окружающего мира, которое эмоционально воспринимается ребенком. Несмотря на то, что это лишь подсознательное восприятие, он сразу начинает разделять музыку на “хорошую” и “плохую”, на ту, которая ему нравится и ту, которая ему не нравится, и, соответственно, проявляет свое удовольствие или, наоборот, огорчение. То есть, музыка оказывает сильное воздействие на его настроение и поведение, а в дальнейшем и на его вкус, на его психику. Это основная причина, по которой была выбрана данная тема.
Введение 2 стр.
Глава 1. Что такое опера? Основные понятия 4 стр.
Глава 2. Опера в России (18-начало 20 века) 8 стр.
Глава 3. Оперные театры России. 22 стр.
Государственный академический Большой театр
России 22 стр.
Мариинский театр 23стр.
Нижегородский государственный академический оперный театр оперы и балета им. А.С. Пушкина 24 стр.
Заключение 26 стр.
Список используемой литературы 26 стр.
Приложение 28 стр.
Оглавление
Введение
Глава 1.
Что такое опера? Основные
понятия
Глава 2.
Опера в России (18-начало 20
века)
Глава 3.
Оперные театры России.
России
Заключение
Список
используемой литературы
Приложение
Введение
Музыка (от греч. musikе, буквально - искусство муз), вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последовательностей, состоящих в основном из тонов (звуков определённой высоты). Музыка - специфическая разновидность звуковой деятельности людей. С другими разновидностями (речь инструментально-звуковая сигнализация и т. д.) её объединяет способность выражать мысли, эмоции и волевые процессы человека в слышимой форме и служить средством общения людей и управления их поведением. В наибольшей степени музыка сближается с речью, точнее, с речевой интонацией, выявляющей внутреннее состояние человека и его эмоциональное отношение к миру путём изменений высоты и других характеристик звучания голоса.1
Музыка – это едва ли не первое явление окружающего мира, которое эмоционально воспринимается ребенком. Несмотря на то, что это лишь подсознательное восприятие, он сразу начинает разделять музыку на “хорошую” и “плохую”, на ту, которая ему нравится и ту, которая ему не нравится, и, соответственно, проявляет свое удовольствие или, наоборот, огорчение. То есть, музыка оказывает сильное воздействие на его настроение и поведение, а в дальнейшем и на его вкус, на его психику. Это основная причина, по которой была выбрана данная тема.2
Но музыка влияет не только на отдельного человека, но и на целые поколения и государства. Изучение развития музыкальной культуры может помочь лучше понять настроения и переживания эпох, так как каждому периоду развития соответствует своя музыка
В работе отображается музыкальное развитие оперной культуры в России 18-20 века, которое происходило одновременно со становлением Российской государственности и бурным развитием науки и искусства. Можно сказать, что формирование музыкальной культуры стимулировалось формированием России как сильной мировой державы, оказывающей влияние даже на мировой ход истории.
Оперный театр — особый вид, особая форма музыкального театра. Музыка и драма, живопись и пластика стали его неотъемлемой частью. Но есть у оперного театра особые, только ему одному присущие законы, которых не знает ни один другой вид театрального искусства.
В драматическом театре действие и содержание того, что происходит на сцене, передается прежде всего словом. В балетном театре главное средство выражения жизни на сцене — танец. В оперном театре основным выразительным средством является пение. Сценическое действие в опере развивается по законам музыки, по законам музыкальной драматургии. Музыка в оперном театре — главный выразитель смысла произведения, она ведет и определяет сценическое действие.
Конечно, в пении, которым артисты создают художественные образы, присутствует слово. Но, «омузыкаленное» композитором-драматургом, оно приобретает особую эмоциональную окраску, особую музыкальную интонацию. Слово в исполнении певца-актера уже не просто слово, а целая музыкальная фраза, которая поддерживается в оркестре музыкальным сопровождением, мелодией и ритмом, что делает эту фразу значительнее и эмоционально богаче.3
Главной задачей музыкально исторического курса является раскрытие основных закономерностей формирования и развития русской музыкальной культуры. Выдвигая на первый план проблемы музыкального творчества и музыкально-стилевой эволюции, также раскрываются и другие важные стороны музыкальной культуры: общеисторические условия ее существования, развитие идейно-эстетических воззрений, музыкальной жизни и образования, исполнительского искусства.
Методология исследования : данная работа посторенние на принципах научной объективности, историзма. В работе используется комплексный метод, сочетающий использование различных источников и литературы.
В данной работе использовалась следующая литература :
Монографии : Акулов Е. Оперная музыка и сценическое действие. М. – 1978 г. ; Асафьев Б. Об опере. СПб. - 1976 г. ; Горович Б. Оперный театр. СПб. – 1984 г. ; Горький А.М.О русском искусстве. М. – 1953 г. ; Друскин М. Вопросы музыкальной драматургии оперы. СПб. – 1952 г. ; Друскин М. Речитатив в русской классической опере. СПб. – 1977 г. ; Кузьмин А.И. У истоков русского театра. М. – 1984 г. ; Кулешова Г. Композиция оперы. Минск - 1983 г. ; Курышева Т. Театральность и музыка. М. – 1984 г. ; Левашёва О. , Ю. Келдыш, А. Кандинский. История русской музыки. От древнейших времен до середины 19 века. М. – 1973 г. ; Мавродин В.В. Рождение новой России. М. – 1998 г. ; Савинов П. Мир оперного спектакля. М. – 1981 г. ; Холопова В. Формы музыкальных произведений. М. – 1999 г. ; Хохловкина А. Западно-европейская опера. М. – 1962 г. ; Ярустовский Б. Драматургия русской оперной классики. M. - 1953 г. .
Статьи-исследования : Анисимов Е. В. Рождение империи. Очерки истории России IX — начала XX в. М. - 1991 г. ; Миронов А. Г. Русская лира. «Очерки о музыкальной России». 1971 г. ; Румянцев Я. Станиславский и опера. М. - 1969 г. ; Ярустовский Б. Очерки по драматургии оперы XX века. М. – 1972 г..
Энциклопедии
: Большая Советская Энциклопедия ;
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.
Глава
1. Что такое опера? Основные
понятия
Опера (итал. opera, буквально - сочинение, от лат. opera - труд, изделие, произведение), жанр музыкально-драматического искусства.
В опере объединяются многообразные художественные средства: сольное и хоровое пение, различные ансамбли, симфонический оркестр, элементы изобразительного искусства (костюмы, декорации и прочее), весьма популярны балетные сцены.4 Опера, в которой балетные сцены занимают не менее важное место, чем вокальные, называется опера-балет, которая была распространена во Франции в XVII - XVIII веках («Галантная Индия» Рамо). Изредка этот вид встречается и в более позднее время («Млада» Римского-Корсакова).
В основу оперы положено либретто (по-итальянски - libretto - книжечка) - литературный текст, кратко пересказывающий содержание произведения и положенный в его основу. Открывается опера прелюдией (по-итальянски - praeludere - «играть вступление») - небольшим оркестровым вступлением, создающим общее настроение всей оперы. Прелюдия может называться также увертюрой, вступлением или интродукцией, что не одно и то же, хотя они и имеют много общего. Сама опера состоит, в основном, из законченных вокальных номеров - арий, ансамблей и речитативов. Если опера разделена на акты, то каждый акт, кроме первого, может иметь собственный антракт - оркестровое вступление к начинающемуся акту.
Ария (по-итальянски - aria - ветер, воздух)- законченный эпизод в опере, исполняемый певцом в сопровождении оркестра. Для арии обычно характерна широкая распевность. Для полноты характеристики героя в оперу включают несколько различных по содержанию арий. Часто применяется ария da capo - форма, в которой третья часть арии является точным повторением первой. Арии может предшествовать оркестровое вступление или речитатив. После арии возможно инструментальное заключение, или постлюдия. Разновидностями арии является часто встречающаяся в комических операх небольшая по размерам ария - ариетта (по-итальянски - arietta - маленькая ария). Она отличается более песенной мелодией и простотой изложения. Кроме того, изредка используются ариозо (по-итальянски - arioso - «подобно арии») - небольшие арии свободного построения. Они имеют лирический характер и отличаются от арий меньшей драматической насыщенностью.5
Речитатив
- род вокальной музыки, ритмически и интонационно
близкий к напевной декламации (по-итальянски
- recitare - декламировать). Строение речитативной
мелодии в значительной мере определяется
текстом. Различают в музыке 2 вида речитатива
- сухой речитатив (recitativo secco), исполняющийся
в свободном ритме и поддерживающийся
долгими отдельными аккордами (образцы
в операх Моцарта «Свадьба Фигаро» и Россини
«Севильский цирюльник»). Другой тип речитатива
- аккомпанированный
речитатив - более мелодичен, ритмичен
и поддерживается насыщенным музыкальным
сопровождением. Выдающиеся образцы такого
гибкого и выразительного речитатива
созданы А.Даргомыжским (опера «Каменный
гость») и М. Мусоргским (оперы «Борис Годунов»,
«Хованщина»).
История
оперы тесно связана с развитием культуры
и истории человеческого общества. Часто
оперы выступала в качестве своеобразного
идеологического форпоста музыкального
искусства, отражая острые проблемы современности
- социального неравенства, борьбы за национальную
независимость, патриотизма.
Истоки музыкального театра - в народных
празднествах, игрищах.6 Уже в древне-греческих
дионисийских играх, греческой трагедии
велика роль музыки. Существенное место
отводилось ей и в средне-вековых народных
культовых ("священных") представлениях.
В историческом развитии оперное искусство претерпело немало изменений. Первые оперы были созданы в Италии на рубеже XVI - XVII веков авторами Я.Пери и К.Монтеверди. Эти ранние оперы, сочинявшиеся на сюжеты античных мифов и древней истории, состояли, в основном, из сольных вокальных номеров и сопровождались небольшими музыкальными ансамблями. В конце XVII - начале XVIII века на этой основе возник жанр так называемой оперы-сериа (по-итальянски - seria - серьёзная). Эта опера создавалась на исторический или мифологический сюжет, её содержание было трагедийным. В центре стоял герой и его драматическая участь. В музыке главное место занимало виртуозное сольное пение, богато и разнообразно украшенное; хор и балет отсутствовали. Крупнейшими мастерами оперы-сериа были А. Скарлатти и Г.Гендель.
В середине XVIII века австрийский композитор К.Глюк произвёл коренную реформу оперы - в борьбе против излишней виртуозности он достиг выразительной простоты вокальных партий, приблизив музыку к интонациям сценической речи. Наиболее известна этим его опера «Орфей».7
Параллельно с этим в разных странах развивалась комическая опера с оживлённым сценическим действием, весёлым, занимательным сюжетом и простыми и мелодичными вокальными партиями, напоминающими народные песни. Этот вид оперы получил название опера-буффа (по-итальянски - buffa - комическая). Этот жанр не содержит разговорных сцен, вместо них широко применяется речитатив. Опера-буффа была весьма популярна среди демократических слоёв населения. Виднейшие авторы опер-буффа - Д.Перголези («Служанка-госпожа»), Д.Чимароза («Тайный брак»), Д.Паизелло, Й.Гайдн, А.Гретри, П.Монсиньи, В.Моцарт. Вершиной и вместе с тем последней ступенью развития Опера-буффа является «Севильский цирюльник» Д.Россини.
В первой половине XIX века видное место в европейском театре занял жанр так называемой «большой оперы» или гранд-опера - весьма эффектной, но часто нарушавшей требования художественной правды. Видный творец в этом жанре - Д.Мейербер и его работы «Гугеноты», «Пророк».8 В борьбе с недостатками гранд-оперы выдвинулось реалистическое течение, наиболее яркими представителями которого явились Д.Верди и Ж.Бизе. Отдав в молодости предпочтение гранд-опере, в зрелые годы Верди создал такие замечательные образцы реалистической оперы, как «Травиата», «Риголетто», «Отелло». Одна из вершин мирового оперного искусства и образец реалистической оперы - подлинно народная, полная волнующей жизненной правды опера «Кармен» Бизе. Другим течением, примкнувшим к идеям реализма, стал «веризм» (по-итальянски - vero - правдивый). Его представители - П.Масканьи, Р.Леонкавалло, Д.Пуччини. Их оперы в стиле веризма рисуют жизнь людей из народа и популярны благодаря мелодичной музыке, близкой к народной песенности.
Видное место в оперном