Оперная культура в России 18-20 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 16:22, курсовая работа

Описание

Музыка – это едва ли не первое явление окружающего мира, которое эмоционально воспринимается ребенком. Несмотря на то, что это лишь подсознательное восприятие, он сразу начинает разделять музыку на “хорошую” и “плохую”, на ту, которая ему нравится и ту, которая ему не нравится, и, соответственно, проявляет свое удовольствие или, наоборот, огорчение. То есть, музыка оказывает сильное воздействие на его настроение и поведение, а в дальнейшем и на его вкус, на его психику. Это основная причина, по которой была выбрана данная тема.

Содержание

Введение 2 стр.
Глава 1. Что такое опера? Основные понятия 4 стр.
Глава 2. Опера в России (18-начало 20 века) 8 стр.
Глава 3. Оперные театры России. 22 стр.
Государственный академический Большой театр
России 22 стр.
Мариинский театр 23стр.
Нижегородский государственный академический оперный театр оперы и балета им. А.С. Пушкина 24 стр.
Заключение 26 стр.
Список используемой литературы 26 стр.
Приложение 28 стр.

Работа состоит из  1 файл

культурология. курсовик..doc

— 361.00 Кб (Скачать документ)

Оглавление 

    Введение                                                                                         2 стр.                                                                     

    Глава 1. Что такое опера? Основные понятия                            4 стр.

    Глава 2. Опера в России (18-начало 20 века)                              8 стр.

    Глава 3. Оперные театры России.                                                22 стр.

    1. Государственный  академический  Большой театр

            России                                                                                    22 стр.

    1. Мариинский театр                                                                23стр.
    2. Нижегородский государственный академический оперный театр оперы и балета им. А.С. Пушкина                                    24 стр.

    Заключение                                                                                     26 стр.

    Список  используемой литературы                                               26 стр.

    Приложение                                                                                    28 стр. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение 

         Музыка (от греч. musikе, буквально - искусство муз), вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последовательностей, состоящих в основном из тонов (звуков определённой высоты). Музыка - специфическая разновидность звуковой деятельности людей. С другими разновидностями (речь инструментально-звуковая сигнализация и т. д.) её объединяет способность выражать мысли, эмоции и волевые процессы человека в слышимой форме и служить средством общения людей и управления их поведением. В наибольшей степени музыка сближается с речью, точнее, с речевой интонацией, выявляющей внутреннее состояние человека и его эмоциональное отношение к миру путём изменений высоты и других характеристик звучания голоса.1

      Музыка – это едва ли не первое явление окружающего мира, которое эмоционально воспринимается ребенком. Несмотря на то, что это лишь подсознательное восприятие, он сразу начинает разделять музыку на “хорошую” и “плохую”, на ту, которая ему нравится и ту, которая ему не нравится, и, соответственно, проявляет свое удовольствие или, наоборот, огорчение. То есть, музыка оказывает сильное воздействие на его настроение и поведение, а в дальнейшем и на его вкус, на его психику. Это основная причина, по которой была выбрана данная тема.2

        Но музыка влияет не только на отдельного человека, но и на целые поколения и государства. Изучение развития музыкальной культуры может помочь лучше понять настроения и переживания эпох, так как каждому периоду развития соответствует своя музыка

        В работе  отображается музыкальное развитие оперной культуры в России 18-20 века, которое происходило одновременно со становлением Российской государственности и бурным развитием науки и искусства. Можно сказать, что формирование музыкальной культуры стимулировалось формированием России как сильной мировой державы, оказывающей влияние даже на мировой ход истории.

     Оперный театр — особый вид, особая форма  музыкального театра. Музыка и драма, живопись и пластика стали его  неотъемлемой частью. Но есть у оперного театра особые, только ему одному присущие законы, которых не знает ни один другой вид театрального искусства.

     В драматическом театре действие и  содержание того, что происходит на сцене, передается прежде всего словом. В балетном театре главное средство выражения жизни на сцене — танец. В оперном театре основным выразительным средством является пение. Сценическое действие в опере развивается по законам музыки, по законам музыкальной драматургии. Музыка в оперном театре — главный выразитель смысла произведения, она ведет и определяет сценическое действие.

     Конечно, в пении, которым артисты создают художественные образы, присутствует слово. Но, «омузыкаленное» композитором-драматургом, оно приобретает особую эмоциональную окраску, особую музыкальную интонацию. Слово в исполнении певца-актера уже не просто слово, а целая музыкальная фраза, которая поддерживается в оркестре музыкальным сопровождением, мелодией и ритмом, что делает эту фразу значительнее и эмоционально богаче.3

          Главной задачей музыкально исторического курса является раскрытие основных закономерностей формирования и развития русской музыкальной культуры. Выдвигая на первый план проблемы музыкального творчества и музыкально-стилевой эволюции, также раскрываются и другие важные стороны музыкальной культуры: общеисторические условия ее существования, развитие идейно-эстетических воззрений, музыкальной жизни и образования, исполнительского искусства.

          Методология исследования : данная работа посторенние на принципах научной объективности, историзма. В работе используется комплексный метод, сочетающий использование различных источников  и литературы.

         В данной работе использовалась следующая литература :

Монографии : Акулов Е. Оперная музыка и сценическое действие. М. – 1978 г. ; Асафьев Б. Об опере. СПб. - 1976 г. ; Горович Б. Оперный театр. СПб. – 1984 г. ; Горький А.М.О русском искусстве. М. – 1953 г. ; Друскин М. Вопросы музыкальной драматургии оперы. СПб. – 1952 г.  ;  Друскин М. Речитатив в русской классической опере. СПб. – 1977 г. ;  Кузьмин А.И. У истоков русского театра. М. – 1984 г. ; Кулешова Г. Композиция оперы. Минск -  1983 г. ; Курышева Т. Театральность и музыка. М. – 1984 г. ; Левашёва О. , Ю. Келдыш, А. Кандинский. История русской музыки. От древнейших времен до середины 19 века. М. – 1973 г. ; Мавродин В.В. Рождение новой России. М. – 1998 г. ; Савинов П. Мир оперного спектакля. М. – 1981 г. ; Холопова В. Формы музыкальных произведений. М. – 1999 г.  ; Хохловкина А. Западно-европейская опера. М. – 1962 г.  ; Ярустовский Б. Драматургия русской оперной классики. M. -  1953 г. .

Статьи-исследования : Анисимов Е. В. Рождение империи. Очерки истории России IX — начала XX в. М. -  1991 г. ; Миронов А. Г. Русская лира. «Очерки о музыкальной России». 1971 г.  ; Румянцев Я. Станиславский и опера. М. -  1969 г. ; Ярустовский Б. Очерки по драматургии оперы XX века. М. – 1972 г..

Энциклопедии  :  Большая Советская Энциклопедия ; Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 
 

Глава 1. Что такое опера? Основные понятия 

     Опера (итал. opera, буквально - сочинение, от лат. opera - труд, изделие, произведение), жанр музыкально-драматического искусства.

     В опере объединяются многообразные  художественные средства: сольное и  хоровое пение, различные ансамбли, симфонический оркестр, элементы изобразительного искусства (костюмы, декорации и прочее), весьма популярны балетные сцены.4 Опера, в которой балетные сцены занимают не менее важное место, чем вокальные, называется опера-балет, которая была распространена во Франции в XVII - XVIII веках («Галантная Индия» Рамо). Изредка этот вид встречается и в более позднее время («Млада» Римского-Корсакова).

     В основу оперы положено либретто (по-итальянски - libretto - книжечка) - литературный текст, кратко пересказывающий содержание произведения и положенный в его основу. Открывается опера прелюдией (по-итальянски - praeludere - «играть вступление») - небольшим оркестровым вступлением, создающим общее настроение всей оперы. Прелюдия может называться также увертюрой, вступлением или интродукцией, что не одно и то же, хотя они и имеют много общего. Сама опера состоит, в основном, из законченных вокальных номеров - арий, ансамблей и речитативов. Если опера разделена на акты, то каждый акт, кроме первого, может иметь собственный антракт - оркестровое вступление к начинающемуся акту.

     Ария (по-итальянски - aria - ветер, воздух)- законченный эпизод в опере, исполняемый певцом в сопровождении оркестра. Для арии обычно характерна широкая распевность. Для полноты характеристики героя в оперу включают несколько различных по содержанию арий. Часто применяется ария da capo - форма, в которой третья часть арии является точным повторением первой. Арии может предшествовать оркестровое вступление или речитатив. После арии возможно инструментальное заключение, или постлюдия. Разновидностями арии является часто встречающаяся в комических операх небольшая по размерам ария - ариетта (по-итальянски - arietta - маленькая ария). Она отличается более песенной мелодией и простотой изложения. Кроме того, изредка используются ариозо (по-итальянски - arioso - «подобно арии») - небольшие арии свободного построения. Они имеют лирический характер и отличаются от арий меньшей драматической насыщенностью.5

     Речитатив - род вокальной музыки, ритмически и интонационно близкий к напевной декламации (по-итальянски - recitare - декламировать). Строение речитативной мелодии в значительной мере определяется текстом. Различают в музыке 2 вида речитатива - сухой речитатив (recitativo secco), исполняющийся в свободном ритме и поддерживающийся долгими отдельными аккордами (образцы в операх Моцарта «Свадьба Фигаро» и Россини «Севильский цирюльник»). Другой тип речитатива - аккомпанированный речитатив - более мелодичен, ритмичен и поддерживается насыщенным музыкальным сопровождением. Выдающиеся образцы такого гибкого и выразительного речитатива созданы А.Даргомыжским (опера «Каменный гость») и М. Мусоргским (оперы «Борис Годунов», «Хованщина»). 

     История оперы тесно связана с развитием культуры и истории человеческого общества. Часто оперы выступала в качестве своеобразного идеологического форпоста музыкального искусства, отражая острые проблемы современности - социального неравенства, борьбы за национальную независимость, патриотизма.  
Истоки музыкального театра - в народных празднествах, игрищах.6 Уже в древне-греческих дионисийских играх, греческой трагедии велика роль музыки. Существенное место отводилось ей и в средне-вековых народных культовых ("священных") представлениях.

     В историческом развитии оперное искусство  претерпело немало изменений. Первые оперы  были созданы в Италии на рубеже XVI - XVII веков авторами Я.Пери и К.Монтеверди. Эти ранние оперы, сочинявшиеся на сюжеты античных мифов и древней истории, состояли, в основном, из сольных вокальных номеров и сопровождались небольшими музыкальными ансамблями. В конце XVII - начале XVIII века на этой основе возник жанр так называемой оперы-сериа (по-итальянски - seria - серьёзная). Эта опера создавалась на исторический или мифологический сюжет, её содержание было трагедийным. В центре стоял герой и его драматическая участь. В музыке главное место занимало виртуозное сольное пение, богато и разнообразно украшенное; хор и балет отсутствовали. Крупнейшими мастерами оперы-сериа были А. Скарлатти и Г.Гендель.

     В середине XVIII века австрийский композитор К.Глюк произвёл коренную реформу оперы - в борьбе против излишней виртуозности он достиг выразительной простоты вокальных партий, приблизив музыку к интонациям сценической речи. Наиболее известна этим его опера «Орфей».7       

       Параллельно с этим в разных  странах развивалась комическая опера с оживлённым сценическим действием, весёлым, занимательным сюжетом и простыми и мелодичными вокальными партиями, напоминающими народные песни. Этот вид оперы получил название опера-буффа (по-итальянски - buffa - комическая). Этот жанр не содержит разговорных сцен, вместо них широко применяется речитатив. Опера-буффа была весьма популярна среди демократических слоёв населения. Виднейшие авторы опер-буффа - Д.Перголези («Служанка-госпожа»), Д.Чимароза («Тайный брак»), Д.Паизелло, Й.Гайдн, А.Гретри, П.Монсиньи, В.Моцарт. Вершиной и вместе с тем последней ступенью развития Опера-буффа является «Севильский цирюльник» Д.Россини.       

       В первой половине XIX века видное место в европейском театре занял жанр так называемой «большой оперы» или гранд-опера - весьма эффектной, но часто нарушавшей требования художественной правды. Видный творец в этом жанре - Д.Мейербер и его работы «Гугеноты», «Пророк».8 В борьбе с недостатками гранд-оперы выдвинулось реалистическое течение, наиболее яркими представителями которого явились Д.Верди и Ж.Бизе. Отдав в молодости предпочтение гранд-опере, в зрелые годы Верди создал такие замечательные образцы реалистической оперы, как «Травиата», «Риголетто», «Отелло». Одна из вершин мирового оперного искусства и образец реалистической оперы - подлинно народная, полная волнующей жизненной правды опера «Кармен» Бизе. Другим течением, примкнувшим к идеям реализма, стал «веризм» (по-итальянски - vero - правдивый). Его представители - П.Масканьи, Р.Леонкавалло, Д.Пуччини. Их оперы в стиле веризма рисуют жизнь людей из народа и популярны благодаря мелодичной музыке, близкой к народной песенности.

       Видное место в оперном искусстве  XIX века заняло творчество Р.Вагнера. Выступая против мишурного блеска «большой оперы», Вагнер создал на основе немецких народных легенд музыкальные драмы, наполненные глубоким философским содержанием («Тангейзер», «Лоэнгрин», «Тристан и Изольда», тетралогия «Кольцо нибелунга»). Оперы Вагнера значительно приближены к драме за счёт того, что Вагнер отказался делить свои оперы на отдельные номера, чем добился неразрывности сценического действия. Вагнер доверил симфоническому оркестру важнейшую роль, тем самым достигнув огромной напряжённости симфонического развития. Реформа Вагнера оказала большое влияние как на развитие немецкой оперы, так и на развитие всего оперного искусства.

Информация о работе Оперная культура в России 18-20 века