Оперная культура в России 18-20 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 16:22, курсовая работа

Описание

Музыка – это едва ли не первое явление окружающего мира, которое эмоционально воспринимается ребенком. Несмотря на то, что это лишь подсознательное восприятие, он сразу начинает разделять музыку на “хорошую” и “плохую”, на ту, которая ему нравится и ту, которая ему не нравится, и, соответственно, проявляет свое удовольствие или, наоборот, огорчение. То есть, музыка оказывает сильное воздействие на его настроение и поведение, а в дальнейшем и на его вкус, на его психику. Это основная причина, по которой была выбрана данная тема.

Содержание

Введение 2 стр.
Глава 1. Что такое опера? Основные понятия 4 стр.
Глава 2. Опера в России (18-начало 20 века) 8 стр.
Глава 3. Оперные театры России. 22 стр.
Государственный академический Большой театр
России 22 стр.
Мариинский театр 23стр.
Нижегородский государственный академический оперный театр оперы и балета им. А.С. Пушкина 24 стр.
Заключение 26 стр.
Список используемой литературы 26 стр.
Приложение 28 стр.

Работа состоит из  1 файл

культурология. курсовик..doc

— 361.00 Кб (Скачать документ)

     Социальная  направленность искусства советских  оперных певцов находит свое выражение не только при создании образов новых оперных спектаклей революционного плана, но и в переосмыслении образов классических опер. Молодое поколение оперных певцов формируется, отчетливо понимая воспитательное значение искусства, силу его воздействия на развитие эстетического мировоззрения масс слушателей, на их духовный облик.

     Характерными  чертами певцов этого периода  является преемственность лучших традиций артистов старшего поколения и новое отношение к задачам искусства, идущее от советского общественного строя. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Оперные театры России 

3.1.  Государственный  академический  Большой театр  России - крупнейший театр оперы и балета России (находится в Москве). Основан в 1776 князем П. Урусовым. Здание в его современном виде существует с 1825 (после пожара 1853 открыто вновь в 1856). Зрительный зал на 2155 мест. В Большом театре были поставлены первые русские оперы Соколовского, Пашкевича. С 1806 Большой театр в ведении Дирекции Московских императорских театров. Здесь осуществлены первые постановки на русской сцене опер "Роберт-Дьявол" Мейербера (1834), "Пират" Беллини (1837), "Ганс Гейлинг" Маршнера, "Почтальон из Лонжюмо" Адана (1839), "Фаворитка" Доницетти (1841), "Немая из Портичи" Обера (1849), "Травиата" Верди (1858), "Трубадур", "Риголетто" Верди (1859), "Фауст" Гуно (1866), "Миньон" Тома (1879), "Бал-маскарад" Верди (1880), "Зигфрид" Вагнера (1894), "Троянцы в Карфагене" Берлиоза (1899), "Летучий голландец" Вагнера (1902), "Дон Карлос" Верди (1917), "Сон в летнюю ночь" Бриттена (1964), "Замок герцога Синяя Борода" Бартока, "Испанский час" Равеля (1978), "Ифигения в Авлиде" Глюка (1983) и другие.32 
     В Большом театре прошли мировые премьеры опер Чайковского "Воевода" (1869), "Мазепа" (1884), "Черевички" (1887); опер Рахманинова "Алеко" (1893), "Франческа да Римини" и "Скупой рыцарь" (1906), Прокофьева "Игрок" (1974), ряда опер Кюи, Аренского и многих других. Среди солистов театра такие выдающиеся русские певцы, как Сандунова, Жемчугова, Е. Семёнова, Хохлов, Корсов, Дейша-Сионицкая, Салина, Нежданова, Шаляпин, Собинов, Збруева, Алчевский, Е. Степанова, В. Петров, братья Пироговы, Катульская, Обухова, Держинская, Барсова, Л. Савранский, Озеров, Лемешев, Козловский, Рейзен, Максакова, Ханаев, М. Д. Михайлов, Шпиллер, А. П. Иванов, Кривченя, П. Лисициан, И. Петров, Огнивцев, Архипова, Анджапаридзе, Олейниченко, Мазурок, Ведерников, Эйзен, Е. Кибкало, Вишневская, Милашкина, Синявская, Касрашвили, Атлантов, Нестеренко, Образцова и другие. 
      Из певцов более молодого поколения, выдвинувшихся в 80-90-х годах необходимо отметить И. Морозова, П. Глубокого, Калинину, Маторина, Шемчук, Раутио, Таращенко, Н. Терентьеву. В Большом театре работали крупные дирижёры Альтани, Сук, Купер, Самосуд, Пазовский, Голованов, Мелик-Пашаев, Небольсин, Хайкин, Кондрашин, Светланов, Рождественский, Ростропович. Выступал здесь в качестве дирижёра Рахманинов (1904-06). Среди лучших режиссёров театра Барцал, Смолич, Баратов, Б. Мордвинов, Покровский. На сцене Большого театра проходили гастроли ведущих мировых оперных театров: Ла Скала (1964, 1974, 1989), Венской государственной оперы (1971), берлинской "Комише-опер" (1965). 
      В 1995-2000 художественным руководителем театра был выдающийся русский танцовщик и балетмейстер В. Васильев, в 2000-2001 - Г. Рождественский, в 2001 художественным руководителем и главным дирижёром назначен А. Ведерников. В конце 1995 осуществлена новая постановка "Хованщины" с участием Ростроповича и Покровского, состоялась премьера "Лючии ди Ламермур", в опере "Тоска" выступил лауреат премии Верди Ларин (1996), в 1997 режиссёр Питер Устинов поставил здесь "Любовь к трём апельсинам" Прокофьева.33    

       3.2. Мариинский театр - символ русской культуры. Летоисчисление его труппы ведётся с 1783 года, когда в Петербурге был открыт Большой театр, на месте которого находится сейчас Санкт-Петербургская консерватория. 
     В XVIII веке во второй Адмиралтейской части Петербурга появилась площадь Карусель - так называлось театрализованное конное действо - любимое развлечение придворного общества. Здесь же проходили народные гуляния с танцами и музыкой, а в неказистой деревянной постройке шли драматические представления, давались спектакли итальянской оперной труппы, в которых принимали участие воспитанники Петербургской танцевальной школы. 
     По приказу Екатерины Великой вместо этого здания был воздвигнут Большой (Каменный) театр, великолепием и пышностью превосходивший крупнейшие театры Европы. Он открылся в 1873 году представлением оперы Дж. Паизиелло "Мир луны". Площадь стала называться Театральной. В 1802 году театр перестраивал Ж. Тома де Томон, в 1836 реконструировал А. Кавос. 
     29 января 1849 года в здании, выстроенном напротив Большого по проекту архитектора А. Кавоса, праздничным конным представлением открылся цирк. Он был спроектирован так, что мог использоваться и как театральное помещение. 
     Ровно через десять лет цирк сгорел. Восстановленное здание предназначалось только для музыкальных спектаклей. Сюда перешли русская оперная, а затем и балетная труппы Большого театра. 
      Открывшийся 2 октября 1860 года оперой М. Глинки "Жизнь за царя" театр стал называться Мариинским, по имени жены Александра II Марии Александровны. Это был театр, по свидетельству современников, "великолепнейший в Европе", но из-за нехватки служебных площадей и устаревших деревянных конструкций его пришлось надстраивать и перестраивать. В XIX веке здание театра дважды реконструировалось. По проекту главного архитектора Дирекции Императорских театров В. Шретера в 1884-1886 перестроены закулисные помещения. В 1894-1896 годы инженером Н. Смирновым проведена реконструкция зрительской части. К лицевому фасаду пристроили новый корпус с вестибюлем, парадными лестницами и фойе, а слева и справа от основного здания - флигеля. 
     Великолепная декоративная отделка зрительного зала в основном сохранилась до наших дней. Ослепительная белизна скульптур, мягкое сияние позолоты, голубой тон обивок и драпировок - таково праздничное колористическое звучание зала. Яркий живописный плафон выполнен Э. Фрачиоли по эскизам профессора К. Дузи. Громадная, трёхъярусная бронзовая люстра с хрустальными подвесками и канделябры изготовлены на пожертвования купца К. Плеске, награждённого золотой медалью "во внимание к такой особой артистической заслуге".34 
     Уникальный занавес, ставший эмблемой Мариинского театра, создан в 1914 году по эскизам выдающегося театрального художника А. Головина. В 1952 году художники С. Вирсаладзе и М. Зандин изменили цветовую гамму занавеса - тёмно-красного, сделав его сине-голубым, в соответствии с основным тоном декора зрительного зала. Во время Второй мировой войны в здание театра попало более двух десятков снарядов, но к осени 1944 года оно уже было восстановлено. 
     В конце 1960-х годов в ходе реконструкции по проекту С. Гельфера перестроена сцена - от фундамента до колосников. Подъёмный пол оркестровой ямы и другие технические приспособления позволяют разнообразно использовать оркестр и добиваться сложнейших декоративных эффектов. Однако время требует постоянного совершенствования сценической машинерии, и театр готовится к очередной технической реконструкции.35

    1. Нижегородский государственный академический оперный театр оперы и балета им. А.С. Пушкина.

     1931 году Горсовет постановил организовать  в Нижнем Новгороде оперный  театр и поместить его в  реконструированном здании Народного дома. Народный дом был построен по инициативе Общества распространения начального образования в Нижегородской губернии при содействии Шаляпина и Горького и открылся 5 сентября 1903 года концертом великого певца. «Завершение строительных работ и формирование труппы не совпали по времени, поэтому, пока шла подготовка первых спектаклей, с 1 июля 1935 года в здании театра проходили гастроли Музыкального театра имени В.И. Немировича-Данченко, затем Ленинградской хоровой капеллы и Киевской музыкальной комедии. 24 октября 1935 года первый в Нижнем Новгороде (тогда г. Горький) театр оперы и балета показал свою первую работу – постановку оперы А. Бородина «Князь Игорь». Вторым спектаклем репертуара стал «Евгений Онегин». В первом сезоне силами довольно большой труппы (45 солистов оперы, 50 музыкантов оркестра, 53 артиста балета, 57 артистов хора) были поставлены (кроме выше названных) оперы «Аида», «Риголетто», «Царская невеста», «Севильский цирюльник», «Паяцы», балеты «Дон Кихот», «Лебединое озеро» и балетный дивертисмент. Театр уверенно заявил о себе. Зрительский интерес и внимание общественности подтверждали историческую необходимость открытия в Нижнем Новгороде Государственного театра оперы и балета.

     Создавала театр плеяда выдающихся театральных деятелей. В 1938 году, после окончания Государственного института театрального искусства, свой творческий путь  начинал в Горьком ныне всемирно признанный режиссер Борис Покровский. С 1940 по 1943 год,  являясь главным режиссером театра, он во многом определял направление его творческого развития. Борис Александрович вспоминает: «Горьковский оперный театр в то время являлся сосредоточением необыкновенно талантливых людей. Там были великолепные дирижеры Исидор Зак, Лев Любимов, Александр Ерофеев, умный и одаренный главный режиссер Марк Валентинов. Лучшего театрального художника, чем Анатолий Мазанов я не знаю. Я хорошо помню фамилии замечательных артистов: Софья Коновалова, Валентина Викторова, Валентина Симанская, Мария Чиненкова. Такого артиста, как Иван Струков, я больше в жизни не встречал. Директором театра тогда был Николай Васильевич Сулоев, влюбленный в театр человек,  делавший все для его развития. Работа в Горьковском театре – благословенный миг моей жизни, длившийся годы». Большой вклад в становление театра внесли Павел Резников (с 1938 по 1989 - дирижер, с 1968 по 1986 также являлся директором театра),балетмейстеры П. Йоркин, В. Кононович, М. Цейтлин.

     С первых сезонов основой репертуара становится классика. Причем это не только популярные, но и редко исполняемые и забытые произведения, такие как «Юдифь» А. Серова, «Гугеноты» Д. Мейербера, «Фра-Дьяволо» Л. Обера, «Лакме» Л. Делиба, «Дочь кардинала» Ж. Галеви. Наш театр первым после 1917 года поставил оперы «Чародейка», «Иоланта» П. Чайковского, «Алеко» и «Скупой рыцарь» С. Рахманинова. В разное время получили сценическое воплощение все оперы М. Глинки,  А. Даргомыжского, М. Мусоргского, все оперы и балеты П. Чайковского.

         Последняя постановка «Чародейки», 1983 года, стала «визитной карточкой» театра. Этим спектаклем в 1984 году открывался творческий отчет театра в Москве, в 1991 году начинались успешные  гастроли в Киеве. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Оперная культура прошла через слияние с европейской культурой, через ее преобразование приобрела самобытные особенные черты и стала в свою очередь оказывать на нее существенное влияние, развиваясь и по сей день

        18 в. – начальный период становления русской школы оперного вокала. Ее окончательное формирование произошло позднее, и неразрывно связано с достижениями отечественной композиторской школы 19 столетия. XIX век — эпоха русской оперной классики. Русские композиторы создали шедевры в различных жанрах оперного искусства: драмы, эпоса, героической трагедии, комедии. Они создали новаторскую музыкальную драматургию, родившуюся в тесной связи с новаторским содержанием опер. Важная, определяющая роль массовых народных сцен, многосторонняя характеристика действующих лиц, новое толкование традиционных оперных форм и создание новых принципов музыкального единства всего произведения — характерные черты русской оперной классики. 
Русская классическая опера, развившаяся под воздействием философско-эстетической передовой мысли, под влиянием событий общественной жизни стала одной из замечательных сторон русской национальной культуры XIX в. Весь путь развития русского оперного творчества в прошлом веке шел параллельно великому освободительному движению русского народа; композиторов вдохновляли высокие идеи гуманизма и демократического просветительства, и их произведения являются для нас великими образцами подлинно реалистического искусства.

      Путь, пройденный русской музыкой в течение длительного исторического периода представляет собой закономерный процесс формирования, развития и неуклонного роста богатейшей музыкальной культуры великого народа. Рост этот совершался в обстановке острых социальных противоречий, вопреки многовековому и жестокому политическому и духовному угнетению народа. Он не прекращался даже в условиях тяжелой, героической борьбы народа за национальную независимость Родины и ее культурно-историческое наследие в периоды вражеских нашествий, для отражения которых потребовалось величайшее напряжение всех народных сил.

      
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы 

   Монографии :

1. Акулов Е. Оперная музыка и сценическое действие. М. – 1978 г.

2. Асафьев Б. Об опере. СПб. - 1976 г.

3. Горович Б. Оперный театр. СПб. – 1984 г.

4. Горький А.М.О русском искусстве. М. – 1953 г.

5. Друскин М. Вопросы музыкальной драматургии оперы. СПб. – 1952 г.

6. Друскин М. Речитатив в русской классической опере. СПб. – 1977 г.

7. Кузьмин А.И. У истоков русского театра. М. – 1984 г.

8. Кулешова Г. Композиция оперы. Минск -  1983 г.

9. Курышева Т. Театральность и музыка. М. – 1984 г.

10. Левашёва О. , Ю. Келдыш, А. Кандинский. История русской музыки. От древнейших времен до середины 19 века. М. – 1973 г.

11. Мавродин В.В. Рождение новой России. М. – 1998 г.

12. Савинов П. Мир оперного спектакля. М. – 1981 г.

13. Холопова В. Формы музыкальных произведений. М. – 1999 г.

14. Хохловкина А. Западно-европейская опера. М. – 1962 г.

15. Ярустовский Б. Драматургия русской оперной классики. M. -  1953 г.

   Статьи- исследования :

1.Анисимов Е. В. Рождение империи. Очерки истории России IX — начала XX в. М. -  1991 г.

2.Миронов А. Г. Русская лира. «Очерки о музыкальной России». 1971 г.

3.Румянцев Я. Станиславский и опера. М. -  1969 г.

4. Ярустовский Б. Очерки по драматургии оперы XX века. М. – 1972 г.

   Энциклопедии :

1. Большая Советская Энциклопедия.

2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 
 
 
 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Приложение 

Государственный  академический  Большой театр  России

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Мариинский  театр

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Оперная культура в России 18-20 века