Основные направления зарубежной социологии ХХ века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 13:50, реферат

Описание

На протяжении ХХ столетия социология Запада перетерпела весьма существенные изменения и ныне представляет собой чрезвычайно сложную систему идей, гипотез, концепций, теорий, методов исследования и способов описания разнообразных социальных реалий. При этом практически все лидеры и представители современной западной социологии довольно активно использовали и используют идеи и концепции социологов классического периода. Интеллектуальное содержание классики социологии используются по преимуществу двояким образом: как определенный банк идей, обладающий самостоятельной ценностью, и как идеи, которые включаются в качестве активного элемента в различные разновидности современной западной социологии.

Работа состоит из  1 файл

эмпирическая социология.doc

— 156.50 Кб (Скачать документ)

  2.6. Основные направления зарубежной социологии ХХ века

  Эмпирическая  социология

  Чикагская школа

  (Роберт Парк (1864-1944 гг., У. Томас, А.Смолл, Э.Беджесс,

  Уильяма Ф. Огборн (1886-1959 гг.), Ф. Знанецкий, З.Бурдокесс, Р.Маккензи и др.)

  Математическая  социология

  (П.  Лазарфельд, Г. Карлссон, Г. Саймон, Б.Ф.  Грин, Л. Гуттман,  Р.Будон и др).

  Структурно - функциональный анализ

  Толкотт Парсонс (1902 -1979 гг.), Роберт Мертон (род. 1910 г.).

  Теория  социального конфликта

  Ральф Дарендорф (1929–1970 гг.),

  Чарлз Райт Милс (1916-1962 гг.), Льюис Козер (1913 – 1967 гг.)

  Социологические концепции технократизма

  Л. Уайт

  Основные  направления технократизма:

  собственно  технократические (Т. Веблен, Г. Скотт),

  организационные (Д. Бэрнхем, П. Дракер),

  индустриальные (К. Керр, Д. Гелбрейт),

  постиндустриальные (Д. Белл, В. Феркис),

  информационные (Масуда, А. Тоффлер, Д. Найсбит).

  Феноменологическая социология

  Альфред Шюц (1899 - 1959 гг.)

  Концепция социального обмена

  Д. Хоманс (род. 1910 г.), П. Блау (род. 1918 г.).

  Социометрия (микросоциология)

  Джекобо Морено (1892 - 1974 гг.).  

  На  протяжении ХХ столетия социология Запада перетерпела весьма существенные изменения  и ныне представляет собой чрезвычайно сложную систему идей, гипотез, концепций, теорий, методов исследования и способов описания разнообразных социальных реалий. При этом практически все лидеры и представители современной  западной социологии довольно активно использовали и используют идеи и концепции социологов классического периода. Интеллектуальное содержание классики социологии используются по преимуществу двояким образом: как определенный банк идей, обладающий самостоятельной ценностью, и как идеи, которые включаются в качестве активного элемента в различные разновидности современной западной социологии.

  Эмпирическая  социология

  наиболее  явном выражении эмпирическая социология формировалась как естественнонаучная ориентация в структуре социологического знания. Именно поэтому она адаптировала следующие ценные для социологии постулаты позитивистского типа:

  социальные  явления подчиняются законам, в  конечном счете, общим для природной  и социально - исторической действительности;

  методы  социологических исследований должны быть такими же точными, строгими и объективными, как методы естествознания;

  социология  должна быть свободной от ценностных суждений идеологического типа.

  Кроме того, эмпирическая школа в социологии сформулировала довольно жесткие принципы, которые можно свести к следующему:

  истинность  научных познаний социальных явлений  должна устанавливаться лишь на основе эмпирических процедур, то есть на основе социального эксперимента или практики;

  все социальные явления должны быть квантифицированы, то есть должны быть выражены через эмпирически полученные статистические распределения, каждое явление должно иметь свою “долю”, свой “вес” среди многообразия социальных явлений; “субъективные аспекты” поведения можно исследовать только через открытое, наблюдаемое поведение.

  Наиболее  яркое выражение эмпирическое направление  в западной социологии проявилось в  американской социологии 1920 -1950 гг. Начало этому процессу положили представители  чикагской школы (Р. Парк, У. Томас, А.Смолл, Э.Беджесс, У.Ф. Огборн, Ф. Знанецкий и др.). Занимая доминирующее положение в американской социологии в период с 1915 по 1935 г., чикагская школа оказала значительное влияние на формирование мировой эмпирической социологии. Базой для ее формирования стал первый в мире социологический факультет Чикагского университета (с 1892 г.), основатель и руководитель которого А.В.Смолл одновременно возглавил Американское социологическое общество.  

  Роберт  Парк (1864-1944 гг.) известен как один из основателей разработки качественных методов в американской социологии. Его профессиональное становление во многом определили идеи Г.Спенсера и Ч.Кули; на их основании он предложил оригинальный подход к исследованию социальной системы, в границах которого, с одной стороны, учитывалась специфика объекта анализа - общества, с другой - общество рассматривалась в качестве элемента единого экокомплекса. Экологический принцип явился источником значительного углубления возможностей качественного анализа в социологии и стал одним из господствующих в Чикагском университете в 20 гг. XX века.

  Р.Парк в полной мере восприняв идею всеобъемлющего единства природы и общества, заявил об актуальности построения особой дисциплины - социальной экологии. По его мнению этимология термина “экология” (от греч. - жилище, убежище) адекватна объекту науки, а именно рассмотрению животных, растительных и человеческих сообществ в природной среде обитания. Экосистема обрела в своем развитии важный элемент - человеческую популяцию, организованную в саморегулирующуюся, самовоспроизводящуюся подсистему - общество. Общество как элемент экосистемы повело ее к кризису. Логика развития экологии неизбежно должна привести к появлению особой отрасли знания, обращенной к исследованию общества в среде. И можно было заранее предположить ее наименование: социальная экология.

  Социальная  экология отражает потребность в  исследовании специфики отношений  между обществом и средой обитания, и должна рассматриваться как  часть экологического знания, но одновременно представляться структурным элементом  системы обществоведения. В социально-практическом плане социальная экология отражает законы и меру человеческой активности в среде. Само ее становление знаменует собой достижения в развитии тенденции единства во всей системе научного знания.

  Утверждая экологический подход в социологии, Р.Парк предлагал следующую схему анализа иерархии общественных отношений:

  социальный  порядок,

  политический  порядок,

  экономический порядок,

  экологический порядок.

  Экологический порядок выступает  естественной базой  всех общественных отношений, исходным условием функционирования и развития общества, условием его выживания.

  Наиболее  популярная из работ Р.Парка и его коллег - единомышленников “Город”, опубликованная в начале 20 гг. совместно с З.Бурдокессом и Р.Маккензи, которая отразила становление экологического мышления в социологии и, войдя в классику социологии, принесла Парку как инициатору и методологу социальной экологии мировую известность. В этом труде изложена суть оригинального подхода к изучению города как социального суперорганизма. Р.Парк и его соавторы убеждали читателя в том, что социальная экология позволяет рассматривать город как чрезвычайно своеобразную органическую целостность, обладающую структурой, закрепляющей особые функции за отдельными социальными институтами и группами. Кроме того, она позволяет выявить весь спектр факторов, оказывающих влияние на становление и развитие городского организма. Социальную экологию в первую очередь интересует значение позиции во времени и пространстве. Пространственные отношения людей являются продуктами конкуренции и отбора, являются результатом процесса изменений, т.е. включением факторов, содействующих конкуренции и мобильности либо ослабляющих их. По мере изменения пространственных отношений меняется и физическая среда, что, в свою очередь, приводит к ряду социальных и политических проблем. Обращение к пространственным структурам открыло новые возможности социологического анализа.

  Говоря  о значимости вклада в развитие научного знания Р.Парком, достаточно констатировать факт приобретения статуса мировой проблемы экологической ситуации. В настоящее время вопрос меры и достаточности потребления человечеством природных ресурсов является одним из краеугольных. Социальная экология, необходимость которой доказывал Р.Парк в начале XX века, как отрасль научного знания занимает все более прочные позиции.

  Чикагская школа не всегда противопоставляла  “мягкие”,  этнографические, логические методы и “жесткие”, количественные: эти методы, как правило, комбинируются  и взамодополняют друг друга. Заметный сдвиг в сторону “жестких” метрических методик наметился в школе с приходом в нее Уильяма Ф. Огборна (1886-1959 гг.), который внес значительный вклад в разработку и изменение социальных характеристик, в частности городов. Традиция теории и практики помогла Огборну разработать оригинальную “теорию отставания культуры”, представляющую собой вариант теории технологического детерминизма. Преобразования в материальной культуре приводят, по Огборну, к изменениям в других элементах культуры, однако последние отстают от первых, поэтому реальное общество постоянно преодолевает состояние неприспособленности к реальной ситуации. Продолжая рассматривать общество как взаимодействие биологического организма, географического окружения и групповых процессов, Огборн вводит в этот контекст еще один фактор - культурное наследие и культурную переменную, обуславливающую степень духовной комфортности общества.

  В рамках эмпирической социологии США в 50 гг. довольно четко оформляется тенденция  к созданию математической социологии. Фундамент этой отрасли науки составили труды

  П. Лазарфельда, Г. Карлссона - по социальному моделированию,

  Г. Саймона - по созданию стратегии построения моделей в социальных науках,

  Б.Ф. Грина - по разработке принципов измерения установок индивида методами шкалирования,

  Л. Гуттмана - по разработке основных компонентов шкального анализа,

  в Западной Европе Р.Будон рассматривает возможности и способы формализации эмпирических данных, построения статистически репрезентативных, математически точных моделей.

  В 70-80 гг. происходит резкое увеличение объема прикладных исследований. Прикладное направление эмпирической социологии во многих странах становится особой отраслью индустрии. Выделяются (в зависимости от метода в исследования) два основных направления - социальная инженерия и  клиническая социология - с подготовкой специалистов соответствующего профиля. Если первые, например, обобщив данные о финансовом положении компании, состоянии дел на рынке сбыта и технологии производства, предлагают перестроить управленческую структуру, то вторые проводят психологические тренинги с менеджерами с целью переориентации их сознания. Как правило, специалисты обоих профилей работают в тесном контакте.

  Быстрое увеличение объемов прикладных исследований в мировой социологии 70-90 гг. принципиально изменило формы организации социологических институтов. Наряду с университетами на организации исследований сосредотачиваются лаборатории, бюро, исследовательские центры и т.д. Претерпела изменения и профессия социолога - возник тип практикующего социолога, эксперта по различным социальным проблемам, нередко консультанта фирмы и т.п. Эволюционируя подобным образом, эмпирическая социология активно включается в разработку проблем, в которых заинтересовано государство, бизнес, армия.

  
  Структурно - функциональный анализ

  Структурно - функциональная теория, или структурно - функциональный анализ, именуемый  для краткости функциональным подходом, - одно из наиболее важных и сложных  направлений современно социологической  мысли. Для него характерно сознательное стремление построить законченную систему социального действия как наиболее полную систему объяснения эмпирических фактов социальной действительности (при этом формулируется и определенная концепция самой теории). Основоположником структурно - функционального  анализа  принято  считать  американского  социолога  Толкотта Парсонса (1902 -1979 гг.) и его соотечественника Роберта Мертона (род. 1910 г.). Именно Т. Парсонс в работах “Структура социального действия” (1937 г.), “Социальная система” (1951 г.), “Социальная система и эволюция теории действия” (1977 г.) и до., а также Р. Мертон в исследованиях “Социальная теория и социальная структура” (1957 г.), “Подходы к изучению социальной структуры” (1975 г) разработали его основные методологические принципы.

  Двумя наиболее важными функциями научной  теории являются описание и анализ. Они неразрывно связаны, ибо точный анализ становится только тогда, когда  существенные факты описываются  в тщательно систематизированной  и упорядоченной манере.

  Функции обобщенной концептуальной схемы выражаются в двух основных типах.

  Первый  из них, система координат, это наиболее общая конструкция категорий, благодаря  которой эмпирическая научная работа приобретает смысл.

  Второй - это уровень структуры системы  как таковой, показывающий, что явления, из которых состоит система, внутренне взаимосвязаны на структурном уровне. Структура представляет собой “статический” аспект описания системы. Со структурной точки зрения систему образуют элементы и подсистемы, существующие независимо друг от друга, и их структурные взаимоотношения.

Информация о работе Основные направления зарубежной социологии ХХ века