Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 13:50, реферат
На протяжении ХХ столетия социология Запада перетерпела весьма существенные изменения и ныне представляет собой чрезвычайно сложную систему идей, гипотез, концепций, теорий, методов исследования и способов описания разнообразных социальных реалий. При этом практически все лидеры и представители современной западной социологии довольно активно использовали и используют идеи и концепции социологов классического периода. Интеллектуальное содержание классики социологии используются по преимуществу двояким образом: как определенный банк идей, обладающий самостоятельной ценностью, и как идеи, которые включаются в качестве активного элемента в различные разновидности современной западной социологии.
Важной идеей было положение о том, что помимо внешней структуры каждая группа имеет в своей основе невидимую, неофициальную структуру, которая, однако, более реальна, нежели структура официальная (формальная). Следовательно, социальные процессы, происходящие в группе и обществе, могут быть правильно поняты лишь с учетом существования макро и микроструктур. Под микроструктурой Морено понимал совокупность психических отношений людей, их желаний, чувств, представлений и т.д., а под макроструктурой - пространственное взаимоположение и взаимоотношение людей при выполнении ими производственных функций.
Данные исследований и их интерпретация привели Морено к обобщениям, которые выразились в формулировке ряда законов. Одним из них стал универсальный микрозакон, согласно которому социальные конфликты и напряжение увеличиваются прямо пропорционально социодинамической разнице между микроструктурой (неофициальными отношениями) и макроструктурой (официальным обществом).
Особой популярностью в ряде школ западной социологии пользуется так называемый закон насыщения, который гласит, что подобно тому, как в химических растворах существует точка насыщения, за пределами которой остается нерастворимый осадок, так в национальных и межнациональных отношениях также существует подобная точка, превышение которой ведет к “перенасыщению” или, иным словами, к национальным и расовым конфликтам, розни и войне.
Д. Морено были сформулированы социогенетический и социодинамический законы. Социогенетический закон констатировал, что высшие формы любой коллективной организации развиваются из простейших форм, а социодинамический закон утверждает, что человеческие привязанности внутри любой группы распределяются неравномерно. В связи с формулировкой социодинамического закона он указывал, что большая часть эмоциональных влечений (“предпочтений”) приходится на немногих членов группы (“звезд”), в то время как большинство ее участников оказываются как бы “эмоционально обездоленными”, которые зачислялись Морено в разряд “социометрического пролетариата”.
Выступая,
как правило, в роли респектабельного
и корректного социального
христианский,
марксистский и
социометрический (или всеобщий).
Эта довольно необычная типологизация была осуществлена Морено на основе гипотезы, согласно которой главным критерием, отличающим один тип революции от другого, является степень изменений, которые вносят эти революции в социальную жизнь.
По его мнению, “социометрическая революция”, “применимая к любому типу общества прошлого и будущего”, должна начаться с изменения психологии и сознания людей, а осуществление ее выразится в том, что огромные массы людей будут перегруппированы в пространственном отношении в соответствии с их симпатиями и антипатиями. “Социометрическая революция” представляет собой революцию всех классов, всего человечества, всех людей, всех индивидуумов и всех групп без исключения, законных или незаконных, официальных или неофициальных, больших или малых, всех наций и государств, суверенных и непризнанных.
Создание социометрии
явилось одним из наиболее значимых
достижений социологии как науки
за весь период ее существования. Внедрение
количественных методов в социологию
существенно преобразило ее и позволило
осуществлять исследования с невиданной
ранее точностью, сопоставимой с исследованиями
в области естественнонаучного знания.
Эмпирическое
направление, возникшее в границах западной
социологии в XX веке, явилось в известном
смысле противопоставлением, теоретическим
построением классической социологии
XIX века. Становление эмпирической школы
было связано с попытками преодоления
избыточного теоретизирования, характерного
для социальной философии XIX века, а также
с необходимостью решения новых практических
задач по управлению общественными процессами
и разработке средств социального контроля
и регулирования общественной жизни.
В наиболее явном выражении эмпирическая
социология формировалась как естественнонаучная
ориентация в структуре социологического
знания. Именно поэтому она адаптировала
следующие, безусловно, ценные для социологической
науки постулаты позитивистского
типа:
1) социальные явления
подчиняются законам,
в конечном счете, общим
для природной и социально-исторической
действительности;
2) методы социологических
исследований должны
быть такими же точными,
строгими и объективными,
как методы естествознания;
3) социология должна
быть свободной от ценностных
суждений идеологического
типа.
В настоящее время практически во всех
странах мира проводятся социологические
исследования, которые чаще всего носят
прикладной характер, т.е. осуществляются
по социальному заказу и предназначаются
для решения возникающих в процессе жизнедеятельности
людей социальных проблем. Фундаментальными
социологическими исследованиями занимаются,
как правило, ученые в университетах, а
в ряде стран еще и в научных институтах.
Такая специализация труда среди социологов
возникла в 30-е гг. XX столетия в США в связи
с появлением и широким распространением
социального заказа на проведение тех
или иных социологических исследований.
Чикагская школа эмпирической
социологии представляла собой сложившееся
в первой половине XX столетия специфическое
подразделение университета со своими
традициями исследовательской деятельности
и огромным влиянием на социологов всей
страны, а затем и всего мира.
Эмпирическая социология появляется вместе
с теоретической, но приобретает самостоятельное
значение лишь в начале XX века как специфическая
область социологических исследований
с особыми традициями и логикой. Хотя ее
роль в становлении социологии как науки
высоко оценивалась с первых шагов, т.к.
организация и проведение эмпирических
социологических исследований обуславливалась,
прежде всего, потребностями общества.
Эмпирическая социология это комплекс
социологических исследований, ориентированных
на сбор и анализ конкретных фактов общественной
жизни с использованием специальных методов
(опросов, статистических методов и др.).
Появление эмпирической социологии было
связано с попытками создания социологии
на принципах позитивизма: поиск объективного
эмпирического обоснования социальных
явлений, участие социальной науки в процессе
совершенствования социальных отношений.
На ранних стадиях становления эмпирические
исследования существовали параллельно
теоретической социологии в качестве
частного интереса энтузиастов различных
профессий и отдельных ученых-социологов.
Самостоятельным направлением социологических
исследований эмпирическая социология
становится в США. На процесс «прагматизации»
социологии оказало влияние превращение
прагматизма в национальную философию
США. Прагматизм в самом широком смысле
слова был идеологическим фоном, на котором
сложилась эмпирическая тенденция в социологии.
Восприняв некоторые идеи Г.
Спенсера, американские социологи под
влиянием основоположников прагматизма,
интенсивно развивавших психологическую
науку, старались провести аналогию не
между биологическими, а между социальными
явлениями и процессами.
В 40-50-е гг. XX века эмпирическая социология
в США смогла достичь нового уровня развития
во многом благодаря влиянию на нее метода
структурно-функционального анализа,
разрабатывавшегося в эти годы Т.
Парсонсом и его последователями. С
появлением структурно-функционального
подхода к анализу социальных явлений
и процессов эмпирические исследования
все больше перемещаются с социально-психологического
уровня на уровень анализа социальных
институтов и крупномасштабных систем.
Но при этом сохраняется внимание к точке
зрения субъекта действия, хотя она утрачивает
свое самостоятельное значение. В методологическом
плане «принцип понимания» вытесняется
«принципом объяснения». Но чем тщательнее
разрабатывается понятийный аппарат в
«теории социального действия» Т. Парсонса,
тем меньше он был приспособлен для проведения
эмпирических исследований. Понадобилась
специальная модификация ключевых понятий
структурного функционализма, которую
начал в конце 40-х гг. Р.
Мертон и которая продолжается и в настоящее
время с учетом тех достижений в области
эмпирических социологических исследований,
которых добились социологи самых различных
школ и направлений.
Характерными чертами
эмпирической социологии
являются:
1) отождествление научной социологии
с эмпирической социологией;
2) разрыв между теоретическими и эмпирическими
исследованиями в силу различных уровней
обобщения, особенностей концептуального
аппарата теорий;
3) увлечение математическими методами
анализа данных, приводящее в некоторых
случаях к сужению горизонта исследования
и отказу от теоретических обобщений.
Внутри эмпирической социологии выделяют
две ветви – академическую
и прикладную.
Задача академической усматривается в
создании системы научного знания об отдельных
областях и явлениях общественной жизни
(социологии города, села, семьи, молодежи,
искусства и т.д.), которые используются
в качестве методологической основы конкретных
эмпирических исследований.
Прикладные эмпирические
исследования, в отличие от академических,
направлены на решение четко определенных
практических задач и непосредственно
связаны с выполнением функций социальной
инженерии. Надо сказать, в 70-80-е гг. произошло
резкое увеличение объема прикладных
исследований. Прикладное направление
эмпирической социологии во многих странах
мира стало особой отраслью индустрии.
В 80-е гг. в прикладной ветви эмпирической
социологии выделились два основных направления
– социальная инженерия и клиническая
социология – с подготовкой специалистов
соответствующего профиля. Если первые,
например, обобщив данные о финансовом
положении компании, состоянии дел на
рынке сбыта и технологии производства,
предлагают перестроить управленческую
структуру, то вторые проводят психологические
тренинги с менеджерами с целью переориентации
их создания. Как правило, специалисты
обоих профилей работают в тесном контакте.
Итак, быстрое увеличение объемов прикладных
исследований в мировой социологии в 70-90-е
гг. принципиально изменило формы организации
социологических институтов. Наряду с
университетами на организации исследования
сосредоточиваются лаборатории, бюро,
исследовательские центры и т.д. Претерпела
изменения и профессия социолога: возник
тип практикующего социолога, эксперта
по различным социальным проблемам, нередко
консультанта фирмы и т.п. Эволюционируя
подобным образом, эмпирическая социология
активно включается в разработку проблем,
в которых заинтересовано государство,
бизнес, армия. Методика и техника, разработанные
социологами-эмпериками и обогативные
средства познания социальной действительности,
позволяют получать информацию о процессах
общественной жизни. Одновременно для
преодоления ограниченности эмпирических
исследований и качественной систематизации
массы эмпирического материала в схемы,
описания и объяснения возрастает необходимость
сочетания в социологии эмпирических
и теоретических подходов.
Для эмпирической социологии в целом остается
важной и нерешенной проблема связи академической
в прикладной эмпирической социологии
для преодоления фрагментарности в целях
получения всесторонней, унифицированной
информации, которая в конечном итоге
может дать картину социальной жизни в
целом.
Информация о работе Основные направления зарубежной социологии ХХ века