Основные направления зарубежной социологии ХХ века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 13:50, реферат

Описание

На протяжении ХХ столетия социология Запада перетерпела весьма существенные изменения и ныне представляет собой чрезвычайно сложную систему идей, гипотез, концепций, теорий, методов исследования и способов описания разнообразных социальных реалий. При этом практически все лидеры и представители современной западной социологии довольно активно использовали и используют идеи и концепции социологов классического периода. Интеллектуальное содержание классики социологии используются по преимуществу двояким образом: как определенный банк идей, обладающий самостоятельной ценностью, и как идеи, которые включаются в качестве активного элемента в различные разновидности современной западной социологии.

Работа состоит из  1 файл

эмпирическая социология.doc

— 156.50 Кб (Скачать документ)
  
  Социологические концепции технократизма

  Исследование  проблем технократизма занимало и занимает существенное место в  западной социологии. Глубокая теоретико - методологическая проработка вопросов, связанных с разнообразием форм проявления технократического сознания, его типов и носителей, позволяет раскрыть специфику этого противоречивого феномена современной цивилизации, показать его эволюцию и тенденции его развития.

  Сам термин “технократизм” в буквальном переводе с греческого означает власть ремесла, искусства. В ХХ в. понятием технократия нередко обозначали слой научно - технических специалистов, обладающих соответствующими знаниями для эффективного управления системами высокоразвитого общества. Социология технократизма является детищем техногенной цивилизации. Главными ценностями этого подхода выступают следующие:

  основанная  на фундаменте научных законов особая роль технократического стиля мышления;

  приоритетная  роль, отводимая технике, научно - техническому фактору в целом, трактовка научно - технических инноваций как стимула и движущей силы развития общества;

  рассмотрение  научно - технической элиты специалистов как такой социальной группы, от которой напрямую зависит течение  научно - технического и социального  прогресса.

  Мировоззренический  фундамент технократизма в социологии составляет рационалистический подход к миру, стремление найти определяющие законы, управляющие той или иной сферой, активное преобразование этой сферы в соответствии с этими познанными объективными требованиями, оптимизация ее функционирования и управления. Ему присуща убежденность в том, что новая управленческая технократическая элита, придя к власти, будет руководствоваться научно - техническими знаниями, а не какими - либо частными социально - классовыми интересами, и сумеет стать “элитой знания”, “элитой достоинств”, но не элитой привилегий. Принцип технологического детерминизма гласит, что изменения в технологии были и, вероятнее всего, будут первоосновой изменения социальных институтов, практических действий и идей. Всячески подчеркивая необходимость “сугубо объективного”, естественнонаучного подхода к анализу общественной жизни, в технократизме всегда просматривается стремление свести социальный прогресс к прогрессу науки, техники и технологии.

  В наиболее законченном виде сущность технодетерминистской трактовки развития цивилизации выразил американский ученый Л. Уайт, который рассматривает общество как “совокупность трех горизонтальных страт:

  технологической, лежащей в основании,

  философской, находящейся сверху, и 

  социологической - между ними”.

  Технологическая система является основной и первичной. Социальные системы представляют собой  функции технологии, а философские - отражают технологические силы и  социальные системы. Технологический  фактор определяет культурную систему в целом.

  Политика  превращается в “социальную технику”, фундаментом которой выступают  все те же технические знания.

  Главное внимание уделяется способности  политических лидеров к техническому контролю за деятельностью политических институтов и отдельных лиц.

  Основной  проблемой принятия решений становится поиск средств легитимизации  заранее спроецированных целей  и способов максимально эффективного функционирования системы.

  Общепризнанными принципами в социальном управлении, составляющими ядро рационального управления выступают заинтересованность и персональная ответственность работника за конечный результат труда, экспертные оценки на базе научных знаний, высокий профессионализм и компетентность, его научная организация.

  Они могут  применятся и применяются в любом обществе, на различных уровнях, чем и объясняется их популярность в научном менеджменте.

  По  общему мнению технократов, в истории  можно выделить три основных типа цивилизации: дотехнологическая, технологическая и посттехнологическая. У американского социолога Д. Белла схема исторического развития выражается через три последовательно сменяющие друг друга фазы, где

  доиндустриальная характеризует самый низкий этап в овладении человеком средствами существования и знаниями,

  индустриальная отождествляется с “классическим” капитализмом первой половины ХХ в., а

  постиндустриальная знаменует качественный скачок в развитии производительных сил, переход на новые технологии, становление новых социальных отношений на базе интеллектуализации, компьютеризации, ресурсосбережения и т.п.

  В зависимости  от того, какой слой научно - технической  интеллигенции выдвигается в  качестве будущей “властвующей элиты” (инженеры, менеджеры или ученые), можно выделить следующие  основные направления технократизма:

  собственно  технократические (Т. Веблен, Г. Скотт),

  организационные (Д. Бэрнхем, П. Дракер),

  индустриальные (К. Керр, Д. Гелбрейт),

  постиндустриальные (Д. Белл, В. Феркис),

  информационные (Масуда, А. Тоффлер, Д. Найсбит).

  Они строятся в рамках теории сначала “индустриального общества”, затем “постиндустриального” и “информационного” как подтипов общей технократической теории общественного развития.

  В информационных теориях наука и техника уже  не рассматриваются как непосредственный источник всех изменений, хотя они по - прежнему наделяются огромной преобразующей силой. Как отмечает Масуда, быстрые инновации в системе социальной технологии обычно становились теми осевыми силами, которые порождали трансформацию общества, его переход на новый уровень. В настоящее время информация становится ценностью и основным товаром, функционирование которого постепенно приведет к власти информационно - технические элиты, к перемещению большинства работающих в сферу информационной деятельности и информационного обслуживания. Сдвиги в экономике потребуют коренных перемен в культуре, организации власти, целостном образе жизни, приведут к созданию глобального общества и планетарного сознания. По мере развертывания информационного общества все социальные проблемы могут решены, что и создаст оптимальные условия для развития каждого человека.

  Развиваемые в информационных концепциях идеи глобального  сознания, целостности мира по своему содержанию родственны идеям формирования ноосферы В.И. Вернадского, концепции  новой рациональности И. Пригожина  и др. мир становится свидетелем возникновения глобального общества и планетарного мышления, исходящего из признания ценности жизненного разнообразия и утверждающего целостную природу мира, где все тесно взаимосвязано.

  
  Феноменологическая  социология

  Большое воздействие на развитие ряда разделов современной социологии оказала так называемая феноменологическая социология, оригинальная версия которой была разработана австрийским философом и социологом Альфредом Шюцем (1899 - 1959 гг.) в работе “Фенеменология социального мира” (1932 г.).

  Шюц утверждал, что наше знание о мире являет собой  определенный набор типологических конструкций, которые направляют и  определяют наше понимание социальных ситуаций, а также других индивидов, ибо позволяют делать заключения относительно неизвестных нам мотиваций этих других. В соответствии с представлениями о том, что же “в действительности происходит”, мы подыскиваем, по Шюцу, наиболее приемлемые из доступных нам рецептов достижения стоящих перед нами целей.

  Правила же образования социологических  понятий и конструирования социологических  объяснений, по Шюцу, предполагают наличие  прямой и отчетливо прослеживаемой преемственности между социологическими понятиями и типологическими  конструктами, которыми пользуются сами индивиды для обозначения явлений собственного социального опыта. Тем самым социологическое описание обосновывается на уровне значений и обеспечивается возможность его обратного перевода, то есть перевода на язык значений, свойственных сомой исследуемой реальности. Таким образом, обоснованность всякого социологического объяснения должна определятся с помощью предложенного Шюцем критерия адекватности: действия участников должны объясняться терминах социальных значений, причем это должны быть такие значения, которые действительно используются участниками для категоризации этой деятельности и могут опознаваться ими как таковые.

  Концепция  социального обмена

  Достаточно  ярким выражением синтеза философии  и психологии бихевиоризма, с одной  стороны, и социологии, с другой, является теория социального обмена, большой вклад в разработку которой внесли Д. Хоманс (род. 1910 г.) и П. Блау (род. 1918 г.).

  Теория  социального обмена постулирует, что  при рассмотрении ассоциаций, включающих “явный или скрытый, выгодный или дорогостоящий обмен деятельностью, используется элементарная экономическая модель. По сути социальная жизнь это своеобразный “базар”, где “актеры” (деятели) торгуются между собой с целью извлечения наибольшей выгоды. В ее основе лежат следующие основные принципы, которые являются существенными факторами динамики процесса обмена:

  Чем большую  выгоду человек ожидает от другого, осуществляя определенную деятельность, тем более вероятно, что он будет  осуществлять эту деятельность;

  Чем большим  количеством вознаграждений человек обменялся с другим лицом, тем более вероятно возникновение последующих актов обмена благодаря возникшим и направляющим их взаимным обстоятельствам (компенсация полученных благ как необходимость для продолжения получения их именуется по Блау “пусковым механизмом” социального взаимодействия);

  Чем чаще нарушаются при обмене взаимные обязательства, тем меньшей власть располагают  партии, склонные к негативному санкционированию лиц, нарушающих нормы взаимности;

  С приближением момента вознаграждения, являющегося результатом определенной деятельности, эта деятельность падает в цене и вероятность ее осуществления снижается;

  Чем больше установилось отношений обмена, тем  более вероятно, что управлять  этими отношениями будут нормы  “справедливого обмена”;

  Чем меньше соблюдаются в отношениях обмена нормы справедливости, тем меньше власти имеют партии, склонные к  негативному санкционированию лиц, нарушающих эти нормы;

  Чем более стабильный и сбалансированный характер носят  отношения обмена между социальными единицами, тем менее сбалансированный и стабильный характер приобретают другие отношения обмена.

  Социальная  жизнь, таким образом, полна “дилемм”, решая которые люди вынуждены  менять стабильность и баланс одних  отношений обмена на напряженность  других, поскольку все они стремятся к поддержанию всего многообразия этих отношений.

  Поскольку организации в обществе должны извлекать  выгоду из отношений друг с другом и тем самым создавать ситуацию одновременного взаимного “притяжения” и конкуренции, результатом последней является их иерархическая дифференциация. Она, как правило, обуславливает стремление к специализации в самых разнообразных сферах среди менее удачливых организаций. Если же в результате этих процессов формируются эффективные интеграционные механизмы, то для регуляции такого обмена должны возникнуть и отдельные политические организации. В их задачи входит регулирование сложных систем косвенного обмена через установление соответствующих законов и контроль  с их помощью за конкуренцией между доминирующими организациями. Поддержание наличных систем обмена гарантирует властвующие структуры (организации) от посягательств на существующие формы распределения ресурсов со стороны оппозиции.

  Генезис оппозиции в обществе объясняется,

  во-первых, способностью обездоленных к общению, задаваемой уровнем “экологической концентрации”;

  во-вторых, способностью той или иной кодификации  оппозиционной идеологии;

  в-третьих, уровнем социальной солидарности обездоленных;

  в-четвертых, степенью и мерой политизированности оппозиционной организации.

  При этом темпы этого процесса связаны  со скоростью социальной мобильности  в обществе, с готовность доминирующих групп к уступкам, с количеством  межличностных и межгрупповых конфликтов в границах социальной системы.

  
  Социометрия (микросоциология)

  Под социометрией (микросоциологией) принято понимать теоретическое и прикладное направление  социологической науки, изучающее  социальные и психологические взаимоотношения  личностей в малых группах. Возникновение  социометрии правомерно связывается с использованием специфических приемов изучения группового поведения людей в деятельности эмигрировавшего из Румынии в США ученика З. Фрейда, психиатра и социолога Джекоба Морено (1892 - 1974 гг.). Сам Морено определял созданную им дисциплину следующим образом: “математическое изучение психологических свойств населения, экспериментальная техника и результаты, полученные при применении количественного и качественного метода”, отмечая при этом, что “социометрия изучает индивидуумов именно в тот момент, когда они спокойно вступают во взаимные отношения, ведущие к образованию группы”.

Информация о работе Основные направления зарубежной социологии ХХ века