Основные типы культур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 03:22, контрольная работа

Описание

Социальные типы культуры. Любое общество неоднородно, состоит из разных социальных групп -- национальных, демографических, профессиональных и др. Несмотря на существующие между ними различия, у них есть некоторые общие ценности и нормы, обусловленные общими условиями жизни. Эта объединяющая большинство членов система ценностей и норм называется доминирующей культурой. В силу имеющихся между социальными группами различий постепенно у каждой из них формируется собственная культура, получившая название субкультуры.

Содержание

Содержание:
Раздел 1
1. Основные типы культур……………………………………………...3
2. Содержание понятий «менталитет» и «национальный характер» в
культурологии. ………………………………………............................7
3. Что входит в понятие «информационная культура» …………………9
Раздел 2
1. Общее и особенное в культуре древних цивилизаций……………....11
2. Термы римлян…………………………………………………………....13
3. Выскажите свое отношение к "Нагорной проповеди" Иисуса
Христа…………………………………………………………………..14
Раздел 3
1. Языческая символика в искусстве восточных славян………………...16
2. Художники-передвижники и их творчество………………………...20
3. Духовные поиски советской интеллигенции в 60-е годы……………22
Список используемой литературы……………………………………….23

Работа состоит из  1 файл

культурология 2 курс.doc

— 218.99 Кб (Скачать документ)

     Примерно в XVII веке в практической дипломатии возникло обыкновение замечать и сравнивать друг с другом национальные характеры. Позже оно привело к появлению самого термина «национальный дух» (l'esprit des nations) у Боссюэ и французских просветителей, особенно у Вольтера и Монтескьё. Под влиянием Монтескьё Фридрих Карл фон Мозер выпустил книжечку (56 страниц) «О немецком национальном духе» (Von dem deutschen Nationalgeist, 1765), вызвавшую обширную дискуссию.[1] Учение Гердера о народном духе с одной стороны развивает просветительское, с другой стороны уже предвосхищает романтическое чувство иррационального и таинственного в народном духе. В романтическом учении о продуктивном духе народов братьев Гримм, которое было в целом узким и националистическим, этому духу надлежит из темного лона породить все своеобразие нации. Впоследствии романтическое учение исторической школы права (Савиньи) привело к недооценке наднациональных связей и влияний в исторической жизни и было связано пуповиной с естественно-правовым пониманием истории, поскольку это понимание истории заменяло веру в стабильную, всеобщую природу человека верой в стабильную природу народов. Это учение изолировало отдельный народ и игнорировало воздействия на его духовное бытие, возникавшие из политического и культурного сосуществования народов -- своего рода аберрация зрения, дававшая себя знать едва ли не до конца XIX в. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Что входит в понятие «информационная культура» 

     Термин «информационная культура» появился в первой половине 1970-х годов. Первыми этот термин стали использовать библиографоведы, библиотековеды, книговеды. В публикациях А. А. Виноградова, Э. П. Семенюка, А. Д. Урсула понятие «информационная культура» приобретает категориальный статус и используется в широком специально-научном и философском контексте (Семенюк, Э П , Урсул, А Д Информатика: Достижения, перспективы, возможности: /Семенюк, Э П , Урсул, А Д , -Наука, 1988. -176 c.). По мнению этих авторов, информационная культура выступает как важнейший компонент духовной культуры общества в целом, а также различных социальных групп и отдельной личности в частности. По определению Э.П. Семенюка, "информационная культура - это информационная компонента человеческой культуры" (Семенюк, Э. П. Глобализация и социальная роль информатики//Науч.-техн. информ. Сер. 1. Орг. и методика информ. работы. 2003 . N 1. - С. 1-10)  
 

     Критериями сформированности информационной культуры можно считать:

     умение адекватно формулировать свою потребность в информации;

     эффективно осуществлять поиск нужной информации;

     умение перерабатывать информацию и создавать новую;

     умение адекватно отбирать и оценивать информацию;

     наличие компьютерной грамотности ( Семенюк, Э.П.).  
 
 
 

     С этих позиций информационная культура рассматривается исследователями не только как результат приобретения новых инструментов деятельности, но и как общее представление человека об информационных процессах в окружающем мире, источниках той или иной информации, системе морально-этических и юридических норм, значимости ценностной ориентации в информационной среде, информационной картине мира и т.д.  
 

     Анализ приведенных определений позволяет увидеть, что понятие «информационная культура» подчеркивает связь информационного мира с духовной культурой личности, целостность единого понимания культуры, отдельные аспекты которой привлекают внимание исследователей в различные периоды развития человеческого общества.  
 

     Основная тенденция, которая просматриваются в динамике формирования понятия "информационная культура" связана с фундаментальностью и многоаспектностью ее рассмотрения не только как феномена, определенного условиями научно-технического прогресса, электронными средствами переработки, хранения и передачи социальной информации, а прежде всего как деятельностной инфраструктуры, пронизывающей все эпохи и цивилизации, все сферы человеческой деятельности и все ступени развития человека как социального существа.  

     Информационная культура формируется как интегральное понятие, включающее следующие компоненты:

     аудиовизуальная культура,

     логическая культура,

     семиотическая культура,

     понятийно-терминологическая культура,

     технологическая культура,

     коммуникационная культура,

     сетевая культура.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

            Раздел 2: 

     1. Общее и особенное в культуре древних цивилизаций. 

     Многообразие мира древних цивилизаций 

     Одни цивилизации мы изучали в курсе древней истории: это "Дар Нила" - цивилизация Древнего Египта; Месопотамия - одна из древнейших в мире цивилизаций. Загадочный Древний Китай; цивилизация Древней Индии, названной ещё в древности "страной мудрецов"; древнегреческая цивилизация, чьи достижения легли в основу европейской культуры; цивилизация Эллинизма, в которой как бы встретились Запад и Восток, породив высочайшие проявления культуры; Древний Рим с его особой системой ценностей.  

     Другие цивилизации тесно переплетаются с историей нашей страны. Это цивилизации Средней Азии, сохранявшие культурное своеобразие и в греко-македонскую эпоху; самобытные цивилизации Закавказья, которые отличались необычайной устойчивостью культурных традиций. Особое место занимала цивилизация скифов, которые не имели собственной письменности, а память о них сохранилась в литературных памятниках других народов, в археологических находках.

     Мир древних цивилизаций включает и малоизвестные нам цивилизации Африки и Южной Аравии, традиции которых сохранялись много веков и повлияли на развитие Египта; цивилизации Древнего Ирана, Древнего Афганистана, Малой Азии, которая была естественным мостом в передаче культурных достижений между Европой и Азией; древние цивилизации Юго-Восточной Азии - региона неповторимой культуры, сравнительно поздно открытой европейскими учеными и относительно мало изученной; древнеяпонская цивилизация, и сейчас поражающая своей загадочностью, доказывающая, что ее культурные ценности обладают достаточной устойчивостью во времени и пространстве; цивилизации Нового Света, где представлены почти все стадии развития человечества. 
 

     Единство мира древних цивилизаций

          Данные новейшей науки показывают, что древние народы находились в постоянных контактах, в ходе которых шло взаимное обогащение культур. Несмотря на географическую удаленность, издревле были отлажены связи Ближнего Востока, Средней Азии и Индии; влияние месопотамской цивилизации доходило до Аравии. Греки и римляне добирались до Индии, реже - до Китая, индийские торговые колонии существовали в Иране и Египте. Наличие этих контактов подтверждают не только археологические данные, но и результаты экспедиций Тура Хейердала на судах, скопированных с судов древних египтян (экспедиция "Ра") и жителей Междуречья (экспедиция "Тигрис").

     Исключительно важную роль в углублении связей Запада и Востока сыграли походы Александра Македонского, образование огромной державы затем эллинистических государств и Римская империя. В этих державах складывалась самобытная культура, соединившая элементы различных культур в органическое целое.

     Свой вклад в становление древних цивилизаций внесли и кочевые народы, освоившие необозримые просторы степей, а также недоступных для земледелия пустынь и полупустынь. Кочевники и земледельцы не могли существовать друг без друга, без взаимного обмена продуктами земледелия и скотоводства - двух важнейших элементов хозяйственной системы древнего мира.

     Фундамент древних цивилизаций закладывали не только представители народов с высоко развитой культурой, но и неисчислимое множество безвестных тружеников, оторванных войнами и насилием от своих очагов и брошенных в каменоломни, мастерские, на поля рабовладельческих вилл и галеры. Многие выдающиеся творцы древней культуры были рабами. Произведения раба из Фригии баснописца Эзопа были широко известны в Греции, они оказали большое влияние на творчество представителей гораздо более поздних эпох. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          2. Термы римлян. 

     Известные всем римские термы вначале были творением природы, а не чудом архитектуры Древнего Рима, о чем свидетельствуют названия знаменитых итальянских термальных курортов. Monsummano Terme, Montegrotto Terme, Montecatini Terme интересны тем, что здесь природой созданы термальные лечебницы - горячая вода источников наполняет многочисленные гроты паром. Сегодня трудно сказать, где впервые появились рукотворные термы.  

     В античной Греции общественные купальные устройства были неотъемлемой частью спортивных заведений (Gymnasion). Завоевав Грецию, римляне заимствовали у греков не только различные виды искусства и науки, но и их опыт в использовании бальнеологии, но в отличие от греческих купален, использующих холодную воду, они стали строить подобные сооружения на горячих источниках и называли их термами.  

     Строительство терм было делом чести для римских императоров, каждый из них стремился превзойти предшественников в размерах и роскоши дворцов здоровья. Термы Diocleatin могли вместить 3000 человек. Роскошные термы, состоящие из нескольких зданий соединенных между собой в единый павильон, можно считать прообразом современного бальнеотерапевтического курорта.  

     Кроме многочисленных ванн, бассейнов и саун в термах были залы для занятий гимнастикой и просторные комнаты отдыха, где можно было вкусить всевозможные яства и выпить виноградного вина. Словом, это были полные комплексы удовольствия, где было все, что могло сохранить здоровым и сильным тело и принести усладу духу. В термах велись деловые переговоры, заключались сделки, вершилась история.  

     Завоевывая новые земли для своей империи, римские легионеры не могли отказаться от привычного образа жизни и на всех горячих источниках строили термы. Болгарские термы Пауталия и Аугуста считались наиболее крупными в Римской Империи. Можно сказать, что они были не только завоевателями, но и выполняли просветительскую миссию. На многих горячих источниках Европы можно познать удовольствие отдыха в роскошных термах, построенных во времена Римской Империи. Многие из них были разрушены в средние века, когда горячие источники считались дыханием преисподни, другие превратились в руины от времени (с тех пор прошло почти две тысячи лет), однако некоторые из этих храмов здоровья служат своему первичному предназначению и поныне. 

      

         3. Выскажите свое отношение к "Нагорной проповеди" Иисуса Христа. 

     Нагорная проповедь - сжатое изложение социальных и религиозно-нравственных принципов христианского учения, нормативная основа христианской этики. Проповедь эта была произнесена Христом на горе, откуда и название.

        Ее основу составляют, так называемые "заповеди блаженства", провозглашающие новый, особый, вид духовного блаженства, проистекающего из сознания собственного смирения и кротости, несовершенства и греховности, той особой силы духа, что позволяет, не ропща терпеть невзгоды и страдания во имя святости и правды. Не злоба и мстительность, не возмущение несправедливостью и надежда утвердить ее силой, а сердечность и искренность в своей готовности претерпеть все несправедливости и гонения за правду, в которых виноваты, прежде всего, мы сами, готовность к покаянию через осознание своей причастности ко злу и желание исправления, милость и сострадание к несчастному человеку - вот единственный путь для праведника, наградой которому будет Царство Небесное.

        Исторически обусловленное выражение отказа угнетенных и обездоленных людей, отчаявшихся в реальном избавлении от борьбы за улучшение своего положения, настроения безысходности и разочарования в земной жизни, получают здесь религиозное оправдание и санкцию на смирение и покорность. От имени Христа провозглашается невиданный ранее идеал смирения и всепрощения, самоуничижения и непротивление злу силой: "блаженны нищие духом", "блаженны плачущие", "блаженны кроткие, милостивые, алчущие и жаждущие правды", "блаженны чистые сердцем" и "изгнанные за правду". Ибо "их есть Царство Небесное", ибо "они утешатся", "наследуют землю", "насытятся" и "Бога узрят". Именно такие подвижники составляют "соль земли" и "свет мира", открывающие дорогу к новой праведной жизни.

Информация о работе Основные типы культур