Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 03:22, контрольная работа
Социальные типы культуры. Любое общество неоднородно, состоит из разных социальных групп -- национальных, демографических, профессиональных и др. Несмотря на существующие между ними различия, у них есть некоторые общие ценности и нормы, обусловленные общими условиями жизни. Эта объединяющая большинство членов система ценностей и норм называется доминирующей культурой. В силу имеющихся между социальными группами различий постепенно у каждой из них формируется собственная культура, получившая название субкультуры.
Содержание:
Раздел 1
1. Основные типы культур……………………………………………...3
2. Содержание понятий «менталитет» и «национальный характер» в
культурологии. ………………………………………............................7
3. Что входит в понятие «информационная культура» …………………9
Раздел 2
1. Общее и особенное в культуре древних цивилизаций……………....11
2. Термы римлян…………………………………………………………....13
3. Выскажите свое отношение к "Нагорной проповеди" Иисуса
Христа…………………………………………………………………..14
Раздел 3
1. Языческая символика в искусстве восточных славян………………...16
2. Художники-передвижники и их творчество………………………...20
3. Духовные поиски советской интеллигенции в 60-е годы……………22
Список используемой литературы……………………………………….23
Примерно
в XVII веке в практической дипломатии возникло
обыкновение замечать и сравнивать друг
с другом национальные характеры. Позже
оно привело к появлению самого термина
«национальный дух» (l'esprit des nations) у Боссюэ
и французских просветителей, особенно
у Вольтера и Монтескьё. Под влиянием Монтескьё
Фридрих Карл фон Мозер выпустил книжечку
(56 страниц) «О немецком национальном духе»
(Von dem deutschen Nationalgeist, 1765), вызвавшую обширную
дискуссию.[1] Учение Гердера о народном
духе с одной стороны развивает просветительское,
с другой стороны уже предвосхищает романтическое
чувство иррационального и таинственного
в народном духе. В романтическом учении
о продуктивном духе народов братьев Гримм,
которое было в целом узким и националистическим,
этому духу надлежит из темного лона породить
все своеобразие нации. Впоследствии романтическое
учение исторической школы права (Савиньи)
привело к недооценке наднациональных
связей и влияний в исторической жизни
и было связано пуповиной с естественно-правовым
пониманием истории, поскольку это понимание
истории заменяло веру в стабильную, всеобщую
природу человека верой в стабильную природу
народов. Это учение изолировало отдельный
народ и игнорировало воздействия на его
духовное бытие, возникавшие из политического
и культурного сосуществования народов
-- своего рода аберрация зрения, дававшая
себя знать едва ли не до конца XIX в.
3.
Что входит в понятие «информационная
культура»
Термин
«информационная культура» появился в
первой половине 1970-х годов. Первыми этот
термин стали использовать библиографоведы,
библиотековеды, книговеды. В публикациях
А. А. Виноградова, Э. П. Семенюка, А. Д. Урсула
понятие «информационная культура» приобретает
категориальный статус и используется
в широком специально-научном и философском
контексте (Семенюк, Э П , Урсул, А Д Информатика:
Достижения, перспективы, возможности:
/Семенюк, Э П , Урсул, А Д , -Наука, 1988. -176
c.). По мнению этих авторов, информационная
культура выступает как важнейший компонент
духовной культуры общества в целом, а
также различных социальных групп и отдельной
личности в частности. По определению
Э.П. Семенюка, "информационная культура
- это информационная компонента человеческой
культуры" (Семенюк, Э. П. Глобализация
и социальная роль информатики//Науч.-техн.
информ. Сер. 1. Орг. и методика информ. работы.
2003 . N 1. - С. 1-10)
Критериями сформированности информационной культуры можно считать:
умение адекватно формулировать свою потребность в информации;
эффективно осуществлять поиск нужной информации;
умение перерабатывать информацию и создавать новую;
умение адекватно отбирать и оценивать информацию;
наличие
компьютерной грамотности ( Семенюк, Э.П.).
С
этих позиций информационная культура
рассматривается исследователями не только
как результат приобретения новых инструментов
деятельности, но и как общее представление
человека об информационных процессах
в окружающем мире, источниках той или
иной информации, системе морально-этических
и юридических норм, значимости ценностной
ориентации в информационной среде, информационной
картине мира и т.д.
Анализ
приведенных определений позволяет увидеть,
что понятие «информационная культура»
подчеркивает связь информационного мира
с духовной культурой личности, целостность
единого понимания культуры, отдельные
аспекты которой привлекают внимание
исследователей в различные периоды развития
человеческого общества.
Основная
тенденция, которая просматриваются в
динамике формирования понятия "информационная
культура" связана с фундаментальностью
и многоаспектностью ее рассмотрения
не только как феномена, определенного
условиями научно-технического прогресса,
электронными средствами переработки,
хранения и передачи социальной информации,
а прежде всего как деятельностной инфраструктуры,
пронизывающей все эпохи и цивилизации,
все сферы человеческой деятельности
и все ступени развития человека как социального
существа.
Информационная культура формируется как интегральное понятие, включающее следующие компоненты:
аудиовизуальная культура,
логическая культура,
семиотическая культура,
понятийно-
технологическая культура,
коммуникационная культура,
сетевая
культура.
Раздел
2:
1.
Общее и особенное в культуре древних
цивилизаций.
Многообразие
мира древних цивилизаций
Одни
цивилизации мы изучали в курсе древней
истории: это "Дар Нила" - цивилизация
Древнего Египта; Месопотамия - одна из
древнейших в мире цивилизаций. Загадочный
Древний Китай; цивилизация Древней Индии,
названной ещё в древности "страной
мудрецов"; древнегреческая цивилизация,
чьи достижения легли в основу европейской
культуры; цивилизация Эллинизма, в которой
как бы встретились Запад и Восток, породив
высочайшие проявления культуры; Древний
Рим с его особой системой ценностей.
Другие цивилизации тесно переплетаются с историей нашей страны. Это цивилизации Средней Азии, сохранявшие культурное своеобразие и в греко-македонскую эпоху; самобытные цивилизации Закавказья, которые отличались необычайной устойчивостью культурных традиций. Особое место занимала цивилизация скифов, которые не имели собственной письменности, а память о них сохранилась в литературных памятниках других народов, в археологических находках.
Мир
древних цивилизаций включает и малоизвестные
нам цивилизации Африки и Южной Аравии,
традиции которых сохранялись много веков
и повлияли на развитие Египта; цивилизации
Древнего Ирана, Древнего Афганистана,
Малой Азии, которая была естественным
мостом в передаче культурных достижений
между Европой и Азией; древние цивилизации
Юго-Восточной Азии - региона неповторимой
культуры, сравнительно поздно открытой
европейскими учеными и относительно
мало изученной; древнеяпонская цивилизация,
и сейчас поражающая своей загадочностью,
доказывающая, что ее культурные ценности
обладают достаточной устойчивостью во
времени и пространстве; цивилизации Нового
Света, где представлены почти все стадии
развития человечества.
Единство мира древних цивилизаций
Данные новейшей науки показывают, что древние народы находились в постоянных контактах, в ходе которых шло взаимное обогащение культур. Несмотря на географическую удаленность, издревле были отлажены связи Ближнего Востока, Средней Азии и Индии; влияние месопотамской цивилизации доходило до Аравии. Греки и римляне добирались до Индии, реже - до Китая, индийские торговые колонии существовали в Иране и Египте. Наличие этих контактов подтверждают не только археологические данные, но и результаты экспедиций Тура Хейердала на судах, скопированных с судов древних египтян (экспедиция "Ра") и жителей Междуречья (экспедиция "Тигрис").
Исключительно важную роль в углублении связей Запада и Востока сыграли походы Александра Македонского, образование огромной державы затем эллинистических государств и Римская империя. В этих державах складывалась самобытная культура, соединившая элементы различных культур в органическое целое.
Свой вклад в становление древних цивилизаций внесли и кочевые народы, освоившие необозримые просторы степей, а также недоступных для земледелия пустынь и полупустынь. Кочевники и земледельцы не могли существовать друг без друга, без взаимного обмена продуктами земледелия и скотоводства - двух важнейших элементов хозяйственной системы древнего мира.
Фундамент
древних цивилизаций закладывали не только
представители народов с высоко развитой
культурой, но и неисчислимое множество
безвестных тружеников, оторванных войнами
и насилием от своих очагов и брошенных
в каменоломни, мастерские, на поля рабовладельческих
вилл и галеры. Многие выдающиеся творцы
древней культуры были рабами. Произведения
раба из Фригии баснописца Эзопа были
широко известны в Греции, они оказали
большое влияние на творчество представителей
гораздо более поздних эпох.
2. Термы римлян.
Известные
всем римские термы вначале были творением
природы, а не чудом архитектуры Древнего
Рима, о чем свидетельствуют названия
знаменитых итальянских термальных курортов.
Monsummano Terme, Montegrotto Terme, Montecatini Terme интересны
тем, что здесь природой созданы термальные
лечебницы - горячая вода источников наполняет
многочисленные гроты паром. Сегодня трудно
сказать, где впервые появились рукотворные
термы.
В
античной Греции общественные купальные
устройства были неотъемлемой частью
спортивных заведений (Gymnasion). Завоевав
Грецию, римляне заимствовали у греков
не только различные виды искусства и
науки, но и их опыт в использовании бальнеологии,
но в отличие от греческих купален, использующих
холодную воду, они стали строить подобные
сооружения на горячих источниках и называли
их термами.
Строительство
терм было делом чести для римских императоров,
каждый из них стремился превзойти предшественников
в размерах и роскоши дворцов здоровья.
Термы Diocleatin могли вместить 3000 человек.
Роскошные термы, состоящие из нескольких
зданий соединенных между собой в единый
павильон, можно считать прообразом современного
бальнеотерапевтического курорта.
Кроме
многочисленных ванн, бассейнов и саун
в термах были залы для занятий гимнастикой
и просторные комнаты отдыха, где можно
было вкусить всевозможные яства и выпить
виноградного вина. Словом, это были полные
комплексы удовольствия, где было все,
что могло сохранить здоровым и сильным
тело и принести усладу духу. В термах
велись деловые переговоры, заключались
сделки, вершилась история.
Завоевывая
новые земли для своей империи, римские
легионеры не могли отказаться от привычного
образа жизни и на всех горячих источниках
строили термы. Болгарские термы Пауталия
и Аугуста считались наиболее крупными
в Римской Империи. Можно сказать, что
они были не только завоевателями, но и
выполняли просветительскую миссию. На
многих горячих источниках Европы можно
познать удовольствие отдыха в роскошных
термах, построенных во времена Римской
Империи. Многие из них были разрушены
в средние века, когда горячие источники
считались дыханием преисподни, другие
превратились в руины от времени (с тех
пор прошло почти две тысячи лет), однако
некоторые из этих храмов здоровья служат
своему первичному предназначению и поныне.
3. Выскажите свое отношение к "Нагорной
проповеди" Иисуса Христа.
Нагорная проповедь - сжатое изложение социальных и религиозно-нравственных принципов христианского учения, нормативная основа христианской этики. Проповедь эта была произнесена Христом на горе, откуда и название.
Ее основу составляют, так называемые "заповеди блаженства", провозглашающие новый, особый, вид духовного блаженства, проистекающего из сознания собственного смирения и кротости, несовершенства и греховности, той особой силы духа, что позволяет, не ропща терпеть невзгоды и страдания во имя святости и правды. Не злоба и мстительность, не возмущение несправедливостью и надежда утвердить ее силой, а сердечность и искренность в своей готовности претерпеть все несправедливости и гонения за правду, в которых виноваты, прежде всего, мы сами, готовность к покаянию через осознание своей причастности ко злу и желание исправления, милость и сострадание к несчастному человеку - вот единственный путь для праведника, наградой которому будет Царство Небесное.
Исторически обусловленное выражение отказа угнетенных и обездоленных людей, отчаявшихся в реальном избавлении от борьбы за улучшение своего положения, настроения безысходности и разочарования в земной жизни, получают здесь религиозное оправдание и санкцию на смирение и покорность. От имени Христа провозглашается невиданный ранее идеал смирения и всепрощения, самоуничижения и непротивление злу силой: "блаженны нищие духом", "блаженны плачущие", "блаженны кроткие, милостивые, алчущие и жаждущие правды", "блаженны чистые сердцем" и "изгнанные за правду". Ибо "их есть Царство Небесное", ибо "они утешатся", "наследуют землю", "насытятся" и "Бога узрят". Именно такие подвижники составляют "соль земли" и "свет мира", открывающие дорогу к новой праведной жизни.