Основные типы культур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 03:22, контрольная работа

Описание

Социальные типы культуры. Любое общество неоднородно, состоит из разных социальных групп -- национальных, демографических, профессиональных и др. Несмотря на существующие между ними различия, у них есть некоторые общие ценности и нормы, обусловленные общими условиями жизни. Эта объединяющая большинство членов система ценностей и норм называется доминирующей культурой. В силу имеющихся между социальными группами различий постепенно у каждой из них формируется собственная культура, получившая название субкультуры.

Содержание

Содержание:
Раздел 1
1. Основные типы культур……………………………………………...3
2. Содержание понятий «менталитет» и «национальный характер» в
культурологии. ………………………………………............................7
3. Что входит в понятие «информационная культура» …………………9
Раздел 2
1. Общее и особенное в культуре древних цивилизаций……………....11
2. Термы римлян…………………………………………………………....13
3. Выскажите свое отношение к "Нагорной проповеди" Иисуса
Христа…………………………………………………………………..14
Раздел 3
1. Языческая символика в искусстве восточных славян………………...16
2. Художники-передвижники и их творчество………………………...20
3. Духовные поиски советской интеллигенции в 60-е годы……………22
Список используемой литературы……………………………………….23

Работа состоит из  1 файл

культурология 2 курс.doc

— 218.99 Кб (Скачать документ)

        Основными положениями проповеди стали заповеди:

     "любите врагов ваших", "молитесь за обижающих вас и гонящих вас", "ищите же прежде Царства Божия и правды Его". Требования покорности и непротивления доводится до крайней степени: "кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему другую". В основе такого всепрощения лежит способность верующего человека любить ближнего не за что-то, не за хорошее отношение, а бескорыстно, так, как возлюбил людей Бог.

        Скромность, сознание собственного несовершенства, бескорыстие и всепрощение провозглашаются непременными условиями подлинно нравственной жизни. Иисус призывает уметь прощать людям их поведение, проистекающее из неизбывной изначальной греховности, и не судить их с позиций собственной безгрешности, когда "смотришь на сучок в глазе брата своего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь".

        Творение добра, общение с Господом не должно быть показным - "когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди", а "молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны".

        В качестве важнейшего требования выдвигается приоритетность духовных благ, не подверженных тлению, подобно земным, материальным благам: "не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет, и где воры не подкапывают и не крадут". Нравственное совершенство оказывается несовместимым с корыстью, погоней за богатством, с жадностью и алчностью: "не можете служить Богу и мамоне".

        В качестве основной задачи человека, его спасения, утверждается стремление к достижению с помощью веры в Бога нравственного духовного совершенства: "будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный".

        Нагорная проповедь учит обездоленных возлагать все надежды только на Господа, а не на собственные разумения и силы, перенося осуществление чаяний человека на благополучие и счастье в потусторонний мир, способствуя этим пассивно-примиренческого отношения к действительности. Этим христианская этика способствовала умиротворению верующих и сохранению стабильности общества, одновременно освящая отказ от активной деятельности по изменению и преодолению бесчеловечных условий жизни.

        Нагорная проповедь является значительным вкладом в развитие гуманистической идеологии, провозглашая любовь в различных ее проявлениях абсолютной ценностью человеческой жизни.

        На этой основе Иисус формулирует знаменитое "золотое правило нравственности", выступающее критерием нравственно-ценного поведения. Особенностью его формулировки этого правила является перенос акцента с самого действия на его мотив: "во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними". Такой подход усиливает моральное звучание всех заповедей, ибо можно соблюдать правила добродетельного поведения из страха осуждения и наказания, однако подлинную ценность оно будет иметь, только если совершается из любви к человеку и желания ему добра.

        В целом в Нагорной проповеди собран целый свод требований и ценностей христианского гуманизма, ставшего на долгие века основой и критерием моральной оценки действительности с точки зрения её соответствия идеалам добра и духовности и сохраняющего свое значение поныне.

        
 

     Раздел 3: 

         Языческая символика в искусстве восточных славян. 

     Символика древних славян  отпечаталась в архитектуре и ремеслах но основной символической платформой служила одежда (не у одного народа нет столь сложных и осмысленных орнаментов наносимых на одежду)  и всевозможные обереги. 
 

     Орнаменты  

        Орнамент возник задолго до появления письменности. Это подтверждается тем, что даже древний человек, который одевался в шкуры животных, согревался у костра, рыл себе для жилища землянки, украшал орнаментом предметы домашнего обихода. На глиняных сосудах, орудиях труда древних людей можно увидеть простейшие узоры: точки, прямые, волнистые линии, ромбы. Прочитать знаки - задача трудная. Ученые разгадывают тайны так. Известно, что древний человек был охотником. Он знал, что сила зверя заключалась в бивне - это его оружие. Бивень или его срез рисовали в виде ромба. Этот знак содержал в себе силу и могущество. Поэтому древний человек рисовал его на своем теле, предметах, которые его окружали. 

     Часто древние мастера изображали знаки, которые обозначали солнце. Это солярные знаки. Солнце за тысячелетия получило великое множество вариантов изображения. К ним относятся и разнообразные кресты - как в круге, так и без него. Некоторые кресты в круге очень похожи на изображение колеса, и это неспроста: человек видел, как солнце двигалось, то есть "катилось" по небу, как огненное колесо. Вечное движение небесного светила было отмечено крючковатым крестом, свастикой. Свастика обозначала не только движущееся солнце, но и пожелание благополучия. Особенно часто она встречается в северных вышивках как полотенец и рубах, так и в браном ткачестве. 
 
 

       Обереги - это экспериментально, в течение многих веков подобранные магические предметы, изучив которые наши предки пришли к выводу, что они могут охранять, оберегать нас от недружелюбных сил. Обереги бывают разные. Это бусы, браслеты, обережные вышивки на одежде, узоры которых являются стилизованными символами древних богов или покровителей рода, украшения на окнах, ставнях, наличниках, над крыльцом и крышей, над воротами дома. 

     Знаки: 

       1) Волнистая линия - знак Воды. Дождь изображается вертикальными линиями, реки, подземные воды - горизонтальными, "хляби небесные" - горизонтальными.

        2) Громовник (шестиконечный крест в круге или шестиграннике). Знак Грома (и Перуна). Использовался как оберег от молнии; также является воинским оберегом.

        3) Квадрат (или ромб), поделенный крестом на четыре части - (вспаханное поле). Если внутри есть точки - засеянное поле. Это - знаки Земли и плодородия.

        4) Колокрес (крест в круге). Знак Солнца. преграда и отвращение зла, знак закрытости.

        5) Крада ("решетка") - знак Огня. Крада - жертвенный или погребальный костер.

        6) Крес (равносторонний крест: прямой или косой) - знак Огня (и Бога Огня - Агуни).

        7) Месяц - Знак луны, месяца. Известны подвески "лунницы".

        8) Петушиный гребень с семью выступами - знак Огня.

        9) Рог изобилия. Знак богатства, изобилия.

        10) Ярга (свастика). Иначе - коловорот. Вариантов начертания существует огромное количество. Ярга - знак Солнца (и, соответственно, Богов Солнца: Хорса, Даждьбога и др). По направленности вращения (посолонь\ противосолонь) различают знак светлого Солнца (солнца Яви) и знак темного Солнца (солнца Нави). Солнце Яви - благотворная, созидательная Сила; Солнце Нави - разрушительная Сила. Согласно славянским мифам, после заката Солнце освещало Подземье (Навь), отсюда и название. Мы знаем, что Солнце ночью не находится под Землей, но в наличии разрушительного аспекта у Солнца трудно усомниться... Есть две трактовки определения направления вращения знака; традиционная, насколько мне известно, такова: концы лучей загибаются против направления вращения.

        11) Дерево (чаще всего елочка) - символ взаимосвязи всего в мире, символ долгой жизни.

        12) Спираль - символ мудрости; если цветовая гамма сине-фиолетовая - сокровенных знаний. Мощнейший отвращающий знак для всех темных сущностей теневого мира - если цвет красный, белый или же черный.

        13) Треугольник - символ человека; особенно если сопровождается небольшими точечками или кружками со стороны вершины. Символ человеческого общения. 

     ЖИВЫЕ СУЩЕСТВА  

        1) Бык - знак Велеса.

        2) Волк - знак Ярилы.

        3) Ворон - знак мудрости и смерти, Велеса.

        4) Дерево - знак жизни и плодородия; или - Мироздания (Мировое Древо).

        5) Змей - знак Земли, мудрости, Велеса. Связан с Нижним Миром.

        6) Конь - знак Солнца, Солнечных Богов.

        7) Лебедь - знак Мары, смерти, зимы.

        8) Медведь - знак Велеса.

        9) Олениха (важенка) или лосиха - знак Богинь Плодородия (Рожаниц).

        10) Орел - знак Грома, Перуна.

        11) Петух - знак Огня, Агуни.

        12) Сокол - знак Огня, Агуни. Есть мнение, что "трезуб" (герб Рюриковичей и современной Украины) - стилизованное изображение сокола в полете.

        13) Кукушка - знак жизни, Живы.

        14) Козел - знак плодородия, плодовитости.

        15) Свинья - знак плодородия, изобилия.  

         
 

     Цвета: 

        Конкретно цвета оберега связаны с защитой одной из семи чакр человека. Красный - для самой нижней, расположенной в районе копчика и отвечающей за мочеполовую систему, прямую кишку, опорно-двигательный аппарат. Оранжевый - для второй, находящейся на несколько пальцев ниже пупка, отвечающей за половую энергию и почки. Желтый - для третьей чакры (область солнечного сплетения) - центра жизненной энергии, отвечающей также за все органы брюшной полости. Зеленый - для четвертой, сердечной чакры. Она контролирует деятельность не только сердца, но и легких, позвоночника, рук, отвечает за наши эмоции. Голубой - для пятой, горловой, ответственной за органы дыхания и слуха, горло и кожу, а также творческий потенциал человека. Синий - для шестой (зона "третьего глаза"), ответственной за наши интеллектуальные способности. Фиолетовый - для седьмой (темечко), связующей нас с Высшими силами, с Богом.  

        1) Белый. Связан с идеей Света, чистоты и священности (Белый Свет, Белый Царь - над царями царь и т.п.); в то же время - цвет Смерти, траура.

        2) Красный - Огонь, (и Солнце - как небесный Огонь), кровь (жизненная Сила).

        3) Зеленый - Растительность, Жизнь.

        4) Черный - Земля.

        5) Золотой - Солнце.

        6) Синий - Небо, Воды.

        7) Фиолетовый редко встречается в русской вышивке. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.Художники-передвижники и их творчество. 

     Передвижники, художники, входившие в российское художественном объединение -- Товарищество передвижных художественных выставок, образованное в 1870. Обратились к изображению повседневной жизни и истории народов России, ее природы, социальных конфликтов, обличению общественных порядков. Идейными руководителями передвижников стали И. Н. Крамской и В. В. Стасов. Основные представители -- И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Г. Перов, В. М. Васнецов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин; в числе передвижников были также художники Украины, Литвы, Армении. В 1923-24 часть передвижников вошла в Ассоциацию художников революционной России. 

     Живопись передвижников

     Крупнейшее прогрессивное демократическое художественное объединение Товарищество передвижных художественных выставок

     (1870 - 1923) было создано русскими живописцами и скульпторами реалистического направления. Возникновение Товарищества в значительной степени было обусловлено кризисом официального академического искусства, общим подъемом демократической культуры в 50-60-е годы XIX века и подготовлено деятельностью петербургской Артели художников-демократов во главе с И. Н. Крамским, ставшим в 1870 году одним из членов-учредителей Товарищества, его вождем и идейным вдохновителем. 

     Артель свободных художников, организованная в 1863 году после демонстративного выхода из Академии ее выпускников - конкурентов на большую золотую медаль ("бунт четырнадцати"), в течение ряда лет являлась в Петербурге своеобразным художественным центром, противостоящим Академии и ее искусству, далекому от запросов жизни, от современной действительности. Московские художники Мясоедов, Перов, В. Е. Маковский, Прянишников, Саврасов в конце 1869 года предложили петербургской Артели соединиться всем вместе и образовать новое общество. В 1870 году "Товарищество", уже утвержденное правительством, начало свою деятельность. Ко времени создания Товарищества петербургская Артель почти прекратила свое существование, и часть ее членов вошла в новое объединение. Главное, чего прежде всего сумели добиться члены Товарищества, - это устройство самостоятельных выставок и передвижение их по городам России. "Передвижники", как стали называть членов Товарищества, ставили перед собой задачу самой широкой пропаганды искусства и общественно-эстетического воспитания народных масс. Уже в 50-60-е годы XIX века в противовес ложноклассическому искусству, которое насаждала императорская Академия художеств, происходит тесное сближение с жизнью демократического искусства. А с появлением передвижников новое искусство развивается в едином русле с передовой русской литературой, музыкой, театром, общественной мыслью, образуя мощный поток русской демократической культуры, одухотворенной передовыми социальными идеями своего времени. 

Информация о работе Основные типы культур