Основы культурогенеза. Проблема перехода от биологических форм бытия к социокультурным

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 19:28, доклад

Описание

Сущность культурогенеза, причины его с позиций эволюционной теории. Структурно в культурогенезе можно выделить такие частные процессы, как генезис культурных форм и норм, формирование новых культурных систем человеческих сообществ (социальных, этнич., полит., конфессиональных и др.), а также межэтнических культурных общностей и исторических. типов культурных систем, отличающихся спецификой своих экзистенциальных ориентации. Проблема перехода от биологической формы бытия к социокультурной. Основные функции культуры.

Работа состоит из  1 файл

Основы культурогенеза семинар.doc

— 414.50 Кб (Скачать документ)

     Четвертый и последующие  уровни Ф.к. связаны уже с дифференциацией культуры на специализир. функциональные сегменты («экон. культура», «военная культура», «культура торговли», «религ. культура», «пед. культура» и т.п.) и системы критериев качества осуществления тех или иных социальных функций («культура труда и потребления», «культура быта», «культура языка», «культура научного мышления», «культура худож. творчества» и пр.). В обоих случаях здесь имеется в виду прежде всего уровень соответствия применяемых технологий (а отсюда и качеств, параметры результатов) в той или иной сфере жизнедеятельности общепринятым технол. нормам в соответствующей сфере, к-рые сложились в процессе истор. селекции такого рода технологий по признакам их приемлемости и допустимости с т. зр. социальной цены и долговременных социальных последствий (критерий утилитарной эффективности в данном случае менее значим) и закрепились в ценностных комплексах специфич. свойства, называемых обычно «проф. культурой» и «культурой образа жизни».

     Т.о., во всем многообразии Ф.к. можно выделить такие «профильные» направления, как  социально-интегративное, организационно-регулятивно-нормативное, познавательно-коммуникативное, рекреационное и оценочное.

     Функции культуры

     - Основная (человекотворческая) Человек  живет не в природе, а в  культуре. В ней он сам себя  познает. Здесь есть и моменты  миропонимания, формирования, воспитания  и социологизации человека. Иначе  она еще называется преобразующей функцией, поскольку освоение и преобразование окружающей действительности являются фундаментальной потребностью человвеку.

     - Информационная Обеспечивает процесс  культурной преемственности и  различные формы исторического  прогресса. Проявляется в закреплении результатов социокультурной деятельности, накоплении, хранении и систематизации информации. Особо оценивается представителями семиотического подхода к культуре. Знания о мире и о себе. Передача знаний, коммуникация. Выделяется специальная

     - Познавательная функция Потребность в ней вытекает из стремления любой культуры создать свою картину мира. Существуют как теоретические, так и практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе. а также в связи с информационной выделяется

     - Коммуникативная функция Коммуникация - это процесс обмена информацией  между людьми с помощью знаков  и знаковых систем. Культура продуцирует  конкретные правила и способы  коммуникации.

     - Нормативная (регулятивная или  защитная функция) - является следствием необходимости поддержания определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как природной так и социальной. Также обусловлена необходимостью поддерживать равновесие и порядок в социуме, приводить в соответствие с общественными потребностями и интересами действия различных социальных групп и индивидов. Культура создает нормы - юридические, технические, этические, экологические и др. Устанавливает табу. Позволяет регулировать формы отношений. Законы, порядок. История нормативных актов - это часть исторической культуры.

     - Знаковая Знаки - вербальные и  невербальные системы образов  культур народов. Их знание  и прочтение - семиотическая функция. 

     - Ценностная (Аксиологическая)Культура  показывает значимость или ценность того, что в одной культуре ценно, в другой таковым не является.

     - Духовно-нравственная - воспитательные  роли культуры.

     - Потребительская (релаксационная) Функция  снятия стресса, напряжения. Долгое  время эта функция недооценивалась.  Форма трансляции познавательного социального опыта.

Информация о работе Основы культурогенеза. Проблема перехода от биологических форм бытия к социокультурным