Особенности культуры Древнего Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 12:08, курсовая работа

Описание

Египетская культура создавалась около четырех тысячелетий и прошла долгий и сложный путь своего развития. Что определяло развитие древнеегипетской культуры и ее высокий уровень? Прежде всего, особенности социально-экономического строя Древнего Египта. Хозяйственное освоение долины Нила, создание рационально организованного земледелия, общий подъем всей экономики создали материальную основу для культурного творчества. Вместе с тем достижения в области культуры, образования, науки, общего духовного развития древних египтян, бесспорно, стали одной из важных причин в совершенствовании социально-экономических отношений и государства.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………………. 3
2. Периоды культуры Древнего Египта…………………………………………... 5
3. Религия и мифология……………………………………………………………. 11
4. Представления о загробной жизни……………………………………………... 14
5. Искусство………………………………………………………………………… 17
6. Пирамиды – символ Древнего Египта…………………………………………. 23
7. Быт. Положение мужчины и женщины………………………………………... 24
8. Заключение………………………………………………………………………. 26
9. Список литературы……………………………………………………………… 27

Работа состоит из  1 файл

Особенности культуры Древнего Египта.doc

— 131.50 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

План: 

1. Введение…………………………………………………………………………. 3
2. Периоды  культуры Древнего Египта…………………………………………... 5
3. Религия  и мифология……………………………………………………………. 11
4. Представления  о загробной жизни……………………………………………... 14
5. Искусство………………………………………………………………………… 17
6. Пирамиды  – символ Древнего Египта…………………………………………. 23
7. Быт.  Положение мужчины и женщины………………………………………... 24
8. Заключение………………………………………………………………………. 26
9. Список  литературы……………………………………………………………… 27
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение. 

     Древние египтяне создали высокую по своему уровню, сложную по своей структуре, богатую по содержанию культуру, которая  оказала огромное воздействие на культурное развитие не только многих народов Ближнего Востока, но и древних греков. Многие культурные ценности, созданные египтянами, вошли в сокровищницу мировой культуры и в настоящее время стали достоянием всего человечества.

     Египетская  культура создавалась около четырех  тысячелетий и прошла долгий и  сложный путь своего развития. Что определяло развитие древнеегипетской культуры и ее высокий уровень? Прежде всего, особенности социально-экономического строя Древнего Египта. Хозяйственное освоение долины Нила, создание рационально организованного земледелия, общий подъем всей экономики создали материальную основу для культурного творчества. Вместе с тем достижения в области культуры, образования, науки, общего духовного развития древних египтян, бесспорно, стали одной из важных причин в совершенствовании социально-экономических отношений и государства.

     В древнеегипетской культуре есть целый  ряд особенностей, которые делают ее глубоко оригинальной системой. Ее оригинальность и своеобразие  определялись как ранним зарождением  классовых отношений и государства, так и довольно изолированным географическим положением долины Нила, что затрудняло контакты древних египтян, а, следовательно, и заимствование культурных достижений других народов. Характер природных условий долины Нила наложил глубокий отпечаток на всю египетскую культуру. Решающая роль Нила в хозяйстве, жизни, быту, испепеляющее солнце летом и благодетельное зимой, удаленность от моря, окружающая долину Нила губительная пустыня с ее зноем, пыльными бурями и хищными зверями определили специфику египетского мировоззрения и религиозного культа, всей системы духовных ценностей. Только общим трудом, организованным сильной властью фараона, египтяне могли создать условия для нормальной жизни. Поэтому страх перед грозными силами природы, воплощаемыми в свирепых божествах, перед всесокрушающей властью фараона, их абсолютным величием и могуществом пронизывал все мировоззрение египтянина в древности. Человек чувствовал свое бессилие, свою ничтожную малость перед могущественными богами и не менее грозным фараоном (включая исполнителей его воли — чиновников).

     Египетской  культуре присущ глубокий консерватизм и традиционализм. Египтяне избегали вносить радикальные новшества  в свою систему культурных ценностей. Напротив, их главным принципом было бережное сохранение и подражание уже известным идеям, канонам, художественным приемам. Конечно, это не отрицало возникновения новых элементов, новых идей и новых приемов, но они появлялись медленно, проявлялись лишь в русле традиционных представлений и воспринимались не столько как принципиально новые явления, сколько как совершенствование уже существующих образцов. Поэтому для египетских мастеров характерно постоянное обращение к традиционным сюжетам и приемам и в конечном итоге их исчерпывающая разработка. Традиционализм и консерватизм мышления приводили к созданию досконально разработанных чисто египетских канонов и образов, к тому органическому сочетанию мастерства, концептуальности и профессионализма, который столь характерен для шедевров египетского искусства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Периоды культуры Древнего Египта. 

     Историю развития культуры Древнего Египта, одного из ярчайших очагов цивилизации, можно  разделить на следующие периоды:

     1. Додинастический период (до 3000 г. до н.э.)

     Население постепенно переходит от охоты и  скотоводства к земледелию, возделывает ячмень и пшеницу. Множество разнообразных памятников культуры додинастического периода было обнаружено в погребениях Верхнего Египта: в Баллас, Негада, Эль-Амра, Абидосе. Найденные орудия – наконечники стрел и копий, гранитные навершия булав, кинжалы, деревянные серпы с кремневыми зубьями, зернотерки – свидетельствуют о высоком мастерстве в обработке камня. Распространена была техника выделки кож, производства ткани, появляется металлургия. Высокого развития достигает керамика. Гончары этого периода умеют выделывать сосуды красного и черного цвета из глины, обжигать их, наносить разнообразные рисунки с изображением животных, людей, растений, весельных лодок, на которых виднеются изображения общинных божеств. В достаточно четкие формы облекается заупокойный культ: в Бадари открыты погребения с согнутыми скелетами, с многочисленными предметами, с наземными могильными постройками из кирпича, с амулетами и статуэтками животных. В Абусир-эль-Мелек найдены фаянсовые сосуды и амулеты в виде сокола, головы быка или коровы. Появляется обычай хоронить покойников в глубоких, длинных, иногда прямоугольных могилах, обложенных кирпичом, тело начинают укладывать головой на север (ранее – на юг), обращая при этом лицо на восток, к восходу солнца (ранее – на запад). По мере укрепления городов все явственней становится борьба между ними, которая в IV тысячелетии до н.э. приводит к выделению двух крупных государств – Верхнего и Нижнего Египта. Но борьба за влияние на этом не прекращается, пока около 3000 г. до н.э. Верхний Египет не одерживает победу над Нижним Египтом, следствием чего становится образование единого государства.

     2. Раннее царство (30 – 28 вв. до  н.э.)

     В эту эпоху Египет управляется  двумя династиями, происходящими  из г.Тина, недалеко от Абидоса. С основателем I династии царем Мином связано создание столицы единого государства на стыке Верхнего и Нижнего Египта – Мемфиса. Окончательное объединение страны было осуществлено фараоном II династии Хасехемом, подавившим волнения на севере страны. В период Раннего царства происходит процесс оформления деспотического государства и его бюрократического аппарата. Отдельные государственные институты I династии восходят к периоду военной демократии – «Столп народа» (начальник народного ополчения), «уста Нехена» (главный судья города), советы родовых и племенных старейшин, которые впоследствии превратились в государственные органы. Высшие чиновники – «первый после царя», начальник дворца, хранитель печати всех царских свитков и др. – осуществляют управление страной. В состав аристократии входит жречество, хотя в эту эпоху оно еще не образует замкнутой касты. Важнейшей функцией царской власти, принадлежавшей ранее общине, становится организация и поддержание ирригационной системы. Все государство делится на номы, во главе которых стоят номархи из местной родовой знати. В обязанности номархов входит управление системой искусственного орошения, а потому в их иероглифическое название включается изображение оросительного канала. Развитие и расширение хозяйства требует ведения войн: при царях I династии египтяне начинают целеустремленно продвигаться в Нубию, Ливию, на Синайский полуостров. И древнейшие памятники ярко показывают военную функцию египетского государства периода I-II династии: сохранились изображения крепостей, пленников, разрушения стен вражеских укреплений. Значительного развития достигает металлургия (при дворе фараона существует в это время даже специальный чиновник – «начальник литейщиков царского дворца»). Тем не менее, египтяне в период Раннего царства продолжают широко использовать каменные орудия труда. Камень применяется и при строительстве крупных сооружений – храмов и гробниц (гробница царя I династии Усефая, гробница фараона II династии Хасехема). Развивается земледелие и виноградарство, используется плуг и домашний скот. Широко применяется ткацкое ремесло, начинается достаточно активное производство папируса. Ведется оживленная торговля с Палестиной, Сирией, Месопотамией, Критом и островами Эгейского моря.

     3. Древнее царство (27 – 23 вв. до  н.э.)

     Египет представляет собой крупное централизованное государство со столицей в Мемфисе. Развивается земледелие, государственная власть принимает значительные меры по расширению оросительной системы. В сельском хозяйстве по-прежнему широко используется первобытная мотыга, которую можно видеть на многих изображениях периода Древнего царства, применяются металлический серп, грабли, плуг. Выращиваются особые виды верхнеегипетского и нижнеегипетского ячменя, пшеница, лен, виноград, оливки. В дельте Нила, где на обширных пастбищах можно было разводить скот, развивается скотоводство (на это указывает и обоготворение быка в четырех номах Нижнего Египта). Бытует разведение птицы (гусей, уток, голубей, пеликанов, журавлей, лебедей). В царских поместьях и при храмах существовали фермы по разведению домашних животных и птицы. В эту эпоху египтяне первыми открывают миру пчеловодство. Ремесленники достигают высокого искусства в обработке дерева (сикоморы, тамариска, акации, пальмы, привозных черного дерева и сосны). Из дерева строятся египетские корабли. С поразительным мастерством обрабатывается камень. С этого периода получает широкое распространение каменная архитектура (пирамида фараона IV династии Хуфу, пирамида фараона IV династии Хафра и др.). Уже строительство пирамиды царя III династии Джосера ведется по преимуществу медными орудиями, с чем связывают вступление Египта в медный век. При правлении IV династии укрепляется культ бога солнца Ра, который при первых царях V династии становится верховным богом Египта. Складывается традиция обожествления фараона (об этом свидетельствуют тексты на стенах пирамид царей V и VI династий – так называемые «Тексты пирамид», в которых появление царя среди богов на небе описывается как появление нового бога; кроме того, при жизни фараон изображается как бог). В период Древнего царства правители Египта ведут непрекращающиеся войны, распространяя влияние на Синайский полуостров, южную Палестину и Нубию. В руках царя постепенно сосредотачивается огромная власть, основой которой являлась земельная собственность, рабочие ресурсы и запасы продовольствия. С населения при помощи огромного аппарата податных чиновников и казначеев собираются регулярные налоги. Оформляются ведомство общественных работ, система суда, податное и военное ведомство. В государственной структуре после фараона стоит верховный сановник и одновременно главный судья государства, управлявший различными сферами хозяйственной жизни (этот пост обычно занимал сын фараона). Определяющую роль в экономике страны этого периода играет вельможеское хозяйство.

     4. Среднее царство (21 – 18 вв. до  н.э.)

     При фараонах XI-XII династии в Египте образуется мощное централизованное государство. Подлинный расцвет Египта происходит при фараонах XII династии. В это  время начинается значительное расширение оросительной системы, строительство шлюзов и плотин, новых городов. Сельское хозяйство и животноводство процветают. Развивается металлургия, появляется бронза. Большое значение имеет ткацкое производство с использованием местного низкого ткацкого станка. Совершенства достигает ювелирное мастерство, кораблестроение. Организуются крупные торговые экспедиции в Нубию и Сирию, устанавливаются торговые связи с Вавилонией. Культурные памятники периода Среднего царства свидетельствуют о частых военных походах. Аменемхет I завоевывает обширные области Нубии, удачные военные походы в эту страну предпринимает и Сенусерт I. Наиболее крупные завоевательные походы в Нубию осуществляет фараон Сенусерт III (1887-1849 гг. до н.э.), который практически полностью покоряет эту страну и строит ряд египетских крепостей в Верхней и Нижней Нубии, дабы оградить Египет от походов нубийцев. Египтяне предпринимают завоевательные походы в Сирию (Аменемхет I, Сенусерт III). Завоевательная политика становится основным источником рабства. В основном рабами – «баку» – пополняется царское и храмовое хозяйство, они рассматриваются как часть личного имущества, обмениваются, покупаются, продаются. Основными создателями материальных благ в египетском государстве этого периода являются «хемуу нисут» - царские хемуу, лишенные собственности на средства производства, но лично свободные люди, труд которых используется как в царском и храмовом, так и в личном хозяйстве. Тяжелейшие условия труда и жизни периодически приводят к многочисленным восстаниям.

     5. Новое царство (16 – 11 вв. до  н.э.)

     Египет  становится мировой державой, занимая  ведущее положение в Восточном  Средиземноморье. Фараон Тутмос I совершает  военный поход к Евфрату и  покоряет месопотамское государство  Митанни. После правления Тутмоса II захват престола предпринимает царица Хатшепсут, с именем которой связан заупокойный храм в Дейр-эль-Бахри. Ее пасынок Тутмос III, придя к власти, стремился искоренить ее имя из памяти египтян, уничтожая ее изображения. Тутмос III (1525-1491 гг. до н.э.) осуществляет успешные походы в Сирию и Палестину. Это было время наивысшего военного могущества Египта. Последним крупным завоевателем XVIII династии был Аменхотеп II, вывезший из Сирии и Палестины огромное количество золота, меди, лошадей. При Аменхотепе III Египет уже проводит мирную внешнюю политику, что во многом было связано с истощением живых сил страны. Сын и преемник этого фараона Аменхотеп IV (Эхнатон) более всего известен своей религиозной реформой, введшей культ Атона и направленной против жречества. Однако его преемники не смогли продолжить его дело. Семнех-кере восстанавливает культ Амона, а следующий фараон – Тутанхамон лишил культ Атона государственной поддержки. Тутанхамон перебрался в прежнюю столицу – Фивы, и имя Атона вскоре стали уничтожать с неистовой силой. Фараон этот вступил на престол еще ребенком, правил всего девять лет и умер в возрасте 18-19 лет. Меняется характер армии, в которой все большую роль начинают играть наемники из Ливии, ставшие прочной опорой ливийских вождей, что дало последним возможность впоследствии захватить государственную власть. Расцвет Египта в период Нового царства выражается отнюдь не только в пространственном расширении. Это еще и эпоха бурного экономического развития. Применяются орудия из бронзы и железа, хотя сохраняются и каменные. Усовершенствована соха, используются вертикальный ткацкий станок, ножные мехи в металлургии. Развивается коневодство, что обусловило появление в армии боевых колесниц. Предпринимаются попытки выращивания вывезенных из Азии плодовых деревьев – гранатового, миндалевого, персикового, вишневого. Развивается производство стекла. В это время совершенства достигает мумификация. Широко применяется рабский труд, что было стимулировано военными успехами.

Информация о работе Особенности культуры Древнего Египта