Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 12:08, курсовая работа
Египетская культура создавалась около четырех тысячелетий и прошла долгий и сложный путь своего развития. Что определяло развитие древнеегипетской культуры и ее высокий уровень? Прежде всего, особенности социально-экономического строя Древнего Египта. Хозяйственное освоение долины Нила, создание рационально организованного земледелия, общий подъем всей экономики создали материальную основу для культурного творчества. Вместе с тем достижения в области культуры, образования, науки, общего духовного развития древних египтян, бесспорно, стали одной из важных причин в совершенствовании социально-экономических отношений и государства.
1. Введение…………………………………………………………………………. 3
2. Периоды культуры Древнего Египта…………………………………………... 5
3. Религия и мифология……………………………………………………………. 11
4. Представления о загробной жизни……………………………………………... 14
5. Искусство………………………………………………………………………… 17
6. Пирамиды – символ Древнего Египта…………………………………………. 23
7. Быт. Положение мужчины и женщины………………………………………... 24
8. Заключение………………………………………………………………………. 26
9. Список литературы……………………………………………………………… 27
6. Поздний период (11 – 4 вв. до н.э.)
Происходит
утрата национальной независимости. В
715 г. до н.э. Египет был захвачен эфиопами,
с 671 г. эфиопов сменили ассирийцы,
а их в 525 г. – персы. В период правления
XXVIII-XXXI династий Египту удается ненадолго
вернуть самостоятельность. Однако,
уже во второй четверти IV в. до н.э. он склоняется
перед европейскими завоевателями. В 332
г. до н.э. Египет был захвачен войсками
Александра Македонского. Длительное
время египетских фараонов заканчивается,
и начинается эпоха эллинизма. После смерти
Александра Великого Египет снова становится
самостоятельным государством, но уже
под властью соратника Македонского –
Птолемея, ставшего родоначальником династии
Птолемеев. В 30 г. до н.э. в Египет приходят
римляне. После распада Римской империи
на Западную и Восточную Египет входил
в состав Византии вплоть до завоевания
в VII в. арабами.
Религия
и мифология.
Религия
Древнего Египта представляла собой
сложное напластование
В эпоху Древнего царства считали, что только фараон благодаря магическому погребальному обряду может ожить после смерти подобно тому, как ожил Осирис. В эпоху Среднего царства с Осирисом отождествляют каждого умершего египтянина. Предполагалось, что при строгом соблюдении погребального ритуала каждый египтянин словно Осирису сможет возродиться для вечной загробной жизни. Богиня Исида, сестра и супруга Осириса, была богиней плодородия и мореплавания, символом женственности, семейной верности и материнства. Особую популярность Исида получила в греко-римском мире. Культ Исиды повлиял на христианскую догматику и искусство. Образ богоматери с младенцем на руках восходит к образу Исиды и ее сына Гора. К типу культурных героев относится и бог Тот — бог мудрости и знания, времяисчисления, бог — покровитель жречества. Зооморфные (звероподобные черты) прослеживаются в изображении многих египетских богов. Характерной чертой египетской мифологии было обожествление животных как воплощения различных божеств. Почитались такие животные, как бык (Апис), кошка (Баст), крокодил (Себек), львица (Тефнут), шакал (Анубис). Зооморфные черты в облике божеств сохранялись в мифологии, сочетаясь с антропоморфными. Так, например, бог Гор, сын Осириса и Исиды, изображался с головой сокола, а бог Тот — с головой павиана или птицы ибиса.
Религиозная реформа Эхнатона
Существующее в реальности египетское многобожие никак не способствовало централизации государства, подчинению покоренных Египтом племен, усилению центральной власти. Живший в XIV в. до н. э. фараон
Аменхотеп IV пытался провести религиозные реформы с целью установления единобожия. Он ввел новый государственный культ, объявив истинным божеством солнечный диск под именем бога Атона. Столицей государства он сделал город Ахетанон (современное городище Эль-Амара) и сам принял имя Эхнатона, что означало «угодный богу Атону».
Он
попытался сломить усилившееся
к этому времени могущество старого
жречества и старой знати: культы всех
прочих богов были отменены, их храмы закрыты,
храмовое имущество конфисковано. Однако
реформы Эхнатона вызвали сопротивление
сильного и многочисленного слоя египетских
жрецов и оказались недолговечными. Хотя
культ нового бога был связан с традиционным
культом солнца, он принят не был. Преемники
фараона-новатора не смогли сколь-нибудь
уверенно пойти на примирение со жречеством.
Культы старых богов были восстановлены,
позиции местного жречества вновь усилились.
Представления
о загробной жизни.
Важнейшей чертой религии и культуры Древнего Египта был протест против смерти, которую египтяне считали «ненормальностью». Египтяне верили в бессмертие души — это было главной доктриной египетской религии. Страстное желание бессмертия определило все мировоззрение египтян, всю религиозную мысль египетского общества. Стремление к бессмертию и стало основой для возникновения заупокойного культа, который сыграл чрезвычайно большую роль в истории Древнего Египта — и не только религиозной и культурной, но и политической, экономической и военной. Именно на основе несогласия египтян с неизбежностью смерти родилось вероучение, по которому смерть не означает конца, прекрасная жизнь может быть продлена вечно, и умершего может ждать воскрешение.
Согласно религиозным представлениям египтян, каждый человек обладал несколькими важнейшими характеристиками, в числе которых назывались Сох — тело человека, Шунт — его тень, Рен — его имя, Ах — его привидение, Ба — проявление сущности. Ведущую роль играла Ка — душа человека, являющаяся его бессмертным двойником.
Именно Ка предстояло вновь соединиться со своим телом для того, чтобы умершего ожидало воскрешение. Со смертью, полагали египтяне, погибает лишь материальная основа человека. Нематериальной основы смерть не касается, душа будет жить вечно, если для этого созданы необходимые условия.
Основным условием загробной жизни египтяне считали сохранение тела умершего. Забота об этом привела к возникновению искусства изготовления мумий. Для того чтобы продлить жизнь после смерти, важно было позаботиться о строительстве специальной усыпальницы для тела: египтяне полагали, что бессмертной, но хрупкой душе удобнее всего вернуться в свое прежнее и отныне тоже вечное тело внутри мощной и защищенной от посторонних взглядов пирамиды. Через семьдесят дней после смерти при условии, что его правильно похоронили, с соблюдением всех предписанных обрядов, покойник восставал к новой жизни и мог отправиться в Страну вечности.
Путь на тот свет представлялся египтянам настоящей полосой препятствий, где на каждом шагу подстерегала опасность второй смерти. Подробные сведения об этом пути содержатся в «Книге мертвых», «.Книге о вратах», «Книге о подземных пещерах», «Книге о том, что есть в другом мире», в которых перечисляются коварные ловушки, ожидавшие мертвых, и даются подробные советы, как их избежать. В этих книгах приведены гимны, которые следовало исполнять перед богами, чтобы снискать их расположение, даются указания, как убивать подземных крокодилов и змей, как не попасть в сети подземных рыбаков. Там были и магические заклинания, с помощью которых умерший мог обезвредить своих врагов.
Предполагалось, что если этот путь был успешно пройден, то египтянин попадал в чертог Обеих истин, посреди которого на троне сидел сам Осирис, окруженный другими богами. Здесь происходил суд над умершим. Для этого на одну чашу специальных весов клали сердце усопшего, на другую — страусовое перо богини истины и справедливости Маат. Каждый из богов — а их было более 40 — задавал по вопросу, умерший отвечал, а весы контролировали правильность ответа. Перечень вопросов и ответов являлся, по сути, сводом жизненных правил египтян; ответы всегда должны были быть отрицательными. «Я не причинил людям зла», — должен был сказать праведный египтянин, — «Я не мучил животных», «Я не богохульствовал», «Я не совершал насилия над бедными», «Я никого не убил», «Я ни к кому не посылал убийц», «Я чист».
Взвесив все «за» и «против», Осирис выносил приговор. В случае неблагоприятного решения умерший должен был закончить свое существование в утробе страшного чудовища Амелит — Пожирательницы — существа с телом гиены и бегемота, львиной гривой и пастью крокодила. Если же решение было благоприятным, умерший мог вступить в царство Осириса.
Царство Осириса, однако, по представлениям древних египтян, вовсе не было раем: там обитали страшные львы, змеи, скорпионы, крокодилы; кроме того, царство Осириса не освобождало от необходимости работать. Правда, работу за умершего мог выполнить его раб или слуга — их функции выполняли статуэтки, которые клали в могилу. Но если умершему не удавалось счастливо избежать опасностей и он умирал, то эта вторичная смерть была в глазах египтян уже окончательной — следствием ее становилось полное небытие человека.
Усилия
египтян, таким образом, были направлены
на то, чтобы сделать жизнь после
смерти долгой, безопасной и счастливой:
они заботились о погребальной утвари,
жертвоприношениях, и эти заботы
приводили к тому, что жизнь
египтянина состояла в приготовлениях
к смерти. Нередко своим земным жилищам
они уделяли меньше внимания, чем гробницам.
Искусство.
Мифологические воззрения Древнего Египта нашли свое отражение в литературе, музыке и различных видах изобразительного искусства: архитектуре, живописи, декоративном искусстве.
Пользуясь месопотамской моделью, египтяне создали своеобразную систему письма, включавшую и идеографические, и фонетические символы; чем сложнее ею было овладеть, тем выше становился социальный статус писцов. Последние составляли в египетском обществе класс верховных контролеров, которым надлежало регистрировать любого рода информацию — от предсказаний на урожай, от которых зависел расчет налогов, до штрафов, налагавшихся на всякого, кто преступал закон. Бог Тот являлся богом мудрости, счета и письма. Он был одним из главных божеств Древнего Египта. Тоту приписывалось создание всей духовной жизни Египта. Он изобрел письменность и научил людей счету и письму. Писцы считали Тота своим покровителем, а иероглифы или пиктографическое письмо — и средством зарабатывания на жизнь, и объектом религиозного почитания. Пиктографическое письмо в виде иероглифов (от греч. hieros— «священный» и glypho— «режу, высекаю») было культовым и использовалось в качестве атрибута власти. Иероглифы (рисуночные знаки) — древнее письмо Египта — использовались уже с 3000 года до н. э. Религиозные тексты, протоколы и т. д. записывали иератическим письмом, т. е. курсивной формой иероглифики. Демотика — упрощенное иератическое письмо, т. е. скорописная форма египетского письма, возникла в VIII—VII веках до н. э., а с VII века до н. э. стала народным и официальным письмом Египта. Вначале каждый иероглиф соответствовал слову или даже целому понятию. Текст представлял собой комбинацию из идеограмм (знаков, обозначавших понятия) и фонограмм (знаков, обозначавших звуки). Иероглифы писали чернилами с помощью тростниковой палочки на свитках, изготовляемых из папируса, росшего в болотистых низменностях Нижнего Египта. Знаки располагали горизонтально справа налево. При этом писец либо стоял перед горизонтально развернутым свитком, либо сидел, скрестив ноги, а свиток раскладывал перед собой.
Раннее изобретение письменности способствовало развитию основных литературных жанров. Уже от эпохи Древнего царства дошли первые сакральные тексты - упоминавшиеся ранее «Тексты пирамид», «Мемфисский богословский трактат», созданный жрецами бога Птаха. К этому же периоду относится древнейшее из известных египетских поучений – «Премудрость Птаххотепа» (V династия), воспевающая божественный принцип Маат. В гробничных надписях V-VI династии появляются первые «идеальные» биографии вельмож. Эпоха VII-X династий, смутное для Египта время, знаменита удивительно глубокими, по-философски зрелыми произведениями. Таково «Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикара», в котором правитель призывает наследника следовать Маат и беспощадно карать мятежников, не наказывать несправедливо и приближать к себе человека лишь за его заслуги, заботиться не только о придворных, но и обо всех подданных, поскольку все они – «стадо бога», «подобия, вышедшие из его плоти». В поучении дается мудрый совет быть достойным своего царского сана, поскольку именно благие поступки правителя – лучшая память о нем среди людей, основа для оправдания на суде богов в загробном царстве, где добродетель ценится выше, чем жертвоприношения недобродетельного. Появляются произведения, в которых явственно звучат интонации, вступающие в противоречие с официальным заупокойным культом. Так, в «Споре человека и Ба» высказывается мысль о том, что умерший более никогда не увидит солнечного света. Еще более показательна в этом отношении «Песнь арфиста» из гробницы царя Антефа, в которой настойчиво звучит призыв: «празднуй прекрасный день и не изнуряй себя», поскольку никто из ушедших не вернулся обратно, и никто не взял с собой своего состояния.
В эпоху Среднего царства, наряду с традиционными поучениями («Поучение Аменемхета I», «Чему учил Хати своего сына Пепи») и религиозными текстами, появляется научная литература (Московкий математический папирус, Кахунский папирус, магико-медицинские папирусы IV и V из Рамессеума, хирургический папирус Эдвина Смита и др.). В это время появляется художественная литература – «Красноречивый поселянин», «История Синухета», «Сказка о потерпевшем кораблекрушение». Еще более расширяется художественная литературная традиция в период гиксосского завоевания: здесь и сказки («Сказка об обреченном царевиче», «Сказка о двух братьях», «Сказка о Правде и Кривде»), и басни («Тяжба живота с головой»), и любовная лирика. На литературе Нового царства отразились все общие тенденции этого периода. Происходящее углубление религиозной мысли вызвало к жизни такие богословские произведения как «Книга дня», «Книга ночи», «Книга Амдуат», 125-я глава «Книги мертвых» и др. Одновременно усиливаются мотивы вольнодумства: в этот период египетской истории создано знаменитое «Прославление писцов», в котором повторяется мысль о тленности гробниц и храмов. Возникает множество пародийных произведений («Спор Гора с Сетом», «Взятие кошачьей крепости»). В Позднее царство литература обогащается элементами культур других народов («Рассказ о Бокхорисе и агнце», «Сказания о Петубасте» и др.). В литературных текстах все более заметна тяга к магии, о чем свидетельствуют такие произведения как «Сказания о Сатни-Хемуасе», «Царская книга». Временами звучат удивительно схожие с библейскими этические мотивы, что свидетельствует об углублении нравственных представлений египтян («Поучение Аменемопе», «Наставление Ани своему сыну Хонсухотепу»). Эти проникновенные образцы дидактики вполне могли служить эталоном для ветхозаветной литературы. Литература Египта обогащала литературу соседних народов, и именно Египет стал колыбелью сказки и лирической поэзии, басни и историографии.