Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 12:08, курсовая работа
Египетская культура создавалась около четырех тысячелетий и прошла долгий и сложный путь своего развития. Что определяло развитие древнеегипетской культуры и ее высокий уровень? Прежде всего, особенности социально-экономического строя Древнего Египта. Хозяйственное освоение долины Нила, создание рационально организованного земледелия, общий подъем всей экономики создали материальную основу для культурного творчества. Вместе с тем достижения в области культуры, образования, науки, общего духовного развития древних египтян, бесспорно, стали одной из важных причин в совершенствовании социально-экономических отношений и государства.
1. Введение…………………………………………………………………………. 3
2. Периоды культуры Древнего Египта…………………………………………... 5
3. Религия и мифология……………………………………………………………. 11
4. Представления о загробной жизни……………………………………………... 14
5. Искусство………………………………………………………………………… 17
6. Пирамиды – символ Древнего Египта…………………………………………. 23
7. Быт. Положение мужчины и женщины………………………………………... 24
8. Заключение………………………………………………………………………. 26
9. Список литературы……………………………………………………………… 27
Дошедшими до нас памятниками египетской архитектуры являются храмы и гробницы. О жилищах египтян можно составить представление, лишь рассматривая глиняные модели домов, которые клали в гробницы. Сами дома изготавливались из глины и тростника — материала, который не мог выдержать тысячелетия. В гробнице Тутанхамона египетское искусство целой эпохи было представлено многообразно и столь совершенными произведениями, что XIV в. до н. э. единодушно был признан золотым веком египетской культуры, высочайшим взлетом ее искусства. Два изображения приобрели мировую известность. Одно из них — изображение фараона Тутанхамона с женой на спинке трона из гробницы, выполненное из дерева, листового золота и украшенное росписью, было найдено в гробнице Тутанхамона. Ахетатон был открыт археологами в конце XIX в. Новая столица строилась в короткие сроки. Дворец украшали статуи Аменхотепа II (Эхнатона), многоцветные росписи, рельефы с инкрустацией. Скульптурные изображения фараона, его супруги Нефертити и их дочерей отличает отсутствие канонов. Эхнатон изображается на статуях и рельефах целующим жену и играющим с детьми. Изображение самого фараона лишено монументальности. Самый известный памятник этого периода — знаменитый бюст Нефертити, дающий представление о совершенной красоте царицы.
Изобразительное искусство Древнего Египта отличалось яркими и чистыми красками. Раскрашивались архитектурные сооружения, сфинксы, скульптура, статуэтки, рельефы. Росписи и рельефы, покрывавшие стены гробниц, в деталях воспроизводили подробные картины благополучной жизни в царстве мертвых, повседневной земной жизни.
Большое развитие получил скульптурный портрет. Египтяне верили, что портретные статуи, выполняя роль двойников умерших, служат местилищем их душ. Были выработаны определенные типы портретных статуй — мужчину обычно изображали в возрасте 40—50 лет — в расцвете сил, а женщину — в возрасте 20— 25 лет. Точно передавалось социальное положение человека.
Художникам Древнего Египта было свойственно ощущение красоты жизни и природы. Зодчих, скульпторов, живописцев отличало тонкое чувство гармонии и целостный взгляд на мир. Это выражалось, в частности, в присущем египетской культуре стремлении к синтезу — созданию единого архитектурного ансамбля, в котором имели бы место все виды изобразительного искусства. Древние зодчие Египта умели прекрасно учитывать особенности географической среды, характер освещения.
Высокого уровня достигло в Египте декоративно-прикладное искусство. Великолепными образцами его являются сосуды и блюда из алебастра и хрусталя, фигурные туалетные ложечки из дерева и слоновой кости, всевозможные украшения — золотые браслеты, ожерелья и кольца, отделанные драгоценными камнями. Эти изделия отличались изысканностью форм и тонкостью отделки.
О музыке Египта мы можем судить только по сохранившимся изображениям флейты, различной величины барабанов и небольших струнных инструментов.
Уровень
технических и научных знаний
был достаточно высок. Здесь нужно
хотя бы обозначить такие направления,
как появление сведений об организации
производственного цикла и управления
им, развитие конструирования и строительства
сложных технических сооружений, внедрение
в техническую деятельность математических
расчетов. Стоит вспомнить, что великий
Пифагор Самосский (VI век до н. э.) отправился
за знаниями именно в Египет и провел в
обучении у жрецов 21 год. Сохранились папирусы,
содержащие
В Египте впервые появились солнечные и водяные часы и многое другое, возникшее именно здесь и отдаленное от нас тысячелетиями. С еще более древних времен Египту достались такие инструменты, как зубило, молот, топор; другие же: пила, а особенно рычаг, блок и ворот — считаются достижениями египетской технической мысли (многие сюда относят и колесо). Уникальной была технология изготовления папируса, который склеивался из многократно расплющенных и особым образом переложенных и спрессованных кусочков стеблей болотного тростника. Это оказало большое влияние на способы записи и сохранения информации.
Сохранились медицинские трактаты, например, папирус длиной 20,5 метров, содержащий 900 рекомендаций против различных недугов. Благодаря бальзамированию египтяне знали анатомию человека, делали попытки теоретического обобщения этих сведений в учении о кровообращении, об “идущих от сердца 22 сосудах”.
От эпохи Среднего царства сохранились древнейшая запись обмера страны, списки созвездий на саркофагах, первый в мире словник, напоминающий энциклопедию.
В
Египте был создан первый в истории
Старого Света солнечный
Пирамиды – символ Древнего Египта.
Значительным феноменом древнеегипетской культуры стало возведение пирамид. Египетские пирамиды были гробницами фараонов. Самая ранняя из них – это пирамида фараона Джосера, воздвигнутая около 5 тыс. лет назад. Это ступенчатая пирамида. Ее создание связано с архитектором Имхотепом. Последующие поколения египтян чтили его как великого зодчего, мудреца и мага. Он был обожествлен, и пред началом строительных работ совершали культ Имхотепа.
Самая значительная пирамида по размерам – это одна из трех «больших пирамид» в Гизе – пирамида фараона Хеопса. Дорогу к месту ее строительства прокладывали десять лет, а саму пирамиду строили двадцать лет. Высота ее – 146,6 м, а площадь – около 55 тыс. кв. м. Она собрана из огромных известняковых камней весом 2–3 т. Две других «больших пирамиды» – Хефрена и Михерина. Все три пирамиды названы одним из семи чудес света.
Как и всякое божество, фараон, как царствующий, так и умерший, имел свой культ: храмы, штат жрецов, жертвоприношения и др. Символическим олицетворением божественной природы фараона был сфинкс, изображавшийся в виде спокойно лежащего могучего льва с головой человека, которому придавали портретное сходство с фараоном.
Вокруг
пирамид находится множество
гробниц, которые образуют целый
город со своими улицами и перекрестками.
В каждой из «больших пирамид» есть
ходы, ведущие снизу в камеру,
где покоится каменный саркофаг с мумией
царя. Каждая пирамида имела свой поминальный
храм, в котором специально предназначенные
для этого жрецы служили заупокойную службу
по фараону; поминальные храмы были соединены
ходами с другими храмами. На стенах внутренних
помещений пирамид V и VI династий начертаны
заупокойные магические тексты, так называемые
«Тексты пирамид», написанные иероглифами,
выкрашенными в зеленый цвет.
Быт. Положение мужчины и женщины.
Большинство древних египтян были земледельцами, привязанными к земле. Их жилища были выстроены из кирпича-сырца для сохранения прохлады в полуденную жару. Каждый дом имел кухню с открытой крышей, в которой помещался жёрнов для помола муки и небольшая печь для выпечки хлеба. Стены были выкрашены в белый цвет и могли быть завешены льняными коврами. Полы покрывались тростниковыми ковриками, а деревянные стулья, кровати и столы составляли мебель.
Древние египтяне уделяли большое значение личной гигиене и внешнему виду. Они мылись в водах рек и использовали мыло в виде пасты из животных жиров и мела. Для соблюдения чистоты мужчины брили все тело и применяли духи, отбивающие неприятные запахи, и мази, успокаивающие кожу. Одежда была изготовлена из простых выбеленных отрезов льна, мужчины и женщины из высших слоев носили парики и украшения. Дети ходили без одежды до достижения возраста около 12 лет, в этом возрасте мальчикам делали обрезание, и обривали их наголо. Матери несли ответственность по уходу за детьми, а отец обеспечивал семейный доход. Основной рацион состоял из хлеба и пива и дополнялся овощами, такими как лук и чеснок и фруктами, например, финиками и инжиром. Вино и мясо подавали по праздникам. Развлекались египтяне при помощи музыки и игр, таких, например, как сенет. Среди детей были популярны жонглирование и игры с мячом, также были найдены свидетельства популярности борьбы. Богатые люди практиковали охоту и катание на лодках.
Культура
Египта стала древнейшей цивилизацией
в истории. Не было, казалось, таких
занятий и такой деятельности, в которой
египтяне не обнаружили бы поразительных
успехов. Поскольку большинство населения
жило в непосредственной близости от Нила,
получил развитие водный транспорт: тростниковые
папирусные лодки и деревянные суда. Исследуя
захоронения в гробницах и фрески, мы можем
себе представить, как выглядели одежда,
украшения, обувь и даже косметика египтян.
Мастера, изготовлявшие их, отличались
необыкновенным искусством. Из настенных
же росписей можно узнать о досуге египтян:
развлечениях и играх, музыке и танцах.
Ремесленники в Египте хорошо оплачивались
и были уважаемыми членами общества. Некоторыми
видами ремесел могли заниматься и женщины.
В целом у женщин Древнего Египта во многих
отношениях было более привилегированное
положение, чем в других странах Востока
и даже античных, где трудно найти изображения
супружеских пар (что отражает различие
социальных ролей мужчины и женщины). Напротив,
в Египте изображения мужа и жены, сидящих
рядом, встречаются часто. Женщина ласково
обнимает или поддерживает мужчину. Женщины
могли быть и правительницами Египта (такой
выдающейся личностью была царица Хатшепсут,
жившая в XV в. до н. э., не говоря уже о знаменитой
Клеопатре). Даже престол передавался
по женской линии. Фараон мог назначить
наследником любого из своих сыновей,
но чтобы стать царем, юноша должен был
жениться на старшей дочери царицы, «царевне-наследнице».
В Египте уже существовали брачные договоры,
определявшие права супругов на имущество,
женщина могла свободно получить развод,
продолжая после этого воспитывать своих
детей и имея право снова выйти замуж.
В целом, женщины в Египте пользовались
большой личной свободой и имели те же
права и обязанности перед законом, что
и мужчины. Женщины могли стать жрицами
в храмах, могли сами управлять имениями
и заниматься торговлей. Египтяне ценили
радости любви и семейной жизни, что нашло
отражение в литературных памятниках
и в изобразительном искусстве.
Заключение.
Древнеегипетская
культура и цивилизация заложили
основу для последующего культурного
развития многих народов. Достижения египетских
врачевателей стали достоянием арабской
и европейской медицины, заимствовавшей
рецепты из древнеегипетских папирусов.
Без сомнения, математические знания продолжали
жить в работах древнегреческих математиков,
а астрономические выводы египтян и их
солнечный календарь, вероятно, стали
основой того календаря, которым мы пользуемся
сегодня. Мистическая и религиозная мысль
Древнего Египта оказалась весьма притягательной
для эллинов: не случайно доксографы и
биографы нередко сообщают о том, что выдающиеся
греческие мыслители (Солон, Фалес, Пифагор,
Гекатей Милетский и др.) учились в Египте.
Культ египетских богов (Исиды, Осириса)
был чрезвычайно широко распространен
среди римлян, захваченных идеей бессмертия.
И именно здесь, на территории Египта возникнут
первые христианские культурные центры,
давшие уже нашему европейскому миру Павла
Фивейского, Афанасия Александрийского,
Климента Александрийского. Есть вероятность,
что древнеегипетская письменность повлияла
на финикийское письмо, а через него –
на европейские системы письма. В литературе
этой древней страны возникли многие жанры
и мотивы, перешедшие в европейскую литературу.
Традиции и элементы архитектуры – львы
и сфинксы, колонны и обелиски, гробницы
и храмы – были заимствованы античным
архитектурным гением. В долине Нила сложились
многие классические живописные типы
и формы – настенная живопись, круглая
статуя, рельеф. Влияние египетской культуры
прослеживается не только в европейском
искусстве, но и в искусстве Ближнего Востока.
И нет сомнения, что сегодня наследие прошлого
рассматривается египтянами как исток
и основа современной египетской культуры.
Список
литературы:
1.
«История Древнего Востока»
2. «Культурология» Борисов О.С., Свечникова Н.О. и др. 2008 г.
3.
«История культуры Древнего
4. «Культурология. История мировой культуры» Маркова А.Н. 2000 г.
5. «История мировой культуры (мировых цивилизаций)» Драч Г.В. 2002 г.
6. «Мир культуры (основы культурологии)» Быстрова А.Н. 2002 г.
7. «Культурология» Кравченко А.И. 2003 г.
8. http://ru.wikipedia.org/wiki/