Особенности культуры Древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 19:51, контрольная работа

Описание

Цель контрольной работы – обозначить особенности культуры Древней Руси. Для реализации поставленной цели необходимо решить задачи:
1. Обобщить научную литературу по данному вопросу
2. Дать характеристику язычества на Руси. Изучить архитектуру, фольклор, иконопись и литературу древнерусской культуры
3. Обозначить проблему самобытности русской культуры в осмыслении философов и историков ХIХ–ХХ вв.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Язычество древней Руси и принятие христианства. Наследие византийской культуры………………………………………………………………4
2. Формирование на Руси особого типа духовности и её воплощение в архитектуре, иконописи, литературе, фольклоре, народных ремёслах……….10
2.1 Древнерусская архитектура……………………………………………...11
2.2 Развитие литературы и фольклора в Древней Руси……………………..13
2.3 Древнерусская иконопись………………………………………………...16
2.4 Древнерусские народные ремесла………………………………………..17
3. Проблема самобытности русской культуры и становление русского национального характера в осмыслении философов и источников ХIХ–ХХ ВВ…………………………………………………………………………………….19
Заключение…………………………………………………………………….23
Список используемой литературы……………………………………….......24

Работа состоит из  1 файл

контр раб по культурологии.docx

— 48.20 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФГБОУ ВПО Уральский государственный экономический университет

ЦЕНТР ДИСТАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ  
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  дисциплине: «Культурология»

на  тему: «Особенности культуры Древней  Руси»

Вариант №15 
 
 

                                                             

                                                               Преподаватель: Атманских Е.А.

Исполнитель: студентка гр. ЭПБ-11Р

                                                                                 Макеева И. А. 
 
 
 
 

Екатеринбург

2011

     Содержание 

     Введение…………………………………………………………………………3

     1. Язычество древней Руси и принятие христианства. Наследие византийской культуры………………………………………………………………4

     2. Формирование на Руси особого типа духовности и её воплощение в архитектуре, иконописи, литературе, фольклоре, народных ремёслах……….10

     2.1 Древнерусская архитектура……………………………………………...11

     2.2 Развитие литературы и фольклора  в Древней Руси……………………..13

     2.3 Древнерусская иконопись………………………………………………...16

     2.4 Древнерусские народные ремесла………………………………………..17

     3. Проблема самобытности русской культуры и становление русского национального характера в осмыслении философов и источников ХIХ–ХХ ВВ…………………………………………………………………………………….19

     Заключение…………………………………………………………………….23

     Список  используемой литературы……………………………………….......24 
 
 

 

Введение

     История Древней Руси охватывает период с X по XVII веков. Несмотря на то, что за это время произошли большие изменения в образе жизни и мировоззрении народа, культура данного периода имеет общие типические черты. Она качественно отличается от языческой культуры дохристианской Руси. Древнерусская культура формировалась на основе древнеславянского языка как средства культурного общения и сочетания двух идеологий – христианства и древней языческой традиции.

     Культура  Руси складывается в те же века, что  и становление русской государственности. Рождение народа шло одновременно по нескольким линиям – хозяйственной, политической, культурной. Русь складывалась и развивалась как средоточие огромного для того времени народа, состоящего поначалу из различных племен; как государство, жизнь которого развертывалась на огромной территории.

     На  развитие русской культуры влияло также  то, что Русь складывалась как равнинное  государство, открытое всем как внутриплеменным  отечественным, так и иноплеменным международным влияниям. В общей  культуре Руси отразились как традиции полян, северян, радимичей, новгородских славян, других восточно-славянских племен, так и влияние соседних народов, с которыми Русь обменивалась производственными навыками, торговала, воевала, мирилась.

     Цель  контрольной работы – обозначить особенности культуры Древней Руси. Для реализации поставленной цели необходимо решить задачи:

     1. Обобщить научную литературу по данному вопросу

     2. Дать характеристику язычества на Руси. Изучить архитектуру, фольклор, иконопись и литературу древнерусской культуры

     3. Обозначить проблему самобытности русской культуры в осмыслении философов и историков ХIХ–ХХ вв.

1. Язычество древней  Руси и принятие  христианства. Наследие  византийской культуры 

     Понятие «язычество» происходит от слова  «языки», т.е. отождествляется непосредственно  с сутью конкретного народа, племени  и выступают самобытной формой освоения природного бытия конкретным обществом  и человеком. Языческая культура – это первый системообразующий социокультурный слой, с которого начинала формироваться и строиться любая цивилизация. Ее значение в истории русской культуры определяется прежде всего тем, что она, во-первых, выступила в качестве духовной силы, объединившей многочисленные славянские племена, во-вторых, сумела сохранить и развить архетипы (первопринципы и первообразы) национальной культуры.

     Славянское  язычество – это одна из частей огромного комплекса первобытных  воззрений, верований, которые послужили  основой для всех мировых религий.

     Языческое мировоззрение лежало в основе миропонимания  славян. Миропонимание и его эволюция является сложным и многогранным процессом, находящегося в зависимости  от самых разных обстоятельств и  связано со степенью познания мира и природных явлений, а также  с тем или иным видом хозяйственной  деятельности.

     Славянскому образному мышлению издревле был  свойственен антропоморфизм, т.е. перенесение  человеческих свойств на область  нечеловеческую. Древние славяне  обожествляли природу, признавали наличие  за предметами и явлениями внешней  природы мыслящей человеческой силы, поклонялись солнцу, небу, воде, земле, ветру, деревьям, птицам, камням. Все  это выражалось в их разных верованиях, празднествах и обрядах, создаваемых  и учреждаемых на основании этого  обожествлении природы. Их религиозные  представления отчасти выражались в форме идолов. Они поклонялись небу под именем Сварога, солнцу под именем Даждьбога, благодетельному богу скота Велесу, грому и молнии под именем Перуна, богу ветров Стрибогу, Мокоши – богини плодородия, огню и другим явлениям природы. О своих богах славяне слагали мифологические сказания и легенды.

     Славяне верили в невидимые души умерших, которые подобно дыму от сжигаемых  жертв поднимаются к небу и  небесным властителям. Место захоронения горшка для еды с прахом предка становилось местом культа предков. Они чествовали умерших прародителей, считали их покровителями и приносили им жертвы.

     Быт и культура наших далеких предков  отражает одновременно и любовь к  природе, ощущение красоты окружающего  мира и страх перед природой, силам  которой они противопоставляли  заговоры, заклинания, магическую обрядность. Всевозможные праздники и обряды славян были связаны с аграрной магией и молениями об урожае.

     Годичный  цикл древнерусских празднеств у  славян был связан с языческими молениями  и слагался, во-первых, из четырех  солнечных фаз и связанных  с ними праздниками: святками, масленицей, праздника Купалы – «зеленые святки»  и праздника урожая в сентябре и во-вторых, молениями о дожде и о воздействии вегетативной силы на урожай.

     С древнейших времен, человек, охраняя  себя от злых сил, покрывал одежду и  жилище изображениями – оберегами, сплетая охранительную символику  в единый образ мироздания. Древнерусский  язычник, ожидавший опасности от всего мира, по которому дуют «злые  ветры», защищался не отдельными элементами мира, а системой мироздания, взятой не в статике, а в ее естественной, законоустановленной динамике.

     Множество магических обрядов и поверий  было связано с постройкой дома. С удивительной строгостью соблюдалась  древняя картина мира в системе  его архитектурного убранства. Снаружи и внутри дома все покрывалось орнаментикой. Орнаментика внешнего вида восточнославянского жилища сохранила почти в полной неприкосновенности древнюю, идущую чуть ли не из энеолита оберегающую символику. Когда человек покидал свой дом-крепость, то овеществленные заговоры, если так можно назвать орнамент, переносились на одежду. Все предметы, связанные с изготовлением полотна для одежды, густо оснащались заклинательными знаками. Сама одежда, особенно женская, была насыщена символикой, опять-таки воспроизводившей макрокосм. Верхняя часть одежды, головной убор, посвящалась небу. Здесь господствовало изображение солнца и птиц. Сами народные названия головных уборов были связаны с птицами: «сорока», «кокошник» (от «кокоши» – курицы). Декоративные ленты, спускающиеся от кокошника к груди – «рясны» имитировали дождь. Этнографически известные нам вышивки дают на рубахах и поневах символы засеянного поля, земли, а археология добавляет, исчезнувший впоследствии, символ нижнего мира: на свисающих вниз концах поясов изображались головы ящеров. Таким образом, язычники прибегают к модели мира и микрокосм человеческого быта (дом, одежда, украшения) воспроизводит макрокосм, мир в его неразделенном целом. Привнесение элементов динамики (движущееся по небу солнце, идущий дождь) должно было увеличить магическую силу глубоко продуманной надолго вкоренившейся в народную жизнь орнаментики.

     В Х веке языческая культура достигла своего апогея. Стихийно создававшаяся  на протяжении многих столетий, она, в  условиях сложившейся государственности  и в противоборстве с появившимся  христианством, вооруженным мощным арсеналом византийской культуры, стала  напряженно совершенствоваться, обновлять  ритуалы, воскрешать архаичные пласты народной мифологии, соучаствовать  в создании нового народного эпического жанра.

     Крупнейшей  политической силой средневекового мира в Х в. становится христианство, которое охватило три четверти Европы, Закавказье и значительную часть Ближнего Востока. Христианство превратилось к этому времени в хорошо разработанную религию классового общества с главным тезисом «рабы да повинуются господам своим». Принятие христианства должно было содействовать укреплению государственности.

     Сложившиеся общественные, политические и идейные  особенности развития образовавшегося  молодого европейского государства  Киевской Руси привели в 988г. к принятию христианской веры как общерусской  государственной религии.

     Византия  вплоть до XII в. экономически превосходила все европейские державы. Здесь  были высоко развиты строительная техника, точные и естественные науки. Константинополь был «золотым мостом» между Востоком и Западом. Византийская культура впитала художественные традиции населявших ее народов (греков, сирийцев, армян, грузин, славян, населения Крыма и др.).

     Русские люди значительно выросли духовно  за предшествующее столетие. Их горизонт расширился, благодаря ежегодным заморским поездкам в христианские земли (Болгарию, Царьград, византийский Левант) и на мусульманский Восток), беседы с толмачами, знакомство с культовым искусством (это вылилось в форме летописного рассказа «испытания вер») – все это развивало русских людей и раскрывало перед ними противоречивый мир соперничающих мировых религий и мелких сект.

     Христианская  церковь укрепляла новую феодальную государственность, создавая идеологию  нового господствующего класса, содействуя его сплочению и входя составной  частью в этот класс. В то же время  она очень умело, во всеоружии  разнообразных средств церковной  литературы, искусства, театрализованного  богослужения противодействовала классовой  борьбе, объявляя всякое сопротивление  властям вне закона божеского  и человеческого.

     Христианизированная Русь равноправно вошла в круг европейских государств. С ним были установлены дипломатические отношения, двусторонние посольства, совершались династические браки, определившие родственные отношения Руси со многими европейскими странами. Союза с киевскими князьями искал и папа римский. Расширение торговых и политических связей превратило Русь в одно из самых могущественных государств. В этом смысле выбор религии был связан и с выбором политической ориентации.

     Через Византийскую культуру Русь получила возможность ознакомиться в опосредованной форме с традициями античной культуры.

     Обращение к Византии, христианизация Руси, а  отсюда непосредственное соприкосновение  со всеми формами византийской культуры происходит в один из периодов ее наибольшей содержательности и подъема.

     Христианство  как мировая религия с большим  запасом богослужебной и светской литературы победило, но греческие  священники застали на Руси не только глухие медвежьи углы, но и большие  города, где сложилась своя культура, своя языческая письменность, свой эпос и свое высокое военное искусство, позволившие принять новую веру без унизительного вассалитета.

Информация о работе Особенности культуры Древней Руси