Особенности культуры Древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 19:51, контрольная работа

Описание

Цель контрольной работы – обозначить особенности культуры Древней Руси. Для реализации поставленной цели необходимо решить задачи:
1. Обобщить научную литературу по данному вопросу
2. Дать характеристику язычества на Руси. Изучить архитектуру, фольклор, иконопись и литературу древнерусской культуры
3. Обозначить проблему самобытности русской культуры в осмыслении философов и историков ХIХ–ХХ вв.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Язычество древней Руси и принятие христианства. Наследие византийской культуры………………………………………………………………4
2. Формирование на Руси особого типа духовности и её воплощение в архитектуре, иконописи, литературе, фольклоре, народных ремёслах……….10
2.1 Древнерусская архитектура……………………………………………...11
2.2 Развитие литературы и фольклора в Древней Руси……………………..13
2.3 Древнерусская иконопись………………………………………………...16
2.4 Древнерусские народные ремесла………………………………………..17
3. Проблема самобытности русской культуры и становление русского национального характера в осмыслении философов и источников ХIХ–ХХ ВВ…………………………………………………………………………………….19
Заключение…………………………………………………………………….23
Список используемой литературы……………………………………….......24

Работа состоит из  1 файл

контр раб по культурологии.docx

— 48.20 Кб (Скачать документ)

 

     2.4 Древнерусские народные  ремесла 

     К XII–XIII вв. древнерусская культура достигла своего высшего уровня и широко распространилась на огромной территории Восточной Европы. Русские города стали соучастниками  создания общеевропейского романского художественного стиля. В основе этих достижений – успехи в развитии материальной и духовной культуры предшествующего  периода. Выдающееся развитие получило русское ремесло. В Древней Руси существовало более 40 ремесленных специальностей. Важное место занимало кузнечное. Производилось  более 150 видов изделий из железа, стали. На Руси были сделаны научно-технические  открытия, в том числе создание цилиндрического замка, который  с успехом продавался в Европе. Знания ремесленно-практического толка  развивались, укреплялись, передавались из поколения в поколение.

     Самым распространенным и любимым материалом на Руси всегда было дерево. Резьба по дереву включает в себя множество  промыслов, направлений, техник, менявшихся и развивавшихся на протяжении веков, служивших для решения разнообразнейших художественных задач. На Руси из дерева делали все – от миски и ложки  до княжеского терема и Божьего храма. И все украшали резьбой. В орнаменте, в резной скульптуре, так же, как  и в мелодии, и в песне, и  в произведении живописи, выражается и эпоха, и душа народа, и характер конкретного человека, мастера-художника.

     Другой  вид народного промысла – керамика. Гончарное ремесло известно в  России с незапамятных времен. Глина  была повсеместно распространенным подручным материалом, богатые пластические и художественные возможности которого привлекали к нему человека еще в  древнейшие времена.

     Ранее других существовала лепная керамика, т.е. глиняные изделия, вылепленные  руками, без каких-либо специальных  приспособлений. Такая лепная керамика сохранилась у некоторых народов  до наших дней. Рядом с сосудами существовали бесчисленные лепные фигурки животных, птиц и людей. В них ярко отразились древние верования, суеверия, приметы; часто в глиняных фигурках видели духов-охранителей человека, его жилища, скота, посевов.

     Примерно  в IX-X вв. в России появился гончарный  круг – простейший станок или скорее приспособление, приводившееся первоначально  в движение рукой, позже ногой. Изобретение  гончарного круга – важнейший  этап в развитии производственной деятельности, а вместе с тем технических  и художественных способностей людей. Гончарный круг упростил, ускорил  изготовление глиняной посуды и утвари, вместе с тем работа мастера-гончара  не утратила своей индивидуальности, а его сосуды – своей рукотворности, так как и при наличии гончарного круга основное было в руках гончара, и в его мастерстве, и в его воображении.

     Хотя  глиняные сосуды обычно не имели такого конкретного образа, как фигурки, но косвенно они отождествлялись  гончарами с живой природой и  даже с человеком. Об этом свидетельствует  названия частей керамического сосуда: тулово, шейка, горлышко, носик, ручка.

     Одним из старейших приемов украшения  посуды является лощение. Это блестящие  полоски, которыми с помощью гладкого камня или кости – лощила –  покрывают часть либо всю поверхность  сосуда, не совсем высохшего, еще не обожженного. Одновременно лощение  уплотняет поверхность черепка, делает его менее водопроницаемым  и более прочным. Существует краснолощеная  и чернолощеная керамика. Первая –  естественного цвета красной  гончарной глины. Вторая – задымленная, обожженная в коптящем пламени без  доступа кислорода. Такую черную керамику еще называют томленой или  мореной. Этот древний тип гончарства распространен в разных районах  России и сохранился до наших дней. 
 

3. Проблема самобытности  русской культуры  и становление  русского национального  характера в осмыслении  философов и источников  ХIХ–ХХ ВВ. 

     В настоящее время, когда Россия переживает не лучшие дни своей истории, очень  важно преодолеть уничижительные оценки уровня ее цивилизованности, вторичности  и тем более отсталости русской  национальной культуры. Академик Д.С. Лихачев, автор широко известных трудов по культуре, и в том числе по искусству  Древней Руси, отвечает на данную проблему прямо и недвусмысленно: «Мы страна европейской культуры. И ни о каком  отставании в целом в области  зодчества, в живописи, в прикладных искусствах, фольклоре, музыке не может  быть и речи». Академик мог бы к  этому добавить еще великую русскую  литературу, а также нашу науку, особенно ХХ столетия, которые стали вровень  с мировыми достижениями, а кое-где  и превзошли их. Вместо проблемы культурной отсталости, имеет место  быть феномен национального своеобразия  и самобытности русской культуры.

     Автором первого культурологического учения в России стал Н.Я. Данилевский (1822-1885) – публицист, социолог и естествоиспытатель, один из многих русских умов, предвосхитивших  культурологические идеи, возникшие  на Западе. В его книге «Россия  и Европа. Взгляд на культурные и  политические отношения Славянского  мира к Германо-Романскому» (1869) задолго  до западноевропейских ученых (Шпенглера, Тойнби) было представлено учение о  культурно-исторических типах, о своеобразии  культуры русского народа, ее отличии  от других культур. По-прежнему весьма актуальна и глубоко содержательна  мысль Н.Я. Данилевского о том, что  необходимым условием развития и  расцвета культуры является политическая свобода. Без нее невозможна самобытность культуры, то есть невозможна сама культура, «которая и имени того не заслуживает, если не самобытна». С другой стороны, независимость нужна для того, чтобы родственные по духу культуры, скажем, русская, украинская и белорусская, могли свободно и плодотворно развиваться и взаимодействовать, сохраняя в то же время общеславянское культурное богатство. Это важнейшее положение, сформулированное замечательным ученым, с одной стороны, ключ к пониманию всего нашего прошлого исторического пути, а с другой, - методологическая посылка к анализу нынешних процессов, протекающих на огромных просторах Российской Федерации.

     Культурологическими схемами Н.Я. Данилевского во многом руководствовался К.Н. Леонтьев (1831-1891) – один из ярчайших мыслителей второй половины XIX века. Его главная работа – «Византизм и славянство» (1873 г.). Он прямо заявлял, что назначение России никогда не являлось «односторонне  славянским». Ей суждена другая, более  высокая миссия – создание особой, невиданной доселе цивилизации –  славяно-азиатской. Это вытекает, по его мнению, из самого положения  России, которая «давно уже не чисто  славянская держава».

     Яркой и самобытной фигурой на российском культурологическом небосклоне стал В.С. Соловьев (1853-1900) - выдающийся религиозный  философ, поэт, публицист, критик. В  его десятитомном собрании сочинений  нет законченных теорий, как скажем, у Н.Я. Данилевского. Однако, вся его философская система пронизана мыслью: в каком направлении и на каких духовных основах должна развиваться не столько русская, сколько мировая культура. В своем основном культурологическом сочинении «Наблюдения над исторической жизнью народов» (1876) В.С. Соловьев путем сравнительного изучения исторических форм культуры стремится объяснить их особенности. Выделяя тринадцать обществ-цивилизаций (Китай, Египет, Вавилония, Ассирия, Финикия, Израиль, Индия, Мидия, Персия, Греция, Рим, Западная Европа и Россия) он использует четыре основных критерия – различителя:

     1. географический («природа страны»);

     2. этнографический («характер племени»);

     3. культурологически-исторический (характер «народного воспитания» и «исторические обстоятельства его внутренней и внешней жизни»);

     4. религиозный (антитеза «язычество- христианство»).

     В.С.Соловьеву  принадлежит заслуга глубокой разработки теории "всеединства" применительно  к русской культуре и ее религиозным  взаимоотношениям с культурой Запада, которые он призывал всячески развивать. На основе его учения сложилась целая  школа последователей, которую образовали весьма известные философы: С.Н. Булгаков, князья Е.Н. и С.Н. Трубецкие, П.А. Флоренский - самые знаменитые представители  русской немарксистской философии.

     В конце XIX – начале XX столетия русская  культурологическая мысль обогащается  выдающимся сочинением П.Н. Милюкова (1859-1943) «Очерки по истории русской культуры». В этом трехтомном фундаментальном труде ученый анализ русской культуры не ограничивает сугубо историческим материалом, а вовлекает в исследование сложнейшей проблемы огромный информационный массив из области географии, почвоведения, климатологии, этнографии, археологии, религиоведения, литературоведения, социологии и других областей знания (заметим попутно, что культурология как наука, находящаяся сегодня в стадии становления, как раз и формируется на стыке этих наук).

     В 20-е годы ХХ столетия появляется оригинальное социально-философское и культурологическое течение русской общественной мысли, сформировавшееся в среде русской  зарубежной эмиграции. Ее ведущие теоретики  и основоположники экономист  и географ П.Н. Савицкий, лингвист и этнограф Н.С. Трубецкой, философ  Л.П. Карсавин, философ и богослов Г.В. Флоровский, искусствовед П.П. Сувчинский, историк Г.В. Вернадский и другие. Евразийцы глубоко и остро ставили проблему Запад-Восток, причем они не смыкались ни с западниками, ни со славянофилами. Они не считали русский народ ни европейским, ни азиатским, а вели речь о самобытной его природе, называя ее евразийской. Этнический состав этой общности, по их мнению, - сложная смесь славян, финнов и тюрков. И, как отмечал П.Н. Савицкий, «культура России не есть ни культура европейская, ни одна из азиатских, ни сумма или механическое сочетание из элементов той или других. Ее надо противопоставить культурам Европы и Азии как срединную, евразийскую культуру».

     Отечественное культурологическое наследие невозможно представить без теоретического и публицистического творчества В.И. Ленина (1870-1924) – выдающегося  русского марксиста, революционера  и основателя первого в мировой  истории государства рабочих  и крестьян. Автор 55-томного собрания сочинений, он не был «дипломированным»  культурологом, не создавал специальных  культурологических трудов и концепций. В.И. Ленин стал в специфических  условиях России прямым продолжателем  теории К. Маркса, всех составных частей марксизма – философии, политэкономии, научного коммунизма, а потому внес огромный вклад в развитие не только русской, но и всей мировой культуры.

     Самобытность  России, ее историческая уникальность ни в чем не проявляется так  ярко, как в ее культуре, особенно в культуре духовной. В этом заключается, во-первых, одна из главных особенностей (характеристик) ее субъекта (создателя и хранителя) – русского народа, а, во-вторых, тех сложнейших исторических условий, в которых ему пришлось жить, трудиться, воевать и создавать собственные ценности «второй природы». 
 
 

Заключение

     Судьба  русской культуры и прекрасна  и драматична. Прекрасна потому, что оставила заметный след в отечественной истории. Трудно представить нашу культуру без «Слова о полку Игореве», рублевской «Троицы», Московского Кремля, собора Василия Блаженного, сокровищ Оружейной палаты и многого другого.

     Драматична  же потому, что, как всякое явление  своего времени, культура средневековья  исторически была обречена. С началом  петровских реформ изменился ее характер – она лишилась своего религиозного содержания и стала по преимуществу светской. Словно забыв свои византийские корни, русская архитектура, живопись, декоративное искусство стали осваивать  западный художественный опыт.

     За  последние семь десятилетий погибло  немало памятников средневековой культуры. В годы революции и гражданской  войны под предлогом борьбы с  религией уничтожали церковную утварь, сжигали иконы, разбивали колокола. В 1930-е годы в старых русских городах  безжалостно разрушали выдающиеся памятники средневекового зодчества  – храмы, монастыри, палаты. В годы Великой Отечественной войны  русской культуре был нанесен  новый удар. Фашисты погубили многие памятники древнего искусства в  Киеве, Новгороде, Пскова, Смоленске  и других городах. Потери оказались  невосполнимы, Многие древнерусские  шедевры можно увидеть теперь только на фотографиях.

     Немало  воды утекло с того далекого времени. Растеряв много ценного на этом пути, люди, наконец, становятся мудрее и бережливее. Возрождаются из небытия многие русские традиции и обряды. Растет интерес к народной культуре и быту. Хочется надеяться, что это не временное увлечение, не дань мимолетной моде, а серьезное желание восстановить прерванную связь времен.  

Список  используемой литературы 

     1. Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. М., 1978.

     2. Бердяев Н.А. Русская идея. М., 1992.

     3. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

     4. Зегина М., Кошман Л., Шульман В. История русской культуры. М., 1991.

     5. История культуры России. М., 1993.

     6. Рыбаков В. Язычество древних славян. М., 1988.

Информация о работе Особенности культуры Древней Руси