Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 19:51, контрольная работа
Цель контрольной работы – обозначить особенности культуры Древней Руси. Для реализации поставленной цели необходимо решить задачи:
1. Обобщить научную литературу по данному вопросу
2. Дать характеристику язычества на Руси. Изучить архитектуру, фольклор, иконопись и литературу древнерусской культуры
3. Обозначить проблему самобытности русской культуры в осмыслении философов и историков ХIХ–ХХ вв.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Язычество древней Руси и принятие христианства. Наследие византийской культуры………………………………………………………………4
2. Формирование на Руси особого типа духовности и её воплощение в архитектуре, иконописи, литературе, фольклоре, народных ремёслах……….10
2.1 Древнерусская архитектура……………………………………………...11
2.2 Развитие литературы и фольклора в Древней Руси……………………..13
2.3 Древнерусская иконопись………………………………………………...16
2.4 Древнерусские народные ремесла………………………………………..17
3. Проблема самобытности русской культуры и становление русского национального характера в осмыслении философов и источников ХIХ–ХХ ВВ…………………………………………………………………………………….19
Заключение…………………………………………………………………….23
Список используемой литературы……………………………………….......24
2.4
Древнерусские народные
ремесла
К
XII–XIII вв. древнерусская культура достигла
своего высшего уровня и широко распространилась
на огромной территории Восточной Европы.
Русские города стали соучастниками
создания общеевропейского романского
художественного стиля. В основе
этих достижений – успехи в развитии
материальной и духовной культуры предшествующего
периода. Выдающееся развитие получило
русское ремесло. В Древней Руси
существовало более 40 ремесленных специальностей.
Важное место занимало кузнечное. Производилось
более 150 видов изделий из железа,
стали. На Руси были сделаны научно-технические
открытия, в том числе создание
цилиндрического замка, который
с успехом продавался в Европе.
Знания ремесленно-практического
Самым
распространенным и любимым материалом
на Руси всегда было дерево. Резьба по
дереву включает в себя множество
промыслов, направлений, техник, менявшихся
и развивавшихся на протяжении веков,
служивших для решения
Другой вид народного промысла – керамика. Гончарное ремесло известно в России с незапамятных времен. Глина была повсеместно распространенным подручным материалом, богатые пластические и художественные возможности которого привлекали к нему человека еще в древнейшие времена.
Ранее
других существовала лепная керамика,
т.е. глиняные изделия, вылепленные
руками, без каких-либо специальных
приспособлений. Такая лепная керамика
сохранилась у некоторых
Примерно
в IX-X вв. в России появился гончарный
круг – простейший станок или скорее
приспособление, приводившееся первоначально
в движение рукой, позже ногой. Изобретение
гончарного круга – важнейший
этап в развитии производственной деятельности,
а вместе с тем технических
и художественных способностей людей.
Гончарный круг упростил, ускорил
изготовление глиняной посуды и утвари,
вместе с тем работа мастера-гончара
не утратила своей индивидуальности,
а его сосуды – своей рукотворности,
так как и при наличии
Хотя глиняные сосуды обычно не имели такого конкретного образа, как фигурки, но косвенно они отождествлялись гончарами с живой природой и даже с человеком. Об этом свидетельствует названия частей керамического сосуда: тулово, шейка, горлышко, носик, ручка.
Одним
из старейших приемов украшения
посуды является лощение. Это блестящие
полоски, которыми с помощью гладкого
камня или кости – лощила –
покрывают часть либо всю поверхность
сосуда, не совсем высохшего, еще не
обожженного. Одновременно лощение
уплотняет поверхность черепка,
делает его менее водопроницаемым
и более прочным. Существует краснолощеная
и чернолощеная керамика. Первая –
естественного цвета красной
гончарной глины. Вторая – задымленная,
обожженная в коптящем пламени без
доступа кислорода. Такую черную
керамику еще называют томленой или
мореной. Этот древний тип гончарства
распространен в разных районах
России и сохранился до наших дней.
3.
Проблема самобытности
русской культуры
и становление
русского национального
характера в осмыслении
философов и источников
ХIХ–ХХ ВВ.
В
настоящее время, когда Россия переживает
не лучшие дни своей истории, очень
важно преодолеть уничижительные оценки
уровня ее цивилизованности, вторичности
и тем более отсталости русской
национальной культуры. Академик Д.С. Лихачев,
автор широко известных трудов по
культуре, и в том числе по искусству
Древней Руси, отвечает на данную проблему
прямо и недвусмысленно: «Мы страна
европейской культуры. И ни о каком
отставании в целом в области
зодчества, в живописи, в прикладных
искусствах, фольклоре, музыке не может
быть и речи». Академик мог бы к
этому добавить еще великую русскую
литературу, а также нашу науку, особенно
ХХ столетия, которые стали вровень
с мировыми достижениями, а кое-где
и превзошли их. Вместо проблемы
культурной отсталости, имеет место
быть феномен национального
Автором
первого культурологического
Культурологическими схемами Н.Я. Данилевского во многом руководствовался К.Н. Леонтьев (1831-1891) – один из ярчайших мыслителей второй половины XIX века. Его главная работа – «Византизм и славянство» (1873 г.). Он прямо заявлял, что назначение России никогда не являлось «односторонне славянским». Ей суждена другая, более высокая миссия – создание особой, невиданной доселе цивилизации – славяно-азиатской. Это вытекает, по его мнению, из самого положения России, которая «давно уже не чисто славянская держава».
Яркой и самобытной фигурой на российском культурологическом небосклоне стал В.С. Соловьев (1853-1900) - выдающийся религиозный философ, поэт, публицист, критик. В его десятитомном собрании сочинений нет законченных теорий, как скажем, у Н.Я. Данилевского. Однако, вся его философская система пронизана мыслью: в каком направлении и на каких духовных основах должна развиваться не столько русская, сколько мировая культура. В своем основном культурологическом сочинении «Наблюдения над исторической жизнью народов» (1876) В.С. Соловьев путем сравнительного изучения исторических форм культуры стремится объяснить их особенности. Выделяя тринадцать обществ-цивилизаций (Китай, Египет, Вавилония, Ассирия, Финикия, Израиль, Индия, Мидия, Персия, Греция, Рим, Западная Европа и Россия) он использует четыре основных критерия – различителя:
1. географический («природа страны»);
2. этнографический («характер племени»);
3. культурологически-
4. религиозный (антитеза «язычество- христианство»).
В.С.Соловьеву принадлежит заслуга глубокой разработки теории "всеединства" применительно к русской культуре и ее религиозным взаимоотношениям с культурой Запада, которые он призывал всячески развивать. На основе его учения сложилась целая школа последователей, которую образовали весьма известные философы: С.Н. Булгаков, князья Е.Н. и С.Н. Трубецкие, П.А. Флоренский - самые знаменитые представители русской немарксистской философии.
В конце XIX – начале XX столетия русская культурологическая мысль обогащается выдающимся сочинением П.Н. Милюкова (1859-1943) «Очерки по истории русской культуры». В этом трехтомном фундаментальном труде ученый анализ русской культуры не ограничивает сугубо историческим материалом, а вовлекает в исследование сложнейшей проблемы огромный информационный массив из области географии, почвоведения, климатологии, этнографии, археологии, религиоведения, литературоведения, социологии и других областей знания (заметим попутно, что культурология как наука, находящаяся сегодня в стадии становления, как раз и формируется на стыке этих наук).
В
20-е годы ХХ столетия появляется оригинальное
социально-философское и
Отечественное культурологическое наследие невозможно представить без теоретического и публицистического творчества В.И. Ленина (1870-1924) – выдающегося русского марксиста, революционера и основателя первого в мировой истории государства рабочих и крестьян. Автор 55-томного собрания сочинений, он не был «дипломированным» культурологом, не создавал специальных культурологических трудов и концепций. В.И. Ленин стал в специфических условиях России прямым продолжателем теории К. Маркса, всех составных частей марксизма – философии, политэкономии, научного коммунизма, а потому внес огромный вклад в развитие не только русской, но и всей мировой культуры.
Самобытность
России, ее историческая уникальность
ни в чем не проявляется так
ярко, как в ее культуре, особенно
в культуре духовной. В этом заключается,
во-первых, одна из главных особенностей
(характеристик) ее субъекта (создателя
и хранителя) – русского народа, а, во-вторых,
тех сложнейших исторических условий,
в которых ему пришлось жить, трудиться,
воевать и создавать собственные ценности
«второй природы».
Заключение
Судьба русской культуры и прекрасна и драматична. Прекрасна потому, что оставила заметный след в отечественной истории. Трудно представить нашу культуру без «Слова о полку Игореве», рублевской «Троицы», Московского Кремля, собора Василия Блаженного, сокровищ Оружейной палаты и многого другого.
Драматична же потому, что, как всякое явление своего времени, культура средневековья исторически была обречена. С началом петровских реформ изменился ее характер – она лишилась своего религиозного содержания и стала по преимуществу светской. Словно забыв свои византийские корни, русская архитектура, живопись, декоративное искусство стали осваивать западный художественный опыт.
За
последние семь десятилетий погибло
немало памятников средневековой культуры.
В годы революции и гражданской
войны под предлогом борьбы с
религией уничтожали церковную утварь,
сжигали иконы, разбивали колокола.
В 1930-е годы в старых русских городах
безжалостно разрушали
Немало
воды утекло с того далекого времени.
Растеряв много ценного на этом пути, люди,
наконец, становятся мудрее и бережливее.
Возрождаются из небытия многие русские
традиции и обряды. Растет интерес к народной
культуре и быту. Хочется надеяться, что
это не временное увлечение, не дань мимолетной
моде, а серьезное желание восстановить
прерванную связь времен.
Список
используемой литературы
1. Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. М., 1978.
2. Бердяев Н.А. Русская идея. М., 1992.
3. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.
4. Зегина М., Кошман Л., Шульман В. История русской культуры. М., 1991.
5. История культуры России. М., 1993.
6. Рыбаков В. Язычество древних славян. М., 1988.