Особенности культуры Древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 19:51, контрольная работа

Описание

Цель контрольной работы – обозначить особенности культуры Древней Руси. Для реализации поставленной цели необходимо решить задачи:
1. Обобщить научную литературу по данному вопросу
2. Дать характеристику язычества на Руси. Изучить архитектуру, фольклор, иконопись и литературу древнерусской культуры
3. Обозначить проблему самобытности русской культуры в осмыслении философов и историков ХIХ–ХХ вв.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Язычество древней Руси и принятие христианства. Наследие византийской культуры………………………………………………………………4
2. Формирование на Руси особого типа духовности и её воплощение в архитектуре, иконописи, литературе, фольклоре, народных ремёслах……….10
2.1 Древнерусская архитектура……………………………………………...11
2.2 Развитие литературы и фольклора в Древней Руси……………………..13
2.3 Древнерусская иконопись………………………………………………...16
2.4 Древнерусские народные ремесла………………………………………..17
3. Проблема самобытности русской культуры и становление русского национального характера в осмыслении философов и источников ХIХ–ХХ ВВ…………………………………………………………………………………….19
Заключение…………………………………………………………………….23
Список используемой литературы……………………………………….......24

Работа состоит из  1 файл

контр раб по культурологии.docx

— 48.20 Кб (Скачать документ)

     Греческое христианство застало на Руси значительно  развитую языческую культуру со своей  мифологией, пантеоном главным божеств, жрецами, и, по всей вероятности, со своим  языческим летописанием. Формально  Русь приняла крещение, и язычество  начало свой долгий путь слияния с  христианством.

     Христианство  закономерно наслоилось на язычество, впитало отдельные языческие  традиции. В данном случае мы наблюдаем  не смену устаревшего языческого типа культуры возникающим новым  – христианским, а наслаивание  нового на сохраняющееся (может быть несколько трансформируемое) старое. В соответствии с новыми условиями  создается своеобразная амальгама  старых и новых форм, названная  двоеверием. Двоеверие – это система  религиозных представлений, в которых  языческие и христианские верования  пересекались, взаимодействовали и  проникали друг в друга.

     Однако  было бы несправедливо связывать  все богатство древнерусской  культуры с христианством. Больше всего  оно воздействовало на официальный  слой культуры. Культура народная также  испытывала это воздействие, но в  меньшей мере, а само влияние распространялось на нее гораздо медленнее. Говоря о влиянии византийской культуры на древнерусскую, следует иметь в виду, что это не было явлением засилья. Во-первых, византийское влияние было не источником, а следствием развития древнерусской культуры, оно вызывалось внутренними потребностями древнерусского общества, его готовностью к восприятию достижений более высокоразвитой культуры. Во-вторых, оно не было насильственным. Русь не была пассивным объектом его приложения, наоборот, она играла активную роль в этом процессе. В-третьих, заимствованные культурные достижения подвергались глубокой трансформации под воздействием местных традиций, творчески перерабатывались и становились достоянием самобытной древнерусской культуры.

     Христианство, несомненно, сообщило мощный импульс  культурному развитию, но это не дает основания говорить о том, что  русская культура родилась вместе с  христианством: с его принятием  сменился лишь тип культуры.

     Самобытная  культура Древней Руси, развивавшаяся  в постоянных контактах с культурами других стран и народов, стала  важным компонентом культуры средневекового мира.

 

     2. Формирование на  Руси особого типа  духовности и её  воплощение в архитектуре,  иконописи, литературе, фольклоре, народных  ремёслах 

     Влияние православия на развитие духовной культуры Древней Руси столь велико, что  многим исследователям оно представляется единственным источником, основой и  началом русской духовности. Как  правило, эту позицию отстаивает большинство церковных историков, утверждая, что до принятия христианства восточные славяне не имели совершенно ничего: ни государственных представлений, ни национального сознания, ни самобытной культуры. По их мнению, только с принятием  христианства началось приобщение славян к духовным ценностям и именно в церкви родилась русская национальная культура. Данная точка зрения не плод нынешних размышлений. Основным тезисом славянофилов, к примеру, было убеждение, что верования восточной православной, т.е. греческой (византийской), церкви суть фундамент русского национального духа.

     Влияние православия на формирование русской  духовности в научной литературе оценивается неоднозначно. Одни исследователи  формирование духовности связывают  с крещением Руси. Другие авторы оценивают уровень развития наших  предков в доправославный период как достаточно высокий, позволивший принять христианство и, учитывая накопленный опыт, синтезировать его с национальными мировоззренческими установками.  
 
 
 
 

     2.1 Древнерусская архитектура 

     Основные  принципы храмовой архитектуры на Руси пришли из Византии, но с течением времени  создалось самостоятельно существующее явление мировой культуры – архитектура  Древней Руси. Русская культура, несмотря на свои отчетливые особенности, не была замкнута. В создании удивительного  своеобразия древнерусской архитектуры  участвовали, кроме греков-византийцев, мастера из Болгарии и Сербии, Италии и Германии, Чехии и Польши, позже  Франции, Англии, Швейцарии. И все  равно архитектура Древней Руси – уникальное, яркое выражение  национального духа.

     В Х-ХI вв. Русь называли страной городов: их было почти три сотни. В городах строились оборонительные сооружения, жилые дома, княжеские палаты, монастыри и соборы.

     Древнейшие  сохранившиеся до наших дней каменные постройки – это храмы середины XI в. Русью тогда правил Ярослав Мудрый, столицей государства был Киев. В этом городе, на месте победоносной битвы киевлян с печенегами, Ярослав Мудрый велел заложить в 1037 г. собор Святой Софии. Для той эпохи это было невиданное по масштабам строительство. Высота грандиозного собора, сооруженного в византийской традиции, равнялась 55 м, а длина – 37 м. Рядом с главным куполом возвышалось еще 12 (тринадцать куполов символизировали Иисуса Христа и двенадцать апостолов).

     Внутри  собор украшен цветными мозаиками  и фресками. По свидетельству летописцев, в Европе тогда не было сооружений, способных сравниться с киевской Софией.

     На  протяжении нескольких столетий «второй  столицей» (после Киева) был Новгород Великий. В 1045-1050 гг. повелением князя  Владимира, сына Ярослава Мудрого, был  возведен один из самых известных  соборов Древней Руси – София  Новгородская, ставшая символом города. Она в меньшей степени связана  с византийской традицией. Можно сказать, что по выразительности и лаконичности внешнего облика и убранства родственна суровой северной природе.

     К концу XII в. возвысилось Владимиро-Суздальское  княжество. Владимирские зодчие создавали  храмы удивительной красоты. Особо  выделяется церковь Покрова на реке Нерль (1165 г.). К шедеврам древнерусского зодчества относятся также Успенский (1158-1160 гг.) и Дмитровский (1193-1197 гг.) соборы и Золотые ворота (1164 г.) во Владимире.

     Москва  первоначально была пограничной  крепостью Владимиро-Суздальского княжества. В XIII-XIV вв., оказавшись на пересечении  оживленных торговых путей, она быстро развивалась, а с образованием Московского  княжества стала его столицей. Расцвет московского зодчества  начинается в конце XV в., когда завершилось объединение русских княжеств в единое государство и князь Московский Иван III стал великим князем всея Руси. В те годы и началась перестройка Кремля – центра Москвы со времен ее основания.

     Особое  место в истории русской архитектуры  занимает деревянное зодчество. Русские  мастера умели строить простые, удобные избы (прежде говорили не «строить», а «рубить», потому что работали только одним инструментом-топором). Они украшались красивой резьбой. Из дерева возводились также и боярские терема, и царские дворцы, например дворец в селе Коломенском под  Москвой. Одна из самых знаменитых деревянных построек – Преображенская церковь  на острове Кижи (Онежское озеро), восьмигранная  башня с целой гроздью декоративных главок.

 

     2.2 Развитие литературы  и фольклора в  Древней Руси 

     Языческая Русь, различные слои населения и  области русских земель X в. обладали достаточной культурой, наследием  которой являются многочисленные былины, предания, сказки, легенды, песни, обряды, игры. Их истоки шли из далеких глубин первобытности. До возникновения литературы словесное художественное творчество восточнославянских племен существовало в устной форме. Скачок в царство  литературы произошел одновременно с появлением на Руси христианства и церкви, потребовавших письменности и церковной литературы. Высокий уровень фольклора сделал возможным восприятие новых эстетических ценностей, с которыми знакомила письменность.

     Богатый и выразительный литературный язык, организованное письмо было перенесено нам из Болгарии. Уже с X в. начинают проникать переведенные и созданные  в Болгарии сочинения. В это же время создается и первое компилятивное  произведение русской литературы так  называемая «Речь философа», в которой  рассказывается история мира от его  «сотворения» и до возникновения  вселенской церковной организации. Словесность на Руси долгое время  существовала в рамках рукописной традиции.

     Древнерусская литература не таит эффектов гениальности, ее голос негромок, авторское начало приглушено. Крупных писателей в  Древней Руси было немало: Иларион, Нестор, Симон и Поликарп, Кирилл Туровский, Климент Смолятич, Серапион Владимирский многие другие. Тем не менее, литература Древней Руси не была литературой отдельных писателей: она, как и народное творчество была искусством надиндивидуальным. Литература предстает перед потомками как одно колоссальное произведение, подчиненное одной теме с борением идей и контрастами и имевшая мало развлекательного. Древнерусские писатели обладали замечательным «чувством плеча», они создавали циклы, своды и ансамбли произведений. Все произведения могут быть поставлены в один ряд друг за другом и всегда ясно, к какому реальному историческому времени и реальному географическому пространству они могут быть отнесены авторами. Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет – мировая история, и эта тема – смысл человеческой жизни. Чувство величия, значительности происходящего было основным ее стилеобразующим элементом. Она стремится рассказывать о реальном, открытый вымысел древними авторами не допускался. Древнерусская литература не знает условных персонажей. В ней упоминаются только лица сыгравшие значительную роль в исторических событиях: Борис и Глеб, Феодосий Печерский, Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Стефан Пермский и т.д.

     Всю древнерусскую литературу можно  разделить на две части: переводную и оригинальную. Перевод рассматривался как часть собственной национальной словесности. Наряду со Священным Писанием переводились произведения и раннехристианских отцов церкви IV-VI вв., например, Иоанна Златоуста, и Псалтырь, и патерики (жизнеописания отцов церкви), и различная богослужебная литература.

     Первые  оригинальные сочинения, написанные восточнославянскими  авторами, относятся к концу XI-началу XII вв. Среди них такие выдающиеся памятники как «Повесть временных  лет», «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия Печерского», «Слово о  законе и благодати». Жанровое разнообразие древнерусской литературы очень  условно и невелико: летописание, житие, слово, мифы и былины. Летопись занимает центральное место среди  древнерусских литературных жанров. Она развивалась в течение  восьми веков (XI-XIII вв.). Древнейшая русская  летопись носит название «Повесть временных  лет». Авторство повести приписывают  монаху Киевско-Печерской лавры Нестору, создавшему ее около 1113 г. Основная идея произведения глубоко патриотична – единство Русской земли. Летописцем осуждаются княжеские усобицы и кровавые распри, начавшие сотрясать тогда Русскую землю. Он обобщает сведения не только Киева, но и Новгорода, Суздаля, Чернигова, что придает «Повести» общенациональный характер.

     Торжественное красноречие – область творчества, требовавшая не только глубины идейного замысла, но и большого литературного  мастерства. Древнейшим, дошедшим до нас  памятником этого жанра является «Слово о законе и благодати» первого  киевского митрополита Илариона. К жанру красноречия относятся Речи, называвшиеся в старину поучениями и словами. «Золотой век» их развития приходится на XII в., но уже в XIII в. этот жанр приходит в упадок и постепенно исчезает из литературного обихода. Поучения преследовали практические цели назидания, информации, полемики. Ярким образцом этого жанра является «Поучение Владимира Мономаха».

     К концу языческого периода окончательно оформляется новый эпический  жанр – былины, к которому должны были быть причастны «велесовы внуки», поэты-сказители, гусляры, воспевавшие всех поименно. Содержание первых было связано с мифологической памятью народа. Со временем новый эпос стал полнокровно отражать то новое в жизни государства, что бурно развивалось в конце языческого периода. Произошла как бы секуляризация эпоса, в котором уже не было ни Перуна, ни Велеса, ни Хорса. Единственной связью былин с мифологическими кощунами был былинный эпитет Владимира Красное солнышко.

     Древняя Русь оставила много кратких похвал книгам. Всюду подчеркивалось, что  книги приносят пользу душе, учат человека воздержанию, побуждают его восхищаться  миром и мудростью его устройства; книги открывают «розмысл сердечный», в них красота, и они нужны  праведнику, как оружие воину, как  паруса кораблю. 

2.3 Древнерусская иконопись 

     Русская школа иконописи органически  связана многими нитями примитивности  с византийским искусством. Уже с  конца Х в. образцы византийской иконописи начали попадать на Русь и становились не только предметом  поклонения, но и предметом подражания, но русская иконопись не была простым  ответвлением византийской. Долгое время  она находилась в орбите ее притяжения, но уже с XII века начался процесс  ее эмансипации. Веками накопленные  местные черты перешли постепенно в новое качество, отмеченное начального национального своеобразия. Это  был длительный процесс, наиболее интенсивно он протекал на Севере в городах  Пскове и Новгороде. Их удаленность  от Византии и республиканский образ  правления позволили ставить  и решать различные проблем, кроме  того, в северных областях, не затронутых монголо-татарским нашествием, традиции народного искусства держались  особенно крепко и властно напоминали о себе в XIII веке, когда почти прекратились связи с Византией. В пределах Московского княжества процесс  эмансипации протекал более медленно. С эпохи Андрея Рублева московская иконопись также обрела свое собственное  лицо. С этого момента у нас  есть основания говорить о древнерусской  иконописи, как о вполне сложившейся  национальной школе. Главными иконописными школами были Новгород, Псков, Москва. Все основные иконографические типы Русь унаследовала от Византии.

Информация о работе Особенности культуры Древней Руси