Отличительные черты современной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:48, реферат

Описание

Рассматривая культуру определенного общества на конкрет­ном историческом этапе, необходимо, прежде всего, охарактеризовать существующую в нем систему основных нравственных, эстети­ческих, духовных, политических, научных ценностей (т.е. мен­талитет данного общества), которые воплощены в науке, ре­лигии, нравственности, искусстве, политике и т.д.
В истории формирования культур имеется ряд особенностей. Накопление культурных ценностей идет по двум направлениям – по верти­кали и горизонтали.

Содержание

1. В чем состоят отличительные черты современной культуры
1.1. Введение
1.2. Отличительные черты современной культуры
1.3. Основные черты и проблемы современной культурной ситуации в России
1.4. Заключение
2. Какие религии относятся к мировым?
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

культурология_р.doc

— 118.00 Кб (Скачать документ)


20

 

 

Содержание

 

1. В чем состоят отличительные черты современной культуры

1.1. Введение

1.2. Отличительные черты современной культуры

1.3. Основные черты и проблемы современной культурной ситуации в России

1.4. Заключение

2. Какие религии относятся к мировым?

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. В чем состоят отличительные черты современной культуры

 

              1.1. Введение

 

              Рассматривая культуру определенного общества на конкрет­ном историческом этапе, необходимо, прежде всего, охарактеризовать существующую в нем систему основных нравственных, эстети­ческих, духовных, политических, научных ценностей (т.е. мен­талитет данного общества), которые воплощены в науке, ре­лигии, нравственности, искусстве, политике и т.д.

              В истории формирования культур имеется ряд особенностей. Накопление культурных ценностей идет по двум направлениям – по верти­кали и горизонтали.

              Первое направление связано с передачей культурных цен­ностей от одного поколения к другому, т.е. с преемственностью в культуре.

              Наиболее устойчивая сторона культуры – культурные тра­диции, элементы социального и культурного наследия, которые сохраняются в течение длительного времени, на протяжении жизни многих поколений.

              Традиционными могут быть ценности, идеи, обычаи, обря­ды и т.д. Многие традиции, привычные для нас, пришли к нам из разных эпох и цивилизаций. Так, обычай отмечать весенний праздник Масленицы знаком еще со времени древних славян, а правило этикета пропускать женщину вперед дошло до нас из периода матриархата. Творцами традиций были люди, жившие и различные эпохи, представители разных социальных групп и классов, поэтому традиции иногда столь противоречивы. Каж­дая культура осуществляет отбор тех или иных традиций и в этом смысле выбирает не только будущее, но и прошлое.

              Вторая линия накопления культурных ценностей (по гори­зонтали) наиболее отчетливо проявляется в художественном твор­честве.

              Она выражается в том, что в отличие от науки наследуют­ся в качестве ценностей не отдельные компоненты, актуальные идеи, части теории, а целостное художественное произведение. Творчество Шекспира так же не может заменить творений Дан­те, как творения Данте – произведений великих трагических поэтов древности. Однако художественное произведение, создан­ное в XIX в., читателями XX в. воспринимается совершен­но иначе. Это происходит потому, что изменились общество, образ жизни и менталитет людей, изменилась культура. Человечество, приобретая новый опыт, иначе воспринимает наследие прошлого, открывая в нем то, что не увидели современники.

              Появились новые творцы, своими произведениями оказав­шие влияние на сознание людей, живших в XX в. В таком од­новременном существовании и взаимодействии сегодня произве­дений, созданных в различные эпохи, рождается культура современной цивилизации.

              Человек по натуре творец. Мы творим даже тогда, когда воспринимаем созданное други­ми. Так, читая «Войну и мир» Л.Н. Толстого, одни проника­ются интересом и сочувствием к исканиям Наташи Ростовой, других трогает своеобразный патриотизм Пьера Безухова, треть­им ближе утверждение Андрея Болконского о том, что «в жил ни надо избегать только двух вещей: болезней и угрызений совести».

              Но этим не исчерпывается проблема формирования культуры. Каждая эпоха порождает своих творцов, своих новаторов, которые совершают выдающиеся научные открытия, создают оригинальные, иногда гениальные произведения искусства.

              Правда, бывает и так, что эти творения не находят признания у современников. Но если это подлинные духовные ценности, то время их приходит и последующие поколения отдают им должное. Так было, например, с трудами К. Циолковского, принципом сохранения материи и движения М.В.  Ломоносова, картинами художников-импрессионистов и т.д.

 

              1.2. Отличительные черты современной культуры

 

              Культура удивительно разнообразна не только по содержанию, но и по своим формам, разновидностям. В настоящее время особое внимание уделено пробле­мам массовой и элитарной культур. Рассмотрим их основные черты этих основных видов культур.

              Массовая культура сформировалась одновременно с об­ществом массового производства и потребления. Радио, телеви­дение, современные средства связи, а затем видео- и компью­терная техника способствовали ее распространению. В совре­менной социологии массовая культура рассматривается как коммерческая, поскольку произведения искусства, науки, рели­гии и т.п. выступают в ней в качестве предметов потребления, способных при продаже приносить прибыль, если они учитыва­ют вкусы и запросы массового зрителя, читателя, любителя му­зыки.

              Как и в любом другом виде коммерции, неотъемлемой ча­стью массовой культуры является реклама. Некоторые изда­тельства, кинокомпании тратят до 15 – 20 % прибыли на рекла­мирование своей продукции и на изучение вкусов ее потребителей. В соответствии с запросами зрителей коммерче­ский кинематограф предлагает набор фильмов ужасов, мело­драм, боевиков, секс-фильмов и т.д. Учитывая потребности мо­лодежи в самоутверждении, ее стремление к лидерству, в кино и литературе появился соответствующий герой – некий супер­мен типа знаменитых Джеймса Бонда, Рембо, Индианы Джон­са, наделенный такими качествами, как смелость, решитель­ность, воля, ловкость, своеобразно понятым чувством спра­ведливости и т.д. Они всегда одерживают победу. Такими ге­роями изобилует сегодня и наш кинематограф.

              Зачинателями массовой культуры были бизнесмены Голли­вуда (США). Они разработали целую систему производства по­добных фильмов, которые сегодня заполонили экраны кинотеат­ров мира. Не случайно сейчас все чаще говорят о художественной экспансии американского кинематографа в Европе, Азии и Ла­тинской Америке. Подобной коммерциализации подверглись также и книгопечатание, пресса, живопись, музыка, фотография.

              Вслед за австрийским психологом 3. Фрейдом боль­шинство исследователей считают, что массовая культура сильно влияет на психику человека. При ее потреблении действует механизм внушения и заражения. Человек как бы перестает быть самим собой, а становится частью массы, сливаясь с ней. Он заражается коллективным настрое­нием и тогда, когда слушает рок-музыку или смотрит фильм в большом зале, и тогда, когда сидит дома у телевизора. При этом люди часто создают себе кумиров из кинозвезд, ведущих теле­программ, модных модельеров, популярных писателей, чему в большой мере способствует создаваемая вокруг них реклама.

              Массовую культуру называют по-разному: развлекательным искусством, искусством «антиусталости», кичем (от немецко­го жаргонизма «халтура»), полукультурой. В 80-х годах термин «массовая культура» стали употреблять реже, поскольку он ском­прометирован тем, что использовался исключительно в отрица­тельном смысле. В наши дни его заменило понятие популярная культура, или поп-культура. Характеризуя ее, американский филолог М. Белл подчеркивает: «Эта культура демократична. Она адресована вам, людям без различия классов, наций, уров­ня бедности и богатства. Кроме того, благодаря современным средствам массовой коммуникации людям стали доступны мно­гие произведения искусства, имеющие высокую художествен­ную ценность».[1]

              Массовой культуре, или поп-культуре, часто противопос­тавляют элитарную, сложную по содержанию и трудную для не­подготовленного восприятия культуру. К ней обычно относят фильмы Феллини, Тарковского, книги Кафки, Белля, Базена, Воннегута, картины Пикассо, музыку Дюваля, Шнитке. Произ­ведения, создаваемые в рамках этой культуры, рассчитаны на узкий круг тонко разбирающихся в искусстве людей и служат предметом оживленных споров среди искусствоведов и крити­ков. Но массовый зритель, слушатель может не обратить на них никакого внимания или не понять.

              Коммерческая выгода не является целью для создателей элитарных произведений искусства, стремящихся к новаторст­ву, полному самовыражению и художественному воплощению своих идей. При этом возможно появление уникальных произведений искусства, которые иногда (как случилось, например, с фильмами Ф. Копполы и Б. Бертолуччи, с картинами С. Да­ли и М. Шемякина) приносят их создателям не только призна­ние, но и немалый доход, становясь очень популярными.

              Поп-культура и элитарная культура не враждебны друг другу. Достижения, художественные приемы, идеи элитарного искусства через некоторое время перестают быть новаторскими и перенимаются массовой культурой, повышая ее уровень. В то же время поп-культура, приносящая прибыль, дает возможность кинокомпаниям, издательствам, домам моделей оказывать под­держку творцам элитарного искусства.

              Некоторые исследователи считают, что границы между «вы­сокой» (элитарной) и «низкой» (массовой) культурами весьма подвижны и во многом условны. Есть и такие, кто пытается по­ставить популярную культуру, отвечающую эстетическим запро­сам и вкусам подавляющего большинства, выше элитарной.

              Весьма специфической областью культуры конца XX – начала XXI вв. яв­ляется культура народная. Она разворачивается в пространстве между классической фольклорной традицией, из которой вырас­тает, и вышеупомянутой массовой культурой. Этим, собствен­но, и определяется ее многоликость. Диапазон жанров здесь не­обычайно велик: от героического эпоса, заговоров и обрядовых танцев, хранители и исполнители которых еще остались в сель­ских местностях, до злободневного анекдота и песенной тради­ции, порожденной теми или иными политическими собы­тиями (например, баллады об афганской войне). Особой формой этой культуры является детский, и в частности школьный, фоль­клор.

              Отношения народной культуры с массовой противоречивы. С одной стороны, массовая культура навязывает народному твор­честву определенный образ мышления и выражения. В то же время сама эта культура подпитывается от народной. Например, эстрадные исполнители часто используют элементы фольклор­ной музыки. А обращение к различным традиционным сюже­там, скажем к легендам о короле Артуре, в современных филь­мах ведет к их популяризации и побуждает некоторых зрителей обратиться к первоисточникам.

              В последние десятилетия заговорили о появлении экран­ной культуры, что связано с компьютерной революцией. Экран­ная культура складывается на основе синтеза компьютера и видеотехники. Видеотелефоны, электронные банки, Интернет позволяют вызвать на экране компьютеров практически любую необходимую информацию, превратить домашний компьютер в мощное средство общения. Прямые контакты и чтение книг уходят на второй план. Появляется новый тип общения, основанный на возможностях свободного подхода личности в мир информации. Благодаря использованию компьютерной графики удается увеличить скорость и улучшить качество получаемой информации. Компьютерная страница несет в себе новый тип мышления и образования с характерными для него быстротой, гибкостью, реактивностью.

              Многие исследователи считают, что именно экранной культуре принадлежит будущее.

 

              1.3. Основные черты и проблемы современной культурной ситуации в России

 

              1. Снижение нормативности культуры, что харак­терно для переломных эпох. Расшатываются моральные устои, подвергаются пересмотру нравственные идеалы, распространение  получили   различные  формы  девиантного и асоциального поведения.

              2. Бедность значительной части населения ведет к отстранению ее от активного участия в культурной жизни. У людей, озабоченных материальными проблемами, не остается ни сил, ни времени, ни средств для наслаждения достижениями духовной культуры. Шедевры высокого искусства – лучшие спектакли, концер­ты, книги, выставки – становятся доступными лишь людям с достатком, а малооплачиваемому большинству приходится ограничивать свои культурные запросы де­шевой продукцией массовой культуры. Возможности приобщения народа к достижениям отечественной и ми­ровой культуры сужаются, народ становится духовно беднее.

              3. Требует внимания проблема культурного единст­ва многонациональной Российской Федерации. В ней есть русская культура – культура русского народа – и национальные культуры других народов России. Можно ли отождествлять и рассматривать культуры народов на­шей страны как субкультуры в составе русской культуры или же необходимо считать, что российская культура есть сочетание русской культуры с сосуществующими рядом с ней многими нерусскими национальными куль­турами? Решение данного вопроса очень значимо для по­нимания перспектив развития духовной жизни нашей страны.

              4. Социокультурный организм реагирует на вторже­ние чуждых культурных элементов одинаково: начи­нается реакция культурного отторжения. Заполнение российского рынка массовой культурой Запада послужило мощным толчком для развития новых потенциалов в сфере российской культуры.

              5. Как это ни парадоксально, но современная культура России соединяет несоединимое: коллективизм и индивидуализм, антизападнические настроения и стремление воссоединиться с мировой цивилизацией. Российская культура синтезирует в своем организме, элементы различных культур.

              6.  Несоответствие уровня развития политической и правовой культуры общества требованиям жизни в демократическом правовом государстве. Это ведет к тому, что население недостаточно использует возможности  демократии, не проявляет политической активности и т.д.

              7. Осуществляется ломка культурных стереотипов,сформировавшихся еще в условиях доиндустриального общества. По-видимому, нет оснований полагать, что эта ломка затронет коренные ценности и идеалы, Составляю­щие специфическое ядро культуры. Однако далеко не все традиционные нормы, ценности и идеалы прошлого могут быть вписаны в контекст современности. Расшатыва­ются вековые традиции, и трудно сейчас сказать, что из них устоит, а что падет жертвой на алтарь нового расцве­та русской культуры.

Информация о работе Отличительные черты современной культуры