Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:48, реферат
Рассматривая культуру определенного общества на конкретном историческом этапе, необходимо, прежде всего, охарактеризовать существующую в нем систему основных нравственных, эстетических, духовных, политических, научных ценностей (т.е. менталитет данного общества), которые воплощены в науке, религии, нравственности, искусстве, политике и т.д.
В истории формирования культур имеется ряд особенностей. Накопление культурных ценностей идет по двум направлениям – по вертикали и горизонтали.
1. В чем состоят отличительные черты современной культуры
1.1. Введение
1.2. Отличительные черты современной культуры
1.3. Основные черты и проблемы современной культурной ситуации в России
1.4. Заключение
2. Какие религии относятся к мировым?
Список литературы
20
Содержание
1. В чем состоят отличительные черты современной культуры
1.1. Введение
1.2. Отличительные черты современной культуры
1.3. Основные черты и проблемы современной культурной ситуации в России
1.4. Заключение
2. Какие религии относятся к мировым?
Список литературы
Рассматривая культуру определенного общества на конкретном историческом этапе, необходимо, прежде всего, охарактеризовать существующую в нем систему основных нравственных, эстетических, духовных, политических, научных ценностей (т.е. менталитет данного общества), которые воплощены в науке, религии, нравственности, искусстве, политике и т.д.
В истории формирования культур имеется ряд особенностей. Накопление культурных ценностей идет по двум направлениям – по вертикали и горизонтали.
Первое направление связано с передачей культурных ценностей от одного поколения к другому, т.е. с преемственностью в культуре.
Наиболее устойчивая сторона культуры – культурные традиции, элементы социального и культурного наследия, которые сохраняются в течение длительного времени, на протяжении жизни многих поколений.
Традиционными могут быть ценности, идеи, обычаи, обряды и т.д. Многие традиции, привычные для нас, пришли к нам из разных эпох и цивилизаций. Так, обычай отмечать весенний праздник Масленицы знаком еще со времени древних славян, а правило этикета пропускать женщину вперед дошло до нас из периода матриархата. Творцами традиций были люди, жившие и различные эпохи, представители разных социальных групп и классов, поэтому традиции иногда столь противоречивы. Каждая культура осуществляет отбор тех или иных традиций и в этом смысле выбирает не только будущее, но и прошлое.
Вторая линия накопления культурных ценностей (по горизонтали) наиболее отчетливо проявляется в художественном творчестве.
Она выражается в том, что в отличие от науки наследуются в качестве ценностей не отдельные компоненты, актуальные идеи, части теории, а целостное художественное произведение. Творчество Шекспира так же не может заменить творений Данте, как творения Данте – произведений великих трагических поэтов древности. Однако художественное произведение, созданное в XIX в., читателями XX в. воспринимается совершенно иначе. Это происходит потому, что изменились общество, образ жизни и менталитет людей, изменилась культура. Человечество, приобретая новый опыт, иначе воспринимает наследие прошлого, открывая в нем то, что не увидели современники.
Появились новые творцы, своими произведениями оказавшие влияние на сознание людей, живших в XX в. В таком одновременном существовании и взаимодействии сегодня произведений, созданных в различные эпохи, рождается культура современной цивилизации.
Человек по натуре творец. Мы творим даже тогда, когда воспринимаем созданное другими. Так, читая «Войну и мир» Л.Н. Толстого, одни проникаются интересом и сочувствием к исканиям Наташи Ростовой, других трогает своеобразный патриотизм Пьера Безухова, третьим ближе утверждение Андрея Болконского о том, что «в жил ни надо избегать только двух вещей: болезней и угрызений совести».
Но этим не исчерпывается проблема формирования культуры. Каждая эпоха порождает своих творцов, своих новаторов, которые совершают выдающиеся научные открытия, создают оригинальные, иногда гениальные произведения искусства.
Правда, бывает и так, что эти творения не находят признания у современников. Но если это подлинные духовные ценности, то время их приходит и последующие поколения отдают им должное. Так было, например, с трудами К. Циолковского, принципом сохранения материи и движения М.В. Ломоносова, картинами художников-импрессионистов и т.д.
Культура удивительно разнообразна не только по содержанию, но и по своим формам, разновидностям. В настоящее время особое внимание уделено проблемам массовой и элитарной культур. Рассмотрим их основные черты этих основных видов культур.
Массовая культура сформировалась одновременно с обществом массового производства и потребления. Радио, телевидение, современные средства связи, а затем видео- и компьютерная техника способствовали ее распространению. В современной социологии массовая культура рассматривается как коммерческая, поскольку произведения искусства, науки, религии и т.п. выступают в ней в качестве предметов потребления, способных при продаже приносить прибыль, если они учитывают вкусы и запросы массового зрителя, читателя, любителя музыки.
Как и в любом другом виде коммерции, неотъемлемой частью массовой культуры является реклама. Некоторые издательства, кинокомпании тратят до 15 – 20 % прибыли на рекламирование своей продукции и на изучение вкусов ее потребителей. В соответствии с запросами зрителей коммерческий кинематограф предлагает набор фильмов ужасов, мелодрам, боевиков, секс-фильмов и т.д. Учитывая потребности молодежи в самоутверждении, ее стремление к лидерству, в кино и литературе появился соответствующий герой – некий супермен типа знаменитых Джеймса Бонда, Рембо, Индианы Джонса, наделенный такими качествами, как смелость, решительность, воля, ловкость, своеобразно понятым чувством справедливости и т.д. Они всегда одерживают победу. Такими героями изобилует сегодня и наш кинематограф.
Зачинателями массовой культуры были бизнесмены Голливуда (США). Они разработали целую систему производства подобных фильмов, которые сегодня заполонили экраны кинотеатров мира. Не случайно сейчас все чаще говорят о художественной экспансии американского кинематографа в Европе, Азии и Латинской Америке. Подобной коммерциализации подверглись также и книгопечатание, пресса, живопись, музыка, фотография.
Вслед за австрийским психологом 3. Фрейдом большинство исследователей считают, что массовая культура сильно влияет на психику человека. При ее потреблении действует механизм внушения и заражения. Человек как бы перестает быть самим собой, а становится частью массы, сливаясь с ней. Он заражается коллективным настроением и тогда, когда слушает рок-музыку или смотрит фильм в большом зале, и тогда, когда сидит дома у телевизора. При этом люди часто создают себе кумиров из кинозвезд, ведущих телепрограмм, модных модельеров, популярных писателей, чему в большой мере способствует создаваемая вокруг них реклама.
Массовую культуру называют по-разному: развлекательным искусством, искусством «антиусталости», кичем (от немецкого жаргонизма «халтура»), полукультурой. В 80-х годах термин «массовая культура» стали употреблять реже, поскольку он скомпрометирован тем, что использовался исключительно в отрицательном смысле. В наши дни его заменило понятие популярная культура, или поп-культура. Характеризуя ее, американский филолог М. Белл подчеркивает: «Эта культура демократична. Она адресована вам, людям без различия классов, наций, уровня бедности и богатства. Кроме того, благодаря современным средствам массовой коммуникации людям стали доступны многие произведения искусства, имеющие высокую художественную ценность».[1]
Массовой культуре, или поп-культуре, часто противопоставляют элитарную, сложную по содержанию и трудную для неподготовленного восприятия культуру. К ней обычно относят фильмы Феллини, Тарковского, книги Кафки, Белля, Базена, Воннегута, картины Пикассо, музыку Дюваля, Шнитке. Произведения, создаваемые в рамках этой культуры, рассчитаны на узкий круг тонко разбирающихся в искусстве людей и служат предметом оживленных споров среди искусствоведов и критиков. Но массовый зритель, слушатель может не обратить на них никакого внимания или не понять.
Коммерческая выгода не является целью для создателей элитарных произведений искусства, стремящихся к новаторству, полному самовыражению и художественному воплощению своих идей. При этом возможно появление уникальных произведений искусства, которые иногда (как случилось, например, с фильмами Ф. Копполы и Б. Бертолуччи, с картинами С. Дали и М. Шемякина) приносят их создателям не только признание, но и немалый доход, становясь очень популярными.
Поп-культура и элитарная культура не враждебны друг другу. Достижения, художественные приемы, идеи элитарного искусства через некоторое время перестают быть новаторскими и перенимаются массовой культурой, повышая ее уровень. В то же время поп-культура, приносящая прибыль, дает возможность кинокомпаниям, издательствам, домам моделей оказывать поддержку творцам элитарного искусства.
Некоторые исследователи считают, что границы между «высокой» (элитарной) и «низкой» (массовой) культурами весьма подвижны и во многом условны. Есть и такие, кто пытается поставить популярную культуру, отвечающую эстетическим запросам и вкусам подавляющего большинства, выше элитарной.
Весьма специфической областью культуры конца XX – начала XXI вв. является культура народная. Она разворачивается в пространстве между классической фольклорной традицией, из которой вырастает, и вышеупомянутой массовой культурой. Этим, собственно, и определяется ее многоликость. Диапазон жанров здесь необычайно велик: от героического эпоса, заговоров и обрядовых танцев, хранители и исполнители которых еще остались в сельских местностях, до злободневного анекдота и песенной традиции, порожденной теми или иными политическими событиями (например, баллады об афганской войне). Особой формой этой культуры является детский, и в частности школьный, фольклор.
Отношения народной культуры с массовой противоречивы. С одной стороны, массовая культура навязывает народному творчеству определенный образ мышления и выражения. В то же время сама эта культура подпитывается от народной. Например, эстрадные исполнители часто используют элементы фольклорной музыки. А обращение к различным традиционным сюжетам, скажем к легендам о короле Артуре, в современных фильмах ведет к их популяризации и побуждает некоторых зрителей обратиться к первоисточникам.
В последние десятилетия заговорили о появлении экранной культуры, что связано с компьютерной революцией. Экранная культура складывается на основе синтеза компьютера и видеотехники. Видеотелефоны, электронные банки, Интернет позволяют вызвать на экране компьютеров практически любую необходимую информацию, превратить домашний компьютер в мощное средство общения. Прямые контакты и чтение книг уходят на второй план. Появляется новый тип общения, основанный на возможностях свободного подхода личности в мир информации. Благодаря использованию компьютерной графики удается увеличить скорость и улучшить качество получаемой информации. Компьютерная страница несет в себе новый тип мышления и образования с характерными для него быстротой, гибкостью, реактивностью.
Многие исследователи считают, что именно экранной культуре принадлежит будущее.
1. Снижение нормативности культуры, что характерно для переломных эпох. Расшатываются моральные устои, подвергаются пересмотру нравственные идеалы, распространение получили различные формы девиантного и асоциального поведения.
2. Бедность значительной части населения ведет к отстранению ее от активного участия в культурной жизни. У людей, озабоченных материальными проблемами, не остается ни сил, ни времени, ни средств для наслаждения достижениями духовной культуры. Шедевры высокого искусства – лучшие спектакли, концерты, книги, выставки – становятся доступными лишь людям с достатком, а малооплачиваемому большинству приходится ограничивать свои культурные запросы дешевой продукцией массовой культуры. Возможности приобщения народа к достижениям отечественной и мировой культуры сужаются, народ становится духовно беднее.
3. Требует внимания проблема культурного единства многонациональной Российской Федерации. В ней есть русская культура – культура русского народа – и национальные культуры других народов России. Можно ли отождествлять и рассматривать культуры народов нашей страны как субкультуры в составе русской культуры или же необходимо считать, что российская культура есть сочетание русской культуры с сосуществующими рядом с ней многими нерусскими национальными культурами? Решение данного вопроса очень значимо для понимания перспектив развития духовной жизни нашей страны.
4. Социокультурный организм реагирует на вторжение чуждых культурных элементов одинаково: начинается реакция культурного отторжения. Заполнение российского рынка массовой культурой Запада послужило мощным толчком для развития новых потенциалов в сфере российской культуры.
5. Как это ни парадоксально, но современная культура России соединяет несоединимое: коллективизм и индивидуализм, антизападнические настроения и стремление воссоединиться с мировой цивилизацией. Российская культура синтезирует в своем организме, элементы различных культур.
6. Несоответствие уровня развития политической и правовой культуры общества требованиям жизни в демократическом правовом государстве. Это ведет к тому, что население недостаточно использует возможности демократии, не проявляет политической активности и т.д.
7. Осуществляется ломка культурных стереотипов,сформировавшихся еще в условиях доиндустриального общества. По-видимому, нет оснований полагать, что эта ломка затронет коренные ценности и идеалы, Составляющие специфическое ядро культуры. Однако далеко не все традиционные нормы, ценности и идеалы прошлого могут быть вписаны в контекст современности. Расшатываются вековые традиции, и трудно сейчас сказать, что из них устоит, а что падет жертвой на алтарь нового расцвета русской культуры.
Информация о работе Отличительные черты современной культуры