Отличительные черты современной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:48, реферат

Описание

Рассматривая культуру определенного общества на конкрет­ном историческом этапе, необходимо, прежде всего, охарактеризовать существующую в нем систему основных нравственных, эстети­ческих, духовных, политических, научных ценностей (т.е. мен­талитет данного общества), которые воплощены в науке, ре­лигии, нравственности, искусстве, политике и т.д.
В истории формирования культур имеется ряд особенностей. Накопление культурных ценностей идет по двум направлениям – по верти­кали и горизонтали.

Содержание

1. В чем состоят отличительные черты современной культуры
1.1. Введение
1.2. Отличительные черты современной культуры
1.3. Основные черты и проблемы современной культурной ситуации в России
1.4. Заключение
2. Какие религии относятся к мировым?
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

культурология_р.doc

— 118.00 Кб (Скачать документ)

              История человечества показывает, что уровень культуры не всегда пропорционален уровню финансирования и обеспеченности населения. Что же касается «экспансии Запа­да», то она возможна благодаря тому, что по каким-то причи­нам востребована в России. Суть того, что происходит в сфере современной культуры, можно понять, только рассматривая эту проблему в более широком контексте. Дело в том, что совре­менная отечественная культура – это культура переходного пе­риода.

              Преобразования, произошедшие в нашей стране за послед­ние десятилетия, настолько фундаментальны, что, по существу, представляют собой радикальное изменение образа жизни, сис­темы ценностей и стиля сознания. Характеристиками подобных периодов в истории культур являются динамичность развития, с одной стороны, и значительная нестабильность – с другой.

              Переходя к конкретным вопросам отечественной культу­ры, необходимо отметить крайнюю ее мозаичность. Конечно, субкультуры существовали в России и в советское время, одна­ко в условиях безраздельного господства коммунистической идео­логии, регламентировавшей все основные сферы социального бы­тия, они, в зависимости от их характера, контролировались и вписывались в единую социалистическую культуру или подав­лялись. На рубеже 80 – 90-х гг. ХХ в. сдерживающий фактор, а так­же «железный занавес», отделявший Россию от Запада, исчеза­ют и начинается стремительный процесс образования различных культурных общностей со своими традициями, картиной мира и т.п. Количество их видов и вариантов весьма велико: от воз­рождения и обособления национальных культур до субкультур новых социальных групп (например, так называемых «новых русских»), от ставших традиционными хиппи до таких экзоти­ческих явлений, как сторонники возрождения язычества и по­клонники романов английского филолога Дж.Р. Толкиена.

              Процесс культурного многоголосия ес­тествен и плодотворен, ведь чем больше в нем участников, тем более она будет интересна. Однако в ситуации нашего отечества такое по­ложение вещей вызывает и определенную тревогу. Чувство на­циональной идеи, лежащей в основе великих культур и объединяющей субкультуры, в настоящее время сильно ослаб­лено, а представления о ней размыты. И таким образом выше­упомянутое разноголосие может оказать негативное воздействие на российскую культуру.

              Заметна также разница культурной ситуации столиц и про­винции. Современная  культура – культура информационного общества, и уровень овладения ею зависит от степени доступа к информационным потокам, транслируемым СМИ, Интернетом, массой книжной продукции и т.д. В этой области мы достигли значительных успехов, но, как правило, преимущественно в столицах, жители которых об­ладают большей возможностью выбора. Уровень же культурной информации, достигающий провинции, существенно сократил­ся по большинству показателей, причем не только по объему, но и по качеству.

              Другая группа проблем связана с определенным отставани­ем отечественной культуры в области технологического оснаще­ния. Новая технология не только качественное и количествен­ное улучшение результата того или иного труда, она коренным образом меняет сам характер человеческой деятельности во всех сферах, что, в свою очередь, является одним из факторов, фор­мирующих новый образ жизни. Применительно к культуре мож­но вспомнить, что переход в живописи к тюбикам с красками (раньше они были в открытых чашках) радикально изменил ее характер, а вместе с ним существенно изменились жизненные ощущения европейцев XIX в., что можно видеть на примере им­прессионистов. В настоящее время едва ли не самой значитель­ной из этих технологий является Интернет. О его роли в совре­менном обществе не прекращают спорить: одни видят в нем величайшее достижение, другие – величайшую опасность (об­легчает подчинение и усреднение человеческого сознания, не­ограниченные возможности для преступности и шпионажа и т.д.). Уче­ные и политики утверждают, что в XXI в. «богатство, труд, культура, знание, деньги, торговля – все будет циркулировать через кибернетические сети».[2] Границы информационных полей станут тщательно охраняемыми. А сами эти поля станут гораз­до более эффективным средством в борьбе за власть над миром, нежели оружие. Необходимо также учесть, что при всевозрас­тающем потоке информации (объем научных публикаций в од­ном только 1985 г. превысил их объем, появившийся в Европе со времен эпохи Возрождения) знакомство с ней одними тради­ционными методами (через книги, например) все более затруд­нительно, так же как и этими методами почти невозможен столь необходимый постоянный диалог творческих людей разных стран. И эту возможность предоставляет Интернет. Само разви­тие искусства неразрывно связано с компьютерными технологи­ями. Кино, телевидение, дизайн активно используют компьютерную графику и вообще возможности, предоставляемые вир­туальной реальностью. Однако, если сравнить распространение у нас сети Интернета, картина весьма неутешительно напомнит сеть железных дорог в России перед Первой мировой войной, которых было катастрофически мало в сравнении с Западной Европой.

              Не меньшую проблему представляют и потребители куль­турной продукции (в том числе и мы с вами). Сам образ жиз­ни в современном индустриальном обществе (усугубляемый в России частыми экономическими и политическими неурядица­ми) формирует особый тип человека. Во-первых, высшей ценно­стью значительная часть наших современников (что показыва­ют опросы) считает материальное благополучие. И за последнее десятилетие очень много людей оставили гуманитарную сферу деятельности, поскольку она не приносила соответствующих до­ходов. Во-вторых, множество людей вовлечено в чрезвычайно интенсивную, сопровождающуюся большой концентрацией уси­лий и вместе с тем однообразную трудовую деятельность с уз­кой специализацией в сфере производства и услуг. Подобный ритм жизни вкупе с сократившимся свободным временем весь­ма ограничивает умственные горизонты и возможность досту­па к серьезной культурной информации, поскольку культурная продукция воспринимается только в качестве варианта отдыха и расслабления. Более того, человек постепенно лишается спо­собности серьезно анализировать какую-либо информацию, пере­доверяя это СМИ, что чрезвычайно облегчает манипулирование его сознанием. В-третьих, перед взором потребителя открыва­ется огромное количество областей культуры, вариантов куль­турной продукции и постоянно появляются все новые. «Хоро­шим тоном» считается стремление приобщиться к максимально большему их количеству (конечно, в меру материальных и ин­теллектуальных возможностей), что создает иллюзию познания жизни во всей ее полноте. Наличие подобного широкого выбо­ра, конечно, расширяет кругозор и делает человека более тре­бовательным. Но вместе с тем невозможность «объять необъят­ное» заставляет его скользить по верхам, а вкусы делает все более подвижными и неустойчивыми.

 

              1.4. Заключение

 

              Во всех сферах деятельности человек окружается все боль­шим количеством сложных вещей (машины, компьютеры, фак­сы, домашняя техника и т.д.). Причем в силу современного об­раза жизни он взаимодействует с ними гораздо чаще и больше, чем с людьми. И подобно тому как ребенок, живя в волчьей стае, становится «волком», мы, находясь в окружении вещей, становимся все более функциональными и рациональными, теряя при этом часть человеческого. Эти, далеко не единствен­ные, проблемы сознания современного человека объясняют все учащающиеся призывы интеллектуальной элиты общества к гу­манизации современной культуры.

              Особой проблемой являются сильные культурные влияния извне, происходящие на фоне серьезных изменений и даже пол­ного исчезновения многих традиционных областей отечествен­ной культуры. Особенно ощутимо проникновение в Россию аме­риканской культуры (что происходит и во всем остальном мире). Многие европейские страны принимают законы, затрудня­ющие проникновение американской культуры и защищающие культуру национальную. Особенно этим прославилась Франция, где еще в 1982 г. министром культуры была составлена про­грамма борьбы с тем, что он назвал «американским культур­ным империализмом». Это весьма актуально и для нас. Дело не в том, чтобы диалог разных культур прекратился, но в том, чтобы он способствовал взаимообогащению, а не разру­шению одной культуры другой.

              Преодоление этих трудностей во многом будет зависеть от того, насколько серьезно общество и государство озаботятся планированием и проведением продуманной культурной поли­тики.

              Культурная политика заключается не в подчинении нацио­нальной культуры государству, но в ее поддержке, причем, не только финансовой, но и интеллектуальной. Среди этих мер – разработка новых образовательных программ, способст­вующих гуманизации образования, где оптимально сочетались бы общегуманитарные и национальные ценности, закон об ох­ране языка (принятый во Франции), програм­мы, способствующие сохранению и изучению традиционных ви­дов искусств, и т.п.

              Государство должна беспокоить проблема сохранения на­циональной картины мира (национального мировоззрения), объ­единяющей массу индивидуальностей в нацию и множество суб­культур в национальную культуру.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Какие религии относятся к мировым?

 

              а) зороастризм, фентоизм, буддизм;

              б) ислам, индуизм, даосизм;

              в) ислам, буддизм, христианство.

              Дайте краткую историко-культурную характеристику одной из мировых религий.

 

              Правильный ответ – в) ислам, буддизм, христианство.

             

              Одной из древнейших форм культуры является религия.

              Этимологически термин восходит к латинскому глаголу religate (связывать).  Религия  как  явление  включает  в  себя  ряд компонентов: 

              - вероучение:  верования,  составляющие  систему  догматов,  ведущую начало от мифологии данной религии; 

              - бог (или боги) как верховная сущность, наделенная высшим разумом; 

              - культ как совокупность обрядовых и/или магических действий, выполняемых в соответствии с каноническими установлениями данной религии; 

              - церковь как общественный институт, объединяющий приверженцев данной религии; 

              - нормы нравственности, получившие освящение в системе догматов данной религии.[3]

              Человеческая мысль с давних пор стремится понять феномен религии, его природу, значение, и сущность. В разные периоды истории человечество стремилось выразить свое отношение к религии и религиозным верованиям.               Религия в истории народов мира занимает важное место и это не просто вера или неверие в богов. Религия пронизывает жизнь народов всех континентов. С религиозными обрядами рождается и умирает человек. Этика, мораль, нравственность в большинстве стран носила религиозный характер. С религией связаны многие достижения культуры: иконопись, архитектура, скульптура, живопись и т.д.

              Религия – это и политика. Крестоносцы с именем бога совершали свои завоевательные походы. Борьба между различными религиозными группировками приводила не раз к кровопролитным войнам в странах Востока.

              Религия служит средством общения верующих. Прежде всего, люди общаются с Богом и его служителями, кроме того, они общаются друг с другом. Верующие люди не чувствуют одиночества, имеют общие темы для бесед, находятся рядом со своими единомышленниками. Единая вера дает ощущение понимания и помощи, которых порой не хватает человеку.

              Религия позволяет человеку ощутить смысл жизни, дает надежду на будущее спасение, на избавление от страданий. Возникает представление о направлении исторического развития и судьбе своего народа.

              Общество и религия, человек и вера – неразделимые понятия, позволяющие говорить о единстве человечества не только в пространстве (все мы живем на одной планете), но и во времени (разные эпохи связаны между собой и не исчезают бесследно).

              Каждая религия по-своему самобытна и интересна. Особое место в религиозном мире современного человечества занимают мировые религии. Отличительной чертой мировых религий является то, что их проповедуют люди разных национальностей. С появлением таких религий укрепилось взаимодействие разных народов. К числу ведущих мировых религий относятся: буддизм, христианство, ислам.

              Христианство – вторая по времени возникновения миро­вая религия. Ныне это самая распространенная на Земле рели­гия, насчитывающая свыше 1900 млн приверженцев в Европе и Америке, хотя в последнее десятилетие с ним успешно кон­курирует ислам.

Христианство возникло в Палестине в I в. н.э. на фоне мистико-мессианских движений иудаизма как религия угнетенных и искавших спасения от жестоких условий  в  приходе  спасителя. На возникновение христианства также повлияли три философские школы – стоическая, эпикурейская и скептическая, в комплексе ориентированные на создание блаженства личной жизни. 

              Христианство первоначально распространилось в еврейской среде в Палестине и странах средиземноморского бассейна, но уже в первые  десятилетия существования получило большое количество последователей из других народов. 

              Во второй половине I в. и в первой половине II в. христианство представляло из себя ряд общин, состоящих из рабов, вольноотпущенников, ремесленников. Во второй половине II в. христианскими писателями уже отмечается наличие в составе общин благородных и состоятельных людей. Одним из важных элементов перехода христианства на принципиально новый уровень был его разрыв с иудаизмом во II в. После этого процент евреев в христианских общинах стал неуклонно уменьшаться. В это же время происходит отказ христиан от ветхозаветных законов: соблюдения субботы, обрезания, строгих пищевых ограничений. 

              Расширение христианства и вовлечение в христианские общины большого количества людей самого разного вероисповедания привело к тому, что христианство этого периода представляло собой не единую церковь, а огромное количество направлений, группировок, богословских школ. Положение усложнялось большим количеством ересей. К концу II в. церковный историк конца IV в. Филастрий определяет их числом 156. 

              Во второй половине III в. шел процесс дальнейшей централизации церкви, и к началу IV в. из  существовавших  епархий выделилось  несколько  митрополий,  каждая  из  которых  объединяла  группу епархий. Естественно, крупные церковные центры создавались в наиболее важных политических центрах империи, прежде всего в столицах. 

Информация о работе Отличительные черты современной культуры