Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:48, реферат
Рассматривая культуру определенного общества на конкретном историческом этапе, необходимо, прежде всего, охарактеризовать существующую в нем систему основных нравственных, эстетических, духовных, политических, научных ценностей (т.е. менталитет данного общества), которые воплощены в науке, религии, нравственности, искусстве, политике и т.д.
В истории формирования культур имеется ряд особенностей. Накопление культурных ценностей идет по двум направлениям – по вертикали и горизонтали.
1. В чем состоят отличительные черты современной культуры
1.1. Введение
1.2. Отличительные черты современной культуры
1.3. Основные черты и проблемы современной культурной ситуации в России
1.4. Заключение
2. Какие религии относятся к мировым?
Список литературы
История человечества показывает, что уровень культуры не всегда пропорционален уровню финансирования и обеспеченности населения. Что же касается «экспансии Запада», то она возможна благодаря тому, что по каким-то причинам востребована в России. Суть того, что происходит в сфере современной культуры, можно понять, только рассматривая эту проблему в более широком контексте. Дело в том, что современная отечественная культура – это культура переходного периода.
Преобразования, произошедшие в нашей стране за последние десятилетия, настолько фундаментальны, что, по существу, представляют собой радикальное изменение образа жизни, системы ценностей и стиля сознания. Характеристиками подобных периодов в истории культур являются динамичность развития, с одной стороны, и значительная нестабильность – с другой.
Переходя к конкретным вопросам отечественной культуры, необходимо отметить крайнюю ее мозаичность. Конечно, субкультуры существовали в России и в советское время, однако в условиях безраздельного господства коммунистической идеологии, регламентировавшей все основные сферы социального бытия, они, в зависимости от их характера, контролировались и вписывались в единую социалистическую культуру или подавлялись. На рубеже 80 – 90-х гг. ХХ в. сдерживающий фактор, а также «железный занавес», отделявший Россию от Запада, исчезают и начинается стремительный процесс образования различных культурных общностей со своими традициями, картиной мира и т.п. Количество их видов и вариантов весьма велико: от возрождения и обособления национальных культур до субкультур новых социальных групп (например, так называемых «новых русских»), от ставших традиционными хиппи до таких экзотических явлений, как сторонники возрождения язычества и поклонники романов английского филолога Дж.Р. Толкиена.
Процесс культурного многоголосия естествен и плодотворен, ведь чем больше в нем участников, тем более она будет интересна. Однако в ситуации нашего отечества такое положение вещей вызывает и определенную тревогу. Чувство национальной идеи, лежащей в основе великих культур и объединяющей субкультуры, в настоящее время сильно ослаблено, а представления о ней размыты. И таким образом вышеупомянутое разноголосие может оказать негативное воздействие на российскую культуру.
Заметна также разница культурной ситуации столиц и провинции. Современная культура – культура информационного общества, и уровень овладения ею зависит от степени доступа к информационным потокам, транслируемым СМИ, Интернетом, массой книжной продукции и т.д. В этой области мы достигли значительных успехов, но, как правило, преимущественно в столицах, жители которых обладают большей возможностью выбора. Уровень же культурной информации, достигающий провинции, существенно сократился по большинству показателей, причем не только по объему, но и по качеству.
Другая группа проблем связана с определенным отставанием отечественной культуры в области технологического оснащения. Новая технология не только качественное и количественное улучшение результата того или иного труда, она коренным образом меняет сам характер человеческой деятельности во всех сферах, что, в свою очередь, является одним из факторов, формирующих новый образ жизни. Применительно к культуре можно вспомнить, что переход в живописи к тюбикам с красками (раньше они были в открытых чашках) радикально изменил ее характер, а вместе с ним существенно изменились жизненные ощущения европейцев XIX в., что можно видеть на примере импрессионистов. В настоящее время едва ли не самой значительной из этих технологий является Интернет. О его роли в современном обществе не прекращают спорить: одни видят в нем величайшее достижение, другие – величайшую опасность (облегчает подчинение и усреднение человеческого сознания, неограниченные возможности для преступности и шпионажа и т.д.). Ученые и политики утверждают, что в XXI в. «богатство, труд, культура, знание, деньги, торговля – все будет циркулировать через кибернетические сети».[2] Границы информационных полей станут тщательно охраняемыми. А сами эти поля станут гораздо более эффективным средством в борьбе за власть над миром, нежели оружие. Необходимо также учесть, что при всевозрастающем потоке информации (объем научных публикаций в одном только 1985 г. превысил их объем, появившийся в Европе со времен эпохи Возрождения) знакомство с ней одними традиционными методами (через книги, например) все более затруднительно, так же как и этими методами почти невозможен столь необходимый постоянный диалог творческих людей разных стран. И эту возможность предоставляет Интернет. Само развитие искусства неразрывно связано с компьютерными технологиями. Кино, телевидение, дизайн активно используют компьютерную графику и вообще возможности, предоставляемые виртуальной реальностью. Однако, если сравнить распространение у нас сети Интернета, картина весьма неутешительно напомнит сеть железных дорог в России перед Первой мировой войной, которых было катастрофически мало в сравнении с Западной Европой.
Не меньшую проблему представляют и потребители культурной продукции (в том числе и мы с вами). Сам образ жизни в современном индустриальном обществе (усугубляемый в России частыми экономическими и политическими неурядицами) формирует особый тип человека. Во-первых, высшей ценностью значительная часть наших современников (что показывают опросы) считает материальное благополучие. И за последнее десятилетие очень много людей оставили гуманитарную сферу деятельности, поскольку она не приносила соответствующих доходов. Во-вторых, множество людей вовлечено в чрезвычайно интенсивную, сопровождающуюся большой концентрацией усилий и вместе с тем однообразную трудовую деятельность с узкой специализацией в сфере производства и услуг. Подобный ритм жизни вкупе с сократившимся свободным временем весьма ограничивает умственные горизонты и возможность доступа к серьезной культурной информации, поскольку культурная продукция воспринимается только в качестве варианта отдыха и расслабления. Более того, человек постепенно лишается способности серьезно анализировать какую-либо информацию, передоверяя это СМИ, что чрезвычайно облегчает манипулирование его сознанием. В-третьих, перед взором потребителя открывается огромное количество областей культуры, вариантов культурной продукции и постоянно появляются все новые. «Хорошим тоном» считается стремление приобщиться к максимально большему их количеству (конечно, в меру материальных и интеллектуальных возможностей), что создает иллюзию познания жизни во всей ее полноте. Наличие подобного широкого выбора, конечно, расширяет кругозор и делает человека более требовательным. Но вместе с тем невозможность «объять необъятное» заставляет его скользить по верхам, а вкусы делает все более подвижными и неустойчивыми.
Во всех сферах деятельности человек окружается все большим количеством сложных вещей (машины, компьютеры, факсы, домашняя техника и т.д.). Причем в силу современного образа жизни он взаимодействует с ними гораздо чаще и больше, чем с людьми. И подобно тому как ребенок, живя в волчьей стае, становится «волком», мы, находясь в окружении вещей, становимся все более функциональными и рациональными, теряя при этом часть человеческого. Эти, далеко не единственные, проблемы сознания современного человека объясняют все учащающиеся призывы интеллектуальной элиты общества к гуманизации современной культуры.
Особой проблемой являются сильные культурные влияния извне, происходящие на фоне серьезных изменений и даже полного исчезновения многих традиционных областей отечественной культуры. Особенно ощутимо проникновение в Россию американской культуры (что происходит и во всем остальном мире). Многие европейские страны принимают законы, затрудняющие проникновение американской культуры и защищающие культуру национальную. Особенно этим прославилась Франция, где еще в 1982 г. министром культуры была составлена программа борьбы с тем, что он назвал «американским культурным империализмом». Это весьма актуально и для нас. Дело не в том, чтобы диалог разных культур прекратился, но в том, чтобы он способствовал взаимообогащению, а не разрушению одной культуры другой.
Преодоление этих трудностей во многом будет зависеть от того, насколько серьезно общество и государство озаботятся планированием и проведением продуманной культурной политики.
Культурная политика заключается не в подчинении национальной культуры государству, но в ее поддержке, причем, не только финансовой, но и интеллектуальной. Среди этих мер – разработка новых образовательных программ, способствующих гуманизации образования, где оптимально сочетались бы общегуманитарные и национальные ценности, закон об охране языка (принятый во Франции), программы, способствующие сохранению и изучению традиционных видов искусств, и т.п.
Государство должна беспокоить проблема сохранения национальной картины мира (национального мировоззрения), объединяющей массу индивидуальностей в нацию и множество субкультур в национальную культуру.
а) зороастризм, фентоизм, буддизм;
б) ислам, индуизм, даосизм;
в) ислам, буддизм, христианство.
Дайте краткую историко-культурную характеристику одной из мировых религий.
Правильный ответ – в) ислам, буддизм, христианство.
Одной из древнейших форм культуры является религия.
Этимологически термин восходит к латинскому глаголу religate (связывать). Религия как явление включает в себя ряд компонентов:
- вероучение: верования, составляющие систему догматов, ведущую начало от мифологии данной религии;
- бог (или боги) как верховная сущность, наделенная высшим разумом;
- культ как совокупность обрядовых и/или магических действий, выполняемых в соответствии с каноническими установлениями данной религии;
- церковь как общественный институт, объединяющий приверженцев данной религии;
- нормы нравственности, получившие освящение в системе догматов данной религии.[3]
Человеческая мысль с давних пор стремится понять феномен религии, его природу, значение, и сущность. В разные периоды истории человечество стремилось выразить свое отношение к религии и религиозным верованиям. Религия в истории народов мира занимает важное место и это не просто вера или неверие в богов. Религия пронизывает жизнь народов всех континентов. С религиозными обрядами рождается и умирает человек. Этика, мораль, нравственность в большинстве стран носила религиозный характер. С религией связаны многие достижения культуры: иконопись, архитектура, скульптура, живопись и т.д.
Религия – это и политика. Крестоносцы с именем бога совершали свои завоевательные походы. Борьба между различными религиозными группировками приводила не раз к кровопролитным войнам в странах Востока.
Религия служит средством общения верующих. Прежде всего, люди общаются с Богом и его служителями, кроме того, они общаются друг с другом. Верующие люди не чувствуют одиночества, имеют общие темы для бесед, находятся рядом со своими единомышленниками. Единая вера дает ощущение понимания и помощи, которых порой не хватает человеку.
Религия позволяет человеку ощутить смысл жизни, дает надежду на будущее спасение, на избавление от страданий. Возникает представление о направлении исторического развития и судьбе своего народа.
Общество и религия, человек и вера – неразделимые понятия, позволяющие говорить о единстве человечества не только в пространстве (все мы живем на одной планете), но и во времени (разные эпохи связаны между собой и не исчезают бесследно).
Каждая религия по-своему самобытна и интересна. Особое место в религиозном мире современного человечества занимают мировые религии. Отличительной чертой мировых религий является то, что их проповедуют люди разных национальностей. С появлением таких религий укрепилось взаимодействие разных народов. К числу ведущих мировых религий относятся: буддизм, христианство, ислам.
Христианство – вторая по времени возникновения мировая религия. Ныне это самая распространенная на Земле религия, насчитывающая свыше 1900 млн приверженцев в Европе и Америке, хотя в последнее десятилетие с ним успешно конкурирует ислам.
Христианство возникло в Палестине в I в. н.э. на фоне мистико-мессианских движений иудаизма как религия угнетенных и искавших спасения от жестоких условий в приходе спасителя. На возникновение христианства также повлияли три философские школы – стоическая, эпикурейская и скептическая, в комплексе ориентированные на создание блаженства личной жизни.
Христианство первоначально распространилось в еврейской среде в Палестине и странах средиземноморского бассейна, но уже в первые десятилетия существования получило большое количество последователей из других народов.
Во второй половине I в. и в первой половине II в. христианство представляло из себя ряд общин, состоящих из рабов, вольноотпущенников, ремесленников. Во второй половине II в. христианскими писателями уже отмечается наличие в составе общин благородных и состоятельных людей. Одним из важных элементов перехода христианства на принципиально новый уровень был его разрыв с иудаизмом во II в. После этого процент евреев в христианских общинах стал неуклонно уменьшаться. В это же время происходит отказ христиан от ветхозаветных законов: соблюдения субботы, обрезания, строгих пищевых ограничений.
Расширение христианства и вовлечение в христианские общины большого количества людей самого разного вероисповедания привело к тому, что христианство этого периода представляло собой не единую церковь, а огромное количество направлений, группировок, богословских школ. Положение усложнялось большим количеством ересей. К концу II в. церковный историк конца IV в. Филастрий определяет их числом 156.
Во второй половине III в. шел процесс дальнейшей централизации церкви, и к началу IV в. из существовавших епархий выделилось несколько митрополий, каждая из которых объединяла группу епархий. Естественно, крупные церковные центры создавались в наиболее важных политических центрах империи, прежде всего в столицах.
Информация о работе Отличительные черты современной культуры