Поэзия В. Брюсова в контексте русского символизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 18:17, курсовая работа

Описание

Цель данной работы заключается в том, чтобы узнать, кто такой В.Брюсов, ознакомиться с его поэзией в контексте русского символизма.

Задачи исследования:
узнать, кто являлся основоположниками русского символизма в России;
ознакомится с творчеством В.Брюсова и его символистским окружением;
найти основные эстетические принципы русского символизма;
раскрыть интерпритацию категории символа.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...……2
Глава 1. Русский символизм как художественное направление и как эстетика………………………………………………………………….…………4
1.1. Основоположники русского символизма в России……………..……………...…4
1.2. В. Брюсов и его символистское окружение……………………………….….….10
1.3. Основные эстетические принципы русского символизма…………………...….19

Глава 2. Отражение символистских идей………………………………………….……..……26
2.1. Интерпретация категории символа…………………………………….……..…..26
2.2. Образный мир символистов. Поэтический сборник "Русские символисты"…………………………………………………………..…….….…28
Заключение…………………………………………………………………………….……..…...34
Список литературы………………………………………………………………….…………...35

Работа состоит из  1 файл

Курсовая_Поэзия В. Брюсова в контексте русского символизма.doc

— 202.00 Кб (Скачать документ)

Первый выпуск альманаха получил заглавие «Русские символисты», под которым и вышел  в Москве в феврале 1894 г. В предисловии, подписанном издателем Владимиром Александровичем Масловым, о новом  течении говорилось: «Нисколько не желая отдавать особого предпочтения символизму и не „считая его, как это делают увлекающиеся последователи, поэзией будущего“, я просто считаю, что и символистическая поэзия имеет свой raison d'etre».

На самом  деле и издателем, и меценатом альманаха был сам Брюсов, и весь план издания был основан «на закладывании золотых часов». Вымышленный же издатель В. Маслов стал первой «мертвой душой» нового течения.

Мистификация  продолжилась, поскольку большая  часть стихотворений во всех трех альманахах была написана самим Брюсовым под своим именем и под многочисленными псевдонимами — В. Даров, А. Бронин, К. Созонтов, З. Фукс и др.

Среди немногочисленных реальных поэтов, принимавших участие  в альманахах были А. Миропольский (А.А. Ланг), Н. Нович (Н.Н. Бахтин), Эрла Мартов (А.Э. Бугон), Г. Зароним (А.В. Гиппиус).

Для Брюсова-символиста искусство — это «постижение  мира другими, не рассудочными путями».32 Он хотел подняться над действительностью в миры высокой культуры. Для этого, как ему кажется, нужно только уйти от грязи современности.

В 1896 году в стихотворении  «Юному поэту» он пишет:

Юноша бледный  со взором горящим, 
Ныне даю я тебе три завета: 
Первый прими: не живи настоящим, 
Только грядущее - область поэта. 
Помни второй: никому не сочувствуй, 
Сам же себя полюби беспредельно. 
Третий храни: поклоняйся искусству, 
Только ему, безраздумно, бесцельно. 
Юноша бледный со взором смущенным! 
Если ты примешь моих три завета, 
Молча паду я бойцом побежденным, 
Зная, что в мире оставлю поэта.

Проведём  анализ данного стихотворения:

Стихотворение "Юному поэту" - это декларация самоценного искусства, поэзии как ценности, которая требует безоговорочного служения только ей одной. 
Брюсов добивается торжественности звучания стиха, выбрав дактиль - трехсложный размер, уже по самому этому более медленный и строгий. чем двухсложные, и к тому же строго соблюдая ритмическую схему - ни одно ударение на стопе, где оно должно быть, не пропущено, а потому речь кажется мерным, ритмичным движением без ускорений и замедлений. Ощущение торжественности поддерживается и отбором высоких, эмоционально окрашенных слов: "юноша", "взор", "беспредельно", "грядущее", "поклоняйся". 
При этом нужно понимать, что Брюсов обращается к поэтической традиции (Рылеев, Лермонтов, Некрасов), которая, используя ту же стилистику, утверждала противоположные идеи - поэтического творчества как гражданского служения, как борьбы (следом этой традиции может считаться мотив "побежденного бойца", появляющийся достаточно неожиданно). Тем самым Брюсов вступает в диалог со своими предшественниками, претендуя на равенство с ними.

Таким образом, можно сказать, что метод символизма предполагает воплощение основных идей произведения в многозначной и многоликой ассоциативной эстетике символов, т.е. таких образов, значение которых постижимо через их непосредственное выражение единицей художественной (поэтической, музыкальной, живописной, драматической) речи, а также через её те или иные свойства (звукопись поэтического слова, цветовая гамма живописного образа, интервальные и ритмические особенности музыкального мотива, тембровые краски и т.д.). Основным содержанием символистичного произведения являются выраженные в образности символов вечные идеи, т.е. обобщённые представления о человеке и его жизни, высший смысл, постигаемый лишь в символе, а также Красота, в нём воплощённая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Символизм - новое  миропонимание. Оказалось, что эпоха  определенного слома прошлых  ценностей не смогла удовлетвориться  формально-логическим, рациональным подходом. Ей был нужен новый метод. И соответственно этот метод породил новую единицу - символ. Таким образом, символизм не только внес символ в инструментарий современности, он также привлек внимание к возможному пути вслед за символом, к пути интуитивному, а не только рациональному. То новое, что приносит символизм, можно увидеть в подключении к современным проблемам всего многообразия прошлых культур.

Таким образом, изменение мировоззренческих основ  на рубеже XIX - ХХ вв. соединилось с  творческими поисками в области  художественного языка. Наиболее полнокровный результат перемен выразился в становлении эстетической системы символизма, который стал импульсом обновления всех сфер культуры. Вершина поэзии символизма приходится на поколение В. Брюсова, когда был выработан художественный язык нового искусства на основе ретроспективизма, синтеза различных областей творчества, установки на соавторство создателя и потребителя культурного продукта.

 В. Брюсов - это легендарная и выдающаяся  личность в русском символизме. Он дал толчок для развития данного течения в России и сам стал его продолжателем. Поэзия Валерия Брюсова стоит особняком от основного потока Серебряного века. И сам он, как личность, резко отличается от современных ему поэтов. Он весь городской, кубообразный, жесткий, с хитринкой и очень волевой человек.

Символизм сыграл роль формообразующей, несущей эстетической конструкции для всей русской культуры начала ХХ века.

 

Список  литературы:

Книги:

  1. Андрей Белый. Публикации. Исследования.[Текст]/ - М. : ИМЛИ, 2002. - 363 с.
  2. Асанова Л.Н. Поэтическая Россия, Валерий Брюсов.[Текст]/М.: Советская Россия, 1990.
  3. Банников Николай Васильевич “Серебряный век русской поэзии” [Текст]/М: Просвещение 1993 г.
  4. Бердяев Н.А. "Смысл истории", По изданию:"Мысль" 1990 (с издания YMCA PRESS, Paris, 1969).[Текст]/М.: Мысль, 1990.
  5. Брюсов В., Далекие и близкие,[Текст]/М., 1912
  6. Вехи; Интеллигенция в России: Сб. ст. 1909 1910 / Сост., коммент. Н.Казаковой; Предисл. В.Шелохаева.[Текст]/ - М.: Мол. гвардия, 1991. - 462 с.
  7. Гаспаров М.Л. Брюсов-стиховед и Брюсов-стихотворец (1910-1920-е годы). // Гаспаров М.Л. Избранные труды. Том III. О стихе.[Текст]/ - М.: Языки русской культуры, 1997. - С. 399-422.
  8. Дьяконова Н.Я. Лирическая поэзия Байрона. / Н.Я. Дьяконова.[Текст]/ - М: Правда, 1978 - 166 с.
  9. Ермилова Е.В. Теория и образный мир русского символизма.[Текст]/ - М.: Наука, 1989. - 176 с.
  10. Козловский А.А. В.Я. Брюсов, сочинения, том первый. М.: Художественная литература, 1987.
  11. Конева Л.А. Философия Вл. Соловьева как явление символизма. // Философия культуры . [Текст]/изд. "Самарский университет", 1993.
  12. Кораблев А.А. Хаосмос Тютчева Текст. /А.А. Кораблев// Литературоведческий сборник: творчество Ф.И. Тютчева: филологические и культурологические проблемы изучения.[Текст]/ Вып. 1516. Донецк: ДонНУ, 2003. - 312 с. С. 16-30
  13. Лавров А. В. Русские символисты,[Текст]/ М., 2006.
  14. Литературное наследство: В. Брюсов. -[Текст]/ М.: Наука, 1976. - 854 с.
  15. Минералова И.Г. Русская литература серебряного века : поэтика символизма.[Текст]/ - М. : Изд-во Лит. ин-та им. А.М. Горького, 1999. - 225 с.
  16. Мочульский К. В. Александр Блок // Мочульский К. В. А. Блок. А. Белый. В. Брюсов. [Текст]/М. 1997.
  17. Пьяных Михаил Фёдорович “Серебряный век”,[Текст]/ Л: Лениздат 1991г.
  18. Русская поэзия серебряного века.1890-1917. Антология.Ред. М.Гаспаров, И.Корецкая и др.[Текст]/Москва: Наука, 1993.
  19. Сивоволов Б. М. Брюсов и передовая русская литература его времени.[Текст]/Харьков, 1985.
  20. Флоровский Г. Пути русского богословия.[Текст]/ Париж, 1983. С. 260.

 

 

Статьи:

 

  1. Гиндин С. И., Неосуществлённый замысел Брюсова // «Вопросы литературы».[Текст]/1970, № 9.
  2. Жилкин В.А. Николай Рерих и Александр Блок. //[Текст]/ ПРС. - 2001. - № 4.- с. 230
  3. ст. Корнея Чуковского «Циферблат г. Бельтова»,[Текст]/ № 2 за 1906г.
  4. Нахов И.М. Валерий Брюсов и античный мир. // Русская словесность.[Текст]/- М., 2003. - № 6. - С. 8-16.

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Бердяев Н.А. «Смысл истории», По изданию:"Мысль" 1990 (с издания YMCA PRESS, Paris, 1969). М.: Мысль, 1990.

2 Русская поэзия серебряного века. 1890-1917. Антология. Ред.

М.Гаспаров, И.Корецкая и др. Москва: Наука, 1993г.

3 Банников Николай Васильевич “Серебряный век русской поэзии” М: Просвещение 1993 г.

4 Пьяных Михаил Фёдорович “Серебряный век”, Л: Лениздат 1991г.

5  Флоровский Г. Пути русского богословия. – Париж, 1983. – 600 с.

6 Вехи. Интеллигенция в России: Сб. ст. 1909-1910. – М.: Мол. Гвардия, 1991. – С.22-210.

7 Коробкин Д. В.С. Соловьёв и А.С. Хомяков: Pro et contra в контексте русской богословской традиции ХХ века // Русская литература и православие. – Даугавпилс-Резекне, 2005.

8 А.Ф. Лосев. Владимир Соловьев и его время.

9 Конева, Л. А. Философия Вл. Соловьева как явление символизма // Философия культуры : Изд. «Самарский университет», 1993. С. 116—126.

10 Кораблев А.А. Хаосмос Тютчева // Литературоведческий сборник: творчество Ф.И. Тютчева: филологические и культурологические проблемы изучения. Вып. 15–16. – Донецк: ДонНУ, 2003. – С. 16–30.

11 Саводник В. Ф., Фет (в кн.: «История русской литературы XIX в.», под ред. Д. Н. Овсянико-Куликовского, изд. «Мир», т. III, М., 1909)

12 Брюсов В., Далекие и близкие, М., 1912

13 Асанова Л.Н. Поэтическая Россия, Валерий Брюсов. М.: Советская Россия, 1990.

14 Козловский А.А. В.Я. Брюсов, сочинения, том первый. М.: Художественная литература, 1987.

15 Айхенвальд Ю. Валерий Брюсов/ Критическая библиотека. – М., 1910. – Вып. 1 – с. 3.

16 Асанова Л.Н. Поэтическая Россия, Валерий Брюсов. М.: Советская Россия, 1990.

17 ст. Корнея Чуковского «Циферблат г. Бельтова», № 2 за 1906

18 Козловский А.А. В.Я. Брюсов, сочинения, том первый. М.: Художественная литература, 1987

19 Андрей Белый: Публикации. Исследования. М., 2002

20 Мочульский К. В. Александр Блок // Мочульский К. В. А. Блок. А. Белый. В. Брюсов. М. 1997

21 Козловский А.А. В.Я. Брюсов, сочинения, том первый. М.: Художественная литература, 1987.

22 Русская  поэзия  серебряного   века.   1890-1917.   Антология.   Ред.

      М.Гаспаров, И.Корецкая и др. Москва: Наука, 1993

23 Русское слово. – 1913. – 7 мая. Беседа с корреспондентом газеты под заглавием “Возвращение К. Д. Бальмонта”.

24 Корецкая И. В. Константин Бальмонт // Русская литература рубежа веков (1890-е – начало 1920-х годов). – М., 2000.– Кн. 1.

25 Д.С. Мережковский. Собрание сочинений в 4-х т.  Москва: Правда, 1990.

26 Брюсов В. Я. Дневники. – М., 1927. – с.12.

27 Мочульский К.В. А. Блок. А. Белый. В. Брюсов. М., 1997

28 Луначарский А. Предисловие. – В кн.: Брюсов В. Избр. произв., т. 1. М. – Л., 1926, с. 8.

29  Русское слово. – 1913. – 7 мая. Беседа с корреспондентом газеты под заглавием “Возвращение К. Д. Бальмонта”.

30 Ханзен-Лёве А. Русский символизм / А. Ханзен-Лёве . – СПб., 1999.

31 Дьяконова Н.Я. Лирическая поэзия Байрона. / Н.Я. Дьяконова. – М: Правда, 1978 – 166 с.

32 Асанова Л.Н. Поэтическая Россия, Валерий Брюсов. М.: Советская Россия, 1990.


 



Информация о работе Поэзия В. Брюсова в контексте русского символизма