Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 23:30, реферат
Цель: Охарактеризовать эпоху постмодернизма, показать отличительные особенности литературы и науки данного времени.
Задачи:
1. Изучить историю возникновения понятия «постмодернизм»;
2. Проанализировать дополнительную литературу,познакомиться с наиболее известными литературными произведениями эпохи постмодернизма;
3. Изучить основные направления в науке данной эпохи;
Введение;
Основная часть:
История термина «постмодернизм»;
Литература эпохи постмодернизма;
Постнеклассическая наука;
Заключение;
Список используемой литературы;
В произведениях посмодернистов пародия приобретает иное обличье и выполняет иную функцию по сравнению с традиционной литературой. Так, Ч.Дженкс говорит о «двойном кодировании», под которым понимает присущее постмодернизму пародийное сопоставление двух (или более) «текстуальных миров». Это специфическое свойство пародии получило название «пастиш» (от итальянского pasticcio – опера, составленная из отрывков других опер, смесь, попурри, стилизация. По мнению А.Гульельми, пастиш – одновременно и фантазия, и пародия, либо автопародия. Важно и то, что если классическое литературное произведение ясно дает понять, где автор говорит серьезно, а где – иронизирует, то в постмодерне эта граница размыта, и читатель, как правило, остается в недоумении – где пародия, а где искренний, подлинный текст. Многоуровневое письмо, женское письмо. По Тео "Дану, произведения постмодернизма, с одной стороны, обладают рекламной привлекательностью предмета массового потребления, с другой – пародийным переосмыслением более ранних, и преимущественно модернистских сочинений, иронической трактовкой их сюжетов и приемов.
Многоуровневое письмо постмодернистов – это такой текст, которому подходит «вертикальный и горизонтальный тип чтения» (термин Р.Барта). Так, например, следование перипетиям путешествия Венички по маршруту Москва-Петушки (В.Ерофеев, Москва-Петушки) соответствует горизонтальному способу чтения, а прослеживание взаимоотношений культурных цитат и образования текста – вертикальному.
В постмодернизме
сосуществуют еще два понятия
– фаллогоцентризм (опирающееся
на теорию фаллоса Ж.Лакана, представляющую
фаллос как атрибут целостности,
знак власти), и деконструкция этой
теории, нашедшая выражение в так
называемом «женском письме». На Западе
классическими работами в этом направлении
являются труды Ю.Кристевой (Женщина,
всегда разная, 1974), Л.Иригарэй (Зеркало
другого рода / другой женщины, 1974; Этот
пол, который не один, 1977), Э.Сиксу (Смех
медузы, 1975) и др. Русскоязычные женщины-
Женское письмо
распадается на две составляющие:
отрицательную и
«Эротическое тело текста». Об «удовольствии» как основе литературы писал еще Аристотель в своей Поэтике, в частности, об удовольствии, связанном с «узнаванием».
В концепции Р.Барта «удовольствие от текста», или, другими словами, «эротическое тело текста», принцип удовольствия, лежащий в основе как секса, так и любого другого жизненного наслаждения, – разрушает метатекст, претендующий на то, чтобы заменить собой подлинную реальность («жизнь как она есть»).
Например, удовольствие от чтения сочинений Б.Акунина во многом состоит в узнавании самого разного уровня – от детективного до угадывания первоначального текста, лежащего в основе повествования (римейк). Недаром Акунин говорил, что его тексты подобны лаковым миниатюрам в 15 слоев – не обязательно видеть их, но глубина чувствуется. Любопытно, что уже Э.Хемингуэй «удовольствие от текста» делает одним из главных приемов своей прозы. Причем, его метод даже шире бартовской концепции и помимо эстетического удовольствия от игры с именами собственными, с благозвучнейшими георафическими названиями, блюдами евпропейской кухни, марками вин и т.д., предлагает читателю «жизненное» удовольствие. Герои Хемингуэя как бы делятся удовольствием, которое они получают от жизни. Впрочем, уже И.Тургенев, у которого Хемингуэй, по его сосбтвенному признанию (Праздник, который всегда с тобой), во всю использует прямую зависимость правды изображения от удовольствия, которое испытывают его герои, проживая в дворянской усадьбе, на свежем воздухе, среди лесов и полей.
Растворение характера в романе, новый биографизм. Для литературы постмодернизма характерно стремление к разрушению литературного героя и вообще персонажа как психологически и социально выраженного характера. Наиболее полно эту проблему осветила английская писательница и литературовед Кристина Брук-Роуз в статье Растворение характера в романе.
Брук-Роуз приводит пять основных причин краха «традиционного характера»: 1) кризис «внутреннего монолога» и других приемов «чтения мыслей» персонажа; 2) упадок буржуазного общества и вместе с ним жанра романа, который это общество породило; 3) выход на авансцену нового «искусственного фольклора» как результата воздействия масс-медиа; 4) рост авторитета «популярных жанров» с их эстетическим примитивизмом, «клипповое мышление»; 5) невозможность средствами реализма передать опыт 20 в. со всем его ужасом и безумием.
Читатель «нового поколения», по мнению Брук-Роуз, все больше предпочитает художественной литературе документалистику или «чистую фантазию». Вот почему постмодернистский роман и научная фантастика так схожи друг с другом: в обоих жанрах персонажи являются скорее олицетворением идеи, нежели воплощением индивидуальности, неповторимой личности человека, обладающего «каким-либо гражданским статусом и сложной социальной и психологической историей».
Общий итог,
который делает Брук-Роуз, таков: «Вне
всякого сомнения, мы находимся в
переходном состоянии, подобно безработным,
ожидающим появления заново структурированного
технологического общества, где им
найдется место. Реалистические романы
продолжают создаваться, но все меньше
и меньше людей их покупают или
верят в них, предпочитая бестселлеры
с их четко выверенной приправой
чувствительности и насилия, сентиментальности
и секса, обыденного и фантастического.
Серьезные писатели разделили участь
поэтов – элитарных изгоев и замкнулись
в различных формах саморефлексии
и самоиронии – от беллетризованной
эрудиции Борхеса до космокомиксов
Кальвино, от мучительных мениппеевских
сатир Барта до дезориентирующих
символических поисков
Размывание границ между документалистикой и художественным произведением привел к появлению так называемого «нового биографизма», который встречается уже у многих предшественников постмодернизма (от эссе-самонаблюдений В.Розанова до «черного реализма» Г.Миллера). Симулякр. Кризис характера, тяготение к фантастике породил в постмодернизме теорию симулякра. Симулякр (франц. – стереотип, псевдовещь, пустая форма). Еще ранее, у Платона – «симулякр», «копия копии». В постмодернистской эстетике симулякр занимает место, принадлежащее в классических эстетических системах художественному образу. Однако если образ (копия) обладает сходством с оригиналом, то симулякр уже весьма далек от своего первоисточника. Жиль Делез рассматривает симулякр как знак, который отрицает как оригинал, так и копию. Бодрийяр определяет симулякр как псевдовещь, замещающую «агонизирующую реальность» постреальностью посредством симуляции, выдающей отсутствие за присутствие, стирающей различия между реальным и изображаемым.
Симулякр
– образ отсутствующей
Многие исследователи
рассматривают постмодернизм
Поэт и киносценарист Юрий Арабов, пожалуй, наиболее точно указал на главную слабость постмодернистского мышления, на его «тонкое место», назвав постмодернизм системой, «в которой отсутствуют предпочтения, где червь равен Богу, а король капусте, где человек „страдающий" позорно капитулировал перед „человеком играющим"».
Недаром Д.Пригов
– истый русскоязычный
Во всем мире
принято считать, что постмодернизм
в литературе представляет собой
особый интеллектуальный стиль, тексты
которого написаны как бы вне времени,
и где некий герой (не автор) проверяет
собственные умозаключения, играя
в ни к чему не обязывающие игры,
попадая в различные жизненные
ситуации. Постмодернизм критики
рассматривают как реакцию
1.Дэвид Фостер Уоллес "Бесконечная шутка"
Это произведение
является классикой жанра,
2.Уильям Берроуз "Голый завтрак"
Слишком
много было написано о влиянии
данного произведения на умы
современности, чтобы писать
3. Томас Пинчон "Радуга Силы тяжести"
Все попытки
описать сюжет данной новеллы
заведомо потерпят неудачу:
4. Джозеф Геллер "Уловка-22"
Наверное,
это наиболее парадоксальная
новелла, что когда-либо была
написана. Произведение Геллера
широко узнаваемо, и главное,
признано большинством
5.Брет Истон Эллис "Американский психопат"
Ни одно другое произведение не способно показать жизнь обычного яппи с Уолл-стрит. Патрик Бейтмен, главный герой произведения, живет обычной жизнью, на которую автор накладывает интересный фокус, для того, чтобы показать неприкрытую реальность подобного образа существования.
6.Хантер Томпсон "Страх и ненависть в Лас-Вегасе"
Книга
повествует по похождениях
7.Хорхе Луис Борхес "Лабиринт"
Данную
книгу невозможно описать, не
прибегая к глубокому анализу.
В общем-то подобная
8.Курт Воннегут "Завтрак Чемпионов"
Вот, что
говорит сам автор о своей
книге: «Эта книга — мой
подарок самому себе к
…Думаю,
что это — попытка все
…По-моему,
так должны сделать все
9.Марк Данилевски "Дом листьев"
Данная
книга является настоящим