План:
- Введение;
- Основная часть:
- История термина «постмодернизм»;
- Литература эпохи постмодернизма;
- Постнеклассическая наука;
- Заключение;
- Список используемой литературы;
Введение:
Причиной, по которой
я выбрала тему «Постмодернизм в науке
и литературе», является интерес к новому
типу мировоззрения людей, к современному
искусству и науке. А между тем, проблема
постмодернизма сегодня является одной
из самых обсуждаемых в научных кругах
уже на протяжении многих лет.
В наше время нет такого часто употребляемого
и, при этом, более туманного понятия, чем
постмодернизм, поэтому мне бы хотелось
разобраться и понять, что такое «постмодернизм»,
и он чем характеризуется.
Цель: Охарактеризовать
эпоху постмодернизма, показать отличительные
особенности литературы и науки данного
времени.
Задачи:
1. Изучить историю возникновения
понятия «постмодернизм»;
2. Проанализировать дополнительную
литературу,познакомиться с наиболее
известными литературными произведениями
эпохи постмодернизма;
3. Изучить основные направления
в науке данной эпохи;
Основная часть:
История
термина «постмодернизм»
В начале ХХ
века классический тип мышления эпохи
модерна меняется на неклассический,
а в конце века — на постнеклассический.
Для фиксирования ментальной специфики
новой эпохи, которая кардинально
отличалась от предшествующей, требуется
новый термин. Современное состояние
науки, культуры и общества в целом
в 70-е годы прошлого века было охарактеризовано
Ж.-Ф. Лиотаром как «состояние постмодерна».
Зарождение постмодерна проходило
в 60-70-е гг. ХХ века, оно связано
и логически вытекает из процессов
эпохи модерна как реакция
на кризис её идей, а также на так
называемую смерть супероснований: Бога
(Ницше), автора (Барт), человека (гуманитарности).
Термин появляется
в период Первой мировой войны
в работе Р. Панвица «Кризис европейской
культуры» (1914). В 1934 году в своей
книге «Антология испанской и
латиноамериканской поэзии» литературовед
Ф. де Онис применяет его для обозначения
реакции на модернизм. В 1947 году Арнольд
Тойнби в книге «Постижение истории»
придает постмодернизму культурологический
смысл: постмодернизм символизирует
конец западного господства в
религии и культуре.
Объявленным
«началом» постмодернизма считают
статью Лесли Фидлера, 1969, «Пересекайте
границу, засыпайте рвы», демонстративно
опубликованную в журнале Playboy. Американский
теолог Харви Кокс в своих работах
начала 70-х годов, посвященных проблемам
религии в Латинской Америке,
широко пользуется понятием «постмодернистская
теология». Однако популярность термин
«постмодернизм» обрел благодаря
Чарльзу Дженксу. В книге «Язык
архитектуры постмодернизма» он
отмечал, что хотя само это слово
и применялось в американской
литературной критике 60-70-х годов
для обозначения ультрамодернистских
литературных экспериментов, автор
придал ему принципиально иной смысл.
Постмодернизм означал отход
от экстремизма и нигилизма неоавангарда,
частичный возврат к традициям,
акцент на коммуникативной роли архитектуры.
Обосновывая свой антирационализм,
антифункционализм и антиконструктивизм
в подходе к архитектуре, Ч. Дженкс
настаивал на первичности в ней
создания эстетизированного артефакта[5].
Впоследствии происходит расширение содержания
этого понятия с первоначально узкого
определения новых тенденций в американской
архитектуре и нового течения во французской
философии (Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотар) до определения,
охватывающего начавшиеся в 60-70 годы процессы
во всех областях культуры, включая феминистское
и антирасистское движения.
В настоящее
время существует ряд взаимодополняющих
концепций постмодернизма как феномена
культуры, которые подчас носят взаимоисключающий
характер:
Юрген Хабермас,
Дениел Белл и Зигмунт Бауман трактуют
постмодернизм как итог политики
и идеологии неоконсерватизма, для
которого характерен эстетический эклектизм,
фетишизация предметов потребления
и другие отличительные черты
постиндустриального общества.
В трактовке
Умберто Эко постмодернизм в
широком понимании — это механизм
смены одной культурной эпохи
другой, который всякий раз приходит
на смену авангардизму (модернизму)
(«Постмодернизм — это ответ модернизму:
раз уж прошлое невозможно уничтожить,
ибо его уничтожение ведет
к немоте, его нужно переосмыслить,
иронично, без наивности»).
Постмодернизм
— общий культурный знаменатель
второй половины XX века, уникальный период,
в основе которого лежит специфическая
парадигмальная установка на восприятие
мира в качестве хаоса — «постмодернистская
чувствительность» (В. Вельш, И. Хассан,
Ж.-Ф. Лиотар).
Постмодернизм
— самостоятельное направление
в искусстве (художественный стиль),
означающий радикальный разрыв с
парадигмой модернизма (Г. Хоффман, Р. Кунов).
По мнению
же X. Летена и С. Сулеймена, постмодернизма
как целостного художественного
явления не существует. Можно говорить
о нём как о переоценке постулатов
модернизма, но сама постмодернистская
реакция рассматривается ими
как миф.
Постмодернизм
— эпоха, пришедшая на смену европейскому
Новому времени, одной из характерных
черт которого была вера в прогресс
и всемогущество разума. Надлом ценностной
системы Нового времени (модерна) произошёл
в период Первой мировой войны. В
результате этого европоцентристская
картина мира уступила место глобальному
полицентризму (Х. Кюнг), модернистская
вера в разум уступила место интерпретативному
мышлению (Р. Тарнас (en)).
Главными
историческими событиями, с которыми
следует считать начало становления
постмодерной культуры – это изменения,
произошедшие в экономически развитых
странах во второй половине шестидесятых
годов, которые в общем виде можно
охарактеризовать как начало перехода
от индустриального общества к постиндустриальному,
или информационному обществу. Именно
в тогда начинают развиваться
новейшие электронные технологии, которые
в дальнейшем составят базис культуры
постмодерна. Наступление постмодерна
неразрывно связано со становлением
постиндустриального или информационного
общества, основу теории которого положили
в 60-70-х годах Д. Белл, Д. Рисман, А.
Тоффлер, З. Бжезинский, Дж. Гэлбрейт, А.
Турен и др. Отличительными чертами
постиндустриального общества являются
массовое распространение творческого,
интеллектуального труда, качественно
возросший объем и значение научного
знания и информации, развитие средств
коммуникации, преобладание в структуре
экономики сферы услуг, науки, образования,
культуры над промышленностью и
сельским хозяйством. Развитие новейших
электронных технологий оказало
на жизнь общества и отдельного человека
такое влияние, что уже невозможно
абстрагироваться от них при рассмотрении
любой области реальности конца
ХХ века. Если вновь обратиться к
классической работе Ж.Ф Лиотара "Состояние
постмодерна", то в ней вхождение
в общества в постмодерный период
французский философ связывает
с процессами всеохватывающей информатизации,
которые стали одной из причин
изменения статуса знания и возникновения
специфического постмодернистского видения
мира[12]. Таким образом, следует отчетливо
понимать, что постмодернизм отражает
технотронный характер современности,
стремится осмыслить и воплотить
его в своих категориях и, по сути,
представляет не что иное, как мировоззрение
информационного общества.
Другой причиной,
по которой конец шестидесятых является
временем возникновения постмодернизма
как массового умонастроения, будет
окончательное разочарование в
возможности насильственного переустройства
мира согласно "великим историческим
проектам", начиная с проекта
Маркса и заканчивая проектом Маркузе.
Переломной точкой в данном случае
послужили социально-политические
события, произошедшие в 1968 году. Особенное
значение здесь имеют майские
волнения во Франции – выступления
леворадикальных сил, требующих
революционного переустройства общества.
Движение протеста, основу которого составляла
студенческая молодёжь, вдохновлённая
разворачивающейся в китае "культурной
революцией", идеей Э. Че Гевара о
возможности "революции без бюрократии",
теориями "спонтанности революционного
действия", восходящих к Бакунину и
Прудону, а также теорией Маркузе о решающей
роли маргинальных групп в социально-политическом
преобразовании буржуазного общества,
столкнулось с вездесущностью отлаженных
механизмов власти и оказалось неспособным
претворить свои требования в реальность.
"Май 1968 года" вызвал большой резонанс
в среде французских философов, которые
расценивали эти события как выражение
кризиса всего западного общества. Попутно
ими был поставлен вопрос об ответственности
интеллектуала за свои идеи, которые обретают
в обществе независящую от него жизнь
и зачастую становятся причинами человеческого
горя. Поражение леворадикальных сил в
1968 году имело своим следствием отход
от идеалов революционного преобразования
и вульгарных версий марксистской теории,
да и вообще разочарование в самой возможности
изменения общества по "модернистскому
сценарию". "Май 1968 года", таким
образом, можно считать условным рубежом,
символизирующим начало становления постмодернистского
мировоззрения. кроме того, с этими событиями
связывается оформление в самостоятельное
идейное течение постструктурализма,
непосредственно сформулировавшего философскую
базу постмодернизма, а также, нельзя не
отметить влияние 1968 года на формирование
школы "новых философов" во Франции,
которая является одной из версий постмодернистской
философии.
Здесь же следует
учесть и то, что 1968 год связан не
только с событиями во франции, он
печально знаменит и другими социально-политическими
потрясениями, влияние которых прослеживается
и по сей день. Речь идёт о так
называемой "Пражской весне", когда
под гусеницами танков окончательно
погибла вера в социализм "с человеческим
лицом". Также нельзя не вспомнить и
волнения в американском обществе, связанные
с осознанием бессмысленности и трагичности
Вьетнамской войны, ставшей парадигмальным
образцом всех войн, в ходе которых, обусловленные
имперскими амбициями, попытки развитых
стран навязать свою "прогрессивную"
идеологию "отсталым" государствам
и народам, оборачивались крахом и внутренними
социальными взрывами. Все эти события,
бесспорно, наложили отпечаток на самосознание
европейской культуры и в дальнейшем послужили
одной из причин пересмотра и изменения
её мировоззренческих установок.
Становление
постмодерна связано не только с
социально-политическими процессами
в обществе. Как известно, индикатором
смены эпох всегда являлось возникновение
новых течений в искусстве. "Именно
в духовной культуре – отмечают
Л. Зыбайлов и В. Шапинский, – начинает
складываться модели постмодернистской
ментальности, которые наиболее рельефно
показали себя в искусстве, где расшатывались
модернистские догмы и выворачивались
наизнанку стереотипы модернистско-авангардистской
логики". вторая половина шестидесятых
годов ознаменована утверждением и распространением
принципиально отличных от существующих
ранее форм и подходов в сфере художественной
деятельности, которые стали выразителями
начального процесса постмодернистских
трансформаций западного общества. Особенно
ярко это прослеживается в области литературы.
В шестидесятые годы такие авторы, как
Владимир Набоков, Ален Роб-Грийе, Джон
Барт, Хулио Кортасар, Томас Пинчон, Уильям
Берроуз, Курт Воннегут и др., независимо
друг от друга, создают литературные произведения,
которые оказываются довольно близкими
по своему духу. Их книги роднит специфический
"стиль письма", характерными чертами
которого являются смешение жанров, отсутствие
заданной структуры, децентрированность,
цитатность, ирония или "пастиш".
Этот особый стиль и принято считать проявлением
постмодернизма в литературе. Не менее
отчётливо постмодернистские тенденции
наблюдаются в этот период и в архитектуре,
где к концу шестидесятых постмодерн закрепился
уже как самостоятельный стиль.
Литература
эпохи постмодернизма.
ПОСТМОДЕРНИЗМ
В ЛИТЕРАТУРЕ – литературное направление,
пришедшее на смену модерну и
отличающееся от него не столько оригинальностью,
сколько разнообразием элементов,
цитатностью, погруженностью в культуру,
отражающее сложность, хаотичность, децентрированность
современного мира; «дух литературы»
конца 20 в; литературу эпохи мировых
войн, научно-технической революции
и информационного «взрыва».
Термин постмодернизм
часто употребляется для характеристики
литературы конца 20 в. В переводе с
немецкого постмодернизм означает
«то, что следует после модерна».
Как это часто случается с
«изобретенной» в 20 в. приставкой «пост»
(постимпрессионизм, постэкспрессионизм),
термин постмодернизм указывает
как на противопоставление модерну,
так и на его преемственность.
Таким образом, уже в самом
понятии постмодернизм отразилась
двойственность (амбивалентность) породившего
его времени. Неоднозначны, зачастую
прямо противоположны и оценки постмодернизма
его исследователями и критиками.
Так в трудах
некоторых западных исследователей
культура постмодернизма получила название
«слабо связанной культуры». (Р.Мерелмен).
Т.Адорно характеризует ее как культуру,
снижающую дееспоспособность человека.
И.Берлин – как искривленное древо
человечества. По выражению американского
писателя Джона Барта, постмодернизм
– это художественная практика,
сосущая соки из культуры прошлого,
литература истощения.
Литература
постмодернизма, с точки зрения Ихаба
Хассана (Расчленение Орфея), по сути,
является антилитературой, так как
преобразует бурлеск, гротеск, фантастику
и иные литературные формы и жанры
в антиформы, несущие в себе заряд
насилия, безумия и апокалиптичности
и превращающие космос в хаос.
По мнению
Ильи Коляжного, характерные особенности
российского литературного постмодернизма
– «глумливое отношение к своему
прошлому», «стремление дойти в
своем доморощенном цинизме и
самоуничижении до крайности, до последнего
предела». По словам того же автора, «смысл
их (т.е. постмодернистов) творчества обычно
сводится к „приколу" и „стебу",
а в качестве литературных приемов-„спецэффектов"
ими используются ненормативная
лексика и откровенное описание
психопатологий...».
Большинство
теоретиков выступают против попыток
представить постмодернизм как
продукт разложения модернизма. Постмодернизм
и модерн для них – лишь взаимно
дополняющие друг друга типы мышления,
подобно мировоззренческому сосуществованию
«гармоничного» аполлонического и
«разрушительного» дионисийского
началам в эпоху античности, или
конфуцианства и даосизма в древнем
Китае. Однако на такую плюралистическую,
все примеряющую оценку, по их мнению,
способен лишь постмодернизм.
«Постмодернизм
налицо там, – пишет Вольфганг
Вельш, – где практикуется принципиальный
плюрализм языков».
Отзывы об
отечественной теории постмодернизма
еще более полярны. Одни критики
утверждают, что в России нет ни
постмодернистской литературы, ни,
тем более, постмодернистской теории
и критики. Другие, уверяют, что Хлебников,
Бахтин, Лосев, Лотман и Шкловский
– «сами себе Деррида». Что же
до литературной практики русских постмодернистов,
то, по мнению последних, русский литературный
постмодернизм был не только принят
в свои ряды его западными «отцами»,
но и опроверг известное положение
Доуве Фоккема о том, что «постмодернизм
социологически ограничен главным
образом университетской аудиторией».
За десять с небольшим лет книги русских
посмодернистов стали бестселлерами.
(Например, В.Сорокина, Б.Акунина (детективный
жанр разворачивается у него не только
в сюжете, но и в сознании читателя, сначала
пойманного на крючок стереотипа, а затем
вынужденного с ним расстаться)) и др. авторы.