Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 23:30, реферат
Цель: Охарактеризовать эпоху постмодернизма, показать отличительные особенности литературы и науки данного времени.
Задачи:
1. Изучить историю возникновения понятия «постмодернизм»;
2. Проанализировать дополнительную литературу,познакомиться с наиболее известными литературными произведениями эпохи постмодернизма;
3. Изучить основные направления в науке данной эпохи;
Введение;
Основная часть:
История термина «постмодернизм»;
Литература эпохи постмодернизма;
Постнеклассическая наука;
Заключение;
Список используемой литературы;
10.Сэмюэл Бэккет "Molloy, Malone Dies, The Unnamable"
Сэмюэл
Бэккет — признанный мастер
абстрактного минимализма, чья
техника владения пером
В общем
и целом, эти произведения
Постнеклассическая наука.
С 70-х годов ХХ века неклассическая наука, сложившаяся на рубеже Х1Х-ХХ веков , сменяется постнеклассической наукой. Рождается новый тип знания, принципиально отличный от того, который принято называть классической наукой, или наукой Нового времени. Он характеризуется повышением субъективности, гуманистичности, самокритичности, пересмотром таких его классических характеристик, как объективность и истинность.
В классическом типе научности критерии научного познания таковы, что внимание исследователя сосредотачивается на характеристике объекта при элиминации всего того, что связано с субъектом. Неклассическая рациональность учитывает соотнесенность характеристик объекта и средств познания, используемых субъектом. Постнеклассический тип соотносит знания об объекте не только со средствами, но и с целевыми установками познающего субъекта.
Постнеклассическая наука исследует не только сложные, сложно организованные системы, но и сверхсложные системы, открытые и способные к самоорганизации. Объектом науки становятся и "человекоразмерные" комплексы, неотъемлемым компонентом которых является человек (глобально-экологические, биотехнологические, медико-биологические и т.п.) Внимание науки переключается с явлений повторяемых и регулярных на "отклонения" всех видов, на явления побочные и неупорядоченные, изучение которых приводит к исключительно важным выводам. На смену таким постулатам классической науки, как простота, устойчивость, детерминированность , выдвигаются постулаты сложности, вероятности, неустойчивости. В результате изучения различных сложно организованных систем, способных к самоорганизации ( от физики и биологии до экономики и социологии ), складывается новое – нелинейное – мышление, новая "картина мира". Ее основные характеристики – неравновесность, неустойчивость, необратимость. Вместе с понятиями флуктуации, бифуркации и когерентности они образуют, по сути, новую базовую модель мира и познания, дают науке новый язык.
Утверждение
всего комплекса идей нелинейности,
вероятности, хаоса и т.п. происходит
в 70-е-80-е годы одновременно в самых
различных областях как естественнонаучного,
так и социо-гуманитарного
Согласно синергетике, в мире нет тех универсальных законов, которые делали возможным его познание в классическом смысле. А это означает деонтологизацию знания, усиление роли субъекта в процессе познания, которое как раз и может быть интерпретировано как отрицание реальности объекта. Усложняется вопрос о критериях реальности, демаркации между реальным и вымышленным. Встает вопрос о полионтологичности бытия. Синергетика осуществляет радикальную переоценку ценностей. Она претендует на пересмотр онтологии мира, сложившейся линейной модели прогресса, кумулятивной модели знания.
Проблема
корреляции постмодернизма и современной
науки была поставлена Ж.-Ф.Лиотаром
( Lyotard J.- F. 1979 ). Сегодня совершенно очевидно
существование параллелей между
постнеклассической наукой с ее неопределенностью,
неполнотой, неверифицируемостью и
принципиальными
Синергетика
дает своего рода "естественнонаучную"
легитимацию идеям
Заключение:
Заключение:
В рамках поставленных задач мной были сделаны следующие выводы,что окончательное слово ещё не сказано о самом постмодернизме. В этом определении проскакивают такие характеристики постмодернистского искусства, как: 1) его преемственность по отношению к модернизму; 2) размытость границ между искусством и другими сферами культуры; 3) целостное, но поверхностное представление о мире; 4) конформизм по отношению к окружающей жизни; 5) «лабиринт и полумрак, зеркало и неясность, простота, не имеющая смысла». Даже и из этих признаков постмодернистского мировоззрения вырисовывается не очень радужная картинка (по крайней мере начиная с третьего пункта), но она станет ещё более печальной, если мы укажем на главную, ведущую черту постмодернизма, о которой не упоминается в данном определении, - на его инволюционизм. Инволюционизм был характерен для модернизма, что мы видели на примере русского футуризма с его стремлением разрушить искусство. Инволюционизм унаследован от модернизма и постмодернизмом. Из него вытекают и размытость границ между искусством, религией, наукой и другими сферами культуры, что свидетельствует о кризисе искусства в области его собственных форм, и поверхностное представление о мире, и конформизм (т. е. пассивность и приспособленчество) его представителей по отношению к окружающей жизни, и тяга к бессмысленности.
Выходит, таким образом, что постмодернизм рано или поздно уйдёт со сцены, как ушёл в своё время модернизм, поскольку его ведущая черта - хаотическое мировоззрение. Ему на смену рано или поздно придёт мировоззрение системное, как оно уже давно пришло в науку (в особенности - в синергетику). Постмодернистское искусство ведёт, так сказать, подрывную работу в движении людей к упорядоченной, системной, единой картине мира.
Основываясь на дополнительной литературе, я достигла цели работы. Я смогла охарактеризовать данный период времени и показать своеобразие науки и литературы постмодернизма.
Проанализировав собранную литературу, я убедилась в том, что в настоящее время постмодернизм представляет собой мощное течение, способное интегрировать все области человеческой деятельности.
Список используемой литературы: