Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 19:13, реферат
Испанский архитектор-авангардист Риккардо Бофилл строит в новых городах-спутниках Парижа жилые комплексы, запроектированные по строго осевой, жестко симметричной схеме с тяжелыми карнизами и фронтонами мощными (явно декоративными) колоннами, приподнятыми на рустованных стилобатах. И все эти воспоминания о французском классицизме на базе современной индустриализации строительства: части огромных колонн, и другие архитектурные элементы изготавливаются на полигонах и лишь монтируются на стройплощадке.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Современное движение или движение к новой архитектуре………………......5
2. Постмодернизм в ретроспективизме………………………………………….....7
3. Идеологи постмодернизма .....................................................................................8
4. Постмодернизм и его историческая судьба………………………………........12
5. Постмодернизм в социально - культурных условиях буржуазного общества…………………………………………………………………………….13
Заключение………………………………………………………………………….16
Список использованной литературы……………………………………………...17
Министерство
образования и науки Российской
Федерации
Федеральное агентство по образованию
Институт развития дополнительного образования
«Алтайский
государственный технический
университет им. И.И. Ползунова»
Заочный
факультет «Социально-
РЕФЕРАТ.
Дисциплина: «Культурология».
Тема: «Постмодернизм».
Студентка гр. СКС
Барнаул 2009
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Современное движение или движение к новой архитектуре………………......5
2. Постмодернизм
в ретроспективизме………………………………
3. Идеологи постмодернизма
..............................
4. Постмодернизм
и его историческая судьба……………
5. Постмодернизм
в социально - культурных условиях буржуазного
общества…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы……………………………………………...
Введение:
Если бы в начале 60-х годов кому-нибудь из активных деятелей художественного авангарда на Западе сказали, что через десять лет музеи современного искусства будут выставлять фигуративную живопись и в ретроспективах демонстрировать дипломные проекты, а фасады новых зданий будут «украшать» колонны, арки, только самые отъявленные скептики, вздохнув, заметили бы, что новое в искусстве всегда хорошо забытое старое. И в данном случае не ошиблись бы.
После программного антитрадиционализма, элитаризма, доходившего до герметизма, и ухода от реальности, крайним выражением которого стал абстракционизм, через парадоксальную вещественность поп-арта, как бы в нехудожественную документальную прозу, кинофильмы ужасов, театральные хэппенинги, пытавшиеся стереть грань между сценическим действом и жизненной реальностью, художественный авангард в капиталистических странах обратился к возрождению традиционных средств выразительности. Возможно, наиболее наглядно хотя бы в силу физического масштаба и непосредственной связи с жизнедеятельностью масс изменения творческой направленности воспринимаются в архитектуре. Эти изменения тем значительнее, что архитектура исторически выступает в роли искусства, как бы концентрирующего самую суть движений художественного сознания и стабилизирующего стиль эпохи, и оказывает этим самым косвенное, но глубокое влияние на другие виды искусства.
Вот несколько «шокирующих» примеров новейшей архитектуры Запада, ставших уже своего рода классикой Южного нового течения в архитектуре развитых капиталистических стран в 70—80-е годы - постмодернизма. В центре крупного американского города Нью-Орлеана во второй половине 70-х годов по проекту архитектора Чарльза Мура был построен комплекс общественный центр итальянской общины. Рядом с высотными призмами из стекла, бетона и стали давно забытыми капителями и маскаронами круглый бассейн с фонтаном, посредине появился окруженный ярко раскрашенными аркадами и колоннадами с, казалось бы, которого цветными камнями выложена рельефная карта итальянского «сапожка». Сложно переплетенные реминисценции императорских форумов и барочного Рима, использование рядом с традиционными материалами нержавеющей стали, анодированного алюминия, разноцветных неоновых трубок и суперграфики, дух карнавальности буквально поражают воображение.
Напоминание
о прошлом и даже его возрождение
в неких до странности обновленных формах,
заимствованные из прошлого, но гротескно
переосмысленные нарочито искаженные
архитектурные детали и совсем уже неожиданная
после десятков лет господства абстрактного
декора подчеркнутая изобразительность
всей архитектуры стали сенсацией, а сам
комплекс был включен в число «наиболее
спорных» произведений зодчества 70-х годов.
1. Современное движение или движение к новой архитектуре.
«Современное движение», или «движение к новой (современной) архитектуре», как назвали комплекс своих идей и приемов, новаторских для своего времени, передовые архитекторы начала 20-х годов, выразило в профессиональной сфере комплекс социально-утопических и эстетических воззрений того времени. Их вдохновляла утопическая идея с помощью радикального обновления и преобразования среды жизнедеятельности изменить поведение людей и усовершенствовать социальное устройство.
Растратив или, во всяком случае, видоизменив социально-преобразовательные претензии и творчески усвоив распространившиеся в обыденном сознании на Западе идеи, расширив и развив свой формально-композиционный арсенал, в частности за счет эстетического освоения новейшей техники, архитектура «современного движения» в первые десятилетия после второй мировой войны стала уже в буквальном смысле слова «современной», господствующей. Сверкающие стеклом призмы суперсовременных небоскребов в ходе культурной экспансии правящих кругов США распространились от Токио до Парижа, от Стокгольма до Рио-де-Жанейро. Обслуживавшая крупнейшие монополии, «современная» архитектура была, как бы взята ими на вооружение и, в конечном счете, интегрирована «культурой большого бизнеса».
Острая картина идейно-художественной борьбы вокруг стилевой направленности архитектуры и искусства сложилась в конце 60-х начале 70-х годов, отражая сложную и противоречивую ситуацию в общественном сознании развитых капиталистических стран. Ее породили глубокий духовный кризис, окончательная утрата иллюзий, которые поддерживались в предыдущее десятилетие относительно быстрым экономическим ростом, вызванным развертыванием научно-технической революции и влиянием буржуазного либерализма. Во второй половине 60-х годов кризис обострился вследствие быстрого крушения левого радикализма, которое в области искусства обернулось разочарованием связанной с левым радикализмом контркультуре. Это разочарование в конкретных идеалистических и утопических способах «совершенствования» капиталистического общества часто приобретало форму отказа от его преобразования вообще и в конечном итоге вызвало распространившиеся в широких общественных кругах настроения общественной пассивности, апатии, равнодушия. В своем наиболее реакционном и поддержанном правящими кругами выражении все это вылилось в «новый» консерватизм и правый радикализм.
В этих условиях «современная» архитектура подверглась решительной атаке не столько со стороны ретроградов, сколько со стороны новейшего авангарда, «транс авангарда», как профессионального, так и художественного в целом, причем критике подвергался и формально-выразительный арсенал и идейные основы движения, которые целиком были объявлены заблуждением, ошибкой, вызвавшей тяжелые последствия социального, этического и психологического плана, как для развития самой архитектуры, так и для масс ее потребителей. «Современная» архитектура была объявлена составной частью истэблишмента, орудием угнетения наиболее эксплуатируемых и дискриминируемых слоев населения и манипулирования их сознанием.
На этой волне всеобщей критики «современной» архитектуры и сформировалось движение архитектурного постмодернизма. В отличие от прежних критических по отношению к «современной» архитектуре направлений, нацеленных лишь на освобождение доктрины от некоторых явно устаревших догм и на совершенствование ее композиционно-образного арсенала, постмодернисты открыто объявили о своем отказе от идей и творческих принципов «современного движения» в целом. В соединении с программным, образующим сердцевину новой концепции антиутопизмом этот отказ определил всю идейно-творческую платформу постмодернизма. Осудив замыслы пионеров современного движения, постмодернисты выступили с пропагандой «реалистичности», то есть пассивного (но при этом открытого, программного) подчинения существующей социально-экономической, культурной и градостроительной ситуации. Отказавшись от крупномасштабных градостроительных мероприятий (строительства новых и коренной реконструкции существующих городов), радикально изменяющих среду обитания и, соответственно, поведение людей, они призывают к «контекстуальному» вписыванию в нее, к постепенности преобразований.
Одной из позиций концепции постмодернизма, непосредственно связанной с установкой на подобное «вписывание», является решительное изменение отношения к потребителю архитектуры, чьими ценностями и эстетическими ориентациями пренебрегали идеологи модернизма, в том числе архитектурного; переход от архитектуро-центристской, лидерской, поучающей позиции к исследованию и пониманию его потребностей и запросов, включая эстетические, к поиску коммуникабельности и в связи с этим понятности языка форм для художественно неподготовленного потребителя и, в конечном счете» к программному подчинению требованиям заказчика. В этой связи американский архитектор-методолог Кристофер Александр писал: «Все решения о том, что строить и как строить это, должны быть в руках пользователя».
При всей обусловленности этой позиции положением профессии в структуре современного капитализма и настойчиво пропагандируемыми воззрениями «потребительского общества» она несет отчетливую печать, которая является программной, хотя в условиях капиталистического общества, естественно, часто неосуществимой. Наиболее последовательные группировки постмодернистов призывают к отказу от индустриализации строительства и даже к возрождению ремесленно-цеховой технологии. Усиление внимания к образности вызвало активизацию исследований семантики, символического содержания архитектурной формы.
2. Постмодернизм в ретроспективизме.
В
формально-образной сфере
В
проектах и постройках
Все эти принципиально новые (хотя бы в плане возвращения к старому) черты постмодернизма в архитектуре— и, шире, в искусстве в целом—делают необходимым диалектически рассмотреть содержание этого явления и его место и роль в развитии искусства XX века, тем более что в этом вопросе нет единодушия ни у зарубежных (заинтересованных свидетелей и нередко участников движения), ни у советских исследователей.