Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 19:13, реферат
Испанский архитектор-авангардист Риккардо Бофилл строит в новых городах-спутниках Парижа жилые комплексы, запроектированные по строго осевой, жестко симметричной схеме с тяжелыми карнизами и фронтонами мощными (явно декоративными) колоннами, приподнятыми на рустованных стилобатах. И все эти воспоминания о французском классицизме на базе современной индустриализации строительства: части огромных колонн, и другие архитектурные элементы изготавливаются на полигонах и лишь монтируются на стройплощадке.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Современное движение или движение к новой архитектуре………………......5
2. Постмодернизм в ретроспективизме………………………………………….....7
3. Идеологи постмодернизма .....................................................................................8
4. Постмодернизм и его историческая судьба………………………………........12
5. Постмодернизм в социально - культурных условиях буржуазного общества…………………………………………………………………………….13
Заключение………………………………………………………………………….16
Список использованной литературы……………………………………………...17
Возможно, переходя от социологии искусства постмодернизма к его историческим судьбам и художественным реалиям, можно предположить, что модернизм в его исторически конкретной форме был связан с определенным этапом развития капитализма и буржуазной культуры и с исчерпанием данного этапа был обречен на провал и на декларативный отказ от него. Однако для перехода к постмодернизму требовалось определенное сочетание социально-культурных условий. По-видимому, нужна была «встряска» контркультуры для осознания и самосознания внутри искусства «тупиков» модернизма.
5. Постмодернизм в социально - культурных условиях буржуазного общества.
Контркультура была крайней стадией модернистской «революции»: она позволила и заставила увидеть в искусстве модернизма не просто непонятную или неприемлемую форму, а ошибочную и даже, точнее, ложную суть. И ретроспективность постмодернизма уже не просто реакция, а возвращение «на круги своя» - к традиционному искусству.
В то же время в конкретных социально-культурных условиях буржуазного общества постмодернизм остается в своем существе, в своем творческом методе и в практических результатах развитием художественного модернизма, что с горечью вынуждены признавать идеологи постмодернизма. Сам Ч. Дженкс говорит, что реальные сторонники анти-модернистского движения находятся «на полдороге: наполовину модернисты, наполовину пост». (Кстати говоря, это является одной из генетических причин «двойного кодирования» постмодернизма.) Под воздействием связанных с контркультурой «защитного» и «альтернативного» планирования предтечи постмодернизма выступали с анти - профессионалистских, анти-архитектурных позиций. В постмодернизме эта критика приобрела характер прямого подчинения архитектора и художника заказчику.
Говоря о воздействии усиления консервативных тенденций в политике и общественном сознании на становление художественного постмодернизма, нельзя не видеть того, что консерватизм 70-х годов все же именно «новый». Но, главное, он совершенно не исчерпывает спектра влиятельных настроений 70-х годов. В этот период набирали силу освободительные политические идеи, глубоко гуманистические представления о ценности человеческой личности, культуры, истории, живой природы. Поэтому нельзя, полностью сознавая связь постмодернизма с «новым» консерватизмом, идеологией и практикой «потребительского общества», с анти-техницизмом и анти-сциентизмом, не видеть одновременно проявления в постмодернистской концепции роста внутренне противоположных этим тенденциям гуманистических, анти-элитарных идей. При этом само понятие гуманизма у теоретиков постмодернизма характерно для буржуазной интеллигенции. Это не боевой, действенный пролетарский гуманизм, а пассивный, во многом утопический. Именно поэтому постмодернисты верят в возможность создания индивидуальной гуманизированной среды в имманентно антигуманном капиталистическом обществе.
Контркультура и анти-культурные, подчас вандалистские акции левых радикалов 60-х годов вызвали ответную реакцию в усилении интереса широкой общественности к подлинным художественным ценностям, в том числе к достижениям искусства прошлого, к защите подлинных культуры и искусства, новому осознанию важности наследия и необходимости преемственности культуры для прогресса человечества. Так оценивают ситуацию и многие зарубежные специалисты по социологии культуры, например Р. Гиллам: «Новый радикальный мятеж в известном смысле и породил реакцию. Тогда господствующие настроения были агрессивными, сомневающимися, критическими. Сейчас напротив, они осторожны, примирительны».
В то же время постмодернизм хранит в своей концепции следы воздействия и модернизма (что справедливо подметила советский искусствовед А. Н. Шукурова) и контркультуры. Сам радикализм требования обновления архитектуры и ее языка (через возвращение к прошлому), абсолютизм отрицания достижений «современной архитектуры» и громогласность, напористость деклараций постмодернизма насквозь модернистичны. Постмодернистский принцип «двойного кодирования» также с очевидностью развивает идеи художественного модернизма с его устойчивым традиционным представлением о неразрешимой противоположности художника и «презренной толпы». Кроме того, заключенное в «двойном кодировании» заведомое «популистское» снижение высокого образца является знаком, а ныне пережитком контркультуры, и поп - культуры как одной из ее разновидностей, в борьбе с которыми, но и под очевидным влиянием которых рождался постмодернизм.
Идеи контркультуры,
безусловно, проявились в столь распространенных
ирониях, гротеске и парадоксальности
в наборе и сопоставлении архитектурных
форм. Воздействием причудливо соединившихся
идей контркультуры и «потребительского
общества» навеяно столь важное для доктрины
постмодернизма требование «соучастия»
будущего потребителя в процессе создания
архитектурного объекта. Столь существенная
для постмодернизма концепция создания
гуманизированной индивидуальной среды
связана с вдохновившей контркультуру
верой левых радикалов в преобразование
общества через личностное, а не социальное
освобождение.
Заключение:
Постмодернизм эволюционирует быстро. Отсюда обостренный интерес к его перспективам, судьбе. Его идеологи считают, что постмодернизм вовсе не «отменит» архитектуру «современного движения» во всяком случае, в обозримом будущем, хотя и существенно потеснит ее, а также будет сосуществовать с поздним модернизмом. Показательно, что и адепты и критики постмодернизма все чаще сравнивают его с другим «смутным» временем в истории искусства маньеризмом, имея в виду не только заметные композиционно-стилистические параллели, но и пытаясь понять историческое место и судьбы архитектурного неоавангардизма. Термин «маньеризм» употребляется на Западе в понимании новейших явлений в архитектуре столь же часто, как постмодернизм, и в столь же неопределенном значении, но, пожалуй, постепенно вытесняется последним.
На основании
анализа опыта дефиниции
Список использованной литературы.
11 .Культурология.
История мировой культуры. Учебник
для вузов.- Москва: Культура и спорт,
Юнити, 1988, 600с.