Предмет, понятие культурологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 00:35, реферат

Описание

Как самостоятельная отрасль гуманитарного знания, культурология сейчас выступает своего рода введением для изучения всех гуманитарных дисциплин, закладывает основы их понимания.

Итак, культурология - комплексная гуманитарная наука, объектом исследования которой является культура как целостность, как специфическая функция и особенность человеческого бытия.

Культурология возникает на стыке истории, философии, социологии, психологии, антропологии (от греч. слов anthfopos - человек, logos - учение), этнологии (от греч ethnos - племя, народ); этнографии (наука, изучающая отдельные племена или общества, культуры и быт народов мира), искусствоведения, семиотики (от греч. semeion - знак; наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем), лингвистики, информатики, синтезируя и систематизируя под единым углом зрения данные этих наук. Такое многообразие теоретико-методологических вариантов исследования культуры обусловлено многомерностью самого изучаемого феномена - культуры.

Содержание

Введение 3

1. Предмет и задачи культурологии………………………………………………………... 4

2. Понятие, функции и элементы культуры. Материальная и духовная культура 7

3. Подходы в изучении культуры 10

Тест 16

Заключение 17

Список литературы 18

Работа состоит из  1 файл

Культурология 1 вариант.docx

— 44.68 Кб (Скачать документ)

     
    Содержание 

Введение 3

1. Предмет и задачи  культурологии………………………………………………………... 4

2. Понятие, функции и элементы культуры. Материальная и духовная культура 7

3. Подходы в изучении культуры 10

Тест 16

Заключение 17

Список литературы 18 

 

Введение 

     Как самостоятельная отрасль гуманитарного  знания, культурология сейчас выступает  своего рода введением для изучения всех гуманитарных дисциплин, закладывает  основы их понимания.

     Итак, культурология - комплексная гуманитарная наука, объектом исследования которой  является культура как целостность, как специфическая функция и  особенность человеческого бытия.

   Культурология возникает на стыке истории, философии, социологии, психологии, антропологии (от греч. слов anthfopos - человек, logos - учение), этнологии (от греч ethnos - племя, народ); этнографии (наука, изучающая отдельные  племена или общества, культуры и  быт народов мира), искусствоведения, семиотики (от греч. semeion - знак; наука, исследующая  свойства знаков и знаковых систем), лингвистики, информатики, синтезируя и систематизируя под единым углом  зрения данные этих наук. Такое многообразие теоретико-методологических вариантов  исследования культуры обусловлено  многомерностью самого изучаемого феномена - культуры.

   Целью контрольной работы является охарактеризовать культурологию как науку и  показать связь с другими науками, показать функции, элементы культуры.

   Задачи  контрольной работы:

   - показать предмет и задачи  культуры

   - характеристика элементы, функций  культуры

   - описать различные подходы к  изучению культурологии.

 

Предмет и задачи  культурологи 

    В настоящее время существует много  представлений о культурологии. Однако среди них можно выделить три основных подхода.

    Первый  подход рассматривает культурологию  как комплекс дисциплин, изучающих  культуру. Образующим моментом здесь  является цель изучения культуры в  ее историческом развитии и социальном функционировании, а результатом - система  знаний о культуре.

    Второй  подход представляет культурологию  как раздел дисциплин, изучающее  культуру. Например, культурология  как философия культуры претендует на ее понимание в целом, в общем. Существует и обратная позиция, согласно которой культурология есть раздел философии культуры, изучающий проблему многообразия культур (типологизация, систематизация знания о культуре без  учета фактора культурного самосознания). В данном случае возможно отождествление с культурологией культурантропологии, социологии культуры, а также выделение  философской культурологии как  науки о смыслах, значениях, взятых в их целостности по отношению  к определенному региону или  периоду времени.

    Третий  подход обнаруживает стремление рассматривать  культурологию как самостоятельную  научную дисциплину. Это предполагает определение предмета и метода исследования, места культурологии в системе  социально-гуманитарного знания.

    Культуролог, какой бы теоретической позиции  он ни придерживался, должен представить  историю и место культурной деятельности в мировой цивилизации. Тем самым  он введет своего слушателя в проблематику гуманизма, будет способствовать воссозданию  необходимого компонента цивилизационного общежития в современном сложном  и противоречивом мире. В русле  третьего подхода необходимо определить культуру как объект познания культурологии - это исторический социальный опыт людей по селекции, аккумуляции и  применению тех форм деятельности и  взаимодействия, которые закрепляются в системах их культурных ценностей, норм, устойчивых образцов поведения, традиций и обеспечивают (прямо или  опосредованно) коллективный характер человеческой жизнедеятельности. Предметом  культурологии является изучение содержания, структуры, динамики, технологии функционирования социокультурного опыта и всех видов  и форм целеориентированной человеческой практики.

    Конкретизируя предмет культурологии, можно вычленить  одну из основных задач культурологии - выявить дух культуры (менталитет, культурный образец), опираясь на изучение генезиса, функционирования и развития культуры как специфически человеческою способа жизни, дать анализ способов культурного наследования, "кода" культурного развития. Необходимо на основе объяснения и анализа историко-культурного  процесса прогнозировать его и управлять  им.

    Задача  культурологии - построить "генетику" культуры, которая не только объясняла  бы историко-культурный процесс (в мировом  и национальном масштабах), но могла  бы прогнозировать этот процессов перспективе - управлять им.

    Культурология подразделяется на историю культуры и ее теорию. В дальнейшем речь пойдет именно об этом втором аспекте, и под  термином "культурология" мы будем  понимать теорию культуры. В этом смысле культурологию можно назвать  наукой о наиболее общих закономерностях  культуры. А это значит, что она  изучает не отдельные культурные системы, которых в истории человечества существовало очень много, а универсальные  свойства, присущие всем культурам, независимо от их исторического места, объема, национальной принадлежности и т. п. Как теоретическая наука, в изучении своего предмета культурология многое абстрагирует, обобщает, намечает лишь общие тенденции и закономерности. Поэтому следует иметь в виду, что реальное развитие той или иной конкретной культуры может не совсем совпадать с общетеоретическими закономерностями, что, впрочем, не ставит под сомнение саму теорию.

    Существенно важную помощь культурологии оказывает  такая наука, как этнография. В  ней культурология также находит  материал для теоретических выводов: описание "усизни различных обществ, находящихся на разных ступенях развития, их быта, нравов, обычаев и т. п. В  частности, всякая важная культурологическая задача, как изучение национального  культурного менталитета, не может  быть решена без этнографических  исследований и материалов.

    Далее отметим связь культурологии  с эстетикой, общим искусствознанием, литературоведением. Выше уже говорилось о том, что произведения искусства  и особенно литературы имеют важнейшее  значение для культурологии, поскольку  не только "выдают" культурологические модели, но и пытаются их осмысливать, осваивать. Названные выше дисциплины обрабатывают материал искусства, дают интерпретацию произведениям и  отдельным художественным образам, облегчая тем самым работу культуролога. С другой стороны, культурологический взгляд на то или иное произведение искусства зачастую позволяет дать ему новую, оригинальную интерпретацию, уточнить смысл, а иногда и совершенно по-новому "прочитать" классическое творение.

    И наконец, связи культурологии с  историей. Они различны и многообразны. Выделим главное. Культурологу необходимо быть в той или иной мере историком, чтобы свободно обращаться с разными  историческими типами культур, сопоставлять их между собой, чтобы выявить  как общекультурные, вневременные закономерности, так и характер культурного менталитета  в ту или иную эпоху. Кроме того, исторические данные помогают построить  теорию возникновения и развития культуры, выявить законы ее исторического  развития.

    В культуре как таковой наличествуют и философский, и социальный, и  исторический, и другие аспекты. Соединяясь, они образуют новое качество, не сводимое к сумме составляющих, —  культуру. Задачей культурологии, таким  образом, становится выявление закономерностей, присущих этому новому качеству.

 

     Понятие, функции и элементы культуры 

    Явления культуры изучает множество наук: археология, этнография, история, социология, философия и др. Каждая из них  создает определенное представление  о культуре как предмете своего исследования, и «образ культуры» в различных  науках выглядит по-разному. Это объясняется  специфическими интересами конкретных наук и разнообразием мировоззренческих  позиций, с которых рассматривается  культура.

    Культурология - это наука о формах и типах культуры, о тех механизмах, которые лежат в основе взаимодействия культуры, общества и человека. Культурологию интересует культура не только в своих эмпирических представлениях (искусство, религия и т.п.), а культура как таковая, как феномен общественной жизни в целом. Другими словами, культура является основным предметом этой науки.

    Термин  в современном значении вошел  в обиход европейской социальной мысли со второй половины ХVІІІ в. Но латинское слово культура известно с древнейших времен с несколькими  значениями: возделывание, обработка, уход, улучшение, воспитание. Его употребляли в трактатах и письмах поэты и учёные Древнего Рима.

    Культура - это что-то рукотворное, вторая природа, созданная человеком. Понять сущность культуры можно только через призму деятельности человека. Культура не существует вне человека, она изначально связана  с его трудовой деятельностью, со становлением самого человека. (Отечественные  исследователи: В.М. Межуев, Э.С. Маркарян, Л.Н. Коган).

    Римский оратор и философ Цицерон (1 в. до н.э.) использовал это слово в  применении к духовности. Философию  он считал культурой духа или ума. В немецкой, а затем и русской  философской традиции Х1Х - начала ХХ в. Получило распространение понятие  культуры как результата не всей деятельности человека, а лишь той, что связана  с поиском смысла, открытиями духа (Кант, Шиллер, Гегель, Н.А. Бердяев, П.А. Сорокин и др.) Другими словами, под культурой понимается лишь деятельность в сфере духовной жизни.

    Итак, приходим к выводу о том, что культура имеет отношение буквально ко всем сторонам человеческой жизни. Культура - это результат всей и всякой (производственной, интеллектуальной, духовной) деятельности людей за время их существования на планете Земля. Это живой, единый организм. Это система.

    Таким образом, второй вопрос понимания феномена культуры - это понимание ее как  системы. Особенности данной системы: ей несвойственна четкая внутренняя организация, границы культурных явлений  широки и неопределенны. Деление  на виды и роды условны. Но их нужно  знать.

    1. В зависимости от рода деятельности  людей культуру делят:

    - на материальную - культура труда и материального производства, быта, места жительства, физическая культура и т.п.;

    - на духовную - интеллектуальная, нравственная, художественная, правовая, педагогическая, религиозная и т.п.

    2. Если за основу берется носитель культуры, то ее подразделяют:

    - на мировую - синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населявших и населяющих Землю;

    - на национальную - синтез культур различных социальных слоев и групп соответствующего общества.

    3. В соответствии с конкретными  носителями выделяются виды культуры: городская, сельская, профессиональная, молодежная, классовая, сословная, семейная, отдельного человека.

    4. Общепринятым считается выделение  народной (непрофессиональной, фольклорной)  и профессиональной (элитной, массовой) культуры.

    5. Есть виды культуры, которые нельзя  отнести ни к материальной, ни  к духовной. Это так называемое  вертикальное сечение культуры, пронизывающее всю ее систему  - экономическая, политическая, экологическая  и эстетическая культуры.

    Основные  функции культуры:

    1. человеческая, или гуманистическая. Это функция формирования самого человека, его духовности;

    2. трансляции (передачи) социального  опыта или информационная, Это  функция исторической преемственности;

    3. познавательная (гносеологическая). Культура, накапливая опыт и знания, дает  возможность познания и освоения  мира;

Информация о работе Предмет, понятие культурологии