Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 00:35, реферат
Как самостоятельная отрасль гуманитарного знания, культурология сейчас выступает своего рода введением для изучения всех гуманитарных дисциплин, закладывает основы их понимания.
Итак, культурология - комплексная гуманитарная наука, объектом исследования которой является культура как целостность, как специфическая функция и особенность человеческого бытия.
Культурология возникает на стыке истории, философии, социологии, психологии, антропологии (от греч. слов anthfopos - человек, logos - учение), этнологии (от греч ethnos - племя, народ); этнографии (наука, изучающая отдельные племена или общества, культуры и быт народов мира), искусствоведения, семиотики (от греч. semeion - знак; наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем), лингвистики, информатики, синтезируя и систематизируя под единым углом зрения данные этих наук. Такое многообразие теоретико-методологических вариантов исследования культуры обусловлено многомерностью самого изучаемого феномена - культуры.
Введение 3
1. Предмет и задачи культурологии………………………………………………………... 4
2. Понятие, функции и элементы культуры. Материальная и духовная культура 7
3. Подходы в изучении культуры 10
Тест 16
Заключение 17
Список литературы 18
Содержание
Введение 3
1. Предмет
и задачи культурологии……………………………………………
2. Понятие, функции и элементы культуры. Материальная и духовная культура 7
3. Подходы в изучении культуры 10
Тест 16
Заключение 17
Список
литературы 18
Введение
Как
самостоятельная отрасль
Итак,
культурология - комплексная гуманитарная
наука, объектом исследования которой
является культура как целостность,
как специфическая функция и
особенность человеческого
Культурология возникает на стыке истории, философии, социологии, психологии, антропологии (от греч. слов anthfopos - человек, logos - учение), этнологии (от греч ethnos - племя, народ); этнографии (наука, изучающая отдельные племена или общества, культуры и быт народов мира), искусствоведения, семиотики (от греч. semeion - знак; наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем), лингвистики, информатики, синтезируя и систематизируя под единым углом зрения данные этих наук. Такое многообразие теоретико-методологических вариантов исследования культуры обусловлено многомерностью самого изучаемого феномена - культуры.
Целью контрольной работы является охарактеризовать культурологию как науку и показать связь с другими науками, показать функции, элементы культуры.
Задачи контрольной работы:
- показать предмет и задачи культуры
- характеристика элементы, функций культуры
- описать различные подходы к изучению культурологии.
Предмет и задачи культурологи
В настоящее время существует много представлений о культурологии. Однако среди них можно выделить три основных подхода.
Первый подход рассматривает культурологию как комплекс дисциплин, изучающих культуру. Образующим моментом здесь является цель изучения культуры в ее историческом развитии и социальном функционировании, а результатом - система знаний о культуре.
Второй
подход представляет культурологию
как раздел дисциплин, изучающее
культуру. Например, культурология
как философия культуры претендует
на ее понимание в целом, в общем.
Существует и обратная позиция, согласно
которой культурология есть раздел
философии культуры, изучающий проблему
многообразия культур (типологизация,
систематизация знания о культуре без
учета фактора культурного
Третий
подход обнаруживает стремление рассматривать
культурологию как
Культуролог,
какой бы теоретической позиции
он ни придерживался, должен представить
историю и место культурной деятельности
в мировой цивилизации. Тем самым
он введет своего слушателя в проблематику
гуманизма, будет способствовать воссозданию
необходимого компонента цивилизационного
общежития в современном
Конкретизируя
предмет культурологии, можно вычленить
одну из основных задач культурологии
- выявить дух культуры (менталитет,
культурный образец), опираясь на изучение
генезиса, функционирования и развития
культуры как специфически человеческою
способа жизни, дать анализ способов
культурного наследования, "кода"
культурного развития. Необходимо на
основе объяснения и анализа историко-
Задача культурологии - построить "генетику" культуры, которая не только объясняла бы историко-культурный процесс (в мировом и национальном масштабах), но могла бы прогнозировать этот процессов перспективе - управлять им.
Культурология подразделяется на историю культуры и ее теорию. В дальнейшем речь пойдет именно об этом втором аспекте, и под термином "культурология" мы будем понимать теорию культуры. В этом смысле культурологию можно назвать наукой о наиболее общих закономерностях культуры. А это значит, что она изучает не отдельные культурные системы, которых в истории человечества существовало очень много, а универсальные свойства, присущие всем культурам, независимо от их исторического места, объема, национальной принадлежности и т. п. Как теоретическая наука, в изучении своего предмета культурология многое абстрагирует, обобщает, намечает лишь общие тенденции и закономерности. Поэтому следует иметь в виду, что реальное развитие той или иной конкретной культуры может не совсем совпадать с общетеоретическими закономерностями, что, впрочем, не ставит под сомнение саму теорию.
Существенно
важную помощь культурологии оказывает
такая наука, как этнография. В
ней культурология также
Далее отметим связь культурологии с эстетикой, общим искусствознанием, литературоведением. Выше уже говорилось о том, что произведения искусства и особенно литературы имеют важнейшее значение для культурологии, поскольку не только "выдают" культурологические модели, но и пытаются их осмысливать, осваивать. Названные выше дисциплины обрабатывают материал искусства, дают интерпретацию произведениям и отдельным художественным образам, облегчая тем самым работу культуролога. С другой стороны, культурологический взгляд на то или иное произведение искусства зачастую позволяет дать ему новую, оригинальную интерпретацию, уточнить смысл, а иногда и совершенно по-новому "прочитать" классическое творение.
И наконец, связи культурологии с историей. Они различны и многообразны. Выделим главное. Культурологу необходимо быть в той или иной мере историком, чтобы свободно обращаться с разными историческими типами культур, сопоставлять их между собой, чтобы выявить как общекультурные, вневременные закономерности, так и характер культурного менталитета в ту или иную эпоху. Кроме того, исторические данные помогают построить теорию возникновения и развития культуры, выявить законы ее исторического развития.
В культуре как таковой наличествуют и философский, и социальный, и исторический, и другие аспекты. Соединяясь, они образуют новое качество, не сводимое к сумме составляющих, — культуру. Задачей культурологии, таким образом, становится выявление закономерностей, присущих этому новому качеству.
Понятие, функции и элементы культуры
Явления
культуры изучает множество наук:
археология, этнография, история, социология,
философия и др. Каждая из них
создает определенное представление
о культуре как предмете своего исследования,
и «образ культуры» в различных
науках выглядит по-разному. Это объясняется
специфическими интересами конкретных
наук и разнообразием
Культурология - это наука о формах и типах культуры, о тех механизмах, которые лежат в основе взаимодействия культуры, общества и человека. Культурологию интересует культура не только в своих эмпирических представлениях (искусство, религия и т.п.), а культура как таковая, как феномен общественной жизни в целом. Другими словами, культура является основным предметом этой науки.
Термин в современном значении вошел в обиход европейской социальной мысли со второй половины ХVІІІ в. Но латинское слово культура известно с древнейших времен с несколькими значениями: возделывание, обработка, уход, улучшение, воспитание. Его употребляли в трактатах и письмах поэты и учёные Древнего Рима.
Культура - это что-то рукотворное, вторая природа, созданная человеком. Понять сущность культуры можно только через призму деятельности человека. Культура не существует вне человека, она изначально связана с его трудовой деятельностью, со становлением самого человека. (Отечественные исследователи: В.М. Межуев, Э.С. Маркарян, Л.Н. Коган).
Римский оратор и философ Цицерон (1 в. до н.э.) использовал это слово в применении к духовности. Философию он считал культурой духа или ума. В немецкой, а затем и русской философской традиции Х1Х - начала ХХ в. Получило распространение понятие культуры как результата не всей деятельности человека, а лишь той, что связана с поиском смысла, открытиями духа (Кант, Шиллер, Гегель, Н.А. Бердяев, П.А. Сорокин и др.) Другими словами, под культурой понимается лишь деятельность в сфере духовной жизни.
Итак, приходим к выводу о том, что культура имеет отношение буквально ко всем сторонам человеческой жизни. Культура - это результат всей и всякой (производственной, интеллектуальной, духовной) деятельности людей за время их существования на планете Земля. Это живой, единый организм. Это система.
Таким образом, второй вопрос понимания феномена культуры - это понимание ее как системы. Особенности данной системы: ей несвойственна четкая внутренняя организация, границы культурных явлений широки и неопределенны. Деление на виды и роды условны. Но их нужно знать.
1.
В зависимости от рода
- на материальную - культура труда и материального производства, быта, места жительства, физическая культура и т.п.;
- на духовную - интеллектуальная, нравственная, художественная, правовая, педагогическая, религиозная и т.п.
2.
Если за основу берется
- на мировую - синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населявших и населяющих Землю;
- на национальную - синтез культур различных социальных слоев и групп соответствующего общества.
3. В соответствии с конкретными носителями выделяются виды культуры: городская, сельская, профессиональная, молодежная, классовая, сословная, семейная, отдельного человека.
4.
Общепринятым считается
5. Есть виды культуры, которые нельзя отнести ни к материальной, ни к духовной. Это так называемое вертикальное сечение культуры, пронизывающее всю ее систему - экономическая, политическая, экологическая и эстетическая культуры.
Основные функции культуры:
1. человеческая, или гуманистическая. Это функция формирования самого человека, его духовности;
2.
трансляции (передачи) социального
опыта или информационная, Это
функция исторической
3.
познавательная (гносеологическая). Культура,
накапливая опыт и знания, дает
возможность познания и