Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 00:35, реферат
Как самостоятельная отрасль гуманитарного знания, культурология сейчас выступает своего рода введением для изучения всех гуманитарных дисциплин, закладывает основы их понимания.
Итак, культурология - комплексная гуманитарная наука, объектом исследования которой является культура как целостность, как специфическая функция и особенность человеческого бытия.
Культурология возникает на стыке истории, философии, социологии, психологии, антропологии (от греч. слов anthfopos - человек, logos - учение), этнологии (от греч ethnos - племя, народ); этнографии (наука, изучающая отдельные племена или общества, культуры и быт народов мира), искусствоведения, семиотики (от греч. semeion - знак; наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем), лингвистики, информатики, синтезируя и систематизируя под единым углом зрения данные этих наук. Такое многообразие теоретико-методологических вариантов исследования культуры обусловлено многомерностью самого изучаемого феномена - культуры.
Введение 3
1. Предмет и задачи культурологии………………………………………………………... 4
2. Понятие, функции и элементы культуры. Материальная и духовная культура 7
3. Подходы в изучении культуры 10
Тест 16
Заключение 17
Список литературы 18
Главной
отличительной чертой Тойнби как
теоретика и историка культуры было
беспристрастно-
К
числу наиболее представительных теорий
цивилизаций относится, прежде всего,
теория А. Тойнби (1889--1975), который продолжает
линию Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера.
Его теория может считаться
Таких развившихся «локальных цивилизаций» Тойнби насчитывает более двадцати. Это -- западная, две православных (русская и византийская), иранская, арабская, индийская, две дальневосточных, античная, сирийская, цивилизация Инда, китайская, минойская, шумерская, хеттская, вавилонская, андская, мексиканская, юкатанская, майя, египетская и др. Он указывает также на четыре остановившиеся в своем развитии цивилизации -- эскимосскую, момадическую, оттоманскую и спартанскую и пять «мертворожденных».
Однако
сразу возникает вопрос: почему некоторые
общества, подобно многим примитивным
группам, становятся неподвижными на ранней
стадии своего существования и не
складываются в цивилизации, тогда
как другие достигают этого уровня?
Ответ Тойнби таков: генезис цивилизации
нельзя объяснить ни расовым фактором,
ни географической средой, ни специфической
комбинацией таких двух условий,
как наличие в данном обществе
творческого меньшинства и
Группы,
в которых налицо эти условия,
складываются в цивилизации. Группы,
не обладающие ими, остаются на доцивилизованном
уровне. Механизм рождения цивилизаций
в этих условиях сформулирован как
взаимодействие вызова и ответа. Среда
намеренно неблагоприятная
Возникает
и второй вопрос: почему четыре цивилизации
дальнезападная христианская (ирландская),
дальневосточная Христианская (несторианская
в Средней Азии), скандинавская
и сирийская развивались
Тойнби
считает, что рост цивилизации состоит
в прогрессивном и
Определите представителей культурологических концепций:
1в
2а
3б
4д
5г
Заключение
Культура
как специфический предмет
Однако
только в XX в. появляются попытки реализации
все более осознаваемой потребности
и возможности Специального межпредметного
исследования культуры. Основы культурологии
как самостоятельной научной
дисциплины, предмет изучения которой
не сводим к объектам философского
и других подходов к этому феномену,
были заложены работах американского
ученого-антрополога Лесли
Он
понял необходимость обнаружить
за номинальным единством, фиксируемым
понятием "культура", реальное единство
бесконечного разнообразия разных культур,
связать абстрактно-