Предмет, понятие культурологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 00:35, реферат

Описание

Как самостоятельная отрасль гуманитарного знания, культурология сейчас выступает своего рода введением для изучения всех гуманитарных дисциплин, закладывает основы их понимания.

Итак, культурология - комплексная гуманитарная наука, объектом исследования которой является культура как целостность, как специфическая функция и особенность человеческого бытия.

Культурология возникает на стыке истории, философии, социологии, психологии, антропологии (от греч. слов anthfopos - человек, logos - учение), этнологии (от греч ethnos - племя, народ); этнографии (наука, изучающая отдельные племена или общества, культуры и быт народов мира), искусствоведения, семиотики (от греч. semeion - знак; наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем), лингвистики, информатики, синтезируя и систематизируя под единым углом зрения данные этих наук. Такое многообразие теоретико-методологических вариантов исследования культуры обусловлено многомерностью самого изучаемого феномена - культуры.

Содержание

Введение 3

1. Предмет и задачи культурологии………………………………………………………... 4

2. Понятие, функции и элементы культуры. Материальная и духовная культура 7

3. Подходы в изучении культуры 10

Тест 16

Заключение 17

Список литературы 18

Работа состоит из  1 файл

Культурология 1 вариант.docx

— 44.68 Кб (Скачать документ)

    4. регулятивная (нормативная) - дает установки,  нормы и правила поведения.  Поддерживается моралью и правом;

    5. семиотическая (знаковая) - дает возможность  овладеть знаковой системой той  или иной культуры, а значит, понимать  культуры и свободно жить в  ней. Язык - важнейший знак культуры. Специфические языки культуры - музыка, живопись, языки ЭВМ и т.п.;

    6. ценностная (аксиологическая) - формирует  у человека вполне определенные  ценностные потребности и ориентации. С данной функцией тесно связан  вопрос о культурных ценностях  как особых категориях культуры.

    Культурные  ценности - это те явления культуры, которые в данный период времени принимаются как наиболее значимые для жизни данного общества. Как это понимать?

    Каждая  сфера жизни людей имеет свои ценности: политика - политические, искусство - художественные, наука - интеллектуальные и т.п. Одни и те же предметы и идеи могут занимать разное положение  в шкале ценностей у разных людей и социальных групп, т.е. культурные ценности разнообразны, и не распространены равномерно среди всех членов общества. В современном развитом обществе, неоднородном по своему культурному  составу, выделяют 4 уровня культурных ценностей:

    1) общечеловеческие, или общезначимые, - ценность жизни, семьи, продолжения  рода, любви, дружбы;

    2) локально-групповые - конфессиональные  ценности (христианские, мусульманские  и др.);

    3) сословные, или социально-классовые, - интересы и предпочтения людей  в зависимости от их социального  положения в обществе;

    4) индивидуально-личностные - предметы  и идеи, соответствующие вкусам  и склонностям каждого человека, отобранные из тех, что имеются  в окружающей его социокультурной  среде.

    Такое деление, конечно, условно. Культурные ценности не остаются в обществе неподвижными. Меняется человек, общество, меняются и предпочтения, вкусы.

    Культура - исторически развивающаяся система, и поэтому важно постоянно иметь в виду исторический контекст этого явления. Культура функционирует согласно собственным законам развития, которые не всегда можно объяснить с позиций социальных причин. Культура не переставала развиваться даже в самые неблагоприятные исторические периоды: в средние века, в годы тоталитарных режимов. В такие времена видоизменялись формы культурных явлений, достигая в отдельных своих проявлениях небывалых высот. Но во все времена ни одна новация в культуре не происходит без преемственности. В этом смысле любая культура одновременно традиционна и прерывна. Это единство прерывности и непрерывности позволяет выделить в развитии культуры определенные этапы, периоды, эпохи. Например, эпоха античной культуры и Возрождения. В русской истории - культура Киевской Руси, золотой век русской культуры ХІХ столетия и др.

    Подходы в изучении культуры

 

    Теория  культурно-исторических типов Н. Данилевского

    Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) - публицист, социолог и естествоиспытатель, один из многих русских умов, предвосхитивших  оригинальные идеи, возникшие позднее  на Западе. В частности, его взгляды  на культуру удивительно созвучны концепциям двух виднейших мыслителей ХХ в. - О. Шпенглера и А. Тойнби. Сын заслуженного генерала, Данилевский, однако, с юных лет посвятил себя естественным наукам, а также увлекался идеями утопического социализма. После получения кандидатской степени он за участие в революционно-демократическом  кружке петрашевцев (к нему принадлежал  и Ф.М. Достоевский) был арестован, три месяца провел в Петропавловской  крепости, но сумел избежать суда, и  оказался высланным из Петербурга. В дальнейшем как профессиональный естествоиспытатель, ботаник и специалист по рыбоохране служил по департаменту сельского хозяйства; в научных  командировках и экспедициях  объездил значительную часть России, вдохновившись на большой культурологический труд.

    Все цивилизации в своём развитии проходят 3 возраста, подобные человеческим и природным. Это несовершеннолетие, совершеннолетие и старость. Все  народы были разделены Данилевским  на 3 группы:

    позитивные  творцы истории, которые сумели создать  собственный культурно-исторический тип (египетский, китайский, ассиро-вавилонский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, романо-германский, аравийский);

    негативные  творцы истории (гунны, монголы, турки). Как “божий кнут” они секут  дряхлеющие цивилизации;

    племена, которые не смогли создать собственный  культурно-исторический тип. Они составляли этнографический материал для использования  творческими народами с целью  обогащения своих цивилизаций (прусы).

    Каждая  из цивилизаций развивает одно или  несколько лежащих в её основании  начал. И ни одна из них не может, поэтому претендовать на первенство. Греческая цивилизация была созидательницей  в эстетической области; семиты - в  религиозной; римляне - в области  права и государственного устройства. Данилевский надеется, что славянский тип, перед которым самые радужные перспективы, впервые в мировой  истории сможет представить выдающиеся достижения во всех 4 основных направлениях.

    Отрицая существование единой мировой культуры, Данилевский выделял 10 культурно-исторических типов (египетский, китайский, ассиро-вавилонский, индийский, иранский и др.), частично или полностью исчерпавших возможности  своего развития. Одной из позднейших стала европейская романо-германская культурная общность. Качественно новым  и имеющим большую историческую перспективу Данилевским провозглашается  славянский культурно-исторический тип, призванный объединить во главе с  Россией все славянские народы в  противовес Европе, якобы вступившей в период упадка. Идеи Данилевского были тесно связаны со славянофильством и во многом носили мессианский характер. Он неоднократно подчеркивал, что «Европа  не только нечто нам чуждое, но даже враждебное, что ее интересы не только не могут быть нашими интересами, но в большинстве случаев прямо  им противоположны».

    Как бы ни относиться к взглядам Данилевского, они до сих пор, как и в свое время, питают и питали имперскую  идеологию и подготовили появление  такой современной общественной науки, как геополитика, тесно связанная  с цивилизационным подходом к  истории.

      Культурологическая концепция О.Шпенглера.

    Освальд Шпенглер (1880--1936) -- немецкий философ  и историк культуры, автор сенсационного  в свое время труда «Закат Европы» (1921-1923).

    Необычна  творческая биография немецкого  мыслителя. Сын мелкого почтового  служащего, Шпенглер не имел университетского образования и смог закончить  лишь среднюю школу, где изучал математику и естественные науки; что касается истории, философии и искусствознания, в овладении которыми он превзошел  многих своих выдающихся современников, то Шпенглер занимался ими самостоятельно, став примером гениального самоучки. Да и служебная карьера Шпенглера  ограничилась должностью учителя гимназии, которую он добровольно оставил  в 1911 г. На несколько лет он заточил  себя в маленькой квартире в Мюнхене  и занялся осуществлением своей  заветной мечты: писал книгу о  судьбах европейской культуры в  контексте мировой истории -- «Закат Европы», выдержавшую только в 20-е  годы 32 издания на многих языках и  принесшую ему сенсационную славу  «пророка гибели западной цивилизации».

    Так, по Шпенглеру, античная греческая «душа  культуры», родившись на фоне замкнутого пространства гор, островов, полуостровов, выбирает своим первосимволом единичное  прекрасное тело. Телесность, образность, зрительная оформленность характерны для сознания греков.

    Европейская «душа», родившись на бескрайних просторах  Северной Европы, отождествляет себя с чистым, безграничным пространством. Ее мотив - устремленность вдаль, в бесконечность. Эта душа способна исключить из картины  мира все телесно-осязаемое и  видимое, но она не может исключить  первичных ощущений пространства и  времени (первосимвол). Бог европейцев - невидим, вечен, бесконечен, всесилен. Бог есть идея, а не чувственный  образ. Особое отношение к пространству и времени определяет и весь умострой европейца. Он больше живет не «теперь  и здесь», как грек, а в прошлом  и будущем. Ностальгия о прошлом  и мечта, о прекрасном будущем - характерные  черты европейского искусства.

    Последний завершающий этап в развитии культуры Шпенглер называет «цивилизацией». Переход  к цивилизации есть разложение и  гибель культуры.

    Вряд  ли кто оказал такое заметное влияние  на культурологическую мысль первой трети XX в., как Шпенглер. Подобно  Ницше, он был ярким представителем, так называемой философии жизни, противопоставляя в процессе познания живую интуицию «мертвому» рационализму и опираясь при определении культуры не на ее материально-техническую сторону, а на ее органическую природу. Он считается  классиком цивилизационного подхода  к истории, т.е. такого ее рассмотрения, когда историческими субъектами выступают не отдельные народы и  государства, а их обширные многовековые конгломераты, объединенные общей, прежде всего духовной культурой. В этом Шпенглер повторял Н.Я. Данилевского и  так же, как он, был одним из самых последовательных критиков европоцентризма  и теории непрерывного прогресса  человечества, считая Европу уже обреченным и умирающим его звеном.

      Теория круговорота цивилизаций А.Тойнби.

    Арнольд Джозеф Тойнби (1889--1975) - английский историк  и социолог, автор 12-томного «Исследования  истории» (1934--1961) - труда, в котором  он (на первом этапе не без влияния  О. Шпенглера) так же стремился осмыслить  развитие человечества в духе круговорота  «цивилизаций», употребляя этот термин в качестве синонима «культуры».

    А.Дж. Тойнби происходил из английской семьи  среднего достатка; следуя примеру  своей матери - преподавателя истории, закончил Оксфордский университет  и британскую Археологическую школу  в Афинах (Греция). Вначале он увлекался  античностью и трудами Шпенглера, которого как историк культуры впоследствии превзошел. С 1919 по 1955 г. Тойнби был профессором  греческой, византийской, а позднее  и всемирной истории в Лондонском университете. В годы первой и второй мировых войн он одновременно сотрудничал  с МИДом, был членом британских правительственных  делегаций на Парижских мирных конференциях в 1919 и 1946 гг., а также руководил  Королевским институтом международных  отношений. Значительную часть жизни  ученый посвятил написанию своего знаменитого  труда -- энциклопедической панорамы развития мировой культуры.

    Первоначально Тойнби рассматривал историю как  совокупность параллельно и последовательно  развивающихся «цивилизаций», генетически  мало связанных одна с другой, каждая из которых проходит одинаковые этапы  от подъема к надлому, распаду  и гибели. Позднее он пересмотрел  эти взгляды, придя к заключению, что все известные культуры, питаемые мировыми религиями (христианством, исламом, буддизмом и др.), суть ветви одного человеческого «древа истории». Все  они имеют тенденцию к единству, и каждая из них -- его частица. Всемирно-историческое развитие предстает в виде движения от локальных культурных общностей  к единой общечеловеческой культуре. В отличие от О. Шпенглера, выделявшего  всего 8 «цивилизаций», Тойнби, опиравшийся  на более широкие и современные  исследования, насчитывал их от двух до трех десятков, позднее остановившись  на тринадцати, получивших наиболее законченное  развитие.

    Движущими силами истории, помимо божественного  «провидения», Тойнби считал отдельных  выдающихся личностей и «творческое  меньшинство». Оно отвечает на «вызовы», бросаемые данной культуре внешним  миром и духовными потребностями, в результате чего обеспечивается поступательное развитие того или иного общества. При этом «творческое меньшинство» ведет за собой пассивное большинство, опираясь на его поддержку и пополняясь за счет его лучших представителей. Когда же «творческое меньшинство» оказывается неспособным воплотить  в жизнь свой мистический «жизненный порыв» и ответить на "вызовы" истории, оно превращается в «господствующую  элиту», навязывающую свою власть силой  оружия, а не авторитетом; отчужденная  же масса населения становится «внутренним  пролетариатом», который совместно  с внешними врагами в конечном счете разрушает данную цивилизацию, если она раньше не гибнет от естественных катастроф.

    Не  отрицая поступательного развития человечества, Тойнби видел его, прежде всего в духовном совершенствовании, в религии, которая в будущем  станет единой общечеловеческой религией. Объективно опровергая своими работами расизм и «европоцентризм», Тойнби сочувственно относился к национально-освободительному движению, выступал за сотрудничество и взаимопонимание между всеми  народами, за их культурное самоопределение, позволяющее сохранять этническое разнообразие мира перед лицом угрожающей ему «вестернизации». Понимал он и опасность этого процесса применительно  к современной России, и соглашался с довольно распространенной гипотезой  о том, что коммунистические идеи и революционное брожение исторически  заносились в Россию именно с Запада.

Информация о работе Предмет, понятие культурологии