Происхождение русского народа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 11:42, реферат

Описание

Сейчас существует огромное количество версий и гипотез о происхождении русского народа и первых веках нашей истории. Какая из них истинная — сказать невозможно. Ясно только, что русская история гораздо более древняя, чем считали историки-норманисты. Еще в дореволюционное время обращали внимание на то, что термин Русь упоминается гораздо раньше начала правления Рюрика в Новгороде. Точно так же остается невыясненным вопрос, кем же были русы и какое они имели отношение к славянским племенам, известным с первого столетия нашей эры. Ведь даже в сравнительно поздние времена Вещего Олега отличие славян от русов подчеркивается летописцами. Вариант

Содержание

Введение______________________________________________________С.3.
Глава 1. Древнейшие сведения о славянах __________________________С.5.
Глава 2. Образование древнерусской народности_____________________С.7.
Глава 3. Появление новой этнической общности. Древнерусский язык__________________________________________________________С.10.
Глава 4. Историческое значение образования древнерусского государства____________________________________________________С.12.
Заключение ___________________________________________________С.13.
Список литературы__________________________________

Работа состоит из  1 файл

контрольная по культурологии.docx

— 39.48 Кб (Скачать документ)

  На Руси  начало формироваться классовое  раннефеодальное общество. Там, где  произошло деление на классы, неизбежно должно было возникнуть и государство. И оно возникло. Государство создается там и тогда, где и когда имеются условия для его появления ввиде деления общества на классы. Складывание феодальных отношений у восточных славян не могло не обусловить образование раннефеодального государства. Таковым в Восточной Европе было Древнерусское государство со стольным городом Киевом.

  Создание  Древнерусского государства было  в первую очередь следствием  тех процессов, которые характеризовалисобой развитие производительных сил восточных славян и смену господствующих у них и приоизводственных отношений.

  5Мы не знаем, сколь велика была территория Руси той поры, в какой мере включала она в себя восточно-славянские земли, но очевидно, что, кроме среднеднепровского, киевского центра , она состояла из ряда слабо связанных друг с другом земель и племенных княжений.

  Слиянием  Киева и Новгорода завершается  образование Древнерусского государства. Столицей Древнерусского государства стал Киев. Это произошло потому, что он был древнейшим центром восточнославянской культуры, с глубокими историческими традициями и связями.

  Конец  10 столетия ознаменовался завершением  объединения всех восточных славян  в государственных границах Киевской Руси. Это объединение происходит во время княжения Владимира Святославовича(980-1015г.).

  В 981 г.  к Древнерусскому государству  присоединилась земля вятичей  , хотя здесь еще долгое время  сохранялись следы былой ее  независимости.Спустя три года, в 984 г., после битвы на реке Пищане, власть Киева распространилась и на радимичей. Так было закончено объединение всего восточного славянства в едином государстве. Русские земли были объединены под властью Киева, ”мати градом Русьским”. По летописному рассказу принятие Русью христиансва относится к 988 г. Оно имело очень большое значение, так как способствовало распространению письменности и грамотности, Сближало Русь с другими христианскими странами, обогащало русскую культуру.

  Упрочилось  международное положение Руси, чему  немало способствовало принятие  Русью христианства. Укрепились  связи с Болгарией, Чехией, Польшей, Венгрией. Завязались отношения с Грузией и Арменией.

  Русские  постоянно жили в Константинополе.  В свою очередь греки приезжали  на Русь. В Киеве можно было встретить греков, норвежцев, англичан, ирландцев,датчан, болгар, хазар, венгров, шведов, поляков, евреев, эстов.

  Народность- этническое образование, характерное для классового общества. Хотя общность языка является определяющей и для народности, но нельзя ограничиться этой общностью при определении народности, в данном случае древнерусской народности.

  Древнерусская  народность сложилась в результате  слияния племен, племенных союзов  и населения отдельных областей  и земель восточных славян, ”народцев”, и объединила она весь восточнославянский  мир.

  6Русская, или великорусская , народность14-16 вв. явилась этнической общностью лишь части, хотя и большей, восточных славян.Она формировалась на обширной территории от Пскова до Нижнего Новгорода и от Поморья до границы с Диким Полем. Древнерусская народность явилась этническим предком всех трех восточнославянских народностей:русских,или великороссов,украинцев и белорусев,-и складывалась она на грани первобытного и феодального общества, в эпоху раннего феодализма.Русские, украинцы и белорусы сформировались в народности в период высого развития феодальных отношений. 
 
 
 

 3. Появление новой  этнической общности. Древнерусский язык

  Теперь  нам предстоит рассматреть вопрос о появлении в эпоху раннего феодализма принципиально новой этнической общности- древнерусская народность. Прежде всего следует остановиться на древнерусском языке .В языке всех славян в 9-11вв. было еще очень много общего.

  Сохраняя  много общего со славянскими  языками , древнерусский язык в то же время уже отличался от других славянских языков. В древнерусском языке имелись уже десятки тысяч слов, между тем как и к древнему, общеславянскому языку восходит не более двух тысяч.

  Образование  Древнерусского государства сопровождается  заменой племенных связей, хотя  и в стадии их разрушения , связями территориальными. В 9-10 вв. в древнерусском языке происходят большие изменения.Обогощается его словарный состав, совершествуется грамматический строй, изменяется фонетика. На Руси было, собственно, два языка литературы: древнеславянский письменно-литературный язык и собственно-древнерусский литературный язык. В основу древнеславянского письменно-литературного языка лег македонский диалект болгарского языка8-9вв. Основой древнерусского литературного языка был народный разговорный язык. В создании общерусского разговорного языка , хотя сохраняющего диалектные особенности , но тем не менее ставшего речью всей Русской земли, решающую роль сыграли народные массы.

  Перейдем  к вопросу о складывании территориальной  общности древнерусской народности.Как мы уже видели, 9-10вв. были временами территориального складывания восточного славянства. Характерной особенностью этого процесса является совпадение этнических и государственных границ, границ расселения восточных славян и Древнерусского государства.

  Территориальное  объединение восточных славян  как единого этнического образования  было столь прочным, что , например, западные рубежи восточнославянских  наций наших дней-украинской и белорусской, являющихся потомками древнерусской народности, в основном совпадают с этническими границами восточных славян на западе и с рубежамиДревнерусского государства 9-11 вв. Культура Киевской Руси, материальная и духовная культура русских времен Древнерусского государства однородна и едина.Об этом говорит древнерусский архитектурный стиль, общие черты которого отнюдь не перекрываются местными вариантами и локальными особенностями.

  Понятия  русский и христианин, православный, начинают совпадать. Совпадают  понятия язык (народ) и вера(религия). Ярко проявлялись и особенности психического склада русского народа:трудолюбие, мужество, стойкость, выносливость, мудрость, гостеприимство,благожелательность, доброта и свободолюбие, характеризующее русский народ везде, на всех этапах истории нашей Родины.

 Яркими памятниками  древнерусского патриотизма , отражающими чувство самосознания русского народа, являются и ”Повесть временных лет”,и ”Слово о законе и благодати ” митрополита Илариона, и ”Память и похвала Иакова Мниха”, и другие жемчужины древнерусской литературы.

  7Единство древнерусской народности было настолько прочным, что даже после страшного Батыева нашествия, когда установился трехвековой тяжкий гнет, когда обширные пространства Руси на западе и юге стали добычей литовских князей, польских и венгерских королей, когда наступил государственный распад древнерусской народности, в разных концах Русской земли сохранилось очень много общего в языке и культуре .

 Память об общем происхождении из единого  корня навсегда сохранилась в  сердцах братских народов.Несмотря на все исторические испыиания, русский, украинский и белорусский народы сохранили и пронесли через века сознание единства происхождения, близость языка и культуры, общность своей судьбы. То общее, что объединяеь великоросса, украинца и белоруса, есть результат не только общности происхождения, уводящий нас в седую даль времен, на в незыблемых связей, установившихся между населением различных уголков Руси еще на заре истории русского народа и его государства, во времена Киевской Руси. В этом огромное значение Киевской руси в истории славянских народов Восточной Европы . 
 
 
 
 
 
 
 

 4.Историческое  значение образования  древнерусского государства

 Образование государства имело важное историческое значение для восточных славян. Оно  создавало благоприятные условия  для развития земледелия, ремесел, внешней  торговли, влияло и на формирование социальной структуры. Например, выполнение властных функций в более поздний  период способствовало превращению  князей и бояр в землевладельцев.

 Благодаря образованию  государства формируется древнерусская  культура, складывается единая идеологическая система общества. В рамках древнерусского государства происходит складывание  единой древнерусской народности - основы трех восточнославянских народов: великорусского, украинского и белорусского.

 Древнерусское государство в течение веков  после своего возникновения отбивало “волны” кочевников, принимало  удар на себя, обеспечивая тем самым  благоприятные условия для развития европейской цивилизации. С другой стороны, Русь стала своеобразным мостом, через который совершался культурный и торговый обмен между Западом  и Востоком. Однако межцивилизационное положение Руси во многом будет влиять на ее собственный путь развития, вызывая внутренние противоречия, углубляя социально-культурный раскол.

 В этническом плане - сегодня это уже достаточно ясно - население Древней Руси нельзя представить в виде “единой древнерусской  народности”. Жители Древней Руси достаточно четко делились на несколько этнических групп - с разной внешностью, языком, материальной и духовной культурой. При всей кажущейся близости они  различались системами метрологии и словообразования, диалектными  особенностями речи и излюбленными видами украшений, традициями и обрядами 
 
 
 
 
 
 

 Заключение 

 Заканчивая  эту работу, считаю возможным сделать  некоторые выводы. Славяне прошли долгий путь. Причем определенные признаки, по которым точно можно констатировать появление славян относятся к довольно раннему периоду (совершенно точно можно говорить о второй четверти I тысячелетия). Славяне занимали обширные области восточной Европы, контактировали со многими народами и оставили у этих народов память о себе. Правда, некоторые древние авторы долгое время не называли славян своим именем, путая их с другими народами. Но, тем не менее, нельзя отрицать огромного значения славян на судьбы восточной Европы. Славянский элемент и сейчас остается основным в большинстве восточноевропейских государств.

 Вопрос о  происхождении славян считается  одним из основных вопросов в истории  Восточной и Юго-Восточной Европы.

 Древнерусское государство явилось важнейшей  вехой в истории народов нашей  страны и его соседей в Европе и Азии. Древняя Русь стала крупнейшим для своего времени европейским  государством. Ее площадь составляла более 1 млн. кв. км, а население - 4,5 млн. человек. Естественно, что она оказала  сильнейшее влияние на судьбы мировой  истории.

 Древняя Русь с самого начала была полиэтническим государством. Народы, в нее вошедшие, продолжали потом свое развитие в составе других славянских государств, ставших ее преемниками. Одни из них ассимилировались, добровольно утратили свою этническую самостоятельность, другие же сохранились до наших дней.

 Громадное значение имело древнерусское право, памятники  которого, особенно Русская Правда, дожили и до Московского государства. Имели они значение и для права соседних народов.

 Объективные исторические процессы развития феодализма повлекли за собой отмирание Древнерусского государства. Развитие феодальных отношений, породившее Древнюю Русь, привело, в  конце концов, к ее распаду, неизбежному  процессу установления феодальной раздробленности  в XII века. 
 
 
 

Список литературы

  1. Отечественная история: Учебное пособие/ Под редакцией Р.В. Дегтяревой, С.Н. Полторака.- 2-е издание, испр. и доп.- Гардарики,2009
  2. Исаев И.А. История государства и права России: учеб. пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008г.;
  3. Методическое пособие по истории. Автор Захаров В.Ю.  2008г;
  4. Смирнов А.Н., Древние славяне. Москва,2007;
  5. Седов В.В. Славяне в древности 2007г;
  6. Ю. В. Юрхин, ПОЛИТОЛОГИЯ 2010г;
  7. Скрынников Р.Г. Русь X – XVII в.; Учеб пособие. СПб.,2007;

Информация о работе Происхождение русского народа