Религия Древнего Египта: пантеон, мифология, культ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 13:31, курсовая работа

Описание

Основной целью данной работы является изучение различных религиозных течений, существовавших в Древнем Египте, коих было не мало, так как в каждом номе (области, на которые, по мнению греков, делилось египетское царство) были свои божества, отвечающие за те или иные природные явления, причем одно божество могло иметь большое количество имен, священных животных, особых символов, что и по сей день ставит в тупик ученых-египтологов, также рассматриваются представления египтян о сотворении мира, не менее значимым является их видение загробной жизни, поскольку она была настолько важна для жителей Древнего Египта, что они буквально тратили всю жизнь на то, чтобы подготовиться к «переходу в мир иной», но в этом были и свои положительные стороны, поскольку со временем сформировались определенные правила, которые нельзя было нарушать при жизни, что позволяет судить о духовности и высокой нравственности египтян.

Работа состоит из  1 файл

нумерация.docx

— 2.06 Мб (Скачать документ)

Львы символизировали  могущество богинь-львиц, чаще всего  Сохмет, и мощь фараона. Их культ  носил локальный характер. Культовый  центр - Леонтополь (Та-сни, Инует).

Шакалы, собаки и  волки

Шакалы ассоциировались  с западом, пустыней и богом Анубисом. Культовым центром собак и  шакалов был Кинопольский ном. Почитание  волков связывалось с культом  Упуаута.

Ихневмон, павиан и ёж

Ихневмон (мангуста), зверёк, обладающий иммунитетом против змеиного яда, истребитель гадов и грызунов, почитался прежде всего как змееборец: в одном из мифов Ра побеждает Апопа в образе ихневмона. Ихневмоны легко приручаются, их часто держали в домах для защиты от змей и крыс. Священным животным ихневмон стал считаться с периода правления XXII династии, однако упоминания его в религиозных текстах встречаются и раньше. Ихневмоны посвящались солнцу, Ра и Уаджет.

Павиан (кинокефал) считался священным животным Тота. Культ его  также связывался с солнечным  культом (поскольку при восходе  солнца горные павианы издают радостные  крики), с почитанием луны и с заупокойным  культом (павиан упоминается как  один из стражей входа в Дуат14). Священные павианы жили при храмах в вольерах с финиковыми пальмами, дрессированные павианы участвовали в религиозных мистериях.

Ёж почитался как змееборец  и ассоциировался с Ра. Культ ежа  был распространён повсеместно. В виде этого животного часто  изготовляли сосуды для возлияний.

Насекомые, рыбы, лягушки

Священным считался навозный жук – скарабей, культ его связывался с культом Хепри. Существовало поверье, будто скарабеи обладают способностью самозарождения. Изображения скарабея служили амулетами, защищающими  от сил зла, от ядовитых укусов и  помогающими воскреснуть после  смерти.

Из насекомых почиталась также ядовитая многоножка Сепа, священное  насекомое Атума.

Культ рыб возник ещё в  Додинастическую эпоху. Священными в Египте были оксиринх и лепидот. В мифе об Осирисе оксиринх, лепидот  и фраг (последний священным не считался) родились из крови Осириса, разрубленного и брошенного в  воду Сетом. Оксиринх (Хат) почитался  в Пермеджете (греч. Оксиринх), (согласно одному из мифов, под Пермеджетом  состоялась битва Гора с Сетом, и  кровь раненного Сета впиталась  в землю), и в Летополе, где он был посвящен Хатхор (летопольские статуэтки оксиринха, в отличие  от остальных, имеют головной убор Хатхор - коровьи рога и солнечный диск с уреем).

Лепидот - чешуйчатая (ныне вымершая) рыба - считался священным животным Мехит, был также посвящен богу Хапи. Культовый центр Лепидота - Тис (греч. Лепидотополь).

Лягушки почитались из-за своей  плодовитости, что являлось символом плодородия, им приписывалась власть над разливами Нила, от которых зависел урожай. Кроме того, в Египте существовало поверье, будто лягушки обладают способностью самозарождения (как и скарабеи), поэтому они связывались с загробным культом и воскресением после смерти. Иногда лягушек рисовали под ладьей Ра, они считались священными животными богини Хекет. Культовые центры лягушек - Харвер и Абидос.

Свиньи

Свинья в Египте считалась  нечистым животным, ассоциировалась  с Сетом, но в то же время с древнейших времён ассоциировалась с небом: Нут иногда изображалась в виде свиньи с поросятами-звёздами на животе.

Глава 3. Загробная  жизнь

3.1 Похоронный ритуал

Согласно египетским повериям, человек после смерти (когда душа Ба покинет его тело) не только "соединялся" с богом Осирисом, но и сам становился Осирисом. Если у покойного был взрослый сын, он "становился" Гором. А родственницы умершего - его сестра и жена - превращались на время ритуала в Нефтиду и Исиду.

Оплакав усопшего и облачившись  в голубые траурные одежды, родственники относили тело в "Дом Золота" - в мастерскую бальзамировщиков.

В течение семидесяти дней - поскольку Исида, Нефтида и Анубис восстанавливали разрубленный труп Осириса ровно семьдесят дней, бальзамировщики изготавливали  мумию. Сперва они омывали тело водой  из Нила, после чего оно становилось  священным и называлось Сах. Затем, после того как парасхит делал  надрез на животе, бальзамировщики  извлекали внутренности и опускали их в специальные погребальные сосуды - канопы. Эти канопы изготавливались  в виде богов Загробного Царства: Дуамутефа, Кебехсенуфа, Имсета и Хапи. Их доверху наполняли специальными настоями из трав и наглухо закрывали  крышками.

Закрыв канопы, бальзамировщики  обрабатывали тело различными смолами, снадобьями из благовоний и трав и  туго пеленали его матерчатыми бинтами.

Бальзамировщиков было пятеро. Самый главный из них надевал  маску шакала и становился богом  Анубисом. Четверо его помощников надевали маски Дуамутефа, Кебехсенуфа, Имсета и Хапи.

«Родные и близкие должны были следить, чтобы все похоронные обряды соблюдались самым строжайшим образом. Ни один из ритуалов нельзя было нарушить, ни одно магическое заклинание нельзя было забыть. В противном  случае Ка покойного был бы жестоко  оскорблен пренебрежением к себе со стороны живых. Ка не прощал обид. Он становился злым демоном и вечно  преследовал свой род, насылая беды и мстя не только своим родственникам, но и их далеким-далеким потомкам.

Если египтянин был  беден, его мумию клали в простой  деревянный гроб. На стенках гроба, с внутренней стороны, писали имена  богов, которые должны были оживить  умершего и проводить его в  Дуат, а на крышке - обращение к  владыке мертвых: "О ты, Уннефер, благой бог! Дай же этому человеку в твоем Царстве тысячу хлебов, тысячу быков, тысячу кружек вина".

Гробы состоятельных египтян  клали еще и в каменные саркофаги. Очень часто для мумии делали несколько футляров в форме человеческой фигуры, которые включались один в  другой.

Погребальная процессия, оглашая окрестности плачем и  стонами, переправлялась на лодках через  Нил. Часто для оплакивания богатых  вельмож специально нанимали плакальщиков и плакальщиц. Эти люди за небольшую плату профессионально изображали плач и страдания по умершему, усиливая тягостное впечатление».15

На западном берегу процессию  встречали жрецы, облаченные в маски  богов Дуата. Они вели родственников  к гробнице. Эту гробницу покойный, как правило, заказывал еще при  жизни. За очень большую цену он покупал  в некрополе штольню - горизонтальный или чуть наклонный тоннель, прорубленный вглубь скалы. Став владельцем штольни, египтянин опять же за очень высокую  плату нанимал камнетесов, писцов, скульпторов и художников, которые  разукрашивали стены гробницы рельефами, надписями, содержащими различные  заклинания, высекали статую для души Ба и статуи богов, которые должны были охранять саркофаг, а также  изготавливали утварь - все, что пригодится покойному в Дуате, когда он оживет: кресла, одежды, амулеты, оружие и священные  книги.

Своим гробницам египтяне уделяли гораздо больше внимания, чем земным жилищам. Греки говорили, что "вся жизнь египтянина состояла из приготовлений к смерти".

У входа в последнее  пристанище египтянина погребальная процессия  останавливалась. Гроб опускали на землю, и жрецы, облаченные в одежды и  маски богов Дуата, совершали  над мумией обряд "отверзания уст".

Этот обряд символизировал приход Гора к мумии отца и воскресение  Осириса. Совершался он так. Жрец в маске  сокола, изображавший Гора, касался  жезлом губ покойного и клал ему  на грудь амулет в виде глаза. Это  означало, что Гор принес свой глаз и дал его проглотить Осирису. Обряд "отверзания уст", согласно верованиям, возвращал умершему способность  есть, пить, дышать и, самое главное, говорить. Ведь по пути в Великий  Чертог Двух Истин ему придется заклинать  загробных стражей, чтоб они пропустили его.

Закончив ритуал, жрецы  относили гроб в усыпальницу и  ставили в каменный саркофаг. Вход в гробницу опечатывали печатью  некрополя, тщательно заваливали камнями  и щебенкой и маскировали.

3.2  Путешествие по Дуату

Спустя некоторое время  после погребения, наступал день, когда к мумии прилетала душа Ба. По ее зову в гробницу являлись боги подземного мира и с помощью магии возвращали умершего к жизни.

Воскреснув, египтянин оказывался перед каменными вратами, которые  охраняли два чудовища. Умерший должен был приблизиться к ним и сказать:

- О великий владыка  Дуата Осирис! Я пришел к тебе, чтобы обрести блаженство в  твоем царстве. Сердце мое безгрешно.  Пусть же твои стражи откроют  врата и пропустят меня!

Еще при жизни каждый египтянин  должен был прочесть священный папирус, который назывался "Книга Мертвых". Этот свиток содержал подробное описание Загробного Царства, в нем перечислялись  имена всех демонов, охраняющих врата, а также заклинания, которые необходимо было знать умершему, чтобы благополучно миновать все преграды и избежать опасностей.

На тот случай, если египтянин  вдруг забудет какое-либо заклинание или, заблудившись в Дуате, не сможет найти дорогу в Великий Чертог Двух Истин, ему помимо амулетов и  прочей погребальной утвари обязательно  клали в гроб "Книгу Мертвых". А самые важные заклинания высекали еще на стенках гробницы.

«Сразу за первыми вратами начинались две извилистые тропы. Обе они вели к Чертогу Двух Истин, умершему оставалось только решить, по какой из тропинок безопаснее идти. Впрочем, в обоих случаях путь предстоял нелегкий. Тропы разделяло огненное озеро. Бешено ревело пламя, сверху на голову сыпались раскаленные угли, душил и выедал глаза ядовитый дым. Чтобы не задохнуться, умерший должен был иметь при себе деревянную фигурку бога воздуха Шу.

На берегах озера жили чудовища - драконы, демоны, змеи, и безнаказанно пройти по тропе мог только тот, кто  знал имена стражей, заклинания и  имел при себе волшебные амулеты, спасающие от бед и опасностей. За озером тропинки вновь смыкались. Здесь дорога упиралась во вторые врата.

Чтобы облегчить умершему странствие, боги создали в Загробном  Царстве ариты. Это были тихие  безопасные уголки. Ни змеи, ни скорпионы  в ариты не заползали. Здесь покойный мог отдохнуть и набраться  сил для дальнейшего путешествия. Но, опять же, не всякий мог войти  в ариту. Для этого надо было знать  волшебные заклинания и, разумеется, имена демонов, стоящих на страже»16.

Пройдя все врата, умерший  наконец достигал цели своего путешествия - Великого Чертога Двух Истин.

3.3 Суд Осириса

На пороге Великого Чертога  умершего встречал шакалоголовый бог  Анубис.

- Приветствую тебя, великий  среди богов Загробного Мира! Я пришел к тебе, господин мой, - говорил умерший, согнувшись  в поклоне до земли.

Бог смерти хранил величественное безмолвие. Выслушав приветствие, он брал египтянина за руку и вел в зал, где должно было вершиться Загробное  Судилище.

Они шли мимо каменных статуй и мимо колонн, обвитых живыми змеями. Из темноты навстречу им то и дело выползали чудовища и, оскалив пасть, требовали назвать их имена.

Но вот открывались  последние двери, и умерший вслед  за Анубисом вступал в зал Суда.

Там, в тишине и торжественном  полумраке, сидели боги-судьи. Они делились на две группы - на Великую и Малую  Эннеады. Перед каждой из двух Эннеад египтянин должен был держать  ответ за свои земные дела, дважды должен был доказать, что его клятвы в  собственной безгрешности не лживы, а истинны. Поэтому зал Суда и  назывался Чертогом Двух истин.

Головные уборы всех судей  украшало перо Истины - перо богини Маат.

Великая Эннеада, в которую  входили Ра, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Нефтида, Исида, Гор - сын Осириса, Хатхор, Ху (Воля) и Сиа (Разум), начинала допрос умершего.

- Кто ты? Назови свое  имя! - требовали боги.

Покойный называл себя.

- Откуда ты прибыл? - следовал  второй вопрос.

Подсудимый называл город, в котором он жил.

Когда допрос заканчивался, перед Великой Эннеадой выступали  Месхент, Шаи и душа Ба покойного  египтянина. Они подробно рассказывали, какие этот человек совершал в  жизни хорошие и дурные поступки.

Если кто-либо из богов  требовал сурового наказания для  грешника, Исида, Нефтида и Нут  вставали на его защиту. Египтяне изображали этих богинь на саркофагах в виде женщин с распростертыми крыльями, потому что распростертые крылья считались  символом защиты.

Ответив на все вопросы, умерший  приступал к "Исповеди отрицания":

- Я не совершал несправедливостей  против людей, - каялся он. - Я не  притеснял ближних. Я не грабил  бедных. Я не делал того, что  неугодно богам. Я не подстрекал  слугу против его хозяина...

Так покойный перечислял сорок  два преступления и клятвенно  заверял богов, что ни в одном  из них он не виновен.

После "Исповеди отрицания" умерший обращался к Малой  Эннеаде. Называя по имени каждого  из сорока двух богов, он вновь перечислял сорок два преступления и клялся в своей непричастности к ним.

Затем боги приступали к  взвешиванию сердца покойного на "Весах истины". На одну чашу весов  клали сердце, на другую - перо богини Маат, символизирующее справедливость, правду и правосудие. Если стрелка  весов отклонялась, покойный считался грешником и Великая Эннеада  выносила ему обвинительный приговор.

Информация о работе Религия Древнего Египта: пантеон, мифология, культ