Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 13:31, курсовая работа
Основной целью данной работы является изучение различных религиозных течений, существовавших в Древнем Египте, коих было не мало, так как в каждом номе (области, на которые, по мнению греков, делилось египетское царство) были свои божества, отвечающие за те или иные природные явления, причем одно божество могло иметь большое количество имен, священных животных, особых символов, что и по сей день ставит в тупик ученых-египтологов, также рассматриваются представления египтян о сотворении мира, не менее значимым является их видение загробной жизни, поскольку она была настолько важна для жителей Древнего Египта, что они буквально тратили всю жизнь на то, чтобы подготовиться к «переходу в мир иной», но в этом были и свои положительные стороны, поскольку со временем сформировались определенные правила, которые нельзя было нарушать при жизни, что позволяет судить о духовности и высокой нравственности египтян.
Введение
Религия является неотъемлемой частью культуры любой цивилизации, представляет собой важный этап эволюции человеческого сознания и мировосприятия. Благодаря ей стали появляться первые законы, основные правила поведения человека в обществе, хоть и недалеко ушедшем от первобытного человеческого стада. На основе религии формировались первые, так называемые протогосударства, которые по сути своей представляли собой небольшие поселения, главной частью которых являлся храм, посвященные некоторому божеству, а иногда и просто силам природы. Постепенно, с усилением роли государственного аппарата, религия становится средством управления общественных настроений, своеобразным способом отделения простого народа от правящих кругов, благословенных богами. Ярким примером того, что религия играла первостепенную роль в управление государством, является наличие в истории страны периодов правления верховных жрецов при существовании законных властителей престола. Кроме того, верховная власть всегда опиралась на духовную и полностью от нее зависела, а потому изменения в религиозных мировоззрениях тут же вызывали перемены во всех аспектах жизни государства.
С моей точки зрения наиболее
интересной и необычной является
религия Древнего Египта. Возможно,
эта тема и покажется не слишком
актуальной на данный момент, но ввиду
того, что неизвестные факты
Основной целью данной
работы является изучение различных
религиозных течений, существовавших
в Древнем Египте, коих было не мало,
так как в каждом номе (области,
на которые, по мнению греков, делилось
египетское царство) были свои божества,
отвечающие за те или иные природные
явления, причем одно божество могло
иметь большое количество имен, священных
животных, особых символов, что и
по сей день ставит в тупик ученых-египтологов,
также рассматриваются
Основная часть курсовой работы состоит из трех глав, в первой из которых даются представления о пантеонах богов различных египетских номов, а также связанные с ними мифы о сотворении мира. Во второй приводятся непосредственно боги Древнего Египта, их символы и соответствующие священные животные. В третьей главе показаны представления жителей Древнего Египта о загробной жизни.
При исследовании данной темы в основном использовались мифы и сказки Древнего Египта, в которых одни божества могут называться несколькими именами, потому существует вероятность того, что цели работы не будут достигнуты полностью, поскольку данная проблема до сих пор полностью не исследована.
Глава 1. Пантеоны номов Древнего Египта. Мифы о происхождении мира
Гелиополь (Иуну-"Город Столбов") с эпохи Древнего царства и вплоть до конца периода Позднего царства являлся важнейшим культовым центром солнечных богов. Гелиопольская версия происхождения мира была наиболее распространённой, а главные боги гелиопольского пантеона - особенно популярными во всей стране.
«В начале был Хаос, который назывался Нун,- бескрайняя, неподвижная и холодная водная гладь, окутанная темнотой. Проходили тысячелетия, но ничто не нарушало покоя: Первозданный Океан оставался незыблемым.
Но однажды из Океана появился бог Атум-Ра - первый бог во вселенной. Атум-Ра стал искать в Первозданном Океане твердое место - какой-нибудь островок, но вокруг не было ничего, кроме неподвижной воды Хаоса Нуна. И тогда бог создал Холм Бен-Бен - Изначальный Холм.
Задумал в сердце своем Атум-Ра создать богов, представил он себе их образы... и выдохнул из своего рта первого бога Шу (Воздух) и выплюнул первую богиню Тефнут (Влага).
Но первые боги мгновенно потерялись в кромешной темноте, царящей вокруг.
Опечалился бог Атум-Ра. Может быть, Шу и Тефнут заблудились в океане, а может, и погибли в бездне.
В отчаянии Атум-Ра вырвал у себя глаз и повелел ему идти на розыски пропавших детей. Ярко светясь и словно солнце озаряя все вокруг, пошло божественное Око на поиски. Взамен этого глаза Атум-Ра сотворил себе новый.
Не скоро нашло Око потерявшихся во мраке детей и доставило их к отцу. Обрадовался Атум-Ра. И превратил он глаз свой в змею и поместил солнечное Око себе на лоб. В честь этого с давних пор глаз-змей украшает короны богов и фараонов. Зовут этого змея Урей. Зорко смотрит Урей вдаль, и если замечает врагов, то уничтожает их лучами света, исходящими из его глаз.
Стали первые боги жить на холме Бен-Бен. И вот бог Шу женился на богине Тефнут. От этих двух богов, от соединения Воздуха и Влаги, родились Геб (Земля) и Нут (Небо), а они в свою очередь породили двух богов и двух богинь: Осириса, Сета, Исиду и Нефтиду.
Стало теперь богов всего девять. Так и возникла Великая Девятка богов – Гелиопольская Эннеада, как ее называли греки.
Заплакал Атум-Ра от радости, видя творения рук своих, и оросил слезами землю. Возникли из слез люди и расселились по всему свету. И затем создал Атум-Ра многих других богов». 1
На Холме Бен-Бен люди впоследствии построили главный храм Гелиополя – Атума-Ра. Символами Холма стали обелиски. Пирамидальные вершины обелисков, покрытые листовой медью или золотом, считались местом пребывания солнца в полдень.
По преданию Мемфис заложил объединивший Северный и Южный Египет в единое государство первый фараон Менее (Нормер). Первоначальное название города - Хет-Ка-Пта - "Дом души Ка2 бога Птаха". Со времён VI династии город получил название Меннефер ("Прекрасное обиталище"), которое звучало по-коптски "Менфе" и трансформировалось греками в Мемфис.
Вначале, когда повсюду простирался безжизненный Океан Нун, Птах, который сам был землёй, решил воплотиться в божество. Усилием воли он создал из земли свое тело и стал богом.
Затем Птах решил сотворить мир и других богов. Сперва он создал их Ка и знак жизни "анх", затем - силу будущих богов, чтобы они, родившись, сразу же обрели могущество и помогли Птаху.
«Творение свершилось так: в сердце бога возникла Мысль об Атуме, а на языке - Слово "Атум"; бог произнёс это имя - и в тот же миг Атум родился из Первозданного Хаоса. Он стал помогать отцу в деле творения, однако действовал не самостоятельно, а лишь исполнял волю Птаха, был её проводником. По воле Птаха Атум создал Великую Девятку, Птах же дал всем богам могущество, наделил их мудростью.
После того, как Птах сотворил мир, он создал божественные волшебные слова-заклинания и установил справедливость на земле. И была дана жизнь миролюбивому, и была дана смерть преступнику, и были созданы всякие работы и всякие искусства, труды рук, хождение ног, движение всех членов согласно этому приказанию, задуманному сердцем и выраженному языком и творящему назначение всех вещей. Вышли из него все вещи: пища и еда, пища богов и все другие прекрасные вещи. И так было найдено и признано, что его сила больше, чем всех других богов.
Птах построил города, основал номы, поставил каменные изваяния богов в их святилища и ввёл обряд жертвоприношения. Боги вселились в свои статуи в храмах». 3
Считалось, что плоть и дух этого великого бога пребывают во всём живом и неживом, что есть в мире. Он почитается как покровитель искусств, ремёсел, кораблестроения и зодчества. Птах, его жена - богиня-львица Сохмет и их сын- бог растительности Нефертум составляют Мемфисскую Триаду.
В эпоху Древнего царства Гермополь назывался Унут - по имени богини-покровительницы нома, изображавшейся в облике зайчихи. В период первого распада город Унут получает название Хемену - "Восемь", "Восьмёрка" - в честь почитавшихся там восьми изначальных богов-творцов. Наиболее важной была роль Гермополя как культового центра бога луны и мудрости Тота и священных ибисов. Греки отождествляли Тота с Гермесом откуда греческое название города.
«В начале был Хаос. В Хаосе царили силы разрушения: Бесконечность, Ничто, Небытие и Тьма.
В некоторых источниках к "отрицательным" изначальным силам Хаоса причисляются три пары божеств: Тенему и его женская параллель Тенёмуит (Мрак, Исчезновение), Ниау и Ниаут (Пустота, Ничто), Герех и Герехт (Отсутствие, Ночь).
Разрушительным силам
Первозданного Хаоса
Боги Великой Восьмёрки плавали в Первозданном Океане. Из земли и воды они создали Яйцо и возложили его на Изначальный Холм - Огненный остров. И там, на острове, из Яйца вылупился бог солнца Хепри - молодой Pa».4
По другой версии, солнечное божество, осветившее землю, пребывающую во мраке, родилось из цветка лотоса который вырос на Изначальном Холме, от радости младенец Ра заплакал, и из его слёз, упавших на Холм, возникли люди. Эта версия была распространена во всём Египте. О лотосе, выросшем на Холме у города Хемену и давшем жизнь юному солнечному богу, говорят древнейшие мифы, а изображения этого лотоса с сидящим в его лепестках младенцем, встречающиеся вплоть до римского времени, показывают, что это предание стало одной из официальных версий позднейших египетских мифов о создании мира.
1.4 Фивы
Фивы (Уасет) были столицей Древнего Египта в эпохи Среднего и Нового царств. Там почитались небесный бог Мин, бог Амон ("Невидимый", "Незримый", "Сокровенный", "Непостижимый разумом"), и бог войны Монту, супругой Монту в Фивах считалась богиня Раттауи, в Гермонте (Иуни), втором культовом центре Монту, - богиня Тененёт и отождествлявшаяся с нею Иунит.
В эпоху Среднего царства резко возрастает значимость культа фиванского Амона, фараоны XII династии берут имена в его честь: Аменемхет ("Амон во главе"). В этот же период происходит отождествление Амона и Мина. Культ Амона быстро сравнивается по значимости с древним традиционным культом бога солнца Ра, и вплоть до Нового царства культы Ра и Амона сосуществуют параллельно, в Новом царстве происходит их слияние, возникает божество Амон-Ра, в то же время продолжают существовать культы Ра и Амона как самостоятельных ипостасей. Амон-Ра объявляется творцом мира, он - отец отцов и всех богов, поднявший небо и утвердивший землю образ единственный, создавший всё сущее. Он - самый могущественный бог, царь над всеми богами, владыка мира, отец и покровитель фараонов.
Египтяне представляли Амона
в виде человека в короне "атеф"
- короне из двух высоких перьев, и
в виде барана. Священные животные
Амона - баран и белый гусь. Амон-Ра
изображался в виде человека в
короне "атеф" и с солнечным
диском, его священные животные -
баран, белый гусь, змея. Вместилищем
души Амона-Ра считались бараноголовые
сфинксы (аллея бараноголовых сфинксов
вела в Большой Храм Амона-Ра - главный
храм Карнакского храмового
Глава 2. Боги Древнего Египта
2.1 Амон-Ра и Осирис
Когда боги были отделены от явлений природы, которыми они управляли, явилась потребность яснее и определеннее представить себе их жизнь и их отношение к видимому миру. Древних египтян, как и большинство первобытных народов, особенно занимало солнце и связанные с ним явления, поэтому о солнечных богах было составлено наибольшее количество религиозных преданий. Таких богов было очень много, потому что, когда египтяне образовали в Нильской долине многочисленные самостоятельные области, то каждая из них покланялась своему особому богу солнца. Так, восходящее солнце символизировал Хепри, изображавшийся в виде скарабея, закатывающего светило на небосвод, дневное солнце символизировал Ра, плывущий по небу в ладье, а заходящее солнце отождествлялось с Атумом. Позже, когда разрозненные области были объединены, боги некоторых из них получили всеобщее признание. Таковы были Ра, называвшийся в Фивах Амоном, и Осирис. У этих богов есть своя история, которая в то же время служит объяснением происхождения мира и некоторых явлений природы.
Информация о работе Религия Древнего Египта: пантеон, мифология, культ