Религия Древнего Египта: пантеон, мифология, культ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 13:31, курсовая работа

Описание

Основной целью данной работы является изучение различных религиозных течений, существовавших в Древнем Египте, коих было не мало, так как в каждом номе (области, на которые, по мнению греков, делилось египетское царство) были свои божества, отвечающие за те или иные природные явления, причем одно божество могло иметь большое количество имен, священных животных, особых символов, что и по сей день ставит в тупик ученых-египтологов, также рассматриваются представления египтян о сотворении мира, не менее значимым является их видение загробной жизни, поскольку она была настолько важна для жителей Древнего Египта, что они буквально тратили всю жизнь на то, чтобы подготовиться к «переходу в мир иной», но в этом были и свои положительные стороны, поскольку со временем сформировались определенные правила, которые нельзя было нарушать при жизни, что позволяет судить о духовности и высокой нравственности египтян.

Работа состоит из  1 файл

нумерация.docx

— 2.06 Мб (Скачать документ)

Умерший в отчаянии падал  на колени, моля о пощаде. Но боги оставались безучастными к запоздалому раскаянию. Имя грешника объявляли несуществующим, а сердце отдавали на съедение богине Аммат (пожирательнице), чудовищу с  телом гиппопотама, львиными лапами, львиной гривой и пастью крокодила. Чавкая и рыча, Аммат съедала сердце, и египтянин лишался жизни  – навсегда, уже без надежды на воскресение.

Если же чаши весов оставались в равновесии, это значило, что  плохие дела покойного уравниваются его хорошими поступками, и он признавался  оправданным. Великая Эннеада торжественно оглашала свое решение даровать ему  вечную жизнь, и бог Тот записывал  на папирусе имя египтянина.

Бог Гор брал умершего за руку и вел его к трону владыки  Дуата Осириса. Во все время Суда Осирис молча наблюдал за происходящим. Он не принимал участия ни в допросе  умершего, ни во взвешивании сердца, а только освящал весь ритуал своим  присутствием.

Умершего проводили мимо сидящего на престоле бога. На этом Суд  заканчивался. Оправданный египтянин  мог отправиться к месту вечного  блаженства - в Поля Камыша. Туда его  сопровождал бог-покровитель Шаи.

В Полях Камыша умершего ждала такая же жизнь, какую он вел и на земле, только здесь царило полное изобилие и никогда не бывало засух и неурожаев. Семь Хатхор, Хепри и другие боги обеспечивали египтянина пищей, делали его загробные пашни плодородными, а его скот - тучным. Чтоб покойный мог наслаждаться отдыхом, чтоб не пришлось ему самому обрабатывать поля и пасти скот, в саркофаг клали ушебти - деревянные или глиняные фигурки писцов, жнецов, пастухов.

Ушебти - "ответчик". Шестая глава "Книги Мертвых" рассказывает о том, как заставить ушебти работать. Когда в Полях Камыша боги позовут  покойного на работу, человечек-ушебти должен вместо своего хозяина выйти  вперед и откликнуться: "Я здесь!", после чего отправиться работать, куда ему прикажут.

Богатые жители Та-Кемет (Черная Земля, так называли свою страну египтяне) могли купить себе для вечной жизни  сколько угодно ушебти. Те, кто не был богат, покупали их 360, по одному на каждый день года17. Бедняки же покупали одного-двух человечков, но вместе с ними клали в гроб список трехсот шестидесяти таких "помощников". Считалось, что благодаря заклинаниям перечисленные в списке человечки оживали.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В ходе исследования данной темы внимание было уделено, главным  образом, мифологии и религиозным  верованиям жителей Древнего Египта, оставив в стороне политику и  историю Египта как государства. Хотя существуют некоторые события, затрагивающие непосредственно  обе эти стороны жизни древнеегипетской цивилизации, но их последствия либо слишком малы, либо не были приняты  населением, а потому здесь не рассматриваются. К сожалению, в объем данной работы удалось включить лишь малую долю всей информации, касающейся этого  вопроса, но она все же дает какое  – то представление о религии  древних египтян, как об одной  из самых необычных, из ряда вон выходящих  явлений культуры стран древнего востока.

В связи с тем, что это  государство изначально являлось несколькими  независимыми областями, иногда враждовавшими  между собой, изучение религии Древнего Египта Додинастической эпохи становится довольно трудной задачей, поскольку  в каждой из этих областей (номов) существовали свои божества, которые отвечали за те, или иные явления природы, также, в каждом номе считались священными определенные животные, т. е. в одной области за убийство одного из них полагалась смертная казнь, а в других на это не обратили бы никакого внимания. Из – за этой путаницы, из – за того, что с тех времен не осталось почти никаких данных о религиозных культах, существовавших в каждом отдельном номе, исследование религиозной культуры данного периода истории Древнего Египта становится практически невозможным.

Наиболее интересным с  точки зрения исследователей является более поздняя эпоха объединенного  государства, т. к. с той поры сохранилось  большее количество артефактов, позволивших  ученым составить определенное представление  о жизни Древнего Египта в целом  и о его религии в частности. Именно в этот период происходит становление  наиболее известных пантеонов, оформляются  основные центры культов различных  богов, происходит объединение божеств  различных номов и окончательное  закрепление за ними определенных явлений  как природы, так и человеческой деятельности. В данной курсовой работе рассматриваются именно эти, полностью  сформированные пантеоны и входящие в них боги. В работе были упомянуты  основные боги Древнего Египта, но также  и некоторые малоизвестные божества, о существовании которых не удалось  найти какой – либо достоверной  информации, скорее всего это были некоторые из имен главных богов (бог мог в каждом номе называться по – разному, но все же отождествлялся с одним из богов Гелиопольской  Эннеады, наиболее известного в Древнем  Египте  пантеона).

На основании результатов, полученных в процессе исследования данной темы, были сделаны следующие  выводы:

  1. Древние египтяне, как и представители других древних цивилизаций, обожествляли природные явления, а также некоторые изобретения человека (например, письменность), но, в то время как в одних странах основные божества выделились на ранних стадиях зарождения государства, в Древнем Египте так и не сформировался главный пантеон, хоть Гелиопольская Эннеада и считалась официальным пантеоном Египетского царства, но во многих номах продолжали поклоняться собственным богам, в результате различные божества, отвечающие одним и тем же явлениям, существовали независимо друг от друга, также имели место случаи, когда в разных областях страны боги с одинаковыми именами исполняли отличные друг от друга, подчас противоположные функции.
  2.    В религии Древнего Египта с момента объединения происходил постепенный переход от зооморфных божеств к зооантропоморфным, а в последствии к антропоморфным, при этом на протяжении истории этого государства его жители продолжали поклоняться животным, правда, исключительно тем, которые считались воплощением души бога, т. е. первобытный анимизм египтян так и не изжил себя, хоть и считается, что при антропоморфизации богов животные как таковые перестают считаться божествами, а лишь отождествляются с ними.
  3. Боги Древнего Египта сильно отличаются от богов, которым поклонялись в других странах древности, они уникальны по своей природе, пусть даже греки и отмечали сходство между ними и собственными божествами, но лишь в довольно узком смысле, так как в этом государстве, как уже было сказано, не было четкого разграничения в сферах влияния божеств на жизнь простых смертных.
  4. Самой занимательной частью древнеегипетской религии являются представления древних египтян о загробной жизни, о бессмертии души: они были настолько озабочены своим переходом в мир иной, что в результате вся их жизнь проходила в приготовлениях к смерти.

Столь обширную тему, как  религия Древнего Египта, невозможно  полностью раскрыть в рамках курсовой работы, поэтому множество вопросов остались открытыми. До тех пор, пока будут находить новые свидетельства  существования этой великой цивилизации, данная тема будет представлять собой  необъятное поле деятельности для ученых и исследователей культуры Та-Кемет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

Васильев, Л. С. История Востока: В 2-х тт./Л. С. Васильев.-М.: Высшая школа, 1994.

Дубровская, О. Н. Древние религии мира/О. Н. Дубровская.-М.: Рипол-классик, 2003.

Корелин, М. С. Египетские боги, их храмы и изображения/М. С. Корелин.-М.: Вузовская книга, 2001.

Мачинцев Г. А. Мифы и сказки Древнего Египта/Г. А. Мачинцев.-СПб., 1993.

Рак И. В. Мифы Древнего Египта/И. В. Рак.-СПб., 1993.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

Бог солнца Амон-Ра

 

Геб и Нут

 

Око Уаджет

Бог луны и мудрости Тот

Богиня любви  Хатхор


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уаджет и Нехбет – богини-покровительницы Нижнего и Верхнего Египта

 

Суд Осириса

1 Мачинцев, Г. А. Мифы и сказки Древнего Египта/Г. А. Мачинцев.-СПб., 1993

2 По верованиям древних египтян, двойник души человека. С момента смерти Ка сохранял присущее ему сознание и готовил душу в путь в подземное царство. Затем он находился в гробнице вместе с телом, в то время как душа пребывала в подземном царстве. Подобно людям, животные, предметы и вся неживая природа имеют свои Ка. Считалось, что некоторые властители имеют много Ка. Для размещения Ка в могиле создавался специальный "дом Ка". Назначался жрец, чтобы обслуживать нужды Ка и следить за пищей, питьем и предметами, приносимыми и оставляемыми там для Ка. Ка поедал не само оставленное, а его Ка. Если принесенное его не удовлетворяло, Ка мог покинуть могилу, бродить в виде привидения, духа, поедая и выпивая все, что он мог найти. Египтяне верили, что время от времени душа должна возвращаться в могилу, чтобы навестить свое Ка.

1 Рак, И. В. Мифы Древнего Египта/И. В. Рак.-СПб., 1993

2 Рак, И. В. Мифы Древнего Египта…

5 Богиня - повелительница заклинаний и тайных молитв, покровительница матерей, жена и сестра Осириса.

6 Жена и сестра Сета, по некоторым сведениям, родила от Осириса бога Анубиса, проводника душ мертвых, иногда отождествлялась с Сешет.

7 Бог неба, царственности (фараон являлся воплощением бога Хора). Его часто изображают в виде человека с соколиной головой или как сокола, летящего сквозь мировое пространство, причем считалось, что левый глаз Гора - луна, а правый – солнце, очевидно, что с полётом сокола египтяне связывали смену времён года и времени суток.

8 Корелин, М. С. Египетские боги, их храмы и изображения/М. С. Корелин.-М., 1902

9 Рак, И. В. Мифы Древнего Египта/И. В. Рак.-СПб., 1993

10 Рак, И. В. Мифы Древнего Египта…

11 Рак, И. В. Мифы Древнего Египта/И. В. Рак.-СПб., 1993

12 Поля Камыша - рай,  каким его представляли древние египтяне.

13 Считалось, что Ба — это нечто невидимое, не покидающее тело насовсем после физической смерти, а остающееся вместе с ним в могиле. Ба выходит из тела ночью и бродит по кладбищу. Питается эта "душа" пирогами и находится под защитой богини кладбища, живущей в сикаморах. Для того, чтобы Ба вернулась в тело, последнее должно оставаться нетронутым.

   Древние египтяне верили, что звезды — это не что иное, как множество Ба, освещенных светильниками в могилах.

14 Загробное царство, в котором правит Осирис.

15 Рак, И. В. Мифы Древнего Египта/И. В. Рак.-СПб., 1993

16 Мачинцев, Г. А. Мифы и сказки Древнего Египта/Г. А. Мачинцев.-СПб., 1993

17 Согласно мифам, когда богиня Маат создавала времена года, она разделила год на три равные части и дала им названия: время Разлива, время Всходов и время Урожая.

   Затем Маат поделила все три времени года на месяцы, по четыре в каждом. Каждый месяц состоял из тридцати суток. Сутки же поровну делились между луной и солнцем. Таким образом, солнечный год был в точности равен лунному: и в том и в другом было по двенадцать месяцев и по триста шестьдесят дней.



Информация о работе Религия Древнего Египта: пантеон, мифология, культ