Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2011 в 10:29, контрольная работа
Концептуальные подходы в анализе религии как социокультурного феномена
Становление религии как социального института
Роль религии в развитии искусства
1.
Концептуальные подходы
в анализе религии как
социокультурного феномена
Исходным
пунктом объективного социологического
анализа религии должно быть понимание
ее как социокультурного института.
Такой подход к изучению религии,
которая совмещает в себе черты
культурной системы, то есть определяет
сферу значений, символов и ценностей,
относящихся к фундаментальным
аспектам человеческого бытия, и
вместе с тем функционирует в
обществе в качестве самостоятельного
социального института (социальной
подсистемы) в тесной связи с другими
социальными институтами, позволяет
с максимальной полнотой и объективностью
выяснить и проанализировать уникальную
роль религии в человеческой истории,
в жизни современного общества. Отсюда
проистекает вторая методологическая
особенность социологического анализа
религии, заключающаяся в том, что
при исследовании ее функций как
социального института
Имеющийся
на сегодня эмпирический материал,
накопленный социологией
"Опыт смерти, зла и страданий", - отмечает известный американский специалист в области социологии религии Р. Белла, - приводит к постановке глубоких вопросов о смысле всего этого, на которые не дают ответа повседневные категории причины и следствия. Религиозные символы предлагают осмысленный контекст, в котором этот опыт может быть объяснен благодаря помещению его в более грандиозную Мировоззренческую структуру, и представлению эмоционального утешения, пусть даже это будет утешением самоотреченности. Однако религия, по мнению Р. Белла, не является только средством преодоления тоски и отчаяния. Скорее всего, она представляет собой символическую модель, формирующую человеческий опыт - как познавательный, так и эмоциональный. Что делать и что думать, когда отказывают другие способы решения проблемы - вот сфера религии.
Р. Белл отмечает такую существенную деталь религии, как ее обращенность к самым общим проблемам человеческого бытия: она основывается не на конкретном чувственном опыте отдельного человека, а включает в себя обобщенные, символические характеристики бытия. Поэтому, как и любая другая система ценностей, религия обладает обобщенным, рефлексирующим содержанием.
Эта особенность религиозных идей и символов придает им особый авторитет и власть над людьми, способствуя интеграции и консолидации общества.
Что
касается социологического определения
религии, то вышеприведенные рассуждения
дают основание отнести ее к одному
из главных компонентов культурной
системы, связанной с фундаментальными,
жизненно важными для общества ценностями,
определяющими смысловое
Своеобразную культурологическую трактовку религии предлагает
Т. Парсонс. Исходя из разработанной им информационно-кибернетической модели системы человеческих действий, в соответствии с которой функционирование социокультурных систем определяется взаимосвязями (прямыми и обратными) четырех подсистем - биологического организма, личности, социальной и культурной систем - он так трактует религию:
"В
социокультурной сфере то, что
обычно называют религией, находится
на самом высоком уровне
Культурологический
подход к пониманию сущности религии
широко распространен в западной
социологии, он имеет под собой
определенный исторический фундамент,
но его защитники не принимают
во внимание социальную эволюцию религии,
которая привела к заметному
ослаблению позиций религии в
обществе. В системе современной
культуры научное знание, в не меньшей
мере, чем религиозное, определяет смысл
и значение многих видов человеческой
деятельности. Односторонность
Институциональный подход к изучению религии предполагает анализ эволюции института религии на различных ступенях развития общества. Ввиду чрезвычайной сложности указанного вопроса, ограничимся описанием основных типов религиозных верований. Исторически первичными формами религии являлись фетишизм, тотемизм и магия, существовавшие в первобытных обществах. При господстве фетишизма объектом религиозного поклонения выступал какой-то конкретный объект, растение, животное, наделяемые мистическими и сверхъестественными свойствами, Предполагалось, что обладание этим объектом приносит удачу в жизни, предохраняет от опасностей и невзгод. Тотемизм отличается от фетишизма тем, что тотем выступает в качестве коллективного религиозного объекта. Первобытные люди полагали, что тотем обладает мистической силой, способствующей сохранению первобытной общины. Магия представляла собой колдовские обряды и заклинания, посредством которых стремились воздействовать на различные события окружающего мира с тем, чтобы изменить их в желательном направлении.
Вступление
человечества в эпоху цивилизации
знаменовалось возникновением гораздо
более сложных типов
Другим известным типом религиозных верований выступает монотеизм, возникший в процессе формирования трех главных мировых религий: буддизма (VI-V вв. до н.э.), христианства (1 в.) и ислама (VII в.). Для них характерно стремление объединить в одной вере людей различных социальных групп, государств и национальностей. Монотеизм означает веру в единого бога как высшее духовное существо, хотя в трех мировых религиях существуют разнообразные вариации в отправлении религиозного культа и толковании единобожия. В христианстве, например, бог един в трех лицах (ипостасях): Бог-отец, Бог-сын и Бог-святой дух.
Как уже было сказано ранее, рассмотрение религии в качестве социального института предполагает ее теоретическое описание в терминах социальной системы, точнее, подсистемы социального целого.
С социологической точки зрения институт религии, подобно другим социальным организациям, может быть представлен как система философской верой двух взаимосвязанных уровней:
1)
ценностно-нормативной модели, включающей
в себя совокупность верований,
2)
структуры поведенческих
Ценностно-нормативный
уровень религии представляет собой
сложную совокупность верований, символов,
ценностей, моральных заповедей, которые
содержатся в священных текстах
и писаниях. В христианской религии,
например, источником ценностей и
знания выступает Библия, в мусульманстве
- Коран и т.п. Эти священные
тексты являются для верующих источником
знаний о мире, природе, космосе, человеке
и обществе. Эти знания тесно переплетаются
с художественно-образным, подчас фантастическим
изображением земной жизни.
Своеобразие религиозных понятий и идей заключается в том, что они оказывают сильное воздействие на психику и эмоции верующих, порождая у людей чувства радости, надежды, скорби, греховности, смирения, наряду с чувством любви к Богу, которое в совокупности с остальными формирует у верующего особое "религиозное чувство".
Религиозные
верования и знания могут быть
рассмотрены как ценностные системы,
занимающие особое место в духовной
культуре общества, поскольку они
определяют смысл и значение предельных
состояний человеческого бытия,
о которых говорилось выше. Наряду
с этим они включают в свое содержание
моральные ценности и установки,
как правило, аккумулирующие в себе
выработанные веками нормы и правила
человеческого общежития. Содержат
они и гуманистическую
Исключительно
важная роль в ценностно-нормативной
системе религии принадлежит
религиозной символике, такой как
крест и распятие Христа, само церковное
строение, символизирующее устремление
верующих ввысь, ближе к Богу, алтарь
в храме, иконы и т.п. Все религиозные
действия, связанные с отправлением
религиозного культа, проведение церковной
службы и молитвы, различные обряды
и празднества обязательно
Характерной
особенностью религиозных образцов
поведения и действия, резко отличающей
их от нормативных образцов поведения
в других сферах человеческой деятельности,
является преобладание в них эмоционально-
Это
дает основание относить "религиозное
действие" к типу нелогичного, нерационального
социального действия, которое в
значительной мере связано с эмоционально-