Центральное
место в религиозной деятельности
принадлежит отправлению культа,
содержание которого определяется религиозными
идеями, верованиями, ценностями. Именно
благодаря культовым действиям
формируется религиозная группа.
К культовым действиям относятся
религиозные обряды и церемонии,
проповеди, молитвы, богослужения и
т.п. Культовые действия рассматриваются
верующими как акт непосредственного
взаимодействия, контакта со священными
объектами или божественными
силами, которым они поклоняются.
Различают два основных вида культовых
действий:
1)
магическое (колдовское);
2)
умилостивительный культ.
Магические
элементы присущи любой религии,
как уже отмечалось, они занимали
большое место в первобытных
религиях. В мировых религиях магические
действия наполнились новым содержанием
и оказались подчиненными умилостивительному
культу. Значение последнего заключается
в том, что верующие в ходе совершения
культового действия обращаются к объектам
поклонения с различными просьбами
и пожеланиями, относящимися к личным
судьбам верующих и событиям, происходящим
в окружающем мире. В любой достаточно
развитой религиозной организации существует
особая группа лиц (жрецы, священнослужители
и т.п.), которые выступают посредниками
между божественными, священными силами
и объектами, и группой верующих.
В первобытных религиях культовые
действия, как правило, совершались
коллективно, с участием всех
взрослых членов рода или племени.
В более развитых религиозных
системах разрешается индивидуальная
культовая деятельность, как например,
молитва верующего у себя дома.
Важную
роль в социологическом исследовании
религии отводят изучению структуры
религиозной организации, Последний
термин может использоваться как
в широком смысле слова, когда
она отождествляется с социальной
системой, и в узком - когда под
организацией понимают внутреннее устройство
религиозных общин и способы
управления, руководства ими. Именно
в этом смысле слова термин "религиозная
организация", наряду с понятиями
"религиозного сознания" и "религиозного
культа" использовался для описания
и анализа природы религии
в марксистской социальной философии.
Основной
формой современной религиозной
организации выступает церковь.
Это такое объединение верующих,
в котором придерживаются одного
вероисповедания (или какой-то его
ветви, как например, православная или
католическая церковь.) В качестве институционализированной
социальной организации деятельность
церкви находится в определенных
официально-правовых отношениях с государственными
органами. Церковь претендует на универсализм,
на то, чтобы распространить влияние
своего вероучения на все общество.
Как известно, в эпоху средневековья
католическая церковь в Европе оспаривала
политическую власть у королей и
императоров.
В
церковной организации выделяются
две основные социальные группы:
1)
клир - служители церкви, священники;
2)
миряне - рядовые члены церкви.
Священнослужители,
таким образом, представляют особую
статусную группу, призванную обеспечивать
отправление религиозного культа и
контролировать деятельность церковного
прихода, местной религиозной общины.
Управленческую деятельность в церковной
организации осуществляют священнослужители
высшей иерархии - епископы, патриархи
и др. Надо отметить, что не все
религиозные объединения признают
необходимость церковной иерархии.
Баптисты, например, отрицают деление
верующих на клир и мирян, считая, что
каждый верующий обладает способностью
совершать богослужение, то есть быть
священником.2
С
социологической точки зрения можно
выделить четыре основные функции религии
в обществе:
1)
интегративную;
2)
регулятивную;
3)
психотерапевтическую;
4)
коммуникативную.
Первые
две функции непосредственно
относятся к деятельности религии
в качестве института культуры, поскольку
они присущи ценностям и нормам,
входящим в содержание культуры как
системы.
Интегративная
функция религии была достаточно полно
раскрыта Э. Дюркгеймом, который, изучая
первобытные религии аборигенов Австралии,
обратил внимание на то, что религиозный
символизм, религиозные ценности, обряды
и обычаи способствуют социальной сплоченности,
обеспечивают устойчивость и стабильность
первобытных обществ.
Принятие
определенной системы верований, символов,
согласно Дюркгейму, включает человека
в религиозную моральную общность
и служит интегративной силой, сплачивающей
людей.3
Регулятивная
функция религии заключается в том, что
она поддерживает и усиливает действие
принятых в обществе социальных норм поведения,
осуществляет социальный контроль, как
формальный - через деятельность церковных
организаций, могущих поощрять или наказывать
верующих, так и неформальный, осуществляемый
самими верующими в качестве носителей
моральных норм по отношению к окружающим
людям. В сущности, эту функцию религии
можно было бы назвать нормативной, ибо
любая религия предписывает своим приверженцам
определенные стандарты поведения, обусловленные
господствующими религиозными ценностями.
Психотерапевтическая
функция религии. Сферой ее действия выступает,
в первую очередь, само религиозное сообщество.
Давно было замечено, что различные религиозные
действия, связанные с отправлением культа
-богослужения, молитвы, ритуалы, обряды
и т.п. - оказывают успокоительное, утешительное
воздействие на верующих, придают им моральную
стойкость и уверенность, предохраняют
от стрессов.
Коммуникативная
функция, как и предшествующие, имеет значение,
в первую очередь, для самих верующих.
Общение развертывается для верующих
в двух планах: в плане общения их с богом
и "небожителями", и в плане их общения
друг с другом.
"Богообщение" считается высшим
видом общения и в соответствии
с этим общение с "ближними"
приобретает характер второстепенности.
Важнейшим средством общения
выступает культовая деятельность
- богослужение в храме, общественная
молитва, участие в таинствах,
обрядах и т.п. Языком общения
служит религиозная символика,
священные писания, ритуалы.
Указанные
четыре функции религии как социального
института носят универсальный
характер, проявляются в любом
типе религиозной практики.4
Таким
образом, на основе всего вышесказанного
можно сделать вывод, что религия
как социальный институт – это
организованное объединение людей,
выполняющих определенные социально
значимые функции, обеспечивающие совместное
достижение целей на основе выполняемых
членами своих социальных ролей,
задаваемых социальными ценностями,
нормами и образцами поведения.
3. Роль
религии в развитии
искусства
В содействии с искусством религия обращается
к духовной жизни человека и по-своему
интерпретирует смысл и цели человеческого
бытия.
Искусство
и религия отражают мир в форме
художественных образов, познают истину
интуитивно, методом озарения. Они
немыслимы без эмоционального дела
человека к миру, без его развитой
образной фантазии. Но у искусства
есть более широкие способности
образного отражения мира, выходящие
за пределы религиозного сознания.
Исторически
взаимодействие искусства и религии
осуществлялось следующим образом.
Для первобытной культуры была характерна
нерасчлененность публичного сознания,
поэтому в древности религия,
представлявшая собой сложное переплетение
тотемизма, анимизма, фетишизма и
магии, была слита с первобытным
искусством и моралью, все совместно
они явились художественным отражением
природы, окружающей человека, его трудовой
деятельности (охоты, земледелия, собирательства).
поначалу, разумеется, возник танец, представлявший
собой волшебные телодвижения, имеющие
целью задобрить либо устрашить
духов. Потом родилась музыка и мимическое
искусство. Из эстетической имитации действий
и результатов труда равномерно
развилось изобразительное искусство,
направленное на умилостивление духов.
Большое влияние религия оказала на античную
культуру, одним из частей которой явилась
древнегреческая мифология. Из легенд
мы узнаем об исторических событиях того
времени, о жизни общества и его проблемах.
Так, гомеровский эпос считается принципиальным
первоисточником в исследовании древнейшего
периода греческого общества, о котором
нет остальных свидетельств.
Древнегреческие легенды послужили
почвой для возникновения античного
театра. Прообразом театральных представлений
были празднества в честь популярного
и любимого в Греции бога Диониса.
Во время празднеств выступали хоры наряженных
в козьи шкуры певцов, которые исполняли
особенные гимны — дифирамбы (от греч.
dithyrambos — песня козлов). Из них и появилась
позднее греческая катастрофа. Из сельских
празднеств с шуточными песнями и плясками
родилась трагическая комедия. Древнегреческая
мифология оказала огромное влияние на
культуру многих современных европейских
народов. К ней обращались Леонардо да
Винчи, Тициан, Рубенс, Шекспир, Моцарт,
Глюк и многие остальные композиторы,
писатели и живописцы.
Библейские легенды, в том числе
основной миф о богочеловеке
Иисусе Христе, были самыми притягательными
в искусстве. Живопись веками жила трактовками
рождества и крещения Христа, тайной вечери,
распятия, воскрешения и вознесения Иисуса.
На полотнах Леонардо да Винчи, Крамского,
Иванова. Христос представлен как высший
идеал Человека, как идеал чистоты, любви
и всепрощения. Таковая же нравственная
доминанта преобладает в христианской
иконописи, фресках, храмовом искусстве.
Храм — это не лишь место
богослужения, это — крепость, знак
силы и независимости страны (города),
исторический монумент. Так, самая
старая церковь в Ленинградской
области — церковь св. Георгия в Старой
Ладоге — была Построена в честь победы
над шведами, осадившими Ладогу в 1164 г.,
И посвящена святому Георгию, покровителю
ратных дел. Храмы, являясь культовыми
сооружениями, имели огромное культурное
значение: в них воплотилась история страны,
традиции и художественные вкусы народа.
Для
каждого храма древнерусские
профессионалы находили свое единственное
архитектурное решение. Умея точно
выбрать наилучшее место в
ландшафте, они добивались его гармоничного
сочетания с окружающей природой,
что усиливало выразительность
храмовых сооружений. Примером может
служить самое поэтичное творение
древнерусского зодчества — церковь
Покрова в излучине реки Нерли
на Владимиро-Суздальской земле.
Религия, являясь богатым, многовековым
пластом мировой культуры, оказала
большущее влияние на литературу.
Она оставила миру Веды, Библию
и Коран.
Веды – это широкий фонд
идей, ценнейший источник древнеиндийской
философии и разных знаний. Тут
речь идет о творении мира,
вводятся многие понятия (космология,
теология, гносеология, глобальная
душа и др.), Определяются практические
пути преодоления зла и страдания,
обретения духовной свободы. Отношение
к Ведам определило авторитет,
и обилие древнеиндийских философских
школ (веданты, сакхи, йоги и
др.). На почве Вед появилась
и вся древнейшая индийская
культура, подарившая миру Махабхарату
и Бхагавадгиту — одну из более фаворитных
частей Махабхараты, где речь идет о нравственном
аспекте индуизма, о внутренней свободе,
о добре, зле и справедливости. Тут же развивается
учение о йоге как системе практического
совершенствования тела, души и духа.
Библия
является монументом древнееврейской
литературы (Ветхий завет)
и раннехристианской
литературы (Новый завет).
В Ветхий
завет включены хроникально-законодательные
книги, сочинения народных проповедников,
а также собрания текстов, относящихся
к разным поэтическим и прозаическим
лаврам — религиозная лирика, размышления
о смысле жизни (книги Иова и Экклезиаста),
сборник афоризмов
(книга
Притчей Соломона), свадебные песни,
любовная лирика (книга "Руфь" и книга
"Есфирь" ).
В Библии
нашли отражение жизнь народов
старого Средиземноморья — войны,
соглашения, деятельность царей и
полководцев, быт и нравы того
времени. Поэтому Библия является одним
из огромнейших памятников мировой
культуры и литературы. Без знания
Библии многие культурные ценности остаются
недоступными. Огромную часть художественных
полотен эры классицизма, русскую иконопись
и философию нереально понять без знания
библейских сюжетов.
Коран включает в себя исламское
учение о судьбах мира и
человека, содержит собрание обрядовых
и юридических установлении, назидательных
рассказов и притч. В Коране
представлены древнеарабские обычаи,
арабская поэзия, фольклор. Литературные
достоинства Корана признаны
всеми знатоками арабского языка.
Роль религии в истории мировой
культуры заключалась не лишь
в том, что она даровала человечеству
"священные" книги — источники мудрости,
доброты и творческого вдохновения. Религия
оказала большое влияние на художественную
литературу различных государств и народов.
Возьмем, к примеру, христианство и русскую
литературу. Потеряв ориентиры в суетном
мире, в хаосе относительных ценностей,
российские авторы издавна стали обращаться
к христианской морали и позже к виду Христа
как эталону данной морали.