В
древнерусской литературе (в житиях
святых) подробно обрисовывали жизнь
святых, подвижников, праведников- князей.
Христос еще не выступал в качестве
литературного персонажа: очень
значительны были священный трепет
и благоговейное отношение к
виду спасателя.
В
литературе XIX в. Христа тоже не изображали,
но в ней возникают виды людей
христианского духа и святости: у
Ф. М. Достоевского — князь Мышкин в романе
"Идиот", Алеша и Зосима в "Братьях
Карамазовых";
у Л. Н.
Толстого — Платон Каратаев в "Войне
и мире". Как это ни феноменально, литературным
персонажем Христос в первый раз стал
в русской литературе.
А.
Блок в поэме "Двенадцать" впереди
объятых ненавистью и готовых на погибель
людей поставил Христа, образ которого,
разумеется, символизирует надежду людей
на очищение и покаяние хотя бы когда-нибудь,
в будущем. Позже Христос покажется в романе
М. Булгакова "Мастер и Маргарита"
под именованием Иешуа, у Б. Пастернака
— в "Докторе Живаго", у Ч. Айтматова
— в "Плахе", у А. Домбровского —
в "Факультете ненужных вещей".
Писатели обратились к виду
Христа как эталону нравственного
совершенства, спасителю мира и
человечества. В виде Христа писатели
узрели и то общее, что выпало
на его долю и что переживает
наша эра: предательство, преследование,
неправый трибунал. В таковой
обстановке человек утомился
жить и изверился. Обесценивая
жизни, ужас перед смертью породили
в его психике трусость, лицемерие,
покорность, предательство.
Когда
люди теряют духовные ориентиры, порывают
с вечными ценностями и начинают
жить лишь сиюминутными неувязками, заботясь
о еде, одежде, жилье, тогда культура
и общество неизбежно оказываются
в упадке. Так было на закате античности,
так было в конце прошедшего века,
так происходит и сейчас. Выход
из тупика — в нравственном возрождении
людей, которое постоянно совершалось
на духовной, в том числе религиозной
базе.