Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 21:08, реферат
Римская культура является составной частью античной. Во многом, опираясь на греческую культуру, римская культура смогла развить некоторые её достижения, внести нечто новое, присущее только римскому государству. Во время своего наивысшего расцвета Древний Рим объединял все Средиземноморье, включая Грецию, его влияние, его культура распространялась на значительную часть Европы, Северную Африку, Ближний Восток и др. Сердцем этого огромного государства была Италия, расположенная в самом центре Средиземного мира.
Введение…..………………………………………………………………..3
1.Этрусская культура……………………………………………………..4
2. Царский период…………………………………………………………6
2.1 Легенда о Ромуле и Реме……………………………………………..6
2.2 Религия………………………………………………………………...7
3. Период республики…………………………………………………….9
3.1 Ранняя Республика……………………………………………………9
3.2.Поздняя Республика…………………………………………………10
4.Период империи………………………………………………………...16
4.1.Ранняя империя……………………………………………………….16
4.2.Поздняя империя…………………………………………………….19
Заключение………………………………………………………………..22
Список литературы………………………
Немного позже творил ещё один знаменитый римский поэт – Овидий (43 до н.э. – 18 н.э.). Особой известностью среди его произведений пользуются «Метаморфозы» - поэма, в которой излагаются греческие мифы о превращениях богов и героев. Умная, ироничная, полная горьких упрёков судьбе поэзия Овидия оказала большое влияние на литературу Средневековья и Возрождения:
Нужда
часто порождает
Римская литература I – II вв. н.э. представлена целым созвездием имён: писателями Апулей (II в.), автор авантюрно-аллегорического романа «Метаморфозы, или Золотой осёл»; Плутарх (ок. 46 – ок. 119), знаменитый «Сравнительными жизнеописаниями» выдающихся греков и римлян; сатирики Ювенал (ок. 60 – ок.127), Петроний (? – 66), Лукиан (ок. 120 – ок. 190).
В эпоху ранней империи расцвета достигает римская историография. Титу Ливию (59 до н.э. – 17 н.э.) принадлежит труд «История Рима» от основания города до 9г. н.э. Крупный римский историк Тацит (ок. 55 – ок. 120) – автор работ «Анналы», «История», «Германия». В этот период были созданы фундаментальные труды по римской и всемирной истории, однако крупный недостаток историографии этого времени – её явная ориентация на прославление империи [4,с.128].
В
период принципата во многих городах
империи развивается крупное
строительство – создаются
В конце II в. н.э. в Римской империи начинается кризис, который в III в. охватывает всё государство и носит всеобъемлющий характер. Его наиболее ярким проявлением были частая смена императоров, отпадение провинций, появление в различных частях империи самостоятельных правителей. Характерными признаками кризиса античной культуры являются низкий уровень грамотности, огрубление нравов, пессимизм, широкое распространение христианства.
С
III в. античное направление в архитектуре
не создаёт уже ничего нового, совершенная
портретная скульптура сменяется более
грубой, снижается техническое мастерство.
4.2
Поздняя империя
В период поздней империи (конец III – конец V вв.) изменяется форма римского государства: принципат уступает место доминату – неограниченной монархии восточного типа, лишённой всяких республиканских признаков. С установлением домината ситуация в империи несколько нормализуется, однако центробежные силы продолжают действовать, и в 395 г. империя окончательно распадается на Западную с центром в Риме и Восточную с центром в Константинополе (греческий Византий).
История культуры позднего античного периода проходит в борьбе разлагающейся античной традиции с новыми, христианскими, принципами.
Христианство возникает на основе распространённой в восточных провинциях римской империи идеи ожидания мессии – спасителя. В своём дальнейшем развитии оно воспринимает элементы восточных религий и культов, эллинистической философии и социальных утопий. В центре христианской системы находилось убеждение, что в лице Иисуса Христа сын божий воплотился в человеке. Образ мессии – Христа первоначально упоминался в самой общей форме и лишь несколько позже, в конце I в. и в первой половине II в. н.э., появились жизнеописания основоположника новой религии – Евангелия¹.
_______________
¹Евангелия (от греч. euangélion – благая весть) – раннехристианские сочинения, повествующие о земной жизни Иисуса Христа. Авторы Евангелий – апостолы или их ученики. Время написания – 2-я пол. I в. – нач. II в. н.э.
В этот, первый, период своего существования христианство вызывало лишь подозрение и неприязненное отношение со стороны имперских властей, в середине III в. оно было запрещено, начались преследования христиан по всей Римской империи. Однако уже в 313 г. император Константин (272 – 337) издал в Медиолане (современный Милан) эдикт, который разрешил христианам свободно исповедовать свою религию, строить храмы, занимать общественные должности. Таким образом, христианство было признано равноправной религией и постепенно превратилось в государственную. В 325 г. Константин созвал в Нике первый Вселенский собор, принявший христианский символ веры. Во второй половине IV в. был окончательно сформирован Новый завет, в состав которого вошли четыре Евангелия (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна), деяния апостолов, Послания, а также Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис). Тогда же начинается разгром языческих храмов, запрещаются Олимпийские игры. Особо следует отметить, что торжество христианской религии сопровождалось гибелью многих памятников античной культуры.
В эпоху поздней античности христианская литература, расширяя и усложняя христианское вероучение, закладывала основы средневековой схоластики и богословия. И хотя в это время ещё творили такие поэты, как Авзоний (ок. 310 – ок. 395) и Клавдиан (ок. 375 – после 404), и такой выдающийся историк, как Аммиан Марцеллин (ок. 330 – ок. 400), но они все, же подражали старым образцам и чрезмерно увлекались внешней формой.
В
IV в. начинают строить христианские храмы
– базилики. Форма и название их были заимствованы
от более ранних античных базилик, являвшихся
административными и судебными здания.
Наряду с базиликами в раннехристианское
время сооружались культовые здания центрического
типа, в которых нашли своё дальнейшее
развитие античные традиции круглого
храма.
Новые художественные черты яснее всего выступают в христианской живописи. В росписях катакомб¹ наглядность изображения, стремление донести до зрителя содержания становится важнее, чем пропорциональная разработка фигур, соблюдение масштабности.
Восточная
Римская империя продолжала существовать
до 1453 г. как Византийская империя, культура
которой стала продолжением греческой,
но в христианском варианте. Западная
Римская империя прекратила своё
существование в 476 г., когда был
низложен последний император. Этот
год традиционно считается
__________________
¹Катакомбы (лат.
coemeteria - кладбище) – подземные искусственного
или естественного происхождения сооружения,
использовавшиеся для погребения христиан
и иудеев.
Заключение
Культурное наследие Древнего Рима не погибло, его влияние прослеживается во многих европейских языках, в научной терминологии, архитектуре, литературе.
Многие памятники римской культуры сохранились до наших дней. Латинский язык на протяжении Средневековья и Нового времени был языком всех образованных людей. До сих пор он используется в научной терминологии, особенно в медицине, биологии, юриспруденции, а также в естественных и общественных науках. На основе латинского языка возникла целая группа романских языков, на которых говорят народы значительной части Европы. Римская архитектура, опиравшаяся на греческие каноны, стала основной европейской архитектуры эпохи Возрождения и Нового времени. К числу самых выдающихся достижений римлян относится созданная ими правовая система, сыгравшая решающую роль в дальнейшем развитии юридической мысли. И, наконец, именно Древний Рим явился колыбелью христианства – религии, объединившей все европейские народы и в огромной степени, повлиявшей на судьбы человечества.
Римская культура с её развитыми представлениями о целесообразности вещей и поступков, о долге человека перед собой и государством, о значении закона, справедливости в жизни общества смогла дополнить греческую культуру с её стремлением к познанию мира, развитым чувством меры, красоты, гармонии, ярко выраженным игровым элементом. Синтез этих двух культур и создал неповторимую античную культуру, ставшую основой европейской культуры.
Список
литературы