Русская культура ХIХ века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 17:40, контрольная работа

Описание

Целью данной контрольной работы является исследование культуры нашей страны в XIX веке.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Обобщить научную литературу по культуре России в XIX веке
2.Обозначить общественно-политические условия культурного развития России в анализируемый период
3.Проанализировать мировоззренческие искания русской интеллигенции.

Содержание

Введение
1. Общественно-политические условия культурного развития России в ХIХ в
2. Мировоззренческие искания русской интеллигенции. Западники славянофилы. Революционный демократизм и либерализм как выражение культуры русского просвещения
2.1. Западничество. Сущность и основные идеи
2.2. И.В.Киреевский: критика западного рационализма.
2.3. Славянофильство. Сущность и основные идеи
3. Основные художественные стили и достижения в области литературы и искусства
3.1 Российская музыкальная культура
3.2 Живопись в XIX веке: «академик» и «передвижник»
3.3 Архитектура и градостроительство
3.4 «Золотой век» русской литературы
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

-1-1культурология.doc

— 138.00 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный  экономический университет»

 

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: Культурология

по теме: РУССКАЯ КУЛЬТУРА ХIХ в.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: студент(ка)

Направление__________

Профиль

группа__________

Ф.И.О ______________

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Общественно-политические  условия культурного развития России в ХIХ в

2. Мировоззренческие  искания русской интеллигенции.  Западники славянофилы. Революционный  демократизм и либерализм как  выражение культуры русского просвещения

2.1. Западничество.  Сущность и основные идеи

2.2. И.В.Киреевский: критика западного рационализма.

2.3. Славянофильство.  Сущность и основные идеи

3. Основные художественные  стили и достижения в области  литературы и  искусства

3.1 Российская музыкальная культура

3.2 Живопись в  XIX веке: «академик» и «передвижник»

3.3 Архитектура  и градостроительство

3.4 «Золотой век»  русской литературы

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В наше время  резких экономических и социальных перемен культура стала одной из главнейших потребностей духовной жизни общества.

Обращение к  национальным культурным корням является не только данью памяти по отношению  к великому прошлому, но и дает основание  для размышления о настоящем. В. Брюсов писал о культурном наследии наших предков: «Их знания, их навыки, самые их предрассудки окажутся ценными, если их подвергнуть внимательному анализу; знание должно использовать, навыки брать на образец, предрассудки исследовать, так как они являются органическими элементами одной культуры и предостерегут от аналогичных предрассудков новой».

XIX век занимает  особое место в истории русской  культуры. Это время подъема отечественного  просвещения, величайших научных  достижений, блестящего расцвета  всех видов искусства. В этот период были созданы художественные ценности, имеющие непреходящее значение.

Историко-культурный материал эпохи огромен. История русской  культуры является неотъемлемой частью прошлого нашей родины. Изучение культурного  процесса, особенностей духовной жизни и бытовых традиций значительно обогащает наше представление об определенном этапе исторического развития. В то же время постижение культурного наследия столь же необходимо и в современной жизни. Историко-культурная тематика становится одним из определяющих факторов идеологической сферы, приобретая особое значение в период того мировоззренческого вакуума, который образовался за последние годы.

Несмотря  на значимость историко-культурной проблематики советская историография выбранной  мною темы отличается некоторой односторонностью. При обилии монографий по различным аспектам художественной жизни количество обобщающих работ сравнительно не велико. Это относится прежде всего, к одному из самых блестящих периодов в истории русской культуры - XIX веку. Если в истории культуры X-XVII веков и XVIII века существуют пособия и монографии, соответствующие современным представлениям о развитии отечественной культуры, то по истории культуры XIX века их значительно меньше, кроме того, часть исследований концептуально устарела. Как отмечается в современной критике, одной из распространенных тенденций таких работ является «сведение курса истории культуры к курсу социально политической истории, иллюстрированной примерами культурно-исторического содержания». В связи с этим в исследованиях последнего времени, наряду со стремлением отойти от вульгарно-социологических и политических схем историко-культурного развития, наметились, с одной стороны, разработки культурологического плана, с другой - обращение к непредвзятому анализу богатого материала истории русской культуры. Настоящая работа примыкает к последнему направлению.

Целью данной контрольной  работы является исследование культуры нашей страны в XIX веке.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.Обобщить научную  литературу по культуре России  в XIX веке

2.Обозначить  общественно-политические условия  культурного развития России  в анализируемый период

3.Проанализировать  мировоззренческие искания русской интеллигенции. 

Выявить отличия  между Западниками и славянофилами.

4.Выявить основные художественные стили и достижения России в области литературы  и искусства в XIX веке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ  УСЛОВИЯ КУЛЬТУРНОГО  РАЗВИТИЯ РОССИИ  В ХIХ В.

В начале XIX века в Российской империи проживало 37,4 млн. человек, из них крестьяне составляли более 90%, а дворяне - менее 2%. Однако по-прежнему именно дворяне определяли в основном характер и уровень развития русской культуры. Особенно отчетливо это проявилось в первой половине XIX века. Во второй половине столетия, однако, важную роль в науке и искусстве наряду с дворянством начинает играть розничная интеллигенция. Это стало следствием тех глубинных социально-политических и экономических процессов, которые происходили в жизни российского общества.

Всю историю российской культуры XIX века можно поделить на первую половину века (предреформенная Россия) и вторую половину века (пореформенная Россия).

На общественно - культурную жизнь России XIX в. огромное влияние оказали два события  в истории страны - Отечественная война 1812 г. и движения декабристов. Они сыграли определяющую роль в развитии общественного сознания, повлияли на политику правительства в сфере культуры. Эти события не прошли бесследно для многих областей художественной культуры.

Эпоха 1812 г. - важный этап в развитии национального самосознания. Общая  идейная атмосфера предвоенных  лет и периода Отечественной войны вызвала небывалый патриотический подъем в стране. Успешное завершение в войне воспринималось современниками как, национальная победа, предотвратившая иноземное порабощение. «Война 1812 г. пробудила народ русский к жизни и составляет важный период в политическом его существовании». «1812 г. - эпоха, с которой начиналась новая жизнь для России и дело не только во внешнем величии и блеске, но прежде всего во внутреннем развитии в обществе гражданственности и образования, которые были результатом этой эпохи».

С ростом национального  самосознания связан интерес к собственной  истории, особенно возросший в это  время. Фактом огромного культурного значения стала «История государства Российского» Н. М. Карамзина, первые 8 томов которой увидели свет в 1818 г. Карамзин стал первым историком, которого стада читать публика.

Эпоха 1812 г. породила также довольно широкое распространение  религиозных исканий среди части светских и духовных деятелей в России. Правительство в лице Александра I придерживалось в это время в своей конфессиональной политике принципа веротерпимости ко всем религиям наравне с православием.

Еще при Павле I была разрешена деятельность Ордена иезуитов, стремившихся к распространению католицизма в России. Александр I покровительствовал миссионерской деятельности Британского библейского общества, занимавшегося распространением Библии. В декабре 1812 г. была разрешена деятельность петербургского Библейского общества. В это время Библия издавалась на русском, французском языках, языках народов России (прежде тексты Библии существовали только на церковнославянском языке).

Однако претензии  Библейского общества выступать  в роли верховного арбитра в вопросах религии, вмешаться вдела православной церкви вызывали недовольство и протест со стороны и церковных иерархов, и некоторых политических деятелей (А. А. Аракчеева, архимандрита Фотия, А. С. Шишкова и др.). В изменившейся ситуации, в 1826 г., Библейское общество прекратило свое существование. Несколькими годами ранее была запрещена деятельность иезуитов в России (1820 г.), по распоряжению правительства закрыты масонские ложи (1822 г.).

Выступление дворянских революционеров в декабре 1825 г. было, несомненно, важной вехой в общественно- культурной жизни страны. Стремление осмыслить и понять идеи дворянских революционеров, принять или отвергнуть их способствовало активизации духовной жизни интеллектуальных слоев русского общества, появлению новых ориентиров в официальной идеологии.

Для общественной мысли XIX в. принадлежность России к  Западной Европе была фактом очевидным. Теперь, после событий 14 декабря 1825 г., осознание этой духовно- интеллектуальной связи стало восприниматься резко  критически со стороны официальных властей. В правительственных документах (Манифест 13 июля 1826 г., «Донесение следственной комиссии») декабризм объявлялся «заразой, принесенной извне», а противопоставление России Западной Европе возводилось в принцип официальной идеологии. Мысль о превосходстве самодержавной, православной России над «гниющим» Западом стала одной из составных частей теории официальной народности. В социально - экономической жизни страны во второй четверти XIX в. все более определенно обозначались процессы, свидетельствовавшие о кризисе феодально - крепостнической системы, дальнейшем развитии капиталистического уклада, углублении социальной дифференциации.

Массовое применение техники, связанное с промышленным переворотом, т.е. переходом мануфактуры  в фабрику, было качественно новым моментом в развитии производительных сил. К этому времени относится зарождение отечественного машиностроения. На заводах изготовлялись паровые двигатели, рабочие машины и механизмы, главным образом для технических предприятий. В 1831 г. В России возникло первое механическое заведение для производства сельскохозяйственных машин.

Паровые двигатели  стали использоваться на транспорте. В1815 году на Неве появился первый пароход. С конца 1830-х годов началось железнодорожное  строительство. Открытое в 1851 г. железнодорожное сообщение между Москвой и Петербургом имело большое значение для развития внутренних экономических связей.

Идеи национальной самобытности, используемые официальной  идеологией, стали применяться в  культурной политике правительства, прежде всего по отношению к системе образования и просвещения. Для ограждения России от потрясений Западной Европы и их последствий предполагалось «умножать, где только можно, число умственных плотин». Так считал министр народного просвещения С. С. Уваров в начале 1830-х годов.

Уже в последнее  десятилетие царствования Александра I в школьном образовании усилилось  влияние церкви и религии. В 1817 г. было создано Министерство духовных дел и народного просвещения  во главе с С.Н. Голицыным - председателем петербургского Библейского общества. В 1819 г. во всех российских университетах учреждались кафедры «богопознания и христианского учения» вводился курс богословия. В XVIII в. отсутствие богословия в учебном плане Московского университета отличало его от других европейских университетов. В начальных школах было запрещено изучение книги «О должностях человека и гражданина», из курса уездных училищ исключены начала естественной истории и технологии, сократились курсы географии и истории.

Одним из средств борьбы с распространением в обществе прогрессивных идей становилась цензура. Изданный в 1826 г. цензурный устав получил у современников название «чугунного». Цензор мог по своему усмотрению сокращать текст, заменять слова и выражения. С этого времени вплоть до конца николаевского царствования усиливалось открытое гонение на передовую литературу и журналистику, а годы, последовавшие за революционными событиями 1848 г. в Западной Европе, получили печально известное название «эпохи цензурного террора». Запрещалось к изданию все, что в малейшей степени, по мнению властей, могло повредить существовавшим в России порядкам, «ослабить должное к власти почтение».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ  ИСКАНИЯ РУССКОЙ  ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ. ЗАПАДНИКИ  И СЛАВЯНОФИЛЫ.  РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ДЕМОКРАТИЗМ И ЛИБЕРАЛИЗМ КАК ВЫРАЖЕНИЕ КУЛЬТУРЫ РУССКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

Основной тенденцией развития русской культуры XIX века было противостояние двух линий (направлений), которые и сегодня сохранили  свою актуальность и привлекательность  в том или ином отношении. Одна из этих линий являет «славянофильство», другая - «западничество». Эти направления можно рассматривать как противостоящие друг другу мировоззрения, которые давали разные ответы на одни и те же самые вопросы: о старой феодальной и новой Европе, о старой допетровской и новой России и об отношении последней к Западу. Разница в ответах зависела от принятой каждой из сторон иерархии общественно-культурных ценностей.

2.1 Западничество.  Сущность и основные идеи

Сторонники европейского пути развития выступали за проведение политических и социальных реформ сверху, против революций. Они считали, что Россия пойдёт по европейскому пути развития, но в отличие от либералов полагали, что революционные потрясения неизбежны. До середины 1850-х годов революция была необходимым условием отмены крепостного права.

Спор славянофилов с западниками XIX век разрешил в  пользу последних. Причем проиграли  не только славянофилы (в середине века), проиграли и народники (к концу  столетия). Россия пошла тогда по западному, т.е. капиталистическому пути развития. XX век этот приговор можно сказать пересмотрел. Российский «эксперимент», основанный на западноевропейской модели прогресса, потерпел тяжелое поражение. Потому что уничтожили святая святых - общину, артель, назвав это «великим переломом», - по сравнению с которым «перелом», пережитый страной в эпоху Петра, был не более чем легкой коррекцией ее естественного развития.

2.2 И.В.Киреевский: критика западного рационализма

Информация о работе Русская культура ХIХ века